Jump to content

Кубинская кампания по распространению грамотности

Кубинская кампания по распространению грамотности
Часть консолидации кубинской революции
Кубинец получает образование в больнице в 1969 году, построенной во время кампании по ликвидации неграмотности.
Дата 1960 - 1961
Расположение Куба
Участники
  • Конрадо Бенитес Бригадистас , подростки-волонтеры-учители в сельской местности.
  • Популярные учителя грамотности , взрослые учителя-волонтеры в городах.
  • Родина или Смерть Бригадисты , взрослые работающие учителя в городах.
  • Бригадистас Обрерос , взрослые организаторы кампании.
Исход
  • Разработаны международные кампании по повышению грамотности
  • Большинство кубинцев стали грамотными
  • Милитаризация образования на Кубе
  • По слухам, родители отправили детей в операцию «Питер Пэн»

Кубинская кампания по повышению грамотности ( испанский : Campaña Nacional de Alfabetizacion en Cuba ) представляла собой восьмимесячную попытку искоренить неграмотность на Кубе после кубинской революции . [ 1 ] [ 2 ]

Диктатор Фульхенсио Батиста был свергнут вооруженным партизанским движением, известным как « Движение 26 июля» ( Movimiento 26 de Julio ) 1 января 1959 года. [ 3 ] Новое революционное правительство во главе с Фиделем Кастро немедленно начало серию социальных и экономических реформ. Среди них были аграрная реформа, реформа здравоохранения и реформа образования, которые резко улучшили качество жизни среди самых низких слоев кубинского общества. [ 4 ]

Эмиграция

[ редактировать ]

В суматохе первых нескольких лет революции бегство многих квалифицированных рабочих вызвало « утечку мозгов ». Эта потеря человеческого капитала вызвала обновление кубинской системы образования, чтобы обеспечить обучение новых работников, которые должны были заменить тех, кто эмигрировал из страны. [ 5 ]

Идеологические разработки

[ редактировать ]

Помимо обновления инфраструктуры Кубы , для реформы образования были веские идеологические причины. На дореволюционной Кубе существовала дихотомия между горожанами и сельскими жителями (которые часто были сельскохозяйственными рабочими). Кубинская революция была вызвана необходимостью равенства, особенно среди этих классов. До кампании уровень неграмотности среди горожан составлял 11% по сравнению с 41,7% в сельской местности. [ 6 ]

Кампания по распространению грамотности была разработана для того, чтобы наладить контакт между слоями общества, которые обычно не взаимодействуют. Настолько, что правительство поместило городских учителей в сельскую среду, где их заставили стать похожими на крестьян, чтобы разрушить социальные барьеры. [ 7 ] Как сказал Фидель Кастро в 1961 году, обращаясь к учителям грамотности: «Вы будете учить и учиться». [ 4 ] Городские волонтеры часто не знали о плохих условиях жизни сельских жителей до тех пор, пока они не столкнулись с этой кампанией. Помимо грамотности, кампания была направлена ​​на создание коллективной идентичности «единства, боевого настроя, мужества, интеллекта и чувства истории». Для продвижения этих идеалов использовались политизированные образовательные материалы. [ 8 ] Более того, Кастро зашел так далеко, что заявил о необходимости того, чтобы сельское население взяло на себя роль учителей, обучая городское население. Эти усилия были названы движением «народа» и дали гражданам общую цель, увеличивая солидарность. [ 9 ]

Первые слухи о кубинской кампании по распространению грамотности появились во время подготовительного периода, который длился с сентября по декабрь 1960 года. Усилия по подготовке к кампании по распространению грамотности были обширными и сложными, но требовали участия многих правительственных ведомств для обеспечения успеха. обучения и определения местонахождения бригадистов, обеспечения надзора за ними и обеспечения их успешного возвращения домой. Кроме того, успех педагогических инструментов и теории можно приписать доктору Ане Эчегоен де Каньисарес, феминистке афрокубинской ученой- , которой приписывают руководство педагогической деятельностью Кампании на Кубе и в Латинской Америке . [ 10 ]

Первый этап

[ редактировать ]
Флаг, используемый студентами Сан-Хуана-и-Мартинеса для распространения информации о «Годе образования» [ 11 ]

По истечении этого периода кампанию планировалось реализовать в рамках трехэтапной программы. Это произошло в 1961 году, в период, также известный как «Год образования». [ 12 ] Первый этап заключался в том, что профессиональные преподаватели обучали бригаду по борьбе с неграмотностью, известную как Alfabetizadores Populares , по учебной программе и знакомили ее с текстом, который будет использоваться для обучения их учеников. В этой книге, написанной специально для целей кампании, называлась Alfabeticemos (англ. « Давайте научим грамоте »). Бригадам также был представлен студенческий букварь, который помог им лучше обучать своих учеников. Этот букварь более известен под названием «Венсеремос» (англ. We Shall Conquer ). Это время обучения длилось с января до конца апреля 1961 года. [ 12 ] [ 13 ]

Второй этап

[ редактировать ]

Начиная с апреля Фидель решил рано закрыть школы на лето. Он сделал это для того, чтобы позволить ученикам дополнить пропущенное на уроках время, присоединившись к кампании по ликвидации неграмотности и обучая неграмотных взрослых. В соответствии с этим планом к кампании было привлечено несколько студентов, примерно 105 664 человека, и вместе они сформировали Бригадисты Конрадо Бенитеса. Эти студенты прошли недельную интенсивную подготовку, чтобы подготовить их к предстоящим задачам. [ 13 ]

Третий этап

[ редактировать ]

Стремясь активизировать кампанию и обеспечить ее успех до конца года, Кастро начал набирать больше «педагогов» на фабриках, и те, кто вступил в армию, сформировали Patria o Muerte рабочую бригаду . Это была последняя попытка выявить оставшихся членов населения, которые все еще были неграмотными, и найти тех, кто боролся больше всего. Те, кто не смог пройти традиционную программу, были помещены в лагеря ускоренного обучения, чтобы помочь им преодолеть неграмотность в течение одного года, установленного Кастро. [ 12 ] [ 13 ]

Организация

[ редактировать ]

Волонтёры

[ редактировать ]

По оценкам, 1 000 000 кубинцев приняли непосредственное участие (в качестве учителей или студентов) в кампании по распространению грамотности. [ 14 ] Существовало четыре категории рабочих:

  1. Бригада «Конрадо Бенитес» ( Conrado Benitez Brigadistas ) — 100 000 молодых волонтеров (в возрасте 10–19 лет), бросивших школу, чтобы жить и работать с учениками в сельской местности. Число учеников, покидающих школы ради волонтерства, было настолько велико, что на 8 месяцев 1961 учебного года было введено альтернативное образование.
  2. Популярные алфавитизаторы ( Alfabetizadores Populares ) — взрослые, которые вызвались преподавать в городах или поселках. Документально подтверждено, что 13 000 фабричных рабочих проводили занятия для своих неграмотных коллег в нерабочее время. В эту группу входят люди, которые обучали друзей, соседей или членов семьи вне дома.
  3. Бригада «Отечество или смерть» ( Patria o Muerte Brigadistas ) — группа из 15 000 взрослых рабочих, которым платили за преподавание в отдаленных сельских районах по договоренности, которую их заменяли коллеги, чтобы рабочая сила оставалась сильной.
  4. Бригады школьных учителей — группа из 15 000 профессиональных учителей, которые курировали технические и организационные аспекты кампании. По ходу 1961 года их участие выросло до такой степени, что большинство учителей участвовали в большей части кампании на постоянной основе. Бригаду «Отечество или смерть» вместе с бригадой «Школьный учитель» иногда называют просто Рабочей бригадой ( Brigadistas Obreros ). [ 1 ] [ 5 ] [ 15 ] [ 16 ]

Правительство предоставило волонтерам учебные материалы. Рабочие, отправлявшиеся преподавать в сельскую местность, получали стандартную серую униформу, теплое одеяло, гамак, два учебника — Alfabeticemos и Venceremos — и газовый фонарь, чтобы уроки можно было проводить ночью после окончания работы. [ 17 ] [ 18 ]

Целью кампании было довести кубинцев до стандартного уровня чтения. Ориентиром было достижение навыков чтения первоклассника, предел, который позволял организации работать более эффективно и результативно. [ 19 ]

Гендерные роли

[ редактировать ]

