Университет штата Миссисипи XAZ-1 Marvelette
XAZ-1 Марвелетт | |
---|---|
![]() | |
Роль | Экспериментальный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты Америки |
Производитель | Государственный университет Миссисипи |
Первый полет | 16 ноября 1962 г. |
Ушедший на пенсию | Март 1964 г. |
Основной пользователь | Армия США |
Количество построенных | 1 |
Разработано на основе | Андерсон Гринвуд AG-14 |
Развитый в | XV-11 Марвел |
Mississippi XAZ-1 Marvelette (или MA18-B Marvelette ) — американский исследовательский самолёт 1960-х годов. Переоборудованный Anderson Greenwood AG-14 легкий одномоторный самолет- толкач представлял собой испытательный стенд или испытательную платформу, на которой можно было протестировать систему управления пограничным слоем и канальную винтовую установку запланированного XV-11 Marvel исследовательского самолета взлета и посадки . Один самолет переоборудован в конфигурацию ХАЗ-1; несмотря на недостаточную мощность, он предоставил ценные данные испытаний в течение годовой программы полетов. После завершения испытательных полетов самолет использовался для наземных испытаний, прежде чем был списан.
Разработка и дизайн
[ редактировать ]Кафедра аэрофизики Университета штата Миссисипи с 1950 года участвовала в программе исследований по контролю пограничного слоя по поручению Управления военно-морских исследований и армии США , проводя испытания модифицированного планера Schweizer TG-3 , Piper. L-21 и Cessna O-1 . [ 1 ] В результате этих исследований армия США заключила с ведомством контракт на разработку нового исследовательского самолета взлета и посадки: XV-11 MARVEL («Миссисипиская аэрофизическая исследовательская машина, расширенная широта»). [ 2 ] Новый самолет должен был иметь новую форму деформации крыла, крыла чтобы отклонять задние кромки крыла для изменения развала вместо обычных закрылков , а крылья должны были быть изготовлены из стекловолокна , чтобы обеспечить максимально гладкую поверхность крыла. Чтобы проверить эти функции, было решено построить меньший и менее мощный испытательный стенд. [ 3 ]
В качестве основы для испытательного стенда был выбран Anderson Greenwood AG-14 — одномоторный двухбалочный легкий самолет- толкач , который строился в небольшом количестве в конце 1940-х — начале 1960-х годов. Этот тип уже был знаком в Университете штата Миссисипи, поскольку он использовал его для испытаний гребных винтов с воздуховодами. Первоначально планировалась простая переоборудование, получившее обозначение МА-18, но позже было решено сделать испытательный стенд более похожим на окончательный полномасштабный самолет, в результате чего были изменены обозначения на МА-18А. Позже он был назван «Марвелетт» и получил военный серийный номер 62-12147 и обозначение армии США XAZ-1. [ 4 ] [ 5 ]
Marvelette представлял собой моноплан с высоким расположением крыла, алюминиевой несущей задней частью фюзеляжа и носовой частью из стекловолокна. Сдвоенные хвостовые балки АГ-14 были заменены гребным коробом, в который вошли подвижные сегменты его задней кромки вместо руля направления и руля высоты , а также была установлена неубирающаяся трехопорная ходовая часть . Новое крыло было изготовлено из стекловолокна и имело механизм изменения развала и перфорацию, обеспечивающую всасывание и контроль пограничного слоя. [ 5 ] [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]Совершив свой первый полет 16 ноября 1962 года, Marvelette использовался в обширной программе испытаний для оценки самолета и его новых характеристик. [ 4 ] Самолет сохранил оригинальный двигатель Continental C-90 мощностью 95 лошадиных сил (71 кВт) от AG-14, который приводил в действие систему пограничного контроля, а также обеспечивал тягу самолета. Поскольку Marvellette был тяжелее оригинального AG-14, двигатель оказался недостаточно мощным для выполнения своей задачи. Тем не менее, тест успешно оценил новые функции, запланированные для Marvel. Полноразмерный самолет имел модифицированный механизм изменения развала и более традиционные рулевые поверхности хвостового оперения. Marvelette выполнил 25 испытательных полетов, последний из которых состоялся в марте 1964 года, и впоследствии стал платформой для наземных испытаний разработки Marvel, прежде чем был демонтирован. [ 5 ] [ 7 ]
Технические характеристики (ХАЗ-1)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965–66 гг. [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 28 футов 5 дюймов (8,66 м)
- Размах крыльев: 26 футов 2 дюйма (7,98 м)
- Рост: 7 футов 11 дюймов (2,41 м)
- Площадь крыла: 106 кв. футов (9,8 м 2 )
- Соотношение сторон : 6,5:1
- Пустой вес: 1720 фунтов (780 кг) [ 4 ]
- Максимальный взлетный вес: 2000 фунтов (907 кг)
- Запас топлива: 38 галлонов США (144 л)
- Силовая установка: 1 × Continental C-90-12 воздушного охлаждения оппозитный четырёхцилиндровый двигатель , мощностью 95 л.с. (71 кВт).
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт изменяемого шага, диаметр 5 футов 6 дюймов (1,68 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 125 миль в час (201 км/ч, 109 узлов)
- Крейсерская скорость: 100 миль в час (160 км/ч, 87 узлов) (экономичный круиз)
- Скорость набора высоты: 400 футов/мин (2,0 м/с)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Хейман 1990, стр.49
- ^ « История: XV-11A Marvel. Архивировано 17 мая 2010 года в Wayback Machine ». Департамент аэрокосмической техники Университета штата Миссисипи . Проверено 31 декабря 2009 г.
- ^ Хейман 1990, стр. 49–50.
- ^ Jump up to: а б с Хейман 1990, стр.50.
- ^ Jump up to: а б с Мэтт, Пол Р. « Андерсон Гринвуд AG-14 и программа MARVEL ». Проверено 31 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1965, стр. 269.
- ^ Хейман 1990, стр. 50–51.
- Библиография
- Хейман, Джос. «Чудо Миссисипи». Air Enthusiast , сорок один, середина лета 1990 г. Бромли, Великобритания: Tri-Service Press. ISSN 0143-5450. стр. 49–53.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1965.