Джеф Ван дер Векен

Иосиф Мария Ван дер Векен (также пишется Вандер Векен ; [ 1 ] [ 2 ] 1872—1964) — бельгийский художественный реставратор , копировщик и фальсификатор , овладевший искусством воспроизведения произведений ранних нидерландских живописцев .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеф Ван дер Векен родился в Антверпене , где его родители занимались производством изделий из хрусталя и фарфора. С юных лет Ван дер Векен питал творческие амбиции. Во время прохождения обязательной военной службы он посещал уроки рисования в Академии изящных искусств в Антверпене. Здесь он научился искусству живописи, копируя фотографии и делая вольные адаптации старых мастеров. Он завершил академическое обучение лучшим учеником в классе. Затем Ван дер Векен начал делать стилизацию на заказ и в 1908 году зарекомендовал себя как антиквар в Брюсселе . [ 3 ] Он настолько умело подражал стилю старых мастеров, что его работы принимали за оригиналы, а некоторые даже продавали как таковые. Например, на лондонской выставке фламандского и бельгийского искусства 1927 года между 1300 и 1900 годами работа его руки была выставлена как оригинальная работа старого мастера. Ван дер Векену пришлось убеждать организаторов убрать картину, созданную им на основе сильно поврежденного оригинала, что спровоцировало скандал.
Начало Первой мировой войны ознаменовало изменение в его профессиональной и творческой карьере: Ван дер Векен переключил свой интерес на реставрационные работы и усовершенствовал свой собственный процесс реставрации - «гиперреставрацию». Этот процесс заключался в восстановлении старого, поврежденного или скромного произведения, которое послужило опорой для нового творения. Он был увлечен фламандскими примитивами, особенно Рогиром ван дер Вейденом и Яном ван Эйком , и гордился тем, что заново открыл технику рисования яйцами, которая, по его словам, использовалась ранними нидерландскими художниками. С тех пор было продемонстрировано, что основой техники ранних нидерландских художников было не использование яиц, а использование масляных красок. [ 3 ]
Ассоциация с рендерами
[ редактировать ]
Сотрудничество Ван дер Векена с Эмилем Рендерсом началось в начале 1920-х годов. Рендерс был богатым банкиром и меценатом из Брюгге , у которого были необходимые средства для покупки поврежденных или скромных произведений, которые он просил Ван дер Векена восстановить с помощью процесса гиперреставрации. Ван дер Векен отреставрировал этим методом 16 картин, приобретенных Рендерсом. Таким образом, работы, восстановленные Ван дер Векеном, составляли важную часть коллекции старых мастеров, которую собрал Рендерс и которая называлась Коллекцией Рендеров . Коллекция Renders стала считаться одной из главных частных коллекций ранней нидерландской живописи и заняла видное место на лондонской выставке старых фламандских мастеров 1927 года.
Благодаря репутации своей коллекции Рендерс считал себя информированным знатоком старых фламандских мастеров. Он опубликовал исследования, в которых поставил под сомнение существование Хуберта ван Эйка и отождествил Мастера Флемаля с Рогиром ван дер Вейденом (нынешние исследования отождествляют Мастера Флемаля с Робертом Кампеном , учителем Рогира ван дер Вейдена). Эти публикации вызвали оживленную полемику с известными искусствоведами.
На Всемирной выставке 1935 года в Брюсселе под именем Рогира ван дер Вейдена были выставлены три работы, видимая поверхность которых была выполнена в основном Ван дер Векеном: одна — оригинальная работа ван дер Вейдена («Мадонна с Младенцем»). или «Рендеринг Мадонны», сейчас находится в Музее изящных искусств в Турне ) и две работы мастерской ван дер Вейдена. [ 4 ]
Признание реставратора
[ редактировать ]Репутация Ван дер Векена как реставратора была такова, что всемирно известные историки искусства Лео ван Пюивельде и Жорж Юлен де Лоо рекомендовали его Королевскому музею изящных искусств Бельгии . [ 5 ] Он много лет работал там реставратором, используя методы реставрации, которые были менее спорными и больше соответствовали современным идеям и представлениям в области реставрации. Вскоре он был признан известным экспертом, и его пригласили заняться реставрацией лучших панно Ганса Мемлинга, хранящихся в Старой больнице Святого Иоанна и Музее Грёнинге в Брюгге . Ван дер Векен считал реставрацию « Мадонны с младенцем» Яна ван Эйка совместно с каноником ван дер Паэле в 1934 году своим самым почетным заказом. [ 3 ]
Копия Справедливых судей
[ редактировать ]В 1934 году панель «Справедливые судьи» , составлявшая нижнюю левую панель Гентского алтаря работы Яна ван Эйка или его брата Хуберта Ван Эйка, была украдена и не найдена. В 1939 году Ван дер Векен решил сделать копию панно, используя в качестве опоры полку шкафа двухвековой давности. Он сделал копию недостающей картины на основе копии, которую Мишель Кокси (1499-1592) изготовил в середине шестнадцатого века для Филиппа II Испанского и хранилась в Королевских музеях изящных искусств Бельгии. Он прервал свою работу во время Второй мировой войны и возобновил работу в 1945 году, на этот раз в соборе Святого Бавона в Генте , где Гентский алтарь был перенесен в Видткапель. Чтобы гармонировать свою копию с внешним видом других панелей Гентского алтаря, он нанес слой воска для создания аналогичной патины . Ван дер Векен тонко указал, что его работа является копией, придав одному из всадников черты лица тогдашнего бельгийского короля Леопольда III .
Местный орган власти, отвечающий за управление религиозным имуществом, называемый «Керкфабрик», заинтересовался приобретением копии взамен украденной панели. Керкфабрик и Ван дер Векен изначально не смогли договориться о сумме, подлежащей выплате. Ван дер Векен запросил за свою работу 300 000 бельгийских франков — крупную сумму по тем временам, — но Керкфабрика не согласилась платить эту плату. В конце концов, после долгих обсуждений, в 1957 году было достигнуто соглашение: Керкфабрика заплатит 75 000 франков, бельгийское государство — 150 000 франков.
После того, как Ван дер Векен завершил работу над копией, ходили упорные слухи, что оригинал работы находится под его копией. Несомненно, высокое качество копии играет важную роль в этом замечательном утверждении. Технические исследования показали, что копия была сделана на деревянном носителе, совершенно не имеющем отношения к оригиналу. [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]Ван дер Векен продолжал работать в Центральной лаборатории музеев Бельгии после Второй мировой войны. Несмотря на начавшуюся слепоту, он оставался активным до конца своей жизни, и его зять Альберт Филиппот , которого обучал Ван дер Векен, постепенно взял на себя его задачи по восстановлению. Альберт Филиппо начал реставрацию Гентского алтаря в 1950 году. [ 7 ] Ван дер Векен умер в Икселе в 1964 году.
Споры вокруг коллекции Renders
[ редактировать ]В то время как во время Второй мировой войны Ван дер Векен продолжал свои реставрационные работы для Королевских музеев изящных искусств Бельгии, Рендерс воспользовался возможностью продать 20 ранних нидерландских картин из коллекции Рендерса, включая гиперреставрированные работы, над которыми Ван дер Векен работал. работал немецкому нацистскому лидеру Герману Герингу цене 300 килограммов золота по . [ 4 ]
После войны бельгийское государство заявило, что 20 работ возвращены как украденные произведения искусства. Только половина работ была восстановлена. Рендерс возбудил судебное разбирательство против бельгийского государства, утверждая, что ему так и не заплатили за картины. Однако истина раскрылась, когда в архиве Геринга были обнаружены письма, свидетельствовавшие о том, что Рендерс вел переговоры с Герингом о продаже его готических скульптур. [ 4 ]
Больше споров и обвинений в подделке
[ редактировать ]
Роль Рендерса как коллекционера произведений искусства и его отношения с Джефом Ван дер Векеном были окончательно поставлены под сомнение в конце 20 века. Дискуссия была инициирована в результате изучения трех картин, входивших в коллекцию Рендеров, проданных Герингу и подвергшихся современным научным исследованиям спустя десятилетия после войны. Картины называются « Визуализация Магдалены» , « Визуализация Мадонны» и « Визуализация человека скорби» .
Рендеры Магдалены
[ редактировать ]Рендеры Магдалины — это портрет Марии Магдалины, который, как утверждается, является копией правой панели Триптиха Брака работы Рогира ван дер Вейдена, оригинал которого висит в Лувре . Рендеры Магдалены начинались как плохая старая копия, которая была приобретена коллекционером в Антверпене примерно в 1885 году, а затем завещана музею Гента в 1914 году. Музей отказался от картины из-за ее посредственности и выставил ее на продажу в Генте в 1920 году. Его купил антиквар в Дендермонде, у которого его приобрел Рендерс. [ 4 ] Рендерс попросил Ван дер Векена восстановить картину. Когда спустя 6 лет картина вновь появилась на выставке в Берне , картина была кардинально изменена. То, что казалось посредственной копией, стало шедевром, приписываемым окружению Ганса Мемлинга. [ 3 ] Однако не всех экспертов современного искусства такая метаморфоза впечатлила, и они поставили под сомнение подлинность работы. [ 7 ]

Приобретенное Герингом у Рендерса, панно было привезено в Испанию Алоисом Мидля , агентом Геринга, после Второй мировой войны. В 1966 году он продал панно скандинавскому коллекционеру. Когда коллекционер умер, его наследники захотели узнать экспертное заключение о его ценности и в 2004 году отправили панно в Королевский институт культурного наследия в Брюсселе.
На основании результатов исследования институт пришел к выводу, что картина была написана поверх более старой картины, соскобленной до подготовительного слоя. Институт также установил, что при реставрации использовались современные краски, реставратор сделал новые подрисовки и использовал различные техники для воссоздания кракелюра картины. [ 3 ] Институт также обнаружил, что Ван дер Векен внес некоторые незначительные изменения в обратную сторону панели, вероятно, пытаясь сделать работу более похожей на оригинал Ван дер Вейдена и повысить ее подлинность. Все эти вмешательства Ван дер Векена можно квалифицировать как намерение создать подделку. [ 7 ]
Рендерс Магдалена не была возвращена владельцам, как того требовало бельгийское государство.
