История Бида

Бид — исторический город, возможно, средневекового происхождения, в Махараштре, Индия .
Исторические отчеты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2010 г. ) |
Первое историческое упоминание о городе появилось в « Тарих-э-Фириште» (первоначальное название Гульшан-э-Ибрагими ), составленном Мухаммадом Касимом Фириштой (1560–1620), персидско-индийским историком 17-го века. Знаменитый английский перевод этой книги Джона Бриггса «История подъема магометанской власти в Индии» несколько раз публиковался в Индии и за рубежом. Фиришта дал мало, но ценную информацию о городе своего времени. Он также подробно упомянул знаменитый храм Канкалешвар. В 1317 году хиджры (1898 г.) Кази Мухаммад Кутбулла, житель и Кази Бида, написал подробную историю города Бид ( Тарих-э-Бир ) на урду на основе имеющихся в то время отчетов. Копию этой книги сейчас можно найти только в Государственном архиве, библиотеке музея Салара Джанга и библиотеке Османского университета ; все в Хайдарабаде . Однако первая подробная история города Рияз-уль-Абрар (Сад добродетельных) была написана Кази Мухаммадом Фахруддином в 1152 году хиджры (1739 год). К сожалению, этой книги нет в библиотеках для ознакомления. Однако Кутбулла процитировал эту книгу в своем Тарих-е-Бир (История Бида), а также сослался на отчеты. В 1361 году хиджры (1942) Сайед Басит Али, житель Бида, который учился в городском колледже Хайдарабада, написал краткую историю Тарих-э-Бир на урду. Его копии можно найти в библиотеке Университета Османии. В последнее время Абдул Хамид Натапури написал «Зила Бир Ки Тарих» (история района Бид) на урду, которая опубликована в 1998 году в Мумбаи . В его книге рассказывается главным образом о городе Бид, и она во многом основана на рассказах Кутбуллы и устных традициях. Некоторые исторические отчеты можно также найти в газете района Бид, изданной в 1969 году Департаментом географических справочников района Бид. Этот вестник больше не издается, но доступен в Интернете на веб-сайте правительства Махараштры. Имперский географический справочник Индии , составленный во время британского правления, также дает некоторые важные подробности о городе и районе.
Основание и название
[ редактировать ]История основания города неизвестна. По легенде, Бид был населенным местом в период Пандавов и Куру как Дургавати . Впоследствии его название было изменено на Бальни . Чампавати, которая была сестрой Викрамадитьи , после захвата переименовала его в Чампаватинагар . После этого город перешел под власть династий Чалукья , Раштркута и Ядава , а затем перешел под власть мусульман . Однако некоторые ученые говорят, что он, возможно, был основан правителями Ядава Девагири (ныне Даулатабад). Тарих-э-Бир (история Бида) упоминает, что Мухаммад бин Туглук назвал его Бир ( по-арабски «Колодец») после постройки форта и нескольких колодцев в городе и вокруг него. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] До недавнего времени в городе было много колодцев. Из-за современных сооружений водоснабжения они стали менее важными и впоследствии большинство из них были заполнены. Неясно, как появилось нынешнее имя Бид. Есть как минимум две разные традиции. Первая традиция гласит, что, поскольку район расположен у подножия хребта Балагхат, как будто в яме, он был назван Бил (маратхи - дыра), которое с течением времени превратилось в Бид . Согласно второй традиции , правитель Яваны в древней Индии назвал его Бхир (по-персидски «Вода») после того, как нашел воду на очень небольшой глубине. [ 1 ] и Бхир мог бы со временем стать Бидом. Первая традиция кажется неверной, поскольку без какого-либо ракурса «дырой» можно назвать весь район. Только северо-восточная часть района имеет меньшие высоты и обширную территорию площадью 10 615 км . 2 нельзя назвать «дыркой» только из-за небольшой депрессии. Более того, слово «бил» (дыра) на языке маратхи означает глубокую и узкую дыру, а не небольшую депрессию. Вторая традиция, хотя и имеет некоторые искажения, кажется верной и соответствует Тарих-е-Биру Квази Мухаммада Кутбуллы (1898 г.). Слово «Явана» в ранней индийской литературе означало грека или любого иностранца. Гораздо позже его часто применяли к мусульманским захватчикам Индии. [ 4 ] Вполне возможно, что Мухаммад бин Туглук в этой традиции упоминался как правитель Яваны. Мусульмане вторгались в Декан и правили им на протяжении веков, и почти все мусульманские правители использовали персидский язык в качестве придворного. Похоже, что арабское слово «Бир» в конечном итоге на индийских языках произносилось как «Бхир», и люди ошибочно приняли это арабское слово за персидское, поскольку придворным языком правителей был персидский. До недавнего времени после обретения независимости в официальных документах город назывался «Бир» и «Бхир».
Исторические события
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2010 г. ) |

Согласно легенде, когда Равана , король демонов Ланки ( Шри-Ланки ), похитил Ситу (жену индуистского божества Рамы ) и увез ее на Ланку, Джатаю (орел) пытался остановить его. Равана подрезал ему крылья, и раненый Джатаю упал на землю. Когда Рама прибыл туда в поисках своей любимой жены, Джатаю рассказал ему всю историю и умер. Говорят, что место, где он умер, находится в городе Бид, и Джаташанкар на этом месте стоит храм ; по мнению учёных, возможно, построен Ядавами из Девагири . [ 1 ] Другая легенда также повествует, что Бида звали Дургавати в период Пандавов и Куру, которые вели разрушительную войну Махабхараты .
Ранняя история
[ редактировать ]Ранняя история города неясна, пока он не попал под власть Туглука. Если город был основан в эпоху Ядава, то, возможно, это произошло в период правления короля Сингханы (1210–1247 гг.), Когда династия Ядава достигла своего расцвета. Возможно, он также построил город и храм Канкалешвар. Бид впервые попал под власть мусульман в 1317 году, когда Кутб-уд-Дин Мубарак-шах (1316–1320), последний Халджи , захватил Девагири, и династия Ядава была присоединена к династии Халджи . Бид оставался под властью Халджиса до 1320 года, когда к власти пришел Гияс-уд-Дин Туглук (1320–1325). В 1327 году Мухаммад бин Туглук (1325–1351) сделал Даулатабад своей столицей. Туглук и его армия разбили лагерь в городе в 1341 году (742 год хиджры по исламскому календарю ), когда они возвращались в Даулатабад из Варангала . Здесь император потерял один зуб, который приказал похоронить с большими церемониями и на этом месте построили гробницу. [ 5 ] Гробница до сих пор находится в очень плохом состоянии недалеко от деревни Карьяни, примерно в 13 км к югу от города. Говорят, что Джуна Хан, один из правителей империи Туглук, проживал в Биде довольно долгое время и провел множество реформ на благо подданных. Он изменил течение Бендсуры с запада на восток, построив защитную стену вокруг города. До него такой защиты у города не было, и он располагался на восточном берегу реки. После этого население было в значительной степени переселено в западную часть. [ 3 ] В 1347 году Бид попал под власть Бахманидов, когда Хасан Гангу (1347–1358), основатель султаната Бахманидов , восстал против правления Туглука и взошел на трон Даулатабада как Ала-уд-Дин Бахман-шах. Мухаммад Туглук действовал энергично и прибыл в Декан, чтобы подчинить повстанцев. Он отбил провинцию Даулатабад, частью которой был Бид. Хасан Гангу и другие повстанцы бежали в Бидар и Гульбаргу . Прежде чем вопрос был полностью решен, в Гуджарате вспыхнули повстанцы, и султан подошел к Гуджарату, назначив Имад-уль-Мулька губернатором Декана . Тем временем Хасан Гангу напал на Даулатабад, двинулся к Биду и захватил его. После этого город остался под властью Бахманидов и, как говорят, процветал при правлении Фируз Шаха Бахмани (1397–1422). Во время правления Хумаюн-шаха Бахмани (1451–1461 гг.), известного как Залим (жестокий), его брат Хасан-шах восстал и пришел к Биду. Джагирдар (феодер) Бида, Хабибулла Шах был его сторонником. Хумаюн Шах послал армию, и после ожесточенных боев на территории храма Канкалешвар армии повстанцев разбили армию Хумаюна. Хумаюн пришел в ярость и послал еще один отряд, чтобы победить повстанцев. На этот раз повстанцы были разбиты, Хабибулла-шах был убит и взят в плен. Хасан-шах был доставлен в столицу и поставлен перед голодным львом. [ 2 ]
С 1600 г. по 1858 г. н.э.
[ редактировать ]После упадка султаната Бахманидов город перешел к правителям Ахмаднагара Низам Шахи. В Биде велось несколько войн между правителями Биджапура Низам Шахи и Адил Шахи за контроль над Бидом. В 1598 году Моголы захватили Бида у Чанд Биби из Ахмаднагара. Год спустя Ниханг Хан вернул его себе, но вскоре он снова перешел в руки Великих Моголов . Армия Великих Моголов некоторое время располагалась здесь лагерем. Во время правления Джахангира (1569–1627) Ян Сипар-хан управлял городом Бид. Он построил Джама Масджид в Биде в 1036 году хиджры (1627 год). Аурангзеб (1658–1707) назначил Хаджи Садар Шаха в Биде Наиб-е-Субадаром (помощником губернатора). Садар Шах провел в городе некоторые хорошие изменения и постройки. Он построил Ид Гах (место праздничной молитвы) в 1702 году и новое жилище на холмах в восточной части под названием Гази Пура (ныне Ислам Пура) в 1703 году. Его остатки видны до сих пор. Он также построил небольшую цитадель (1703 г.) внутри старой большой цитадели, которая пришла в негодность после нескольких сотен лет простоя, периода Туглука. Каменная плита, написанная персидским письмом у главного входа в Джама Масджид, указывает год строительства цитадели Хаджи Садар Шахом в 1115 году хиджры (1703 год). В его период процветала и экономика города. В регионе были популярны чхагал (кожаный сосуд для воды), гупти (скрытый меч в деревянной палке) и т. д., изготовленные в Биде. [ 3 ]

Бид был довольно красивым городом во времена Бахманидов и Великих Моголов. Тарих-э-Бир упоминает множество садов и удобств того периода. До 1960-х годов в городе было два ухоженных сада. В 1724 году Низам-уль-Мульк Асаф Джа основал королевство Асаф Джахи, захватив Декан вопреки правлению императора Великих Моголов Мухаммад-шаха (1719–48). В эпоху Низама к цитадели не было пристроено никаких крупных пристроек или построек, поскольку старое здание служило этой цели, а цитадели теряли свое значение с появлением современных боевых методов. Маратхский правитель Гвалиора потерпел поражение , Махаджи Сциндия тяжело ранен и пропал без вести во время третьей войны при Панипате в 1761 году. (1761–1794 гг. ) был сказал ему стремиться к возвращению Махаджи. После возвращения в Гвалиор Махаджи позвал Мансура Шаха в Гвалиор, но тот отказался и отправил вместо него своего сына Хабиб Шаха. Махаджи всю жизнь оставался благодарным Мансур Шаху. Его могила находится в восточной части Бида. Царствование шестого низама Мир Махбуб Али Хан (1869–1911) оказался богат на события в истории Бида. В его правление случились восстания, великий голод и наводнения. Джагирдаров заменили Аввал Талукдарс (Коллекционеры) во время правления его отца, а Дживанджи Ратанджи стал первым сборщиком Бида в 1865 году. Были созданы районы, и район Бид был официально заселен в 1883 году. [ 6 ] Он построил одно жилье и рынок Махбуб Гундж (ныне Хиралал Чоук) на восточном берегу Бендсуры, остатки которого можно увидеть до сих пор. После очень скудных осадков в течение трех лет подряд (1897–1899 гг.) В 1900 году в Биде случился сильный голод. Тысячи скота и сотни людей умерли от голода, а тысячи мигрировали в соседние части страны. Перепись 1901 года показала значительное сокращение населения района Бид на 150 464 человека. [ 6 ] Мир Осман Али Хан (1911–48) приехал после смерти своего отца. Котвалис, полицейские участки, школы, больницы и амбулатории были построены во время его правления. [ 7 ] Низамы были союзниками Британской империи в Индии. Во время общенационального движения за независимость в XIX и XX веках пытались подавить чувства национализма , распространявшиеся благодаря общенациональным усилиям борцов за свободу. Националистам штата Хайдарабад не нравилась дружба Низама с угнетателем Британской империей . Бид был первым местом в регионе Маратвада, где в 1818 году началась борьба за свободу. [ 8 ] В 1818 году во время правления Низама Сикандара Джа (1803–29) в Биде вспыхнуло первое восстание под предводительством Дхармаджи Пратапа Рао. Низам послал Рисалу Наваба Муртазы Яр Джанга под командованием британского лейтенанта Джона Сазерленда. Лидер повстанцев и его брат были схвачены, и длительное повстанческое движение в Биде подошло к концу. [ 8 ] [ 9 ]
1858 г. по настоящее время
[ редактировать ]Еще один повстанец прорвался в 1858 году, и все повстанцы были схвачены. После этого произошло множество мелких инцидентов неповиновения британскому правлению , но все они были подавлены силой. В 1898 году под руководством Бабы Сахаба, известного как Рао Сахаб, произошел крупный повстанец. Важными лидерами этого движения были брахманы Бида, а брамины в полиции и судебной системе также поддерживали движение. Они мечтали о правлении брахманов и начали собирать деньги на оружие путем грабежей и пожертвований в разных частях округа. Но после непродолжительного боя повстанцы были схвачены и движение прекратилось. Но чувство неповиновения не удалось подавить, и различные движения под руководством Свами Рамананда Тирта и Говинда Бхаи Шроффа продолжились в Маратваде и штате. После обретения независимости Мир Осман Али Хан не хотел присоединяться к Индийскому Союзу. Наконец, 12 сентября 1948 года была начата военная операция «Поло» , и штат был легко захвачен в течение шести дней, поскольку армия Низама мало сопротивлялась. Хотя операция «Поло» привела к относительно небольшому количеству жертв, последовавшая за ней массовая резня была еще более ужасной. Бид вошел в число восьми наиболее пострадавших районов штата. После успокоения группа посетила город от имени правительства Индии и отправила отчет в центр. По словам чиновника, Отчет Сундарлала [узурпировал] По всему штату было убито 27 000–40 000 мусульман. В докладе упоминались ужасные преступления, такие как похищение и изнасилование женщин и девочек, грабежи, поджоги, осквернение мечетей, насильственное обращение в другую веру и захват домов и земель. [ 10 ] Однако по некоторым неофициальным данным число убийств достигает 50 000, а некоторые даже до нескольких сотен тысяч. [ 11 ] Плебисцит был проведен вскоре после военных действий, в ходе которого население подавляющим большинством проголосовало за присоединение к Индийскому Союзу. Многие мусульмане во время и после 1948 года мигрировали в Пакистан . В современной Индии город несколько раз был свидетелем межобщинных распрей. В 1949 году был запущен проект Бендсура по обеспечению города и близлежащих деревень питьевой и оросительной водой. Проект был завершен в 1956 году. В 1952 году был создан Бид Нагар Палика (муниципальный совет) в рамках неделимого штата Хайдарабад. В 1962 году, через год после создания штата Махараштра, Бид Зила Паришад (Районный совет). после роспуска всех местных органов возник [ 1 ]
Хронология
[ редактировать ]- 13 век (вероятно) — основан город Бид.
