Душа Минны
Нафка минна ( арамейский : נפקא מינה, букв. «выходит из него») — талмудическая фраза, используемая в аналитических дебатах. Его часто используют во фразе Mai nafka minnah ? (מאי נפקא מינה), в котором спрашивается: «В чем практическая разница?»
Терминология
[ редактировать ]Вопрос «маи нафка минна» — это способ проверить разницу между двумя или более объяснениями данного закона путем исследования различных практических галахических правил , которые следуют из каждого объяснения. Другими словами, это означает «так чем же они отличаются на практике?»
Его контрастируют с вопросом be-mai peligei , который также означает «чем они различаются», но подразумевает, что эти два взгляда имеют одинаковые практические последствия и что различие заключается в интеллектуальном процессе, посредством которого они приходят (например, какой библейский стих является соответствующим авторитетом).
Пример
[ редактировать ]Примеров нафка минны имеется множество, как в еврейском законе, основанном на Талмуде , так и в любой ситуации, которая представляет несколько обоснований для конкретного пункта.
В начале субботней трапезы читается кидуш , после чего едят халу . Во время кидуша халу следует накрыть. [ 1 ] что привело к появлению на рынке коммерчески доступных чехлов для халы , которые часто красиво украшены вышивкой или другими рисунками. Есть три причины такой практики:
- В память о манне , покрытой росой . [ 2 ]
- Как механизм, позволяющий употреблять вино перед хлебом. [ 3 ] В еврейском законе благословения произносятся перед употреблением еды или питья, а когда приходится иметь дело с несколькими продуктами питания и напитками, существуют законы, оговаривающие, какие продукты должны предшествовать каким другим. Хлеб, как основной продукт питания, предшествует всем остальным продуктам питания, и фактически благословение, произносимое над хлебом, распространяется и на другие продукты питания (за некоторыми исключениями). Если бы хлеб мог оставаться открытым во время кидуша , его привилегированный статус был бы принижен (известный как кадима , буквально «приоритет» или «приоритет»), когда вино употребляется первым. [ 4 ]
- В знак уважения к субботним трапезам (יקרא דשבתא - букв. «драгоценность субботы »). [ 5 ] Идея накрыть халу основана на том, чтобы придать каждому блюду ощущение новизны и помпезности, позволяя ему «выйти на сцену». Поэтому каждое блюдо подается отдельно, а не все за столом в начале еды. Потому что хала на столе должна быть во время кидуша . [ 6 ] однако его хранят накрытым до тех пор, пока он не будет готов к подаче.
обычай накрывать халу Теперь, когда установлен вместе с тремя его причинами, можно задаться вопросом, какой будет нафка минна между этими тремя причинами: как будет происходить разница в практике в результате того, что одно обоснование будет доминировать над другим? Каждая из следующих пуль представляет собой отдельную нафка минну :
- накрыта Если хала из-за кадимы , халу можно открыть сразу после кидуша ; если из-за манны или чести, халу не следует открывать только потому, что кидуш закончился, а следует оставаться накрытой до тех пор, пока не будет произнесено хамоци (благословение над халой ).
- Кидуш не читается во время третьего приема пищи . Если халу накрывают из-за росы или чести, ее следует накрывать и во время третьего приема пищи; если из-за кадимы , то нет вина, которое нарушит последовательность благословений, и не нужно никакого прикрытия.
- Поскольку роса покрывала манну как сверху, так и снизу, хала должна быть покрыта и сверху, и снизу; [ 7 ] если из-за кадимы простая салфетка, накрытая халой . или чести, подойдет
- накрывается Если хала из-за кадимы следует накрывать только те продукты, которые предшествуют вину в последовательности благословений , то во время кидуша , или не подавать их на стол до окончания кидуша . Сюда входят только хлеб (имеющий благословение хамоци ) и пирог (имеющий благословение мезонос ); если укрытие связано с росой, то только халу нужно прикрыть ; если из-за чести даже фаршированную рыбу , салат из капусты и другие продукты на столе следует накрывать (или подавать к столу только тогда, когда начинается соответствующее блюдо). [ 8 ]
- Если кто-то совершает кидуш над халой (что не идеально, но, безусловно, разрешено, если у него нет вина), то не возникает вопроса о кадиме , а возможно, и о чести, и никакого прикрытия не требуется; если из-за росы, хала все равно должна быть накрыта.
Примирение
[ редактировать ]- На практике хлеб не распространяется, за исключением Шаббоса и еврейских праздников с ограничениями на работу, подобными Шаббату, поскольку хлеб, съеденный в будний день, не привязан к манне. Только в субботу , когда требуются два хлеба в память о двойной порции манны, поданной в пустыне в честь Шабата, мы связываем свой хлеб с манной, окутанной росой.
- Многие люди не накрывают остальные продукты на столе во время кидуша .
- Мишна Берура утверждает, что при совершении кидуша на халу следует положить руки на крышку халы до тех пор, пока не будет достигнуто фактическое благословение на хлебе, открыть халу и положить руки на саму халу для этого благословения, а затем вернуть халу и еще раз возьмите халу через крышку для заключительных слов кидуша . [ 9 ]
- Цитируя Арух Хашулхан , Шемират Шаббат Кехилхата утверждает, что, хотя «не принято накрывать халу во время третьего приема пищи », некоторые действительно накрывают ее, руководствуясь другими причинами. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Шломо Ганцфрид , Кицур Шулхан Арух , 77:8
- ↑ Шломо Ганцфрид , Кицур Шулхан Арух , 77:8
- ^ Шулхан Арух , Орах Хаим, Хилхот Шаббат 271:9 + связанная Мишна Берура
- ^ Шулхан Арух , Орах Хаим, Хилхот Шаббат 271:9, связана с Мишной Берура
- ^ Талмуд Песахим 100б, Тосафот шеейн
- ^ Иегошуа Нойвирт , Шемират Шаббат Кехилхата 47:24
- ^ Шулхан Арух , Орах Хаим, Хилхот Шаббат 271:9; связанная Мишна Берура
- ^ Это точка зрения раввина Гершеля Шахтера , рош-ешивы Университета ешивы .
- ^ Шулхан Арух , Орах Хаим, Хилхот Шаббат 271:9, связана с Мишной Берура
- ^ Иегошуа Нойвирт , Шемират Шаббат Кехилхата 56:7