Рендеры Мадонны
[ редактировать ]
Второй спор касается Мадонны Рендерса, которую Рендерс продал Герингу и после ее возвращения в Бельгию стала частью коллекции Музея изящных искусств Турне, где ее относят к «Школе Рогира ван дер Вейдена».
Первоначально панель «Рендерс Мадонна» была частью диптиха, приписываемого Рогиру ван дер Вейдену. Другая половина — портрет дарителя Жана Гро, который с 1933 года находится в Чикагском институте искусств . [ 8 ] Диптих, вероятно, был отделен в 1867 году, когда портрет Жана Гро был показан на выставке в Брюгге, организованной историком Джеймсом Уилом . Вероятно, именно плачевное материальное состояние Мадонны стало причиной решения разделить две панели диптиха. Немецкая фотография времен Первой мировой войны показывает потрепанное состояние панели на тот момент. [ 5 ]
Когда Рендерс попросил его восстановить Мадонну, Ван дер Векен попытался восстановить все, что было безвозвратно потеряно и повреждено. Он использовал свой очень «радикальный» метод гиперреставрации. Его вмешательство до сих пор определяет нынешнее состояние картины, и видимого старения нет. [ нужна ссылка ]
Исследования, проведенные в 1999–2000 годах Лабораторией научной экспертизы произведений искусства (Laboratoire d'étude des œuvres d'art par les méthodes scientifiques ) университета Католического Лувена, позволили определить масштабы реставрации и подробно описать процесс восстановления. Исследование показало, что Ван дер Векен буквально соскоблил нижнюю часть картины, тем самым удалив оригинальную картину в этой области. Должно быть, он чувствовал, что было бы эффективнее начать все сначала, чем сохранять оставшиеся первоначальные остатки краски. В такой же манере он поступил и в других областях живописи, особенно в изображении Младенца, где целиком переписал нижнюю часть лица и плечи. Ван дер Векен также покрасил несколько участков новой краской, вероятно, потому, что они изношены. Кроме того, он закрашивал целые поверхности, а не выполнял несколько небольших ретушей, чтобы объединить всю картину. Как и при реставрации «Рендеров Магдалены», он снова имитировал кракелюр различными методами. Радиографическая запись показала, как мало осталось от первоначальных слоев краски.

Рендеринг: Человек печали
[ редактировать ]Другая картина из коллекции Рендеров, «Скорбный человек» XV века, принадлежащая Метрополитен-музею в Нью-Йорке, была передана на тестирование в 1992 году. В хранилище музея она была отправлена уже в 1974 году после того, как эксперты из Института искусств Курто сочли ее быть вполне современной подделкой. Тесты 1992 года пришли к выводу, что картина основана на оригинальной картине второй половины XV века, к которой более поздний реставратор обманным путем добавил новые элементы, такие как фон и фигура ангела. Есть подозрение, что этим реставратором был Джеф Ван дер Векен. [ 9 ]
Заключение
[ редактировать ]Вывод недавних научных открытий заключается в том, что и Ван дер Векен, и Рендерс, похоже, занимались преднамеренной подделкой произведений искусства. После этих разоблачений ко всем работам, принадлежавшим коллекции Рендеров или находившимся в обращении Ван дер Векена и даже его зятя Альберта Филиппота, многие из которых висят в крупнейших музеях Бельгии и за рубежом, стали относиться с подозрением. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биографические данные в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ Альтернативные варианты написания имени и варианты имени: Джеф Вандервекен, Джеф ван дер Векен, Джозефус Мария Вандер Векен, Джозефус Мария Вандер Векен, Джозеф-Мари Ван дер Векен, Джозеф Ван дер Векен, Джозеф ван дер Векен
- ^ Jump up to: а б с д и Пресс-файл Autour de la "Madeleine Renders". Архивировано 4 ноября 2014 года в Wayback Machine Королевского института художественного наследия (на голландском языке).
- ^ Jump up to: а б с д L'affaire Van der Veken в Королевском институте культурного наследия (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Подделка – не подделка: реставрации-реконструкции-подделки: сохранение фламандских примитивов в Бельгии, ок. 1930–1950 на CODART (на голландском языке)
- ↑ Руди Шревер, «Справедливые судьи» Агнца Божьего взяты в руки , в: История, 22 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Жак Фукар, Вокруг «Мадлен Рендерс» , 25 февраля 2011 г.
- ^ Рогир ван дер Вейден и Мастерская Нидерландов, ок. 1399–1464, Портрет Жана Гро, 1460/64 , Институт искусств Чикаго.
- ^ Хуберт фон Зонненбург, Случай повторяющегося обмана
- ↑ Отношения клиента и ресторатора. Архивировано 16 марта 2014 г. в Wayback Machine (на голландском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Джефа Ван дер Векена. Викискладе есть