Элри Борге Джеппесен
Элри Борге Джеппесен (28 января 1907 – 26 ноября 1996) был пионером американской авиации, известным своим вкладом в область аэронавигации . Он работал пилотом и начал делать подробные записи о своих маршрутах в то время, когда авиаторам для навигации приходилось полагаться не более чем на автомобильные карты дорог и ориентиры. Он создал руководства и схемы, которые позволили пилотам летать гораздо безопаснее. Обнаружив, что на его работу существует спрос, он в 1934 году основал компанию Jeppesen, чтобы продавать то, что он разработал.
Биография
[ редактировать ]Джеппесен родился 28 января 1907 года в Лейк-Чарльзе, штат Луизиана , США. Его родители были иммигрантами из Дании . Его отец, Йенс Ханс Йеппесен, был архитектором и строителем, получившим образование в Дании. Элри вырос на ферме, которую его отец расчистил и поселился в Оделле, штат Орегон , прежде чем переехать в Портленд .
В детстве Джеппесен часами наблюдал за полетом орлов, и полеты стали его навязчивой идеей. [ 1 ] В 1921 году 14-летний Джеппесен впервые почувствовал вкус полета, когда турист взял его на самолете Curtiss JN-4 «Дженни» на 10-минутный полет за 4 доллара США (что эквивалентно 68 долларам в 2023 году). [ 2 ] [ 3 ]
В 1925 году, в возрасте 18 лет, он присоединился к Летающему цирку Текса Рэнкина «в качестве билетера, вращателя реквизита, ходока и воздушного акробата». [ 2 ] [ 4 ] Он совершил одиночный полет после двух часов и 15 минут уроков пилотирования и купил собственную Дженни за 500 долларов. [ 2 ] используя деньги, взятые в долг у клиентов, на свой газетный маршрут. [ 1 ] В течение двух лет, начиная с 1928 года, он работал в компании Fairchild Aerial Surveys, летая фотографами, составлявшими карту Мексики на самолете de Havilland DH-4 . [ 2 ] [ 4 ] В том же году правительство США выдало свои первые лицензии пилота; У Джеппесена была 27-я лицензия в Орегоне. [ 1 ] Номер его пилотной лицензии — 7034, она была подписана Орвиллом Райтом . [ 1 ] Номер его лицензии мексиканского пилота — 33. [ 5 ]
В 1930 году Джеппесен присоединился к Boeing Air Transport в качестве пилота авиапочты. [ 2 ] 15 мая 1930 года он был пилотом рейса, на борту которого находилась первая стюардесса Эллен Чёрч . [ 3 ] [ 5 ] ( Генрих Кубис был первым бортпроводником-мужчиной в 1912 году.)
Хотя воздушные маяки помогали в воздушной навигации по определенным маршрутам, большинство пилотов в то время полагались на счисление пути , обычно используя карты автомобильных дорог (например, карт нефтяных компаний или коммерческих картографов), железнодорожные пути и ориентиры, чтобы найти свой путь. [ 2 ] [ 6 ] Джеппесен купил блокнот за 10 центов и начал записывать подробные записи о своих маршрутах. [ 1 ] Он даже поднимался на холмы, чтобы определить их высоту, и собирал номера телефонов фермеров, желающих предоставить прогнозы погоды. [ 4 ] Ходили слухи о его «маленькой черной книжке», и вскоре он начал раздавать копии своим коллегам-пилотам. [ 2 ] Джеппесен был первым, кто разработал схемы полета по маршруту, схемы спуска, схемы захода на посадку и, что очень важно, схему ухода на второй круг. [ нужна ссылка ] Если погода была плохой и видимость падала до нуля, если в Руководстве Jeppesen Airway была предусмотрена процедура ухода на второй круг для этого конкретного аэропорта, пилот мог использовать ее, чтобы определить, в каком направлении повернуть, как пропустить горы и как высоко подняться. . Сегодня многие авиакомпании используют Руководство Jeppesen Airway . для навигации [ нужна ссылка ] В 1934 году, когда спрос возрос, Джеппесен основал Jeppesen & Co. в подвале своего дома в Солт-Лейк-Сити, чтобы продавать свою информацию по цене 10 долларов (что эквивалентно 228 долларам в 2023 году) за копию. [ 7 ]
24 сентября 1936 года Джеппесен женился на своей стюардессе Надин Лискомб . [ 2 ] Она помогала ему управлять компанией, работая секретарем и казначеем, пока компания не была продана в 1961 году. [ 8 ]
10 июня 1941 года Джеппесен попал в аварию в муниципальном аэропорту Денвера . Приземляясь во время ливня, самолет United DC-3 пролетел над посадочной площадкой, пролетел через габаритные огни аэропорта и попал в канаву длиной 3 фута (1 м), где вышло из строя правое шасси. Ни экипаж, ни кто-либо из 15 пассажиров не пострадали, но сам самолет получил серьезные повреждения. [ 9 ]
В 1940-х годах, с началом Второй мировой войны , армия и флот США заставляли Джеппесена снабжать их своими картами. Джеппесен ушел из United Airlines (в которую влилась Boeing Air Transport) в 1954 году. [ 2 ]
