Вольфганг Мартин Шеде
Вольфганг Мартин Шеде (11 мая 1898 — 4 января 1975) — немецкий писатель, танцор, актёр, хореограф , художник и фотограф. Ему приписывали роль в мужском экспрессионистском танце то же, что Мэри Вигман в женском танце. После эксперимента по управлению экспрессионистским театром в Кельне в 1923 году он основал там танцевальную школу и с 1925 года работал в Театре Дессау . После Второй мировой войны он обратился к писательству, искусству и фотографии. [ нужна ссылка ]
Жизнь
[ редактировать ]Родился в Штутгарте , [ 1 ] После Первой мировой войны Шеде отправился в альтернативный театр в Кельне под названием Kölner Expressionistische Bühne. Их заявленная цель заключалась в том, чтобы стать новым, «экстатическим» народным театром. [ 1 ] ") Он и его сотрудники не имели денег, делали свои декорации из остатков рулонов бумаги и отвергали традиции. Они хотели поставить произведения Эрнста Толлера , Эрнста Барлаха и Оскара Кокошки , которыми пренебрегали во время войны. [ 1 ] Первой пьесой Толлера была «Die Wandlung» ( «Преображение» ) Толлера 1919 года, которая была исполнена трижды, в результате чего город потребовал заплатить налог на развлечения ( Vergnügungssteuer ). Тогдашний мэр Конрад Аденауэр был впечатлен театральной программой и отменил налог, но театр пострадал от непрофессиональной игры. [ 1 ]
Шеде гастролировал с чтением стихов Георга Тракла , Толлера и Франца Верфеля и увлекся танцами. Он проводил сольные танцевальные вечера с произведениями, выражающими культ и религию, например, Feierlicher Tanz (торжественный танец) и Ägyptischer Tanz (египетский танец). В 1923 году он основал танцевальную школу под названием «Институт эстетического воспитания тела», планируя сосредоточиться на психическом и телесном опыте как на способе просветить и освободить детскую душу ( «...просветить и освободить всю детскую психику »). Он давал танцевальные вечера для продвижения школы. [ 1 ] Когда он исполнил мировую премьеру « Хиоба» , Танцлегенды (танцевальной легенды) об Иове в Городском театре Крефельда , критик написал: «Как танцор он такой, какой Мэри Вигман считает танцора. Самотворческая натура с путем к великий, абсолютный». (Как танцор он — то, что Мэри Вигман представляла для танцовщиц. Оригинальная натура со стремлением к великому, абсолюту). [ 1 ] Другой рецензент отметил, что Шеде сделал древние культуры своими собственными и выразил их в танце. Рецензент из эссенской газеты написал, что Шеде показал, что он использовал импульсы Сента Махесы и Мэри Вигман , но по-своему, по-новому. [ 1 ]
В сезоне 1925–26 Шеде был назначен балетмейстером театра в Дессау . Он сформировал новую труппу, в которую вошли танцоры гамбургской школы Рудольфа фон Лабана, такие как Эльвира Глезер, Карл фон Хахт и Лоре Йентш. Он ставил как классические балеты, так и камерный танец. Он представил легенду инков Огелалу на музыку Эрвина Шульхоффа . Баухауза Художник Оскар Шлеммер надеялся на сотрудничество. [ 1 ]
Шеде писал стихи, романы, пьесы и балеты. Он написал «Кокуа» , пьесу, для которой Харальд Гензмер написал музыку в 1952/53 году. [ 2 ] Одним из его романов был «Один по имени Сальванель» . [ 3 ] Шеде написал биографию Макса Терписа « Цветовая игра жизни». Макс Пфистер Терпис. Архитектор, танцор, психолог, 1889–1958 , опубликовано в 1960 году. [ 4 ]
Шеде был плодовитым автором образовательных радиоспектаклей для Schulfunk в Швейцарии и Германии, включая радиопостановки , постановочные чтения и литературные адаптации. [ 1 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Питер, Фрэнк Мануэль. « Как танцовщица, что означает Мэри Вигман как танцовщица» / Вольфганг Мартин Шеде / 1898–1975, танцовщик, хореограф» (на немецком языке). Немецкий танцевальный архив . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Сценическая музыка / 40 Кокуа (Киано). Спектакль Вольфганга Мартина Шеде. Музыка Харальда Генцмера (1952/53)» (PDF) (на немецком языке). Баварская государственная библиотека , музыкальный отдел . Проверено 29 декабря 2020 г.
- ^ Пол Курт Акерманн (1956). «Обзор: по имени Сальванель Вольфганг Мартин Шеде », Books Abroad 30: 422 дои : 10.2307/40099845
- ^ Игра красок жизни. Макс Пфистер Терпис. Архитектор, танцор-психолог, 1889–1958 гг. , WorldCat, Атлантида, Цюрих, 1960 г.
- ^ Листы Вольфганга Мартина на ZVAB
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Манфред Босх : Богема на Боденском озере: Литературная жизнь на озере с 1900 по 1950 год на Амазонке, 3-е издание. п. 179, 2007.