Фридрих Хальм

Барон Элигиус Франц Йозеф фон Мюнх-Беллингаузен ( нем . Eligius Franz Joseph Freiherr) [ 1 ] фон Мюнх-Беллингхаузен (2 апреля 1806 — 22 мая 1871) — австрийский драматург, поэт и писатель новелл австрийского периода бидермейера и за его пределами, более широко известен под псевдонимом Фридрих Хальм .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Он был сыном окружного судьи Кракова в Польше, в то время входившей в Австрийскую империю . [ 2 ] В начале своей литературной карьеры он принял псевдоним Фридрих Хальм («Хальм» означает травинка или соломинка) и стал одним из самых популярных драматургов Вены примерно в середине XIX века. Его повести сейчас считаются более значимыми с литературной точки зрения, чем его драматические произведения.
Мюнх-Беллингаузен получил образование в семинарии аббатства Мельк , а затем в Вене , где он изучал философию и юриспруденцию и где начал свою карьеру в 1826 году. [ 2 ]
В детстве он проявлял живой интерес к театру, а с 1833 года пользовался дружбой со своим бывшим учителем, бенедиктинцем Михаэлем Леопольдом Энком фон дер Бург , который поощрял поэта предложить свою драму «Гризельдис» театру Хофбурга . [ 3 ] Его успешная постановка в 1835 году укрепила репутацию Хальма как драматурга, и с тех пор он продолжал писать для сцены с переменным успехом.
Мюнх-Беллингаузен стал Регерунгсратом (членом правительственного совета) в 1840 году, а Кустосом (главным хранителем) Придворной библиотеки в 1844 году - должность, которую Франц Грильпарцер тщетно добивался. Он был избран членом Австрийской академии наук в 1852 году и пожизненным членом австрийского Herrenhaus в 1861 году. В 1867 году он был назначен суперинтендантом двух придворных театров ( Бургтеатра и Придворной оперы, нынешней Венской государственной оперы ). , но три года спустя подал в отставку с этой должности, которая из-за споров была ему неприятна. Его здоровье также ухудшалось.
Литературное творчество
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . Причина такова: значительное количество критики из очень устаревшего источника. ( сентябрь 2019 г. ) |
Самая ранняя полнометражная драма Фридриха Хальма « Шверт, Молот, Бух» , завершенная в 1833 году, но не опубликованная при его жизни, исследует три различных пути в поисках счастья: путь воина, путь ремесленника и путь художника. Эта огромная драма в несколько сотен страниц, хотя и представляет собой « ювенилию », содержит множество эффектных отрывков и предвосхищает литературный талант, который взорвался на венской литературной сцене всего три или четыре года спустя с публикацией трагедии Хальма « Гризельдис» . Из его многочисленных драматических произведений наиболее известны «Гризельдис» (1837); «Адепт» (1836; опубл. 1838), «Камоэнс» (1838), «Зон дер Вильднис» (1842) и «Фехтер фон Равенна» (1857). «Гризельдис» основан на известной истории о верной жене, чья верность и преданность подвергаются самым суровым испытаниям, но в конце концов побеждает. Der Sohn der Wildnis («Сын пустыни») — романтическая драма, изображающая власть женской любви и добродетели над грубой варварской силой. На английской сцене он был представлен под названием Ингомар Варвар . «Дер Фехтер фон Равенна » («Гладиатор Равенны»), считающаяся одной из лучших драм Хальма, представляет собой трагедию , героем которой является Тумеликус, сын Арминия , освободителя Германии от римского владычества. Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию , «[его пьесы] отличаются элегантностью языка, мелодичным стихосложением и умной конструкцией и какое-то время были чрезвычайно популярны». [ 2 ]
Театрально эти пьесы очень эффективны, но характеры невероятны, а ситуации часто напряжены. Их популярность, которой они во многом обязаны своей гладкой, отточенной и красивой дикции и умело вкрапленным текстам, не была продолжительной. К числу других многочисленных драм Хальма мы относим яркую и могущественную «Сампьеро» (1856 г., изображающую трагическую утрату человечества, вызванную политическим фанатизмом); Ифигения в Дельфах (1856 г.); Бегум Сомру (1863 г.); Вильдфейер (1864 г.); немецкая версия шекспировского « Цимбелина» , вышедшая на сцену в 1842 году, и чрезвычайно эффектная и юмористическая комедия Verbot und Befehl («Сухой закон и указ», 1856).
Он также является автором текстов, рассказов и повествовательной поэмы Charfreitag («Страстная пятница») (1864). Его стихи «Gedichte » были опубликованы в Штутгарте , 1850 (новое изд. Вена. 1877). Его пессимистическое мировоззрение , кажется, сформировалось очень рано в жизни и никогда не покидало его, о чем свидетельствуют ранние стихотворения, такие как Eine Makame , и более поздние стихи, Schwere Jahre . В них описывается, как жизнь рассматривается, по существу, как юдоль слез, наполненная страданиями, и становится терпимой только благодаря надежде на блаженную и спокойную жизнь духа. Они произойдут после физической смерти.
О высокой репутации Хальма при его жизни свидетельствует высеченный из него каменный бюст, который до сих пор находится на вершине знаменитого Бургтеатра в Вене, рядом с бюстами Шиллера, Гете и Грильпарцера.
С раннего возраста Хальм проявлял склонность к художественному повествованию, возможно, впервые продемонстрированную в очаровательной сказке « Die Abendgenossen» , написанной, когда Хальму было чуть больше двадцати. Другая ранняя новелла этого периода, Ein Abend zu L , содержит взгляды на секс и гомосексуализм, предвосхищающие фрейдистские психоаналитические представления. Доктор Тони Пейдж пишет по этому поводу:
«Ввиду смелого описания человеческой сексуальности и подавленных сексуальных побуждений, потенциально прогрессивного взгляда на однополую любовь и общего исследования человеческой психики, находящейся во власти страсти, « Эйн Абенд цу Л.» представляет собой выдающуюся литературную работу начала XIX века». документ, дающий отголоски психоаналитических идей, которые покорили западный мир менее чем столетие спустя». [ 4 ]
Другие рассказы или новеллы Хальма, которые, как правило, сосредотачиваются на духовных проблемах и саморазрушительных мономаниакальных персонажах, намного превосходят большинство его драм и поразительны и впечатляют по содержанию, полны психологических идей, особенно его самый ранний крупный рассказ « Дас» . Ож Готтс («Око Божие»), длинная повесть, написанная в 1826 году, о сверхъестественных отголосках кощунственного акта осквернения святой иконы и его заключительного повествования. Шедевр Das Haus an der Veronabrücke («Дом на Веронском мосту»), в центре которого находится внутренний коллапс мужчины, поддавшегося морально отталкивающей, но преобладающей идее фикс (принудительное сексуальное соединение его жены с другим мужчиной). Его новелла Die Marzipan-Lise («Марципановая Лиза») считается одной из первых «криминальных сказок» немецкой литературы и теперь доступна в виде аудиокниги на компакт-диске. Более того, композитор Брамс использовал некоторые стихи Хальма в качестве основы для ряда своих «Песен», как и композитор Полина Волькштейн .
В целом можно сказать, что именно как автор рассказов или «новелл» Хальм занял свое место в истории немецкой/австрийской литературы. Его новеллы выделяют Хальма как талантливого, психологического и содержательного писателя. Его новелла « Дом у Веронского моста » ( Das Haus an der Veronabruecke ) сама по себе является важной вехой в австрийской литературе XIX века благодаря исследованию и проницательной обработке навязчивого мышления, которое неизбежно приводит его обладателя к трагедии и смерти.
Его собрание сочинений Samtliche Werke было опубликовано в хронологическом порядке в восьми томах (1856–1864), к которым в 1872 году были добавлены четыре посмертных тома. Также были опубликованы Ausgewählte Werke , ed. Антона Шлоссара в 4 тт. (1904). В XXI веке в формате Amazon Kindle были опубликованы сборник стихов под названием « Неопубликованные стихотворения Фридриха Хальма» (2011), полный текст повести Хальма «Das Auge Gottes» (2011), а также повесть Хальма « Эйн Абенд цу Л.» ( 2012), в дополнение к эссе Хальма по литературной эстетике, Sendschreiben an JCR. (2012), все расшифровано и отредактировано доктором Тони Пейджем.
Работает
[ редактировать ]Пьесы
[ редактировать ]- Меч, молот, книга , 1833 г.
- Гризельдис , 1835 г.
- Там Адепт , 1836 г.
- Камоэнс , 1837 г.
- Имельда Ламбертацци , 1838 г.
- Мягкий приговор , 1840 г.
- Король и крестьянин , 1841 год.
- Сын дикой природы , 1842 год.
- Сампьеро , 1844 г.
- Мария да Молина , 1847 г.
- Запрет и приказ , 1848 г.
- Фехтовальщик из Равенны , 1854 год.
- Королева , 1857 год.
- Ифигения в Дельфах , 1857 г.
- Сто лет назад , 1859 г.
- Бегум Сомру , 1860 г.
- Лесной пожар , 1864 год.
Истории
[ редактировать ]Коллекции
[ редактировать ]- Стихи , 1850
- Собрание сочинений , 8 томов, 1856-1864 гг.
- Истории
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Что касается личных имен: Freiherr был титулом до 1919 года, но теперь считается частью фамилии. Переводится как Барон . До отмены дворянства как юридического класса в августе 1919 года титулы предшествовали полному имени ( граф Гельмут Джеймс фон Мольтке ). С 1919 года эти титулы вместе с любой дворянской приставкой ( фон , цу и т. д.) могут использоваться, но рассматриваются как зависимая часть фамилии и, таким образом, идут после любых данных имен ( Хельмут Джеймс Граф фон Мольтке ). Титулы и все зависимые части фамилий при сортировке по алфавиту игнорируются. Женские формы — Freifrau и Freiin .
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм, Хью , изд. . Британская энциклопедия . Том 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 2.
- ^ Реми 1913 .
- ^ Доктор Тони Пейдж, «Фридрих Хальм и демон секса: исследование раннего романа Хальма, Ein Abend zu L» , Гуманитарный журнал Мануся , Университет Чулалонгкорн, 2014, Таиланд, стр.66, www.manusya.journals. chula.ac.th/files/эссе/FRIEDRICH%20HALM_51-67
- ^ Jump up to: а б Переведено на английский Тони Пейджем, Blade Publications, Бангкок, 2017 г., электронная книга Kindle.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Реми, Артур Франк Джозеф (1913). « Барон Элигиус Франц Йозеф фон Мюнх-Беллингаузен ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- См. также: «Das Auge Gottes» Фридриха Хальма: анализ полного текста доктора Тони Пейджа (докторская диссертация, Оксфордский университет, 1988).
- См. также австрийскую литературу.
- См. также: Das Auge Gottes Фридриха Хальма под редакцией доктора Тони Пейджа, Blade Publications 2011, Бангкок, Kindle Edition ASIN: B005MJGS9Q
- Неопубликованные стихи Фридриха Хальма под редакцией доктора Тони Пейджа, Blade Publications 2011, Бангкок, Kindle Edition ASIN: B005MGDME8
- «Святой Сильвестерабенд», Фридрих Хальм , под редакцией доктора Тони Пейджа, Blade Publications 2017, Бангкок, Kindle Edition ASIN: B07261VSHG
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Научная статья о новелле Хальма « Глаз Бога » в связи с его эстетическим эссе, письмом JCR [1]. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Исследовательская статья о Фридрихе Хальме и демоне секса http://www.manusya.journals.chula.ac.th/files/essay/FRIEDRICH%20HALM_51-67.pdf .
- Драматурги и драматурги Австрийской империи.
- Поэты Австрийской империи
- Выпускники Венского университета
- австрийские бароны
- Писатели из Кракова
- 1806 рождений
- 1871 смертей
- Австрийские драматурги и драматурги-мужчины
- Австрийские поэты XIX века.
- Австрийские поэты-мужчины
- Австрийские эмигранты в Польше
- Австрийские драматурги и драматурги XIX века.
- Австрийские писатели-мужчины XIX века