До революции роль женщин соответствовала патриархальным представлениям постколониальной нации , в которой женщины должны были оставаться в культе домашнего хозяйства , редко выпускались на улицу без сопровождения и имели очень ограниченный доступ к образовательным или профессиональным возможностям. [ 20 ] Хотя большая часть риторики вокруг кубинской кампании за грамотность была сосредоточена на создании нового, лучшего типа человека, важно признать, что вместе с этим произошли революционные изменения в роли женщин на Кубе . Хотя кампания была в основном ориентирована на мужчин, более половины преподавателей, вызвавшихся продолжить эту работу, были женщинами. Многие женщины также выступали в качестве бенефициаров, что делало их незаменимыми для успеха программы и вносило свой вклад в ряде аспектов. Повествование, изложенное самим Кастро, и кампания о преобразовании образования, типично женского пространства, в военизированное пространство, предоставили женщинам возможность проявить неповиновение и участвовать в движении. В конечном итоге, женщины, покинув дом, с поддержкой или без поддержки своих семей, получили возможность получить дальнейшее образование после кампании и внести свой вклад в изменение кубинской культуры. Несмотря на сохраняющееся присутствие патриархата на Кубе, эти молодые женщины и бригадисты внесли свой вклад в изменение новой культуры, возникшей в послереволюционной стране. социалистическая Куба. [ 21 ]

Милитаризация образования

[ редактировать ]

Женщины, взявшие на себя роль педагогов, не были новым явлением на Кубе, но милитаризация этой роли произошла в связи с кубинской кампанией по распространению грамотности. Сам Кастро заявил в речи, произнесенной в мае 1961 года, что Кубинская революция имела две армии: ополчения, обычно связанные с революцией, и его «армию учителей грамотности» или alfabetizadores, которые несли ответственность за ведение войны с неграмотностью. [ 21 ]

Традиционная обязанность женщин была призвана соответствовать кубинским идеалам героизма и служения посредством милитаризации. С добровольцами кампании обращались так же, как с солдатами, организованными в вышеупомянутые бригады, и им предоставляли одежду, напоминающую военную форму, независимо от их пола. С такой точки зрения кампания окутана сверхмужественностью, скрывающей тот факт, что женщины были основной движущей силой усилий под маской «мужских идеалов». [ 21 ]

Сотни тысяч alfabetizadores прошли маршем к площади Революции 22 декабря 1961 года, неся гигантские карандаши и скандируя: «Фидель, Фидель, скажи нам, что еще мы можем сделать». «Учиться, учиться, учиться!» пришел ответ. [ 17 ]

Оппозиция

[ редактировать ]

Молодые учителя иногда были убиты повстанцами во время восстания Эскамбрай из-за их связей с кубинским правительством. [ 22 ] Есть многочисленные обвинения в том, что этих боевиков поддерживало правительство США. [ 23 ]

Сторонники революции, которые были слишком молоды или по каким-либо причинам не могли участвовать в свержении Фульхенсио Батисты, видели в кампании возможность внести свой вклад в успех нового правительства и надеялись привить своим студентам революционное сознание. [ 5 ] Многие из учебных текстов, использованных во время Кампании по борьбе с грамотностью, были сосредоточены на истории Революции и содержали сильные политические послания, что сделало движение объектом оппозиции. [ 8 ]

Некоторые родители, опасавшиеся, что их дети попадут под военный присмотр и заставят покинуть свои дома, чтобы преподавать, заставили своих детей покинуть Кубу в рамках операции «Питер Пэн» . [ 24 ]

Образование на Кубе

[ редактировать ]

«До 1959 года это было село против города. Кампания по ликвидации неграмотности объединила страну, потому что впервые жители города поняли, насколько тяжела была жизнь людей до революции, что они выживали самостоятельно, и что как люди у них было много общего. Это было очень важно для нового правительства».

Луиза Яра Кампос, директор музея кубинской грамотности. [ 17 ]

Многие из волонтеров Кампании по распространению грамотности продолжили преподавательскую карьеру, и количество учителей сейчас в 11 раз выше, чем было до революции. [ 25 ] До того, как революционное правительство национализировало школы, частные учреждения часто изолировали большие слои общества; богатые кубинцы часто получали образцовое обучение в частных школах, а дети рабочего класса получали образование низкого качества или вообще не посещали школу. [ 5 ] После 1959 года образование стало доступным гораздо более широкому сегменту населения. Процент детей, посещающих школу на Кубе (в возрасте 6–12 лет), с годами резко увеличился:

  • 1953—56%
  • 1970—88%
  • 1986 год — почти 100% [ 1 ]

По оценкам, 268 000 кубинцев работали над ликвидацией неграмотности в течение Года образования, а к 22 декабря 1961 года около 707 000 кубинцев стали грамотными. [ 26 ] К 1962 году уровень грамотности в стране составлял 96%, один из самых высоких в мире. [ 15 ] С ростом числа образованных учеников также возрос спрос на учителей, которые заполняли школы и продолжали обучать массы, которые теперь были грамотными. Студенты должны были продолжить свое образование, поскольку правительство сделало более доступным получение высшего образования в последующие годы. [ 27 ]

