Технологическая рациональность
Технологическая рациональность или техническая рациональность — это философская идея, постулированная Франкфуртской школы философом Гербертом Маркузе в его статье 1941 года «Некоторые социальные последствия современных технологий», впервые опубликованной в журнале «Исследования по философии и социальным наукам», Vol. IX. [1] Он получил широкую известность и более целостное рассмотрение в его книге 1964 года «Одномерный человек» .
Он утверждает, что рациональные решения по внедрению технологических достижений в жизнь общества могут, как только технология станет повсеместной, изменить то, что считается рациональным в этом обществе.
Обзор
[ редактировать ]Маркузе пишет, что технологический прогресс потенциально может освободить человечество от необходимости трудиться ради выживания. [2] Свобода от труда — это истинная свобода человечества, и эта свобода от труда может быть достигнута за счет технологической рациональности. [2] Но вместо того, чтобы принять эту свободу, человечество было подчинено новой системе разума, основанной на технологических инновациях. Эта новая рациональность, технологическая рациональность, охватывает все элементы жизни и заменяет политическую рациональность . [2]
В рамках этой новой системы технологии и промышленность контролируют структуру экономики, интеллектуальные занятия и досуг. [2] Ложные потребности, которые Маркузе определяет как потребности, созданные технологической рациональностью, становятся неотделимы от истинных потребностей, то есть потребностей, поддерживающих жизнь. [2] Разум в его дотехнологической форме терпит крах, поскольку новая система рациональности отрицает оппозицию нормам технологического общества. [2] Самоуспокоенность в рамках существующего положения дел заменяет разум, поскольку люди становятся довольными лучшей жизнью, предлагаемой технологиями. [2] Это удовлетворение и последующая потеря противодействия делают человечество одномерным, что, в свою очередь, делает человечество менее свободным, чем до наступления технологической рациональности. Таким образом, технологическая рациональность становится тоталитарной . [2]
Эффекты технологической рациональности
[ редактировать ]Из-за тоталитарной природы технологической рациональности Маркузе демонстрирует в «Одномерном человеке» различные способы, которыми технологическая рациональность изменила различные аспекты жизни.
Труд
[ редактировать ]Технология вместо того, чтобы освободить класс пролетариата , вместо этого укрепила его порабощение классовой системой. [3] рабочему больше не приходится трудиться с той же интенсивностью Благодаря механизации , и это уменьшает у рабочего чувство порабощения. [3] Соотношение «белых воротничков» и «синих воротничков» увеличивается, поскольку для производства товаров требуется меньше рабочих. [3] Прогресс создал «технологическую завесу» между рабочим и его или ее работой, и различие между «синими воротничками» и «белыми воротничками» стирается, поскольку технологии сокращают трудовой разрыв между «синими воротничками» и «белыми воротничками». [3] Рабочий сильнее ассоциирует себя с фабрикой, а не со своим классом, а владельцы фабрик становятся «бюрократами в корпоративной машине». [3] Отношения «господин-раб» между рабочим и фабрикантом больше не существуют, и фабрикант теряет свою власть. [3] В условиях технологической рациональности новой властью становятся технические специалисты и ученые. [3]
Правительство
[ редактировать ]В условиях технологической рациональности государство всеобщего благосостояния становится все более нуждающимся и выдающимся. [3] Повышение производительности, рациональная цель при технологической рациональности, требует планирования в масштабах, которые может обеспечить только государство всеобщего благосостояния. [3] Это новое государство всеобщего благосостояния менее свободно. [3] Это требует ограничения свободного времени, доступности товаров и услуг, а также когнитивной способности понимать и желать самореализации. [3] Однако до тех пор, пока качество жизни человека в новом государстве будет улучшаться по сравнению с предыдущим, люди не будут бунтовать. [3]
Это общество вынуждено увеличивать производство из-за страха перед Врагом, что заставляет государство постоянно существовать как «защитное общество». [3] Враг может принять форму идеализированного чистого коммунизма или чистого капитализма . [3] Этот Враг на самом деле не существует, но его постоянное присутствие, вызывающее страх, заставляет общество повышать производительность. [3]
Искусство
[ редактировать ]В условиях технологической рациональности высокое искусство десублимировалось. [4] Культура и социальная реальность превратились из двух измерений в одно. [4] Благодаря этому уплощению исчезло художественное отчуждение , вдохновлявшее художественные произведения прошлого. [4] Высокая культура, предшествующая технологической рациональности, больше не имеет смысла для современного наблюдателя. Вместо этого искусство в условиях технологической рациональности становится обычным и массовым. [4] Это массовое искусство интегрируется в повседневную жизнь, тем самым полностью стирая грань между высокой культурой и социальной реальностью. [4]
Ответы на технологическую рациональность
[ редактировать ]более 300 000 копий первого издания «Одномерного человека» . Было продано [5] Книга стала бестселлером New York Times и положила начало карьере Маркузе как левого публичного интеллектуала. [5] Его концепция технологической рациональности и ее негативных социальных последствий была прямой критикой индустриального капиталистического общества того времени. Эта критика была включена в идеологию новых левых , возникших в 1960-х годах. [5] Многие политики правого толка, такие как Рональд Рейган и Уильям Ф. Бакли , а также философы, такие как Аласдер Макинтайр , критиковали идею Маркузе о технологической рациональности. [5] Маркузе получил угрозы смертью, а Брандейс и система Калифорнийского университета попытались уволить его с преподавательской должности из-за «Одномерного человека» . [5]
В конечном итоге концепция технологической рациональности и книга Маркузе «Одномерный человек» потеряли популярность у левых в 1990-х годах. [5] Небольшой всплеск интереса возобновился, когда в 2014 году «Одномерному человеку» исполнилось пятьдесят лет со дня публикации. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маркузе, Герберт (1982) [1941]. «Некоторые социальные последствия современных технологий» . В Арато, Эндрю; Эйке, Гебхардт (ред.). Главный читатель Франкфуртской школы . Нью-Йорк: Издательская компания Continuum. стр. 138-162 . ISBN 0-8264-0194-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Маркузе, Герберт, 1898–1979. (1971). Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Бостон: Beacon Press. стр. 1-18 . ISBN 080701575X . OCLC 165665 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Маркузе, Герберт, 1898–1979. (1971). Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Бостон: Beacon Press. стр. 19-55 . ISBN 080701575X . OCLC 165665 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Маркузе, Герберт, 1898–1979. (1971). Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Бостон: Beacon Press. стр. 56-84 . ISBN 080701575X . OCLC 165665 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Одномерный человек 50 лет спустя: борьба продолжается . под редакцией Терри Мэйли. Галифакс: Издательство Fernwood. 2017. стр. 1–18. ISBN 9781552669297 . OCLC 966396302 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка )