Да, я могу
Да, я могу ( испанский : Yo, sí puedo ) — это метод обучения взрослых грамоте , который был разработан кубинским педагогом Леонелой Релис Диас и впервые опробован на Гаити и Никарагуа в 2000 году. [1] На сегодняшний день этот метод использовался в 29 странах, позволив более 6 миллионам человек освоить базовую грамотность. [1] Программа изначально была разработана на испанском языке и известна как Yo, sí puedo . Сейчас он переведен на многие языки, включая португальский , английский , кечуа , аймара , креольский и суахили . [2] В методе повышения грамотности «Да, я могу» используются заранее записанные уроки на видео или DVD, которые проводит местный ведущий. «Да, я могу» также использует буквенно-цифровую связь между цифрами и буквами. [1]
Программа состоит из следующих учебных материалов: буклет для студентов, руководство для фасилитаторов и 17 видео или DVD, на которых представлены записи 65 занятий с актерами, играющими роли учителей и учеников. Эти материалы реализуются командой местных координаторов, прошедших обучение и поддержку со стороны технических консультантов. Этот процесс состоит из трех этапов: предварительный период социализации и обучения, собственно блоки уроков, в ходе которых обучают грамоте, и третий этап, известный как постграмотность. [1] Программа также доступна на шрифте Брайля и для слепых, и для глухих, и для людей с легкими интеллектуальными проблемами. [3] [4] С программой «Да, я могу» связаны и другие программы, в том числе «Йо, sí puedo seguir» или «Да, я могу продолжать», целью которых является закрепление и развитие базовых навыков грамотности, которые участники получают в программе «Да, я могу».
История
[ редактировать ]Программа «Да, я могу» возникла на основе прочной традиции обучения грамоте, существующей на Кубе со времен Кубинской кампании за грамотность 1961 года . Кампания 1961 года снизила уровень неграмотности на Кубе с 23,6% до 3,9%. [5] С тех пор кубинские преподаватели работали во многих странах, помогая развивать грамотность взрослых до разработки программы «Да, я могу», особенно в Анголе и Никарагуа. [6] [7]
Именно на основе таких примеров кубинской помощи в области образования в 1995 году африканская страна Нигер обратилась к Кубе за помощью в борьбе с неграмотностью. Из-за очень высокого уровня неграмотности (более 50%) и трудностей, связанных с решением этой проблемы исключительно посредством очного обучения, Куба предложила программу, транслируемую по радио. Однако президент Нигера Ибрагим Баре Майнассара был убит в результате государственного переворота до того, как новый подход смог быть реализован в Нигере, и вместо этого он был опробован на Гаити и Никарагуа. После этого доктор Леонела Релис Диас и другие преподаватели Латиноамериканского и Карибского педагогического института (IPLAC) разработали аналогичную программу с использованием телевидения. [1]
Уроки
[ редактировать ]Занятия «Да, я могу» проводятся с использованием сочетания дистанционного образования и участия сообщества . Занятия проводит местный координатор. Занятия организованы вокруг темы обсуждения, которая знакомит с ключевой буквой или словом урока. Фасилитатор использует серию предварительно записанных занятий, обычно на DVD, и прилагающуюся к ним рабочую тетрадь в качестве основы урока грамотности. На DVD изображен небольшой класс грамотности, в котором учитель объясняет урок и упражнения из рабочей тетради, а ученики задают вопросы и комментируют. Ведущий может остановить и запустить DVD-класс, чтобы позволить ученикам выполнить упражнения, обсудить отдельные моменты или повторить разделы, если необходимо. [8] В некоторых случаях экономические и технические проблемы не позволяют использовать уроки на DVD, что может привести к несоответствию в реализации программы. [9]
Существует вводный блок уроков, предназначенный для людей, не имеющих опыта чтения и письма, который включает в себя упражнения на отработку владения ручкой и формирования простых фигур. В тех случаях, когда участники уже имеют некоторый опыт грамотности, эти уроки можно пропустить. На более поздних занятиях учащиеся работают с более сложными блоками текста и осваивают другие навыки, например, как заполнять формы с основными личными данными. Студенты считаются успешно завершившими программу, если они написали простое письмо другу, включающее описание и мнение. [1]
Местный координатор выступает связующим звеном между виртуальным классом студентов в аудиовизуальной записи и реальными участниками. за 2006 год В обзоре «Да, я могу» ЮНЕСКО отмечается: «Роль координаторов получила как признание, так и критику». [10] В отчете отмечается их сильная социальная приверженность, но отмечаются проблемы с точки зрения согласованности навыков преподавания среди относительно неподготовленных людей.
Буквенно-цифровой метод
[ редактировать ]Буквенно-цифровой подход использует знание цифр для развития знания букв. Это было введено в программу по предложению доктора Фиделя Кастро и исходя из понимания того, что числа более знакомы в повседневной жизни неграмотным людям. Гласные a, e, i, o, u связаны с числами 1–5, а согласные — с числами примерно в соответствии с частотой их употребления. [1] Многие неграмотные люди на Кубе смогли эффективно обращаться с деньгами и количествами — образование, которое они получили на улицах. Связь грамотности с цифрами и деньгами является одной из причин такого успеха. Однако этот аспект программы подвергся критике на том основании, что введение букв в сочетании с цифрами ошеломляет неграмотного человека. [11] Эта критика не приняла во внимание тот факт, что многие неграмотные люди умеют считать в отношении денег и торговых количеств.
Широкий подход сообщества
[ редактировать ]В рамках метода «Да, я могу» низкая грамотность понимается не как индивидуальная проблема, а скорее как социальная проблема , требующая подхода в масштабах всего сообщества. Этот процесс называется социализацией и предполагает мобилизацию как можно большего числа людей для участия в кампании в различных ролях. Этот процесс направлен на развитие среди всего сообщества понимания связей между грамотностью и более широкими целями социального и экономического развития. [8]
В отношении этого аспекта кампании ЮНЕСКО отметила, что «Да, я могу» «на самом деле представляет собой нечто большее, чем просто метод. Было бы более уместно понимать ее как модель обучения грамотности, которая выходит за рамки процессов, материалов, стратегий и т. д., поскольку оно включает в себя, как явно, так и неявно, концепции обучения грамоте, обучения, жизненных навыков и социальной мобилизации и вовлекает широкий круг участников с различными ролями, от бенефициаров обучения грамоте до других заинтересованных сторон, таких как государственные органы и другие заинтересованные учреждения». . [10]
Развитие и поддержание грамотных сообществ
[ редактировать ]«Да, я могу» позволяет учащимся развивать навыки чтения и письма на интеллектуальном, но базовом уровне. [3] Однако программа не претендует на установление уровня грамотности, который будет поддерживаться самостоятельно без дополнительного внимания. [8] Следовательно, третий этап кампании, известный как этап «постграмотности» ( Yo, sí puedo seguir ), предоставляет выпускникам возможность предпринять действия, которые закрепляют и расширяют их новую грамотность. Они могут принимать форму постоянных курсов, трудоустройства или содействия набору новых студентов. [1]
Достижения и перспективы
[ редактировать ]В 2006 году премия ЮНЕСКО имени короля Седжона за грамотность была присуждена IPLAC за работу по разработке и продвижению программы «Да, я могу». [12] В 2012 году он также получил премию «Местрес 68». [13] Куба предложила этот метод международному сообществу и предположила, что с его внедрением неграмотность может быть искоренена во всем мире в течение 10 лет и стоимостью всего 1,5 миллиарда долларов. [14]
«Да, я могу» был реализован в ряде языковых и культурных контекстов, включая следующие:
Восточный Тимор
[ редактировать ]Программа «Да, я могу» использовалась в Восточном Тиморе в рамках национальной кампании, которая началась в 2006 году с прибытия 12 кубинских консультантов по грамотности. К концу 2007 года курсы грамотности начались более чем в 400 районах местного самоуправления страны. Первоначально новые материалы были представлены на португальском языке, но позже они были разработаны на тетуме , наиболее распространенном из многих языков Тимора . Программа стала известна под тетумским названием Los Hau Bele. Кампания мобилизовала более 200 000 человек для участия в занятиях, а также более 600 местных специалистов по распространению грамотности и общественных организаторов, прошедших обучение у кубинских советников. Кампания завершилась в декабре 2012 года, когда каждый из тринадцати районов Восточного Тимора был объявлен свободным от неграмотности. [15]
Австралия
[ редактировать ]В 2012 году официальное лицензионное соглашение с Кубой позволило начать первый пилотный проект «Да, я могу» в Австралии . Кампания была впервые реализована в Уилканнии , на дальнем западе Нового Южного Уэльса , и с тех пор распространилась на Бурк и Эннгонию с планами дальнейшего расширения в 2015 году. Пилотный проект был инициирован Руководящим комитетом Национальной кампании по повышению грамотности взрослых аборигенов и управлялся Университетом Новая Англия в партнерстве с Местным земельным советом аборигенов Уилканнии. [8] Фонд «Грамотность ради жизни» представляет собой партнерство между ключевыми агентствами и отдельными лицами, участвующими в кампании.
Аотеароа Новая Зеландия
[ редактировать ]Методика «Да, я могу» использовалась в Аотеароа , Новая Зеландия, в программе Greenlight, реализуемой в период с 2003 по 2007 год через маори под руководством высшее учебное заведение Те Вананга о Аотеароа . Кубинские преподаватели работали со своими коллегами в Аотеароа, Новая Зеландия, на этапе диагностики, в результате которого была разработана новая программа «Зеленый свет обучения для жизни». Greenlight состоял из 4 модулей, которые были разработаны для перевода студентов с уровня 1 на уровень 3 в рамках Новой Зеландии – по сути, до стандарта поступления в университет. При разработке материалов особое внимание уделялось традиционной педагогике и самобытности маори. [16]
Другие локации
[ редактировать ]Версия «Да, я могу» реализуется с 2007 года в Уругвае и пользуется широким успехом. [17]
С 2007 года в Гватемале с помощью программы научились читать и писать почти 20 000 человек. [ нужна ссылка ]
В Анголе от кампании воспользовались более 300 000 человек. [18]
Программа «Да, я могу» также реализуется в городе Севилья , что является первым опытом кубинского метода в Европе. [19]
Латиноамериканский альянс по повышению грамотности штата Нью-Мексико планирует в 2015 году реализовать кампанию «Да, я могу» в 4 пилотных местах в американском штате Нью-Мексико . [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Боутон, Б; Дурнан, Д. (2014). «Кубинский Йо Си Пуэдо. Глобальное движение за грамотность» . Постколониальные направления в образовании . 3 (2): 325–359.