Успех кампании отчасти объясняется тем, что она привлекла внимание правительства к систематическим проблемам в стране. Основные проблемы, такие как здравоохранение и здравоохранение на Кубе , а также отсутствие доступа к уходу за детьми и другие недостатки, во многом определяемые классом, оказались препятствиями для образования на Кубе . Это просвещение позволило им изменить некоторые структурные проблемы, которые препятствовали общему уровню образования кубинцев. [ 28 ] Кроме того, медицина и образование стали основными частями нового общества после революции , они должны были служить примером риторики «Нового человека», изложенной Че Геварой , бывшим врачом. [ 29 ]

Первоначальная кампания по распространению грамотности 1961 года была частью более широкого плана по обучению населения помимо простой грамотности на уровне первого класса, который получил название «Битва за первый класс». Концом борьбы за грамотность стал успех Битвы за девятый класс, которая велась в начале 1980-х годов, и к 1989 году уровень грамотности на острове превысил уровень девятого класса. [ 30 ] Однако к 1980 году 1,5 миллиона участвующих взрослых уже достигли уровня чтения шестого класса и уже планировали продолжить путь постоянного образования для всех. [ 29 ]

Международные образовательные кампании

[ редактировать ]

Кубинские преподаватели грамотности, прошедшие подготовку в ходе кампании, продолжили оказывать помощь в кампаниях по ликвидации неграмотности в 15 других странах, за что кубинская организация была удостоена Премии короля Седжона за распространение грамотности от ЮНЕСКО . [ 31 ] Кроме того, за последние 50 лет тысячи кубинских учителей грамотности работали волонтерами в таких странах, как Гаити , Никарагуа и Мозамбик . [ 17 ] («Да, я могу») , разработанной командой кубинцев во главе с Леонелой Релис, бывшей бригадисткой, Успех международных кампаний по повышению грамотности можно объяснить гибкой моделью под названием Yo sí puedo которая набирала обороты с каждой успешной адаптацией в стране, включая кампанию по распространению грамотности в Никарагуа в 1980-е годы. [ 32 ] Кампании по повышению грамотности еще больше выдвинулись на международную арену благодаря созданию в 2004 году Боливарианского альянса народов нашей Америки (исп. Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra America, ALBA). Сейчас кампании проводятся в 26 странах мира, и доказательства успешности кампаний продолжают проверяться ЮНЕСКО , которая объявила пять стран Латинской Америки свободными от неграмотности ( Куба , Венесуэла , Эквадор , Боливия , Никарагуа ). [ 29 ] Однако не все экспортированные программы настолько успешны, как в случае с Тимором-Лешти, где изменения в правительстве, несколько разговорных языков и отсутствие программы повышения грамотности - все это вместе создает опасные обстоятельства, в которых учащиеся кампаний по ликвидации неграмотности могут вернуться к неграмотности. . [ 33 ]

Наследие

[ редактировать ]

Музей национальной кампании за грамотность расположен в городе Эсколар Либертад и был открыт 29 декабря 1964 года. [ 34 ] Благодарственные письма Фиделю Кастро , использованные ЮНЕСКО для оценки успеха кампании в 1964 году, хранятся вместе с фотографиями и подробностями обо всех 100 000 добровольцев в музее в Ла-Сьюдад-Либертад (Город Свободы), который находится в Фульхенсио-Батиста. огромная бывшая штаб-квартира компании в западном пригороде Гаваны . [ 17 ] Среди других ценных вещей музея — образцы пособий для бригадистов и книг, предназначенных для их студентов, доклад ЮНЕСКО , закрепивший успех кампании по ликвидации неграмотности, газеты того времени, а также видеозаписи работы волонтеров. Цель музея, как и цель многих других музеев мира, — сохранить, сохранить и популяризировать формирование наследия, идеологии, общества или подвига. Усилия музея выходят за рамки консервации и открыты для сообщества, исследователей и школ с обязательством продолжать знакомить с историей кампании по распространению грамотности, которая распространяется на другие части мира. [ 34 ]