- 13/14 века (возможно) – построен храм Канкалешвар.
- 1317 г. - Бид падает перед Халджисом, когда Кутб-уд-Дин Мубарак-шах захватывает Девагири.
- 1327 г. – Бид попал под власть Туглуков.
- император Мухаммад Туглук 1341 г. – в город прибыл . По его приказу была построена цитадель, течение Бендсуры было повернуто на юг, в городе и вокруг него было выкопано несколько колодцев и город получил название Бир .
- 1347 — Бид попадает под власть Бахманидов, когда Ала-уд-Дин Бахман Шах основывает Бахманийский султанат .
- произошла ожесточенная война между Хумаюн-шахом Залимом 1455 г. (приблизительно) - на территории храма Канкалешвар и Хасан-шахом. Правитель Хумаюн потерпел поражение. Хумаюн послал еще одну армию, и мятежник был схвачен.
- 1499 — Бид был присоединен к династии Низам Шахи Ахмаднагара после захвата Даулатабада .
- 1583 г. - Хазана Хорошо построена.
- 1598 — Моголы захватывают Бида у Чанд Биби из Ахмаднагара .
- 1627 г. - Джама Масджид была построена Джаном Сипар-ханом.
- 1702 г. – построен Курбан-байрам (место праздничной молитвы).
- 1703 — Во время правления Аурангзеба были построены новая цитадель внутри старого форта и новое жилье на восточных высотах .
- 1724 — Бид стал частью королевства Асаф Джахи ( штат Хайдарабад ), когда Низам-уль-Мульк Асаф Джа-И захватил Декан .
- 1739 г. - Кази Мухаммад Фахруддин пишет подробную историю города Бид под названием «Рияз-уль-Абрар» (Сад добродетельных) на урду .
- 1818 г. – восстание тормозит под предводительством Дхармаджи Пратапа Рао. Британский лейтенант Джон Сазерленд приходит с армией и захватывает повстанца.
- 1835 г. - В городе обрушилось сильное наводнение. Ворота Котвали и прилегающая к ним стена были построены для защиты от частых сильных наводнений.
- 1858 г. - Небольшой повстанец прорвался, но все повстанцы были взяты в плен.
- 1865 г. - Дживанджи Ратанджи стал первым коллекционером Бида, поскольку низамы отменили феодальную систему.
- 1883 г. - официально заселен район Бид.
- 1898 г. - восстание под предводительством Баба Сахаба, псевдоним Рао Сахаб, прорвалось. Повстанцы были взяты в плен.
- 1898 г. - Кази Мухаммад Кутбулла, житель и Кази Бида, написал подробную историю города Бид (Тарих-э-Бир) на урду.
- 1898 – 1900 – В Биде наступает сильный голод. Гибнут сотни людей и тысячи крупного рогатого скота.
- 1942 - Сайед Басит Али написал краткую историю города Бид на урду.
- 1947 – Индия обретает независимость.
- 1948 — операция «Поло» началась по присоединению штата Хайдарабад 12 сентября к Индии. Во время операции вспыхивают межобщинные распри, и в результате кровавой бойни погибают тысячи людей.
- 1949 г. — стартовал проект «Бендсура».
- 1952 г. - создан муниципальный совет Бид-Нагара.
- 1956 г. - завершен проект Бендсура.
- 1962 г. - основан Бид Зила Паришад (Районный совет).
- 1969 г. - опубликован первый вестник района Бид на территории современной Индии.
- 1982 г. – телевизионная передающая станция. построена
- 1982 г. - Территория 43 деревень района Бид была передана недавно созданному району Латур.
- 1989 г. - Мощное наводнение уничтожило три жилых дома в городе. Несколько человек погибли или пропали без вести, имущество стоимостью в миллионы рупий уничтожено.