В 1961 году Джеппесен продал свою компанию, оставшись председателем. [ 2 ]
26 ноября 1996 года Джеппесен умер в возрасте 89 лет. [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]Компания Jeppesen продолжает существовать и сегодня, в настоящее время как дочерняя компания Boeing Commercial Airplanes , которая приобрела этот бизнес в октябре 2000 года. [ 11 ] [ 12 ]
Статуя Джеппесена высотой 16 футов (4,9 м) работы художника Джорджа Ландина находилась в центре главного терминала международного аэропорта Денвера . Вокруг основания статуи висела награда: «Пилот авиапочты - Капитан авиакомпании - Уокер - Пионер аэронавигации - Барнстормер - Пионер воздушной безопасности - Бизнесмен - Инструктор». Главный терминал также назван в его честь. [ 1 ] Джеппесен был первым пассажиром, сошедшим с первого рейса, прибывшего в новый аэропорт, рейса 1474 United из Колорадо-Спрингс. [ 13 ]
В своих архивах Музей авиации хранит коллекцию Элри Б. Джеппесена. Факсимиле « Маленькой черной книги» также выставлено в галереях музея. [ 14 ]
Почести
[ редактировать ]- Международный зал славы авиации и космонавтики в 1995 году. [ 15 ]
- Национальный зал авиационной славы в 1990 году. [ 16 ]
- Зал славы авиации Колорадо в 1970 году [ 17 ]
- Зал почета авиации Орегона [ 18 ]
- Зал авиационной славы OX5 [ 16 ]
- Премия Национальной ассоциации деловой авиации за выдающиеся заслуги перед авиацией в 1965 году. [ 16 ] [ 19 ]
- Премия Эдварда Уорнера в 1995 году [ 20 ]
- Премия Тони Яннуса в 1975 году [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Томас младший, Роберт (28 ноября 1996 г.). «Элри Б. Джеппесен, друг пилотов, умер в возрасте 89 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Думович, Ева (2005). «Ранние приключения капитана Джеппа» . Боинг Фронтирс . 4 (4).
- ^ Jump up to: а б Бэрд, Кэри (февраль 2007 г.). «Новая книга посвящена 100-летию Джеппесена» . Архивировано из оригинала 27 июня 2012 года . Проверено 25 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Элри Борге Джеппесен: пионер» . Авиационный полевой регистр Дэвис-Монтан. 3 июня 2007. Архивировано из оригинала 30 марта 2015 года . Проверено 25 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Новая книга посвящена 100-летию Джеппесена» . www.airportjournals.com . 1 февраля 2007 г.
- ^ «Элри Б. Джеппесен: награда CAHS в 1970 году» . Историческое общество авиации Колорадо. Архивировано из оригинала 12 апреля 2018 года . Проверено 25 августа 2012 г.
- ^ Гриффин, Доусали (2009). «Прокладывая курс» (PDF) . Боинг Фронтирс . 8 (7).
- ^ «Надин Джеппесен» . Женщины в международной авиации . Архивировано из оригинала 6 декабря 2021 года . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Коллекция специальной библиотеки DOT, авиационные происшествия» . Национальная транспортная библиотека Министерства транспорта США . Правительство США. Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года.
- ^ «Э.Б. Джеппесен, летчик-пионер, умер дома» . Новости Роки Маунтин . 27 ноября 1996 года . Проверено 26 ноября 2011 г.
Элри Борге Джеппесен, пилот-новатор, составивший карту неба и оставивший неизгладимый след в истории авиации, скончался в своем доме во вторник. Ему было 89....
- ^ «Компания Боинг – Джеппесен» . Джеппесен . Архивировано из оригинала 29 января 2022 года . Проверено 4 июня 2020 г.
Jeppesen является дочерней компанией Boeing Company.
- ^ «Историческая хронология компании Jeppesen» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ Пауэлл, Эрин; Силте, Эллисон (27 февраля 2020 г.). «Буквально всего 113 фактов об АСВ» . КУСА .
- ^ «Музейный архив» . Музей полета.
- ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN 978-1-57864-397-4 .
- ^ Jump up to: а б с «Джеппесен, Элри Борге: предприниматель» . Национальный зал авиационной славы. Архивировано из оригинала 17 мая 2021 года . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Холмс, Чарльз В., редактор, Почетный альбом Зала славы авиации Колорадо , Историческое общество авиации Колорадо , стр.27, 1999, Audubon Media Corp., Одюбон, Айова.
- ^ Зал почета авиации штата Орегон , основанный Департаментом авиации штата Орегон в 2003 году, расположен в Музее авиации и космонавтики Эвергрин в Макминнвилле, штат Орегон.
- ^ Награда «За заслуги перед авиацией» . Национальная ассоциация деловой авиации. 5 октября 2022 г.
- ^ «Премия Эдварда Уорнера… Память о величии» . Международная организация гражданской авиации .
- ^ «Предыдущие получатели» . Тони Яннус, Выдающееся авиационное общество. 18 мая 2023 г.