В 2011 году продюсер и режиссер Кэтрин Мерфи выпустила 33-минутный документальный фильм «Маэстра» о кубинской кампании по распространению грамотности. В фильм вошли интервью с волонтерами, преподававшими во время кампании, и архивные кадры 1961 года. [ 35 ] Кэтрин Мерфи документирует нарушения гендерных ролей молодыми женщинами-добровольцами против своих семей и энтузиазм молодежи, которая была слишком молода, чтобы участвовать в Революции , но стремилась участвовать в Кампании по распространению грамотности. [ 32 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Перес, Луи А. Куба между реформой и революцией . Нью-Йорк: Оксфордский университет, 1995. Печать.
  2. ^ «Кампании по повышению грамотности | Краткая энциклопедия латиноамериканской литературы - Справочник кредо» . search.credoreference.com . Проверено 26 сентября 2019 г.
  3. ^ «Кубинская революция». Международная энциклопедия социальных наук. 2008. www.энциклопедия.com. 11 марта 2010 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Серра, Ана. «Новый человек» на Кубе. Культура и идентичность в революции (Современная Куба). Нью-Йорк: Университет Флориды, 2007. Печать.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Кляйн, Дебора. «Образование как социальная революция». Независимая школа 63.3 (2004): 38-47.EBSCO. Веб. 20 февраля 2010 г.
  6. ^ Джеффрис, К. Неграмотность: мировая проблема. Лондон: Pall Mall Press. 1967. Печать.
  7. ^ КУМАРАСВАМИ, ПАР (январь 2007 г.). «Культурная политика, литература и читательская деятельность на революционной Кубе: взгляд из 21 века». Бюллетень латиноамериканских исследований . 26 (1): 69–87. дои : 10.1111/j.1470-9856.2007.00215.x . ISSN   0261-3050 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Хомский, Авива, Барри Карр и Памела М. Сморкалофф, ред. Кубинский читатель: история, культура, политика . Дарем и Лондон: Duke UP, 2003. Печать.
  9. ^ Супко, Рут А. Перспективы кубинской национальной кампании по повышению грамотности. Ассоциация латиноамериканских исследований. 26 сентября 1998 г. Интернет. 20 февраля 2010 г. < http://lasa.international.pitt.edu/LASA98/Supko.pdf >.
  10. ^ Пентон Эррера, Луис Хавьер (июнь 2018 г.). «Доктор Ана Эчегоен де Каньисарес: ​​лидер кампании альбабетизадора 1956 года на Кубе». Латиноамериканец . 62 (2): 261–278. дои : 10.1111/tla.12195 . S2CID   149529116 .
  11. ^ «Вклад Сан-Хуана в кампанию по распространению грамотности | Телевидение Сан-Хуан» . tvsanjuan.blogia.com . Проверено 21 декабря 2022 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Лоренцетто А. и Нейс К. (1971). Методы и средства, используемые на Кубе для ликвидации неграмотности: доклад ЮНЕСКО.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Герман, Ребекка (01 апреля 2012 г.). «Армия педагогов: гендер, революция и кубинская кампания за грамотность 1961 года». Пол и история . 24 (1): 93–111. дои : 10.1111/j.1468-0424.2011.01670.x . ISSN   1468-0424 . S2CID   145467599 .
  14. ^ (Субъект Б).
  15. ^ Перейти обратно: а б Фейген, Ричард Р. Куба: Политическое содержание образования взрослых. Стэнфорд: Стэнфордский университет, 1964. Печать.
  16. ^ Супко, Рут А. Перспективы кубинской национальной кампании по повышению грамотности. Ассоциация латиноамериканских исследований. 26 сентября 1998 г. Интернет. 20 февраля 2010 г. < http://lasa.international.pitt.edu/LASA98/Supko.pdf >.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Уроки латыни: чему мы можем научиться из самой амбициозной в мире кампании по распространению грамотности? , The Independent 7 ноября 2010 г.
  18. ^ Козол, Дж. Дети революции. Нью-Йорк: Делакорте Пресс. 1978.
  19. ^ Лейнер, Марвин (1987), «Национальная кубинская кампания по распространению грамотности 1961 года», Национальные кампании по повышению грамотности , Springer US, стр. 173–196, doi : 10.1007/978-1-4899-0505-5_8 , ISBN  9781489905079
