Креси миф

Миф о Креси ( польский : mit Kresów ) («миф» на польском языке, иногда не относящийся к обязательно ложному убеждению, как на английском языке) — это название определенного чувства взглядов или отношений, связанных с ностальгической привязанностью к бывшим восточным окраинам Польши. ( Кресы ), иногда в этническом националистическом смысле, иногда как мультикультурная земля, в которой доминирует польская культура . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] По словам Андрея Портнова , Кресы рассматриваются даже как « потерянный рай» польской «цивилизационной миссии » и в то же время место «кровавых и романтических столкновений с казаками и татарами». [ 4 ] Кресы входили в состав Речи Посполитой и Второй Польской Республики , но с 1945 года находятся за пределами Польши, на территории нынешней Украины, Белоруссии, Литвы. [ 3 ] [ 5 ] Кресы, по некоторым определениям, выходят за пределы территорий, которые стали частью межвоенной Польши. В частности, после территориальных изменений и переселения населения во время Второй мировой войны ностальгия сосредоточилась на Вильнюсском регионе и Восточной Галиции . [ 6 ] Утверждается, что представители этого дискурса склонны фокусироваться именно на поляках, живущих в Кресиях, не уделяя достаточного внимания украинским, литовским или белорусским жителям региона. [ 7 ]
Мифология
[ редактировать ]Миф Кресы — важная составляющая некоторых версий польской национальной мифологии . [ 6 ] [ 8 ] По мнению Богуслава Бакулы, это в высшей степени ориенталистский постимперский нарратив. [ 3 ] [ 7 ] Историк Даниэль Бовуа призвал отказаться от мифа о Креси, назвав его исторически ложным, основанным на представлениях о польском культурном превосходстве над белорусской, литовской и украинской культурой . [ 3 ] По словам Лешека Шаруги ,
«Миф о кресах — это миф, основанный во многих отношениях на сентиментальном самообмане поляков. Механизм, посредством которого действовал этот самообман, понятен, но это не значит, что его следует полностью принять».
По мнению Антония Полонского , это особенно резкая точка зрения. [ 9 ]
Мария Джанион сравнивает миф о Креси с американским пограничным мифом о Диком Западе . [ 3 ] Некоторые ученые, в том числе Роберт Траба , указывают на сходство между мифом о Креси и немецким дискурсом о Восточной Пруссии . [ 3 ] Креси рассматривается как «оплот христианства » точно так же, как Восточная Пруссия была «оплотом немецкости». [ 5 ] По мнению Агнешки Немоевской, миф «представляет Речь Посполитую не такой, какой она была на самом деле, а такой, какой многие хотели бы ее помнить. Проще говоря: Польша, которую можно любить». [ 6 ] Милитаристские сражения, которые на протяжении веков велись в пограничных землях против различных врагов, привели к тому, что миф о Креси вырос из сарматского мифа. Военный элемент мифа получил развитие в произведениях Генрика Сенкевича . [ 6 ]
По мнению Немоевской, одним из основных источников мифа были Адама Мицкевича , «Баллады и романсы» которые представляют собой альтернативную истину рационализма Просвещения, основанную на романтизме и ритуалах, передаваемых из поколения в поколение. Она пишет, что различные польские авторы использовали элементы этого мифа в своих произведениях, например, Станислав Лем ( «Хайкасл» , 1966) и Тадеуш Конвицкий ( «Хроника любовных происшествий» , 1974). Даже Чеслав Милош , который обычно избегал сентиментальных мифов, в определенном смысле, возможно, использовал элементы мифологии Креси, когда писал о Литве. [ 6 ] Однако Бакула утверждает, что наиболее полное выражение мифа находится не в литературе, а в академических и исторических публикациях. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чижевский, Кшиштоф (2012). «ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ». Еще одна Европа после 1984 года . Брилл Родопи. стр. 171–182. ISBN 978-94-012-0817-8 .
- ^ Янсен, Ян; Лессиг, Симона (октябрь 2020 г.). Кризисы беженцев, 1945-2000 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 79. ИСБН 978-1-108-83513-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вальдштейн, Максим; Турома, Санна (6 мая 2016 г.). Империя де/центрирована: новые пространственные истории России и Советского Союза . Рутледж. п. 277. ИСБН 978-1-317-14436-6 .
- ^ Портнов Андрей. «Столкновение жертв: Волынская резня в памяти поляков и украинцев» . открытая демократия . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Зарицкий, Томаш (2014). «Дискурс Креси (старого пограничья) и его критика» . Идеологии восточности в Центральной и Восточной Европе . Рутледж. п. 142. дои : 10.4324/9781315819006 . ISBN 978-1-317-81857-1 . S2CID 129401740 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Немоевска, Агнешка (2 сентября 2018 г.). «Миф о польском восточном пограничье» . Речь Посполитая (на польском языке) . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бакула, Богуслав (2014). «Колониальные и постколониальные аспекты исследований польского приграничья» (PDF) . Тексты Другие (1): 96–123.
- ^ МАХ, ЗДИСЛАВ (1993). «Миф и культурное конструирование времени среди переселенного населения» . Польский социологический бюллетень (102): 131–138 [133]. ISSN 0032-2997 . JSTOR 45275297 .
- ^ Полонский, Антоний (2001). В центре внимания евреев на польском приграничье . Литтманская библиотека еврейской цивилизации. п. 18. ISBN 978-1-874774-69-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тирлинг-Следзь, Ева (2002). Миф о Кресах в прозе Марии Родзевичувны ( на польском языке). Издатель Научный университет Щецина. ISBN 978-83-7241-249-2 .