Список теорий социальной психологии
Социальная психология использует широкий спектр конкретных теорий для различных видов социальных и когнитивных явлений. Вот некоторые из наиболее влиятельных теорий, которые можно найти в этой отрасли психологии.
- Теория атрибуции - изучает способы, которыми люди объясняют (или приписывают) поведение других. Теория делит то, как люди приписывают причины событиям, на два типа. Внешние или «ситуационные» атрибуции приписывают причинность внешнему фактору, например погоде. Внутренние или «диспозиционные» атрибуции приписывают причинность факторам внутри человека, таким как способности или личность.
- Когнитивный диссонанс - изначально был основан на концепции когнитивной последовательности, но теперь больше связан с теорией самооценки. Когда люди делают что-то, что противоречит их взглядам на самих себя, это вызывает дискомфортное состояние диссонанса, которое мотивирует изменение либо установок, либо поведения (Фестингер, 1957).
- Теория влечения - утверждает, что присутствие аудитории вызывает возбуждение, которое создает доминирующие или типичные реакции в контексте ситуации.
- Модель вероятности разработки - утверждает, что обработку информации, часто в случае попытки убеждения, можно разделить на два отдельных процесса, основанных на «вероятности когнитивной разработки», то есть того, думают ли люди критически о содержании сообщения или реагируют на него. к поверхностным аспектам сообщения и другим непосредственным сигналам.
- Теория скученности мотивации - предполагает, что внешние мотиваторы, такие как денежные стимулы или наказания, могут подорвать (или, при различных условиях, усилить) внутреннюю мотивацию. [1]
- Обучение через наблюдение (социальное обучение) – предполагает, что поведение можно приобрести путем наблюдения и подражания другим, в отличие от традиционных теорий обучения, которые требуют подкрепления или наказания для того, чтобы обучение произошло.
- Теория позиционирования - фокусируется на моральных порядках, которые возникают в разговорах в результате взаимодействия между произнесенными речевыми действиями, занимаемыми позициями и развивающейся сюжетной линией.
- Теория схем - фокусируется на «схемах», которые представляют собой когнитивные структуры, которые организуют знания и направляют обработку информации. Они принимают форму обобщенных убеждений, которые могут действовать автоматически и приводить к искажениям восприятия и памяти.
- Теория самоопределения - это организмическая теория поведения и развития личности, которая особенно озабочена тем, как социально-контекстуальные факторы поддерживают или препятствуют внутренней мотивации людей, социальной интеграции и благополучию посредством соответствующего удовлетворения или лишения установленных основных психологических потребностей в компетентность, автономия и связанность
- Теория самовосприятия – подчеркивает, что мы наблюдаем за собой так же, как наблюдаем за другими, и делаем выводы о наших симпатиях и антипатиях. Внешнее самовосприятие может привести к эффекту чрезмерного оправдания .
- Теория самопроверки - фокусируется на желании людей быть известными и понятыми другими. Ключевое предположение заключается в том, что как только у людей вырабатываются устойчивые убеждения о себе, они начинают предпочитать, чтобы другие видели их такими, какими они видят себя.
- Теория социального сравнения - предполагает, что люди получают информацию о себе и делают выводы, имеющие отношение к самооценке, по сравнению с соответствующими другими.
- Теория социального обмена – это экономическая социальная теория, которая предполагает, что человеческие отношения основаны на рациональном выборе и анализе затрат и выгод. Если затраты одного партнера начинают перевешивать его или ее выгоды, этот человек может разорвать отношения, особенно если есть хорошие альтернативы.
- Теория социальной идентичности - была разработана Анри Тайфелем и исследует, как категоризация людей (включая себя) на внутренние и внешние группы влияет на восприятие, отношение и поведение.
- Теория социального представительства - была разработана Сержем Московичи и касается характера общих убеждений и практик, которые типичны для любого коллектива.
- Теория социального проникновения - предполагает, что по мере развития отношений межличностное общение переходит от относительно поверхностных, неинтимных уровней к более глубоким и интимным. [2] Теория была сформулирована психологами Ирвином Альтманом и Далмасом Тейлором в 1973 году, чтобы дать понимание близости между двумя людьми.
- Теория социально-эмоциональной избирательности - утверждает, что по мере того, как люди стареют и их воспринимаемое время, оставшееся в жизни, уменьшается, они переходят от сосредоточения внимания на информации, направленной на поиск целей, к сосредоточению внимания на эмоциональных целях.
- Теория системного оправдания - предполагает, что у людей есть мотивация защищать и поддерживать статус-кво, чтобы продолжать верить в то, что их социальные, политические и экономические системы легитимны и справедливы.
- Теория управления террором – предполагает, что человеческая смертность вызывает экзистенциальный страх и ужас, и что большая часть человеческого поведения существует как буфер против этого страха (например, самооценка и мировоззрение).
- Треугольная теория любви Штернберга характеризует любовь в межличностных отношениях по трем различным шкалам: близость, страсть и обязательства. Различные стадии и типы любви можно классифицировать по разным комбинациям этих трех элементов. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрей, Б.С. и Джеген, Р. (2001) «Теория скученности мотивации» Журнал экономических исследований 15 (5): 589–611
- ^ Гриффин, Э. (2006). Первый взгляд на теорию коммуникации (6-е изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл .
- ^ Менеджмент, Университет Рединга. Кафедра экономики сельского хозяйства (1971). Исследование развития . Департамент. OCLC 219813845 .