Гранадская школа скульптуры
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Март 2010 г. ) |
Гранадская школа скульптуры или Гранадинская школа скульптуры — традиция христианской религиозной скульптуры в Гранаде , Андалусия , Испания — зародилась в 16 веке и к 17 веку сформировала собственную четкую традицию. Необычайная художественная деятельность Гранады эпохи Возрождения привлекла в этот город художников из разных регионов Испании и других частей Европы.
Гранадская школа началась с Диего де Силоэ , была развита специально Пабло де Рохасом и достигла кульминации с Алонсо Кано .
15 и 16 века
[ редактировать ]Готические скульптуры были привезены в Гранаду в эпоху католических монархов Фердинанда и Изабеллы. Хотя это были объекты поклонения, они не положили начало местной традиции скульптуры. Скорее, именно в эпоху императора Священной Римской империи Карла V (Карла I Испании) первоначальное ядро скульпторов собралось вместе, чтобы работать над скульптурами для Capilla Real . Могила католических монархов была работой итальянского скульптора Доменико Фанчелли ; могила Иоанны Кастильской и Филиппа I Кастильского работы Бартоломе Ордоньеса ; большой алтарь был создан Фелипе Бигарни , а такие произведения, как «Воплощение и Погребение Христа» (ныне находящиеся в музее), — Якопо Торни из Флоренции . Все они являются шедеврами, все были новаторами для своего времени, но они не представляют какого-то одного конкретного стиля. Больше внимания будет уделяться огромной работе Диего де Силоэ, особенно в монастыре Святого Иеронима и Гранадском соборе ; а также в убранстве дворца Карла V ; среди художников, участвовавших в украшении дворца, были Николао де Карт и его ученик Хуан де Ореа , а также фламандец Антонио де Леваль . Де Ореа, в частности, объединил энергичный реализм с итальянским чувством композиции и движения.
Из всех этих художников именно Силоэ, не только потому, что он оставался в Гранаде, но также благодаря силе и разнообразию своего искусства, привлек и создал группу последователей, которые стали местной школой. Наиболее верным продолжением его творчества стал Диего де Аранда , но более личные нотки были сделаны Бальтасаром де Арсе и Диего де Пескера . Картина Де Арко «Христос у колонны в церкви госпитальеров» показывает яростно сконцентрированное движение, типичное для маньеристского стиля, но с экспрессивной интенсивностью добарокко . Он придал больше живости и грандиозности центральной фигуре фрагментарного главного алтаря церкви Сан-Кристобаль.
Пескера, который, по мнению Мануэля Гомеса Морено , возможно, научился своему искусству в Риме, пришел работать с Силоэ, раскрывая детали в работах последнего, придавая утонченность выражениям нежности и обморока. Особенно яркий пример этого можно увидеть в фигурах Добродетелей в капитуле собора. После Гранады Пескера отправился в Севилью ; после 1580 г. о его судьбе ничего не известно.
17 век
[ редактировать ]Говорят, что Пабло де Рохас учился у Родриго Морено , который изваял Распятие для Филиппа II . Де Рохас поселился в Гранаде, где одним из его учеников был Хуан Мартинес Монтаньес , который впоследствии стал самой важной фигурой севильской школы скульптуры . Эти художники знаменуют начало новой эры в андалузской живописи.
Среди примечательных работ де Рохаса было расширение алтаря монастыря Святого Иеронима, где среди его сотрудников были Мартин де Аранда и Бернабе де Гавирия . Первый выполнил некоторые проекты де Рохаса качественно, хотя и без вдохновения; последний продемонстрировал больше собственного стиля, привнося живость и динамизм барокко. От Гомеса Морено мы знаем некоторые даты деятельности де Рохаса между 1603 и 1622 годами, когда он умер. Среди его сохранившихся работ особенно выделяется колоссальный Апостольский собор из позолоченного дерева, завершенный в 1614 году, в главной часовне собора. Десять вылепленных им фигур отличаются величественной смелостью и динамизмом жестов и позы, которые в одних случаях демонстрируют яростную маньеристскую сложность, а в других - барочную порывистость движений.
Среди известных современников де Рохаса были братья Мигель и Херонимо Гарсиа , которые вне ателье работали вместе и прославились к 1600 году, особенно своими глиняными скульптурами. Среди приписываемых им работ есть несколько выдающихся и разнообразных Ecce Homos , выполненных с тщательной техникой и глубокими эмоциями. Некоторые из них довольно маленькие, точно смоделированные и полихромные; напротив, чартерный дом больше жизни, сочетая в себе благородные, мускулистые формы с хорошо наблюдаемыми, реалистичными деталями, подходящими для народной преданности. Подобно этому последнему и, таким образом, приписываемому братьям, Распятие в ризнице Гранадского собора сильно повлияло на «Кристо де ла Клеменсия» Монтаньеса в ризнице Севильского собора .