- 1994 — Бид попал в заголовки газет по всему миру после вспышки бубонной чумы .
- 1998 - Абдул Хамид Натапури написал историю района Бид (Зила Бир Ки Тарих) на урду.
- 2002 г. – проведен 23-й чемпионат страны среди юниоров по Хо-Хо.
- 2004 г. - первая мобильная связь . В городе открыта
Исторические здания
[ редактировать ]Храм Канкалешвар
[ редактировать ]Это, пожалуй, самое старое и красивое здание города. Историки не уверены в периоде строительства этого храма. Архитектурный стиль предполагает, что он мог быть построен в период Ядава. [ 1 ] скорее всего, во время правления Сингхана (1210–1247), который также основал Девагири (Даулатабад). Дизайн этого храма имеет некоторое сходство с храмами в знаменитых пещерах Эллоры . Расположенный посреди небольшого озера в восточной части города, храм построен из черного камня и украшен великолепными человеческими и божественными фигурами. Во время Махашиваратри на территории храма проводится ярмарка.
Ему 1000 лет, но в настоящее время он очень хороший, сильный и очень красивый, как новый кратер.
Джама Масджид (Мечеть)
[ редактировать ]Построенная во времена императора Великих Моголов Джахангира (1605–1627 гг.) его чиновником в Биде Джаном Сипар Ханом в 1036 году хиджры (1627 год), это одна из крупнейших мечетей в Биде. Расположенный в центре города в Кила (цитадели), он имеет три огромных купола и четыре минарета. [ 2 ]
Могила Шахиншаха Вали
[ редактировать ]
Шахиншах Вали был суфием 14 века. Он приехал в Бид во время правления Мухаммада Туглука . Его могила и прилегающая территория были построены в разные периоды с 1385 по 1840 год. Подробности можно увидеть в истории Бида. Он расположен на восточных возвышенностях. Каждый год Урс здесь проводится (ярмарка) во второй день Раби аль-Авваля , третьего месяца исламского календаря . [ 2 ]
Храм Хандоба
[ редактировать ]Он расположен на восточных холмах. Построенный в стиле Хемадпанти , он часто считается символом города. два симметричных восьмиугольных дипмала Перед храмом стоят (башни света) высотой 21,33 метра (70 футов). На башнях вырезаны фигуры людей и животных, большинство из которых теперь испорчены. Есть две истории о строительстве этого храма. Говорят, что он был построен Султанджи Нимбалкаром Джагирдаром эпохи Низама. В другом говорится, что его построил Махаджи Сциндия . Тарих-э-Бир («История Бида») упоминает об этом вместе с Нимбалкаром. [ 3 ]
Могила Мансур Шаха
[ редактировать ]Мансур Шах был суфием XVIII века из . суфийского клана Сухарварди Говорят, что он является Дхарма-гуру (духовным учителем) Махаджи Шиндии. Его могила находится в восточной части Бида возле храма Хандешвари. Купол святыни выполнен из мрамора. [ 2 ]
Колодец сокровищ
[ редактировать ]
Этот исторический и знаменитый колодец расположен примерно в 6 км к югу от города. Он был построен в 991 году хиджры (1583 год) Салабат-ханом , Джагирдаром Бида в период Муртазы Низам-шаха Ахмаднагара . Говорят, что уровень воды в этом колодце не меняется даже в засуху. [ 2 ] Три потока воды берут начало из колодца и орошают землю Барг о Зар (что означает «Листья и цветы», в разговорной речи произносится как Бальгузар) вокруг города. Во время засухи муниципалитет города берет воду из этого колодца и снабжает ею некоторые части города и близлежащие деревни. Салабат-хан также построил Каранжу (фонтаны) и сад в центре города. Башня Караньи до сих пор стоит посреди города в очень плохом состоянии.
Исторические ворота
[ редактировать ]Раньше в городе было несколько ворот и небольшой форт. [ 2 ] Сейчас осталось только четыре, и они находятся в плохом состоянии. Только один из нескольких был построен в восточной части в Махбуб-Гундже (ныне Хиралал Чоук). Ворота Котвали (известные как Котвали Вес) расположены на западном берегу реки Бендсура. Свое название он получил потому, что рядом с воротами располагался полицейский участок (Котвали). Еще одни ворота, которые также находятся в плохом состоянии, находятся в Кила, недалеко от кампуса Миллия. Четвертые ворота находятся в районе Башир-Гундж и, возможно, находятся в немного лучшем состоянии, чем другие ворота, скорее всего, из-за могилы на их Бурдже, которая, как говорят, принадлежит некоему суфию Буланд Шаху .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кази, М.К. Бир (1898): Тарих-э-Бир (История Бида на урду).
- Натапури, Абдул Хамид (1998): Зила Бир Ки Тарих (История района Бид на урду). Азиатская типография, колония Гульшан, Джогешвари (запад), Мумбаи.
- Газета района Бид (1969) Отдел географических справочников – Бхир (Бид). Распродано, но доступно в Интернете на веб-сайте правительства Махараштры.
- Официальный сайт Бидского района
- Имперский географический справочник Индии. Новое издание, опубликованное под руководством государственного секретаря Его Величества по делам Индии в совете. Оксфорд, Clarendon Press, 1908–1931. Редакторы - Хантер, Уильям Уилсон, сэр, 1840–1900 гг. / Коттон, Джеймс Сазерленд, изд. 1847–1918 гг. / Берн, Ричард, сэр, 1871–1947 гг., совместный редактор / Мейер, Уильям Стивенсон, сэр, 1860–1922 гг. совместное изд.
- Из отчета Сундарлала [узурпировал] Линия фронта , том 18, выпуск 05, 3–16 марта 2001 г.
- Нурани, А.Г. О невыразимой резне . [узурпировал] Линия фронта , том 18, выпуск 05, 3–16 марта 2001 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Отдел географических справочников - Бхир» . maharashtra.gov.in (правительство Махараштры). Архивировано из оригинала 24 февраля 2007 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Натапури, Абдул Хамид (1998). Зилла Бир Ки Тарих (История района Бид) (на урду). Азиатская типография, колония Гульшан, Джогешвари (запад), Мумбаи.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пиво Quazi MQ (1898 г.). Тарих э Бир (История Бида) (на урду). Пиво Quazi MQ. п. 90.
- ^ Участник Британской энциклопедии (2007). «Явана». DVD Ultimate Reference Suite Британской энциклопедии 2007 года . Британская энциклопедия Inc.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Фиришта, Мухаммад Касим (1829). История подъема магоданской власти в Индии . Джон Бриггс (перевод оригинального персидского текста). Лонгман, Лондон. Том I, страница 424.
- ^ Перейти обратно: а б Хантер, Уильям Уилсон, сэр школы (1931). «Бир». Имперский географический справочник Индии . Оксфорд, Кларендон Пресс. С. 114–117 (том 8) . Проверено 26 апреля 2007 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Отдел географических справочников - Бхир» . maharashtra.gov.in (правительство Махараштры). Архивировано из оригинала 24 февраля 2007 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ризви, С.М. Джаввад (1992). Риясат и Хайдарабад майн Джадд о Джахд и Азади 1800–1900 (Борьба за свободу в штате Хайдарабад 1800–1900) (на урду). Бюро по продвижению языка урду, Министерство развития человеческих ресурсов, Индия. п. 79.
- ^ «Отдел географических справочников - Бхир» . maharashtra.gov.in (правительство Махараштры). Архивировано из оригинала 24 февраля 2007 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
- ^ «Из отчета Сундарлала» . Линия фронта. 3–16 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 17 февраля 2007 г. Проверено 7 марта 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Нурани, АГ (3–16 марта 2001 г.). «О невыразимой резне» . Линия фронта. Архивировано из оригинала 17 февраля 2007 года . Проверено 7 марта 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )