Метарелигия
Метарелигия — это теоретическая основа, направленная на понимание и сравнение различных мировых религий путем выявления общих принципов и ценностей, выходящих за рамки индивидуальных традиций. Эта концепция направлена на содействие критическому и рациональному рассмотрению религиозных верований и практик, продвигая единую точку зрения, объединяющую разнообразный религиозный опыт. [ 1 ] Идея метарелигии особенно важна в исламской мысли, где она рассматривается как способ гармонизировать различные религиозные переживания человечества в рамках единой всеобъемлющей структуры. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Ключевые характеристики
[ редактировать ]Метарелигия определяется несколькими ключевыми характеристиками. Он рационален и критичен, оценивая каждую религию на основе исторического и рационального анализа, а не осуждая какую-либо религию априори . [ 2 ] Он учитывает возможность того, что различные религии могут иметь общее божественное происхождение, выраженное в разных исторических и культурных контекстах. Такая перспектива позволяет признать общие этические принципы и ценности, способствуя диалогу, выходящему за рамки индивидуальных традиций. [ 2 ] По мнению аль-Фаруки, метарелигия включает в себя веру в Бога или Высшую Реальность как «совершенно иное» и направлена не на проверку достоверности религий посредством внешних или функциональных тестов, а, скорее, на понимании состояния homo religiosus . [ 5 ]
Историческое развитие
[ редактировать ]Концепция метарелигии возникла благодаря усилиям ученых, стремящихся примирить разнообразный религиозный опыт человечества. Работы Исмаила Раджи аль-Фаруки в конце 20 века существенно повлияли на понимание метарелигии в исламской мысли. [ 1 ] [ 4 ] Он выступал за рациональный подход к изучению религий, предлагая метарелигию, которая признает потенциальное божественное происхождение религиозного опыта, одновременно критически рассматривая его исторические проявления. [ 3 ] [ 4 ] Аль-Фаруки также предположил, что метарелигия может служить основой для значимого межконфессионального диалога, в котором подчеркиваются общие ценности и этические принципы для содействия взаимопониманию. [ 6 ] [ 4 ]
Приложения
[ редактировать ]Метарелигия может применяться в различных областях, включая межрелигиозный диалог, религиоведение и культурный анализ. В межконфессиональном диалоге он способствует взаимопониманию и уважению между различными религиозными традициями, подчеркивая общие ценности и этические принципы. [ 2 ] [ 4 ] В религиоведении метарелигия обеспечивает основу для междисциплинарного изучения религии, поощряя исследование более широкого контекста религиозных явлений. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В культурном анализе он исследует влияние религии на культуру и общество, анализируя, как религиозные идеи формируют искусство, литературу, политику и социальные нормы. [ 4 ]
Прием
[ редактировать ]Метарелигия подверглась критике. Некоторые утверждают, что это может чрезмерно упростить сложности отдельных религиозных традиций, сосредоточив внимание на общих чертах. Другие предполагают, что это может непреднамеренно отдавать предпочтение определенным философским или культурным точкам зрения перед другими, что потенциально может привести к предвзятому толкованию религии. Критики, такие как Абдулкадер Тайоб, утверждают, что подход аль-Фаруки манипулирует философскими рамками, подобными кантовским, чтобы соответствовать исламским теологическим принципам, потенциально ограничивая пространство для созерцания или альтернативных религиозных выражений, таких как суфизм или другие формы мистицизма. [ 4 ] [ 7 ] Эта критика подчеркивает, что, хотя подход аль-Фаруки был направлен на интеграцию религиозных ценностей в социально-политический контекст, он, возможно, непреднамеренно отодвинул на второй план разнообразный религиозный опыт и интерпретации. [ 4 ] Сам Аль-Фаруки признал эти проблемы, но утверждал, что метарелигиозный подход может обеспечить ценную основу для понимания и взаимодействия с различными религиозными традициями. [ 6 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ибрагим, Хаслина (март 2008 г.). «Аль-Фаруки и его принципы метарелигии: исламизация сравнительной религии». Бюллетень исследований Куллии . 3 (1). IIUM: 1–6.
- ^ Jump up to: а б с д и аль-Фаруки, Исмаил Раджи (1986). «Метарелигия: к критической мировой теологии». Американский журнал исламских социальных наук . 3 (1): 13–21. дои : 10.35632/ajis.v3i1.2902 .
- ^ Jump up to: а б с Осман, Ахмад Сабри; Шариф, Мохд Фарид Мохд; Закария, Райхания (2012). «Концепция метарелигии согласно Исмаилу Раджи аль-Фаруки». Голос академии . 7 (1). Технологический университет МАРА (Перлис): 72–87.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Юсуф, Имтияз (весна – лето 2014 г.). «Вклад Исмаила аль-Фаруки в академическое изучение религии» . Исламские исследования . 53 (1/2). Институт исламских исследований, Международный исламский университет, Исламабад: 99–115. JSTOR 44627369 .
- ^ Юсуф, Имтияз (весна – лето 2014 г.). «Вклад Исмаила аль-Фаруки в академическое изучение религии». Исламские исследования . 53 (1/2): 105–106.
- ^ Jump up to: а б аль-Фаруки, Исмаил Раджи (1967). Христианская этика: исторический и систематический анализ ее доминирующих идей . Монреаль: Издательство Университета Макгилла. стр. 21–24.
- ^ Тайоб, Абдулкадер (2013). «Религия в современном исламском дискурсе». Мы . 60 (2–3): 232–247.