Имея отголоски этих художников, но имея прямую и сильную связь с искусством де Рохаса, скульптор Алонсо де Мена был натуралистическим наблюдателем, хотя его и отличал внешний реализм статичных, бесстрастных жестов. Он жил до 1646 года, и его студия была центром художественной деятельности Гранадана вместе с его сыном Педро , Бернардо де Мора и Педро Рольданом . Эти и несколько менее талантливых других продолжали студию и стиль после смерти Алонсо де Мена, пока возвращение Алонсо Кано в Гранаду в 1652 году не принесло новый импульс, наложив новый стиль на всю школу Гранады. Педро де Мена развился в этом новом стиле, сохраняя при этом энергичную нотку глубокого реализма. Хосе де Мора , сын Бернардо де Мора, также отличился тонкостью выражения, приближающейся к мистической мечтательности. Работы его брата Диего де Мора , напротив, были более поверхностными и декоративными. Искусство Хосе Рисуэньо течет живо, показывая влияние Кано и непосредственного изучения природы, придавая нотку трезвого реализма, но также и чувствительность, открытую изяществу и нежной красоте.
Барокко продолжалось в Гранаде во всех видах искусства и литературы, а студия Диего де Мора породила других скульпторов, которые продолжали работать в этом стиле. Одним из примеров является Торкуато Руис дель Пераль , родившийся в 1708 году в небольшой деревне недалеко от Гуадикс . После обучения у Диего де Мора к 1737 году Руис обзавелся собственной студией.
Независимо от отголосков итальянского барокко и французского рококо , скульпторы Гранады, особенно Хосе де Мора, искали новые композиционные и выразительные эффекты, объединяющие плавность лиц, энергичное движение крупных складок ткани и бурную полихромию. Лучше всего это можно увидеть на процессийном изображении Вирхен де лас Ангустиас («Скорбящей Богородицы») Санта-Мария-де-ла-Альгамбра , но это было видно и на небольших фигурках хоров собора , Гуадикс разрушенного в 1936 году. Еще одним прекрасным примером этого стиля является Сан-Хосе-кон-эль-Ниньо-де-ла-Мано («Святой Иосиф с Младенцем Христом в руке») в приходской церкви Гуадикс. Студия Хосе де Мора продолжала работать вплоть до его смерти в 1773 году.
Работая в этой же студии, Агустин де Вера Морено демонстрирует меньше индивидуальности, но имеет несколько весьма успешных произведений, прежде всего скульптуры Святого Иосифа в кармелитском монастыре Гранады. Он особенно известен своими деревянными скульптурами, которые можно увидеть в Иглесии дель Саграрио и ретрохоре собора. Он умер в 1760 году.
В эпоху Руиса дель Пераля и Веры Морено в Гранаде действовали многие другие скульпторы, работавшие в аналогичном стиле, но с менее индивидуальной индивидуальностью в своем искусстве. В их число входят Хуан Хосе Саласар , Рамиро Понсе де Леон , Педро Томас Валеро и Мартин Хосе Сантистебан . Совершенно отличными от них являются высококультурные работы художника и скульптора Диего Санчеса Сарабии , академика Реальной Академии изящных искусств Сан-Фернандо .
Педро Дуке де Корнехо из Кордовы работал в Гранаде между 1714 и 1718 годами, создав несколько выдающихся работ, но его энергичное искусство с его барочной итальянской эффектностью не оказало большого влияния на скульпторов гранадской школы. На гранадцев также не оказало особого влияния прибытие в 1780 году французского скульптора Мигеля Вердигье , который работал в соборе над рельефами фасада и часовни Святого Сесиля в стиле, который ознаменовал переход от рококо к неоклассике . Еще меньше было какого-либо значительного влияния со стороны скульптора-неоклассика Хуана де Адана , который работал над собором и имел одного гранадского ученика, Педро Антонио Эрмосо ; ни, после де Адана, каталонец Хайме Фолч Коста .
После Руиса дель Пераля гранадская школа продолжила работу со скромно известными художниками. Среди наиболее известных был Фелипе Гонсалес , чьи работы связаны с работами его сына Мануэля Гонсалеса ; последний дожил до середины 19 века и является автором таких работ, как «Ниньо Назарено» в монастыре лос-Анхелес и «Соледад» в церкви Сан-Доминго, которые когда-то считались произведениями середины 18 века. Его работа ознаменовала возвращение к стилю Кано и его учеников, тенденция, которая продолжилась у Франсиско Моралеса и Фернандо Марина , которые лепили из глины в середине 19 века. Оба работали со своими семьями и учениками, сохраняя четкую преемственность школы Гранады до конца 19 века. Среди их учеников Пабло де Лойсага и, в свою очередь, его ученик Хосе Навас-Парехо перенесли традицию в 20 век.
Ссылки
[ редактировать ]- Части этой статьи переведены из статьи в испаноязычной Википедии, которая, в свою очередь, включает в себя материалы из Гран-энциклопедии Риальп . Разрешение позволило использовать этот материал в рамках GFDL . Разрешение было отозвано в апреле 2008 года, поэтому мы не можем добавлять дополнительный контент из этой энциклопедии (хотя ее можно использовать в качестве обычного справочного материала).
- Э. ОРОСКО ДИАС. Гранадская школа скульптуры .
- М. ГОМЕС МОРЕНО ГОНСАЛЕС, Путеводитель по Гранаде, Гранада, 1892 г.
- М. ГОМЕС МОРЕНО МАРТИНЕС, Скульптура эпохи Возрождения, Барселона, 1931 год.
- МЕ ГОМЕС МОРЕНО, Краткая история испанской скульптуры, Мадрид, 1951.
- ИД, Скульптура 17 века, Арс, Мадрид, 1963 год.
- А. ГАЛЬЕГО БУРИН, Руис дель Пераль, «Cuaderno de Arte», Гранада, 1936 год.