- ^ АКС (31 октября 2014 г.). «Кубинский метод грамотности приносит пользу более чем 8 миллионам человек» . Куба Си . Проверено 30 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Методика грамотности «Я, да могу» [ циклическая ссылка ]
- ^ ЮНЕСКО (2005). «Образование для всех», «Грамотность для жизни», Отчет о глобальном мониторинге ОДВ за 2006 год . Париж: ЮНЕСКО. п. 29 . Проверено 30 января 2015 г.
- ^ Абендрот, Марк (2009). Бунтовская грамотность . Книги Литвина.
- ^ Хиккинг-Хадсон, А; Корона Гонсалес, Дж; Престон, Р., ред. (2012). «Кубинская революция и интернационализм: структурирование образования и здравоохранения». Способность делиться: исследование международного сотрудничества Кубы в области развития образования . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 13–34.
- ^ С Хацкий (2012). «Образовательная миссия Кубы в Африке: пример Анголы». В Хиклинг-Хадсон, А; Корона Гонсалес, Дж; Престон, Р. (ред.). Способность делиться: исследование международного сотрудничества Кубы в области развития образования . Нью-Йорк: Пэлгрейв и Макмиллан. стр. 141–160.
- ^ Jump up to: а б с д Боутон, Б; Чи, окружной прокурор; Битсон, Дж; Дурнан, Д; ЛеБланш, Дж. К. (2013). «Пилотное исследование кампании по повышению грамотности взрослых аборигенов в Австралии с использованием метода «Да, я могу»» . Изучение грамотности и счета . 21 (1): 5–32. дои : 10.5130/lns.v21i1.3328 .
- ^ Бун Д; Курверс Дж. (2011). Способы обучения чтению и письму: Учебная практика на уроках грамотности для взрослых в Восточном Тиморе . Миннесота: Второй язык для малообразованных и приобретение грамотности. Материалы 7-го симпозиума.
- ^ Jump up to: а б «Исследование эффективности и осуществимости метода обучения грамоте Yo sí puedo » (PDF) . ЮНЕСКО. 25 августа 2006 года . Проверено 30 января 2015 г.
- ^ Линд, Агнета (2008). Грамотность для всех: изменить ситуацию . Париж: ЮНЕСКО.
- ^ «Премия ЮНЕСКО 2006 года в области грамотности» . Портал ЮНЕСКО . Проверено 11 февраля 2015 г.
- ^ «Около шести миллионов человек учатся читать и писать по кубинскому методу» . Дебаты о Кубе . Проверено 11 февраля 2015 г.
- ^ Канфукс Гутьеррес, Ж.; Корона Гонсалес, Дж.; Хиклинг-Хадсон, А. (2012). «Кубинское сотрудничество в области грамотности и образования взрослых за рубежом». В Хиклинг-Хадсон, А.; Корона Гонсалес, Дж.; Престон, Р. (ред.). Способность делиться: исследование международного сотрудничества Кубы в области развития образования . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-33880-7 .
- ^ Боутон, Б; Дурнан, Д. (2014). «Кубинская модель массовой кампании по повышению грамотности взрослых в Тиморе-Лешти и аборигенах Австралии: сравнительное исследование». Международный обзор образования . 60 (4): 559–580. Бибкод : 2014IREdu..60..559B . дои : 10.1007/s11159-014-9421-5 . S2CID 143611236 .
- ^ Канфукс Гутьеррес, Дж. (nd). Оценка социального воздействия программы Greenlight Learning for Life . Гавана: Педагогический институт Латинской Америки и Карибского бассейна.
- ^ ЮНЕСКО. «В стране Варела: Да, могу – Образовательная программа для молодежи и взрослых» . Эффективные программы ЮНЕСКО по повышению грамотности . Проверено 16 февраля 2015 г.
- ^ «Более 300 000 ангольцев воспользовались кубинским методом грамотности» . Ямайцы солидарны с Кубой . 03.10.2013 . Проверено 16 февраля 2015 г.
- ^ «Я могу сыграть в Севилье (Часть 1)» . Ютуб . Проверено 16 февраля 2015 г.
- ^ «Я да могу » Латиноамериканский альянс за повышение грамотности штата Нью-Мексико . Получено 16 февраля.