Происхождение саамов

Происхождение саамов вызывает исследовательский интерес, по крайней мере, с начала 17 века. Первоначально саамы были сгруппированы вместе с этническими финнами из-за относительного сходства между саамскими языками и финским . Когда в 19 веке была разработана биологическая антропология , вместо этого считалось, что саамы отличаются от окружающих народов, что, в свою очередь, привело к теории о том, что саамы развивались как изолированный народ во время ледникового периода, когда они могли перезимовать в Северном Ледовитом океане. . В конечном итоге от этой теории отказались.
Предыстория
[ редактировать ]Новые генетические исследования показывают, что группа саамов развивалась в нескольких разных направлениях в разное время из множества разных народов-охотников-собирателей, которые перемещались через мыс Севера , и что саамы, а также финноязычные и скандинавские земледельцы могли смешиваться. друг с другом в железном веке. Это было интерпретировано как доказательство того, что культура саамов сформировалась в результате полукочевого оленеводства, начавшегося около 2500 лет назад, а не как строго изолированная группа. [ 1 ] Тем не менее, саамы являются генетически уникальной популяцией. Под этим подразумевается не то, что саамы обладают уникальными генами, а скорее то, что определенные варианты генов присутствуют у саамов с разной частотой, чем в других популяциях.
Европа была заселена четырьмя доисторическими волнами миграции, из которых первые три волны помогли сформировать германские и нордические народы, в то время как большая часть саамского и финского населения уходит корнями в четвертую волну. [ 2 ]
Первая волна состояла из охотников-собирателей . Культура, которая, как полагают, перезимовала ледниковый период в рефугиуме Южной Европы, достигла Скандинавии с юга 13 000 лет назад. Их следы появляются у скандинавского населения в виде гаплогруппы V мтДНК (передаваемой через мать бабушки по материнской линии и т. Д.), Что особенно распространено среди саамов. [ 3 ] Другая культура перезимовала в убежищах на территории современной России и заселила Скандинавию и Европу с северо-востока после окончания ледникового периода, около 10 000 лет назад. Эта миграция принесла с собой гаплогруппу мтДНК U5 , которая особенно распространена среди саамоязычного населения. В наши дни это редкость среди других европейских популяций, где охотники-собиратели, как полагают, были вытеснены более поздними земледельческими общинами в районы на периферии Европы. Вариант U5b1b1 появляется в странах Северной Европы в основном только среди людей с саамскими корнями, но также встречается в Северной Африке (среди берберов ), в самой северной Азии и в Южной Европе. [ 4 ]
Вторая волна иммиграции из-за пределов Европы состояла из фермеров каменного века с Ближнего Востока , а третья волна состояла из индоевропейских пастухов из Евразийской степи , незадолго до бронзового века.
Четвертая волна, пришедшая из Сибири, достигла Европы около 4000 лет назад, составив значительное пополнение численности финнов и саамов. [ 5 ] Гаплогруппа YDNA (передаваемая от отца к сыну и т. д.) N1c особенно распространена в Финляндии и среди саамов и, как полагают, прибыла в Фенноскандию с востока по крайней мере 1500 лет назад. Население N1c принесло с собой металлические изделия из ананьинской культуры появились ранние саамские металлические изделия с использованием асбестовой керамики , в результате чего в Норрланде и других областях .
В VI веке люди из прибрежных районов Финляндии, а также из центральной Швеции, в основном принадлежащие к гаплогруппам YDNA I1 и R1a, которые обычно встречаются среди фермеров, вступили в контакт с саамами. В то время саамов было очень мало, и поэтому им угрожал эффект узкого места , который привел к уникальной аутосомной ДНК и аномальной частоте гаплогрупп, но саамы торговали и со временем смешались с постоянным населением северной Фенноскандии, а не по крайней мере, с протогерманским населением, которое начало колонизацию центрального Норрланда в бронзовом веке и северного Норрланда со времен средневековья. Среди шведов жители Вестерботтена демонстрируют несколько более высокую частоту гаплогрупп, обычно встречающихся среди носителей саамского и финского языков, а население Норрланда демонстрирует большее разнообразие, чем другие группы германского населения.
Коренные жители или финны?
[ редактировать ]
Согласно саамской традиции, выраженной Йоханом Тури , саамы всегда жили в Лапландии и не приходили туда откуда-либо еще. Однако происхождение саамов долгое время оставалось предметом споров. В своей книге «Лаппония » 1673 года Йоханнес Шефферус посвятил главу происхождению саамов. Он начал с утверждения, что саамы не могут происходить от шведов: «... Когда нет ничего более непохожего, чем саам и швед. Ни по форме тела, ни по темпераменту, ни по одежде, почему между ними нет ничего похожего». Не считалось также, что они пришли от русских или норвежцев. Шефферус пришел к выводу, что наиболее вероятно, что саамы произошли от финнов, не в последнюю очередь из-за очевидного сходства между саамским и финским языками, но также и потому, что оба народа были очень похожи как по темпераменту, так и по внешности: «У финнов черные волосы. , широкие лица и мрачные выражения, как у саамов». Что касается одежды, Шефферус обнаружил, что разница между саамами и финнами незначительна. [ 6 ]
Теория зимовки КБ Виклунда
[ редактировать ]
Однако не все согласились с физическим сходством между саамами и финнами. На рубеже 20-го века лингвист К.Б. Виклунд заявил, что саамы «в антропологическом отношении так же далеки от финнов, как когда-либо от нордических народов». (Виклунд имел в виду физическую антропологию, то есть изучение фенотипических черт , что в то время составляло большую область исследований). По мнению Виклунда, для саамов было характерно иметь короткую голову и невысокий рост, черные волосы, карие глаза и слабый подбородок. По его мнению, никому не удалось доказать антропологическое родство саамов с каким-либо другим народом. Он пришел к выводу, что «саамская раса» возникла в результате длительной полной изоляции от других групп людей. [ 7 ]
Но как могла произойти такая изоляция? Когда ботаник Рольф Нордхаген понял, что он может показать, что относительно большие части норвежского арктического и атлантического побережья были свободны ото льда во время последнего ледникового периода, это прекрасно совпало с теорией Виклундса. Археолог Андерс Нуммедаль также нашел очень старые жилища в Гурраварри в Альте , именно в районе, который Нордхаген определил как свободный ото льда. Таким образом, Виклунд наконец смог разгадать «тайну саамской предыстории». Реликвии культуры Комса должны были быть следами предков саамского народа, которые провели ледниковый период в изоляции на побережье. Оттуда они распространились бы дальше на юг по мере таяния льда.
В качестве дополнительного доказательства этой теории зимовки К. Б. Виклунд указал, что современное население округа Мёре и Сунн-фьорда в Норвегии принадлежало к «антропологическому типу», поразительно похожему на саамов, и что археологи именно в этой области нашли реликвии так называемая культура Фосна , сильно напоминавшая культуру Комса. Виклунд утверждал, что это не было простым совпадением. Даже так называемый «питтар» Бохус-Мальмона на окраине западного побережья Швеции обнаруживал, по словам Виклунда, «безошибочное сходство с нашими саамами». Виклунд утверждал, что вплоть до наших дней вдоль берегов Норвегии и Швеции могли существовать остатки популяции, пережившей ледниковый период.
К.Б. Виклунд считал, что предки саамов, перезимовавшие на арктическом побережье, не говорили на саамском языке, а скорее говорили на нескольких неизвестных языках, которые он назвал « палеолапландскими ». Он думал, что нашел следы палеолапландского языка в форме слов, которые нельзя отнести к другим языкам. Например, сюда входило саамское слово, обозначающее воду, čáhci , которое совершенно не похоже на финское vesi . Топоним Лулео , по мнению Виклунда, также был палеолапландским реликтом. Поскольку его можно интерпретировать как «водоток, расположенный к востоку от горного хребта и под ним», он утверждал, что он, похоже, пришел с запада. Многие другие топонимы в Лаппмаркене , такие как Сулительма и Абиско , могли, по мнению Виклунда, быть реликтами палео-лапландской эпохи. Лишь позже саамы перешли со своего родного языка на финно-угорский язык.
Следует отметить, что рассуждения К.Б. Виклунда о «сапарской расе» вскоре были признаны устаревшими. Еще в 1941 году врач Гуннар Дальберг писал, что мысль, «что европейцы происходят от ряда чистых рас, является необоснованной гипотезой». Несмотря на то, что он сам работал с Государственным институтом расовой биологии , он пришел к выводу, что «расовая биология [является] выражением национальных предрассудков и не имеет ничего общего с наукой». По мнению Дальберга, различия между саамами и другими народами, вероятно, зависели от факторов окружающей среды. [ 8 ]
Отношения с лосиными охотниками и асбестокерамиками.
[ редактировать ]Мнения КБ Виклунда просуществовали недолго. Всего через несколько десятилетий после его смерти большинство исследователей отказались от теории зимовки. Однако концепция палеолапландского языка в определенной степени сохранилась. Этнолог и считала, что Фебе Фьельстрем указала в 1980-х годах на значительные различия между северными саамами и южными саамами этническая группа саамов на самом деле состоит из двух разных народов. Предполагается, что первые жили на норвежском побережье после ледникового периода, а оттуда пересекли Скандинавские горы в Лапландию и северный Онгерманланд , где они затем существовали в качестве охотников на лосей, начиная с 4000 г. до н.э. Эта группа говорила на палеолапландском языке. должен был прийти финно-угорский народ, асбесто-керамическая культура Около 2000 г. до н.э. в Фенноскандию с востока . Считается, что когда эти две группы встретились, они могли слиться в одну этническую группу, которая стала саамами. [ 9 ]
Даже учёные, не поддерживающие идею двойного происхождения, связывают саамов с народами асбесто-керамической культуры. В Швеции открытия такого типа не встречаются к югу от пограничной линии, отделяющей Верхний Норрланд от Центрального Норрланда и Емтланда . К северу от этой границы названия рек и самые старые топонимы часто имеют саамское или финское происхождение, тогда как эквивалентные названия к югу от границы имеют германское происхождение. Согласно этому, люди, производившие асбестовую керамику, были праотцами саамов, а те, кто жил южнее, были праотцами скандинавов. [ 10 ]
Генетические исследования
[ редактировать ]Когда отец физической антропологии Иоганн Фридрих Блюменбах (1752-1840) разделил людей на пять отдельных рас , он отнес всех, кто говорил на финно-угорских языках, к монголоидной расе . Несмотря на понимание К.Б. Виклундом того, что саамы так же отличаются от финнов, как и от скандинавов, эта классификация сохранялась вплоть до 1900-х годов. [ 11 ]
Когда в середине 1950-х годов генетика стала наукой, она стала инструментом в исследовании происхождения саамов, и результаты показали, что К.Б. Виклунд подошел к истине ближе, чем Блюменбах. Ларс Бекман, который в первую очередь изучал группы крови , назвал саамов генетически уникальной популяцией. Его исследование показало, что саамы не были тесно связаны с азиатско-монголоидными этническими группами. Однако его исследования не смогли объяснить происхождение саамов, но он исключил идею о том, что их « урхеймат » находился где-то в Азии или Восточной Европе. [ 12 ] [ 13 ] Его исследования частоты так называемых саамских маркерных генов показали, что от четверти до трети генетического материала населения графств Вестерботтен и Норрботтен имеет саамское происхождение. [ 14 ]
Исследования митохондрий и Y-хромосом
[ редактировать ]
Более поздние виды генетических исследований, особенно митохондриальной ДНК (которая передается только от матери) и Y-хромосом (которые наследуются только от отца к сыну), предоставили новую информацию, однако ее часто бывает трудно интерпретировать. Считается, что два типа митохондриальной ДНК, доминирующие среди саамов, гаплогруппы U5b1b и V, происходят из Западной Европы. Даже те варианты Y-хромосомы, которые встречаются у саамов, указывают на европейское происхождение. Однако генетическое сходство с современными сибирскими народами не доказано. Исследовательская группа, опубликовавшая эти результаты в 2004 году, полагала, что отличительный генетический характер саамов лучше всего объясняется тем, что их предки были небольшой, определенной группой европейцев. [ 15 ]
Однако было ясно продемонстрировано, что существует генетическая связь с Сибирью, поскольку нигде, кроме самой северо-восточной Европы и самой северной Скандинавии, не существует такой высокой частоты, как в Западной Сибири, определенного генетического маркера, самая высокая область частоты которого Встречается в приграничных регионах между Европой и Сибирью.
При полном картировании митохондриальной ДНК человека один из вышеупомянутых вариантов, U5b1b, был обнаружен в митохондриальной ДНК трех саамов: бербера из Алжира , фулани из Сенегала , а также якута из северо-восточной Сибири. О том, что фулани и берберы контактировали друг с другом, уже было известно, но результаты в целом оказались неожиданностью для исследовательской группы, особенно с учетом того, что этот вариант, похоже, появился только 9000 лет назад. Одним из возможных объяснений может быть то, что предки всех этих этнических групп возникли в Юго-Западной Европе, на границе между Францией и Испанией, откуда племена охотников-собирателей распространились в разных направлениях после последнего ледникового периода.
Шведское исследование 2007 года пришло к выводу, что гаплогруппы U5b1b и V (те, которые доминируют в митохондриальной ДНК у саамов из самой северной Швеции, Норвегии и Финляндии), вероятно, пришли в этот район очень скоро после окончания ледникового периода. Они могли прийти либо с европейского континента, либо из Волго - Уральского региона России , либо с обоих направлений. Другой тип митохондриальной ДНК, гаплогруппа Z, встречается с низкой частотой как среди саамов, так и среди этнических групп Северной Азии, но в остальном отсутствует в Европе. Исследователи интерпретировали это как признак того, что группа северных саамов смешалась с другой группой с востока совсем недавно, 2700 лет назад. [ 16 ]
Генетика и археология
[ редактировать ]Шведское генетическое исследование 2007 года можно сравнить с новыми археологическими открытиями, которые, как полагают, показывают, что самая северная Швеция была заселена с севера сразу после ледникового периода. Таким образом, культура Комса снова стала центральной как источник первых жителей северной Швеции. Однако исследователи больше не верят, что люди, оставившие следы в Комсе, пережили ледниковый период на северном побережье Норвегии, а скорее верят, что прибрежная зона была быстро колонизирована с юга на заключительных стадиях ледникового периода. Когда эти люди следовали по тающему льду на юг через Тундру, они в конце концов столкнулись с людьми, колонизировавшими Финляндию с востока. Таким образом, можно объяснить генетическое наследие саамов, которые в основном являются европейскими, но, как полагают, пришли как с востока, так и с запада.
Время позднейшей миграции, следы которой, по мнению генетиков, можно увидеть 2700 лет назад, можно сравнить с той связью, которую раньше установили многие археологи между саамами и людьми, изготавливавшими асбестовую керамику. Асбестовая керамика встречается в жилищах примерно с 3900 г. до н.э. по 1300 г. до н.э. в Финляндии и с 1500 г. до н.э. по 1000 г. н.э. в Скандинавии.
Одна из теорий происхождения саамов заключалась в том, что они происходят из культуры охотников-собирателей, известной археологам как культура каменной керамики. Эмеллертид Однако современные генетические исследования показали, что это не так.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леннарт Лундмарк (2 апреля 2012 г.). Украденная земля: власть Швеции на земле саамов (на шведском языке). Слово спереди. ISBN 9789174413823 . Проверено 25 сентября 2019 г.
- ^ Карин Бойс ; Питер Шёлунд (2016). Шведы и их отцы - последние 11 000 лет (Второе печатное изд.). Издательство Боннье. ISBN 9789100167547 . OCLC 973876808 . , исканнад
- ^ «Гаплогруппа V (мтДНК)» .
- ^ «Гаплогруппа U5 (мтДНК)» .
- ^ Карин Бойс ; Питер Шёлунд (2016). Шведы и их отцы - последние 11 000 лет (Второе печатное изд.). Издательство Боннье. ISBN 9789100167547 . OCLC 973876808 . , исканнад
- ^ Шефферус, Джон ; Гранлунд Джон, Манкер Эрнст (1956). Лапландия . Акта Лаппоника, 0348-8993; 8 (на шведском языке). Уппсала: Альмквист и Викселл. стр. 79–81. КНИГА : 1178624 .
- ^ Брондум-Нильсен Йоханнес, Виклунд Карл Бернхард, изд. (1947). Северная культура: сборник. 10, доли; Лапландия (на шведском языке). Стокгольм: Боннье. БИБЛИОТЕКА : 128247 .
- ^ Лундмарк, Леннарт (2008). Украденная земля: власть Швеции на земле саамов (на шведском языке). Стокгольм: Ордфронт. ISBN 978-91-7037-353-4 . КНИГИ : 10740653 .
- ^ Фьельстрём, Фиби (1985). Саамское общество в традициях и в наши дни: [Саамское общество в традициях и в наши дни] (на шведском языке). Стокгольм: Норстедт. стр. 136–140. ISBN 91-1-853222-5 . КНИГИ : 8345656 .
- ^ Боду, Эверт (1995). Древность Норрланда: историческая перспектива . Королевский Труды скифской общины, 0560-2416; 45 (на шведском языке) (1-е изд./3-е изд.). Умео: Скиттское общество. стр. 110–111. ISBN 91-7191-227-4 . КНИГИ : 7617822 .
- ^ Нисканен, Марк (2009). «Саамы и их происхождение в свете физической антропологии» В Эйкас Тиина (ред.). Корни саамских этнических групп, обществ и мест/ мест Публикации Института Геллагаса, 1458-6282; 12. Оулу: Институт Геллагаса. стр. 100-1 20–29. ISBN 978-951-42-9282-8 . КНИГИ : 11766968 .
- ^ Бекман, Ларс (1990). Генетические исследования шведских саамов. Туле. Королевский Ежегодник скифского общества. ISSN 0280-8692 (на шведском языке). Умео: Скиттское общество. п. 58. ИСБН 91-86438-11-5 .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2011 г. Проверено 1 января 2011 г. Профессор Ларс Бекман, Умео: Саамы – генетически уникальное коренное население Европы! Народ саами № 8/1997 с. 11–13, согласно лекции Л. Бекмана и Самерны – генетически уникального коренного населения, Университет Умео, 1996 г.
- ^ Эдлунд Ларс-Эрик, Френгсмир Торе, изд. (1996). Энциклопедия Норрланда: энциклопедия на научной основе о регионе Норрланд. Том 4, [Верхний регион] (на шведском языке). Умео: Norrland Univ. п. 50. ISBN 91-972484-2-8 . КНИГИ : 1610874 .
- ^ Кристиина Тамбец, Сийри Роотси, Тоомас Кивисилд, Хела Хелп, Пия Серк, Ева-Лийс Лугвяли, Хелле-Вийви Толк, Маере Рейдла, Эне Метспалу, Лиана Плисс, Олег Балановский, Андрей Пшеничнов, Елена Балановска, Марина Губина, Сергей Жаладан, Люд Жайлова Осипова Лариса Дамба, Михаил Воевода, Ильдус Кутуев, Марина Бермишева, Эльза Хуснутдинова, Владислава Гусар, Елена Гречанина, Юри Парик, Эрван Пеннарун, Кристель Ришар, Андре Шавентр, Жан-Поль Муазан, Ловорка Барак, Марияна Перичич, Павао Рудан, Рифат Терзи, Илия Терзи Микерези, Астрида Крумина, Виестурс Бауманис, Славомир Козиэль, Ольга Рикардс, Джан Франко Де Стефано, Николас Ананью, Каллиопи И. Паппа, Эммануэль Михалодимитракис, Владимир Ферак, Шандор Фюреди, Радован Комель, Ларс Бекман, Ричард Виллемс (25 февраля 2004 г.). «Западные и восточные корни саамов - история генетических «выбросов», рассказанная митохондриальной ДНК и Y-хромосомами» . Американский журнал генетики человека . 74 (4): 661–682. дои : 10.1086/383203 . ПМК 1181943 . ПМИД 15024688 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Макс Ингман; Ульф Гилленстен (2007). «Недавняя генетическая связь между саамами и Волго-Уральским регионом России» . Европейский журнал генетики человека . 15 (1): 115–120. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201712 . ПМИД 16985502 .