Адельберт Теодор Вангеманн
А. Тео Э. Вангеманн | |
---|---|
Рожденный | Адельберт Теодор Вангеманн |
Гражданство | Натурализованный американец |
Занятие | Инженер ранней звукозаписи |
Годы активности | 1888–1906 |
Работодатель | Лаборатория Эдисона |
Известный | Запись Отто фон Бисмарка , Хельмут фон Мольтке , Иоганнес Брамс |
Родственники | Герман Теодор Вангеманн , Отто Вангеманн |
Адельберт Теодор Эдвард Вангеманн (13 февраля 1855 – июнь 1906), известный как Тео, был немцем, эмигрировавшим в Соединенные Штаты. В 1888 году он начал работать у Томаса Эдисона ассистентом в его лаборатории в Вест-Ориндже, штат Нью-Джерси . В 1889 году Эдисон послал Вангемана поддерживать фонограф на Парижской выставке 1889 года в хорошем рабочем состоянии. Поездка была продлена, и Вангеманн сделал множество ранних звукозаписей на восковых цилиндрах, некоторые из которых были утеряны более чем на 100 лет. Найденные в 1957 году, но не обнаруженные до 2012 года, они включают единственную известную запись Отто фон Бисмарка .
Ранние годы
[ редактировать ]Вангеманн родился в Берлине , Германия, в семье Адальберта Теодора Вангемана (1815–1878) и Феодосии Софи Оттилии Вангеманн (урожденной Рениус) (умерла в 1878 году). Он и его старший брат, родившиеся 23 сентября 1852 года, были названы в честь своего отца. [1] Чтобы различать их, его называли «Тео»; его имя также имело небольшое изменение написания. Позже он и его братья добавили третьи имена, он добавил имя Эдвард; и его брат Эмиль. [1] [примечание 1] К 1900 году его брат также сменил имя на Альберт. [3] Семья была музыкальной; его дед, Йоханнес Теодосиус Вангеманн, исполнял, руководил, сочинял и преподавал музыку; [1] и его двоюродный брат Отто Вангеманн был органистом, композитором и музыковедом . [4] Его дядя, отец Отто, также был органистом.
Вангеманн сочинял музыку, играл и иногда выступал на фортепиано. [5] [6] У отца Вангемана был бизнес по продаже бумажной продукции и фабрика, где он производил конверты и тиснил монограммы на писчей бумаге. [5] Там работали и Вангеманн, и его брат. Его брат взял на себя управление бизнесом примерно в 1876 году, но после смерти родителей в 1878 году братья эмигрировали в Соединенные Штаты в следующем году. [5] его брат в феврале, а он в августе. [1] Сначала он поселился в Челси, штат Массачусетс , а затем переехал в Бостон . В 1884 году он переехал в Нью-Йорк , где 11 октября 1884 года стал натурализованным гражданином. [1]
Ранние звукозаписи
[ редактировать ]Вангеман начал работать ассистентом Томаса Эдисона в его лаборатории в 1888 году. [7] экспериментируя, чтобы найти лучшие способы записи музыки и голоса. [5] Его называют первым в мире профессиональным инженером звукозаписи. [8] [9] Записи делались индивидуально на восковых цилиндрах , без возможности их копирования. К декабрю 1888 года Вангеманн попытался записать несколько оригиналов одновременно, но этого было недостаточно для удовлетворения запроса на записи, которые еще не продавались. [5] Вангеманн аккомпанировал некоторым исполнителям на фортепиано. [5] [10] заканчиваясь краткой «фирменной» импровизацией из семи нот, которая раздражала некоторых, кто слышал эти записи. [5] В марте и апреле 1889 года он записал ряд музыкантов, в том числе Ганса фон Бюлова и Джона Ноулза Пейна . [5]
В следующем году, после того как Эдисон узнал, что его выставка фонографов, отправленная на Парижскую выставку 1889 года, не работала должным образом, [5] он отправил Вангемана и нескольких помощников в Европу, чтобы убедиться, что фонографы работают правильно, но позже продлил поездку; Вангеманн воспользовался возможностью сделать дополнительные записи для использования на выставках. [11] Пока он был в Европе, Вангеману с этой целью было отправлено более 2000 пустых цилиндров, и он записал ряд выдающихся личностей, музыкантов, комиков, певцов и государственных деятелей. [8] [11] и поездка превратилась в пиар- сенсацию. [12] Начав с артистов, присутствовавших на Парижской выставке Экспо, Вангеманн записал, среди прочего, пианиста Эдуарда Рислера , популярного французского выступающего в кафе певца, Паулюса , и Шарля-Мари Видора . органиста [11] 29 августа 1889 года он записал четырех венгерских певиц «Сестер Тациану». Этот цилиндр стал особенно любимцем Вангемана, и он высоко оценил «международную ценность» нового американского изобретения, которое позволило немецкой публике услышать русскую мелодию, когда-то исполненную венгерским квартетом на французской сцене. [11]
Эдисон, также путешествующий по Европе, отправил Вангемана в Берлин , где тот должен был показать фонограф Вернеру фон Сименсу . Фон Сименс, друг и деловой партнер Эдисона, предоставил Вангеману специальную комнату, а также немецкого механика, который помогал ему во время его турне по Германии и Австро-Венгрии . [11] Вангеманн сделал ряд экспериментальных записей. [13] выдающихся музыкантов и частных лиц. Он также продемонстрировал фонограф и записи различным группам. 18 сентября он провел демонстрацию перед учеными и профессорами в Гейдельберге , а два дня спустя — перед группой электротехников во Франкфурте . Поведение Вангемана на обоих этих мероприятиях вызвало некоторую критику со стороны аудитории. В Гейдельберге, где Эдисон был почетным гостем, он взял на себя выступление, в ходе которого некоторые его комментарии были восприняты как вне очереди . Во Франкфурте, где он выступал перед более широкой аудиторией в переполненном зале, он снисходительно заставил их выглядеть бесхитростными и чувствовать себя недостойными его времени. [11]
В этот период Вангеман получил приглашения на демонстрации от Бисмарка, Гельмута фон Мольтке , [7] Вильгельм II и царь Александр III , затем в Берлине. Вильгельм II не сделал записи, но его маленькие сыновья Вильгельм , Эйтель Фридрих и Адальберт сделали запись цилиндра. [11] Тур Вангемана привлек большое внимание, привлекая дополнительные приглашения, из-за которых его график и бюджет было трудно поддерживать; те, кто отправлял приглашения, также испытывали нехватку времени, и визиты часто приходилось планировать более одного раза. [11] Некоторые также хотели повторных визитов Вангемана.
Эдисон и сопровождавшие его люди вернулись в Соединенные Штаты 28 сентября; Вангеманн и сопровождавшая его жена остались в Европе. Первая попытка встретиться с Бисмарком провалилась, через неделю у Вангемана и его жены появилась вторая возможность поехать во Фридрихсру , в замок Бисмарка. Находясь там, он записал восковой цилиндр, как сообщалось в то время в прессе, но который затем был утерян более чем на 120 лет. [7] [11] Бисмарк, как и все, был очарован новым изобретением, и Вангеман провел с ним несколько часов, даже опоздав на поезд до Берлина. [14] Вангеман встретился с царем Александром III 12 октября. После нескольких недель отсрочек это приглашение, которое так много значило для Вангемана, привело к тому, что царь мало заинтересовался фонографом и не заинтересовался записью. [11] Состоялся второй визит, но незадолго до этого царю не разрешили увидеться с Вангеманном. Находясь в Берлине в ожидании встречи