Группа «шесть плюс два» по Афганистану


Группа «шесть плюс два» по Афганистану (также известная как контактная группа «6 плюс 2» или «6 плюс 2» ) представляет собой неформальную коалицию шести стран, граничащих с Афганистаном ( Китай , Иран , Пакистан , Таджикистан , Туркменистан и Узбекистан ), а также США и Россия , действовавшие с 1997 по 2001 годы под эгидой ООН . Коалиция работала над поиском мирного решения, которое включало бы участие Северного альянса Афганистана . Позже он исследовал вопрос о постталибском правительстве в Афганистане .
Участвующие страны
[ редактировать ]Целевая страна
Соседние страны (6)
плюс 2
История
[ редактировать ]После гражданской войны в Афганистане к 1996 году Талибан контролировал большую часть Афганистана, управляя им как Исламским Эмиратом Афганистан . продолжались Боевые действия между Талибаном и Северным Альянсом , что привлекло внимание международного сообщества.
Эту дипломатическую инициативу предложил Ислам Каримов Президент Республики Узбекистан , имея в виду, что конфликт в Афганистане не может быть решен силовым путем и необходим мирный политический диалог. Впервые идея обсуждалась во время встречи Ислама Каримова со специальным посланником генерального секретаря ООН по Афганистану Лахдаром Брахими в августе 1997 года. Было подчеркнуто, что мирное урегулирование конфликта не будет достигнуто без участия соседних государств.
Целью группы было найти решение афганской проблемы, оказать помощь в создании широко представительного и многоэтнического афганского правительства.
Встречи в рамках инициативы 6+2
[ редактировать ]В рамках инициативы «6+2» проведен ряд важных встреч и конференций в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в столице Узбекистана Ташкенте и на других площадках.
19 июля 1999 года Группа приняла так называемую Ташкентскую декларацию («Об основополагающих принципах мирного урегулирования конфликта в Афганистане»). [ 1 ] В декларации стороны договорились не оказывать военную поддержку какой-либо афганской стороне и не допускать использования своих территорий в таких целях. Всего через неделю после принятия Декларации талибы начали военное наступление, которое было осуждено в заявлении Совета Безопасности ООН. [ 2 ]
8 февраля 2000 года в штаб-квартире ООН состоялась встреча высокого уровня группы «Шесть плюс два» на уровне постоянных представителей и выше, целью которой было обсуждение вопросов незаконного производства и распространения наркотиков из Афганистана. Участники обменялись мнениями о путях решения проблем, связанных с незаконным оборотом наркотиков из Афганистана, посредством комплексного и сбалансированного регионального плана действий. [ 3 ]
18 сентября 2000 года на второй встрече «шести плюс два», состоявшейся на уровне министров иностранных дел, бывший генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан подтвердил, что группа «шесть плюс два» остается важным форумом для решения афганского вопроса, поскольку « позволило нам разобраться с серьезной ситуацией, которая сложилась в Афганистане и прилегающем регионе после падения Мазари-Шарифа и убийства иранских дипломатов». [ 4 ]
Помимо другой деятельности, группа занималась также вопросами наркоторговли. Так, 13 сентября 2000 г. Региональный план действий был одобрен представителями правительств Китая, Ирана, Пакистана, Российской Федерации, Таджикистана, Соединенных Штатов Америки и Узбекистана. [ 5 ]
Предложение по формату «6+3»
[ редактировать ]Учитывая ситуацию в Афганистане , Ислам Каримов заявил о дальнейшем развитии этой инициативы на саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года. Лидер Узбекистана предложил преобразовать «6 плюс 2» в « 6 плюс 3 ». [ 6 ] который предусматривает участие шести соседних с Афганистаном стран, а также США , России и НАТО .
Джон С.К. Дейли, научный сотрудник Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джонса Хопкинса в Вашингтоне, в своей недавней статье «Предложение Узбекского Афганистана актуально и своевременно – Афганистан: Почему «6 плюс 3»?», [ 7 ] опубликовано 5 ноября 2009 г., отмечено следующее:
На встречах в Ташкенте были разработаны два ключевых элемента, актуальных сегодня. Впервые после иранской революции 1979 года американцы сели за один стол для непрямых переговоров с Ираном. Несмотря на ядерную программу и геополитические амбиции Ирана, нельзя игнорировать роль Ирана в разрешении кризиса в Афганистане и его потенциальную роль в установлении там долгосрочного мира. Во-вторых, Ташкентская декларация впервые предложила конструктивный подход к достижению примирения в Афганистане посредством участия ключевых противоборствующих сил коренных народов.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ташкентская декларация об основополагающих принципах мирного урегулирования конфликта в Афганистане - Веб-сайт миротворца ООН
- ↑ Совет Безопасности ООН SC/6743 от 22 октября 1999 г.
- ↑ Встреча высокого уровня группы «шесть плюс два» по Афганистану обсуждает наркотики, исходящие из этой страны, пресс-релиз № UNIS/SG/2511 от 1 марта 2000 г.
- ↑ Заявление Генерального секретаря Кофи Аннана в штаб-квартире ООН на встрече «Шесть плюс два» по Афганистану UNIS/SG/2666 от 18 сентября 2000 г.
- ^ «УНП ООН Центральная Азия» . www.unodc.org . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ http://press-service.uz/en/content/glava_gosudarstva/#en/news/show/vistupleniya/address_by_president_islam_karimov_at_th/ Address by President Islam Karimov at the NATO Summit, 3 April 2008
- ^ «Взгляд со стороны: предложение Узбекистана по Афганистану актуально и своевременно» . УПИ . Проверено 30 июня 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Несуществующие межправительственные организации
- Афганистан-Китайские отношения
- Отношения Афганистана и США
- Отношения Афганистана и Узбекистана
- Отношения Афганистана и Ирана
- Афганистано-пакистанские отношения
- Отношения Афганистана и Таджикистана
- Отношения Афганистана и России
- Афганский мирный процесс
- Пакистано-российские отношения