  20. ^ Элви, Джей Си (июль 2004 г.). «Заметки из кубинского дневника: 40 женщин за 40 лет». Журнал трансформационного образования . 2 : 173–186. дои : 10.1177/1541344604265130 . S2CID   145278317 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Герман, Ребекка (01 апреля 2012 г.). «Армия педагогов: гендер, революция и кубинская кампания за грамотность 1961 года». Пол и история . 24 (1): 93–111. дои : 10.1111/j.1468-0424.2011.01670.x . ISSN   1468-0424 . S2CID   145467599 .
  22. ^ Альварес, Анхель Р. «Первые годы террористических операций против Кубы». Несправедливость в Майами. Кубинское агентство новостей (ACN), 2002. Интернет. 28 февраля 2010 г. http://www.ain.cubaweb.cu/ Patriotas2 /coberturacompleta/2005/jul15early.htm. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine .
  23. ^ Гарсия, Арелис. «Преступление в Лимонес-Кантеро все еще свежо». Эскамбрай.Ку. Эскамбрей, 11 декабря 2009 г. Интернет. 28 февраля 2010 г. < http://www.escambray.cu/Eng/bandits/limones091211245. Архивировано 26 мая 2010 г. в Wayback Machine >.
  24. ^ «ОПЕРАЦИЯ ПЕДРО ПАН И ИСХОД ДЕТЕЙ С КУБЫ» . upf.com . Университетское издательство Флориды.
  25. ^ Халебски, Сандор и Джон М. Кирк, ред. Куба, Двадцать пять лет революции, 1959–1984 гг. Нью-Йорк: Прегер, 1985. Печать.
  26. ^ Бхола, Кампания HS за грамотность. Париж: ЮНЕСКО. 1984. Печать.
  27. ^ Гонсалес, Хосе и Веласкес, Рауль. (2011). «Развитие образования на Кубе после 1959 года». Междисциплинарный журнал , 10, 87-107.
  28. ^ Гриффитс, Т.Г., и Уильямс, Дж. (2017). Массовое обучение социалистическим преобразованиям на Кубе и Венесуэле. В Международном читателе критической педагогики (стр. 64-72). Рутледж.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Артараз, Кепа (6 февраля 2012 г.). «Возвращение к интернационализму Кубы: экспорт грамотности, ALBA и новая парадигма сотрудничества Юг-Юг». Журнал Общества латиноамериканских исследований . 31 : 22–37.
  30. ^ Кемпф, Арло (15 апреля 2014 г.). «Кубинская кампания по распространению грамотности в 50 лет: формальное и молчаливое обучение в области революционного образования». Критическое образование . 5 : 1–20.
  31. ^ Абендрот, Марк. Мятежная грамотность: национальная кампания Кубы по повышению грамотности и критическая глобальная гражданственность. Дулут, Миннесота: Litwin Books, 2009. Печать.
  32. ^ Перейти обратно: а б Майерс, Меган Жанетт и Кэтрин Мерфи. «Настоящие «Тесорасы» кубинской кампании за грамотность: разговор с режиссером «Маэстры» Кэтрин Мерфи». Афро-латиноамериканское обозрение 33, вып. 1 (2014): 261–72.
  33. ^ Боутон, Боб (2010). «Назад в будущее?: Тимор-Лешти, Куба и возвращение кампании массовой грамотности» . Изучение грамотности и счета . 18 (2): 58–74. дои : 10.5130/lns.v18i2.1898 .
  34. ^ Перейти обратно: а б Морехон Мартинес, Сусана (апрель 2008 г.). «Кампания Национального музея грамотности: учреждение, способствующее всестороннему развитию общей культуры». Женщина . 47 :68–71.
  35. ^ «Центр латиноамериканских исследований Центр латиноамериканских исследований | Университет Вандербильта» . as.vanderbilt.edu . Проверено 23 ноября 2020 г.
[ редактировать ]
  • Маэстра (Учитель) . Документальный фильм Кэтрин Мерфи. Произведено проектом «Грамотность» и распространено организацией «Women Make Movies» . (2013, 32 минуты)
  • Учитель-волонтер. Мемуары сельского учителя. Это интересное свидетельство описывает подробности жизни первых учителей-добровольцев на Кубе в 1960 году. Оно было написано одним из учителей-добровольцев, который пережил этот опыт и встретил Конрадо Бенитеса, потому что они учились в одной школе. Вторая часть мемуаров [1] «Сельский учитель» повествует подробности жизни этих учителей в Эскамбре. Обязательный справочник для тех, кто хочет узнать об этом этапе кубинской революции.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1646090d68419ca767d1eb5875cb4fa__1720789140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/fa/c1646090d68419ca767d1eb5875cb4fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cuban literacy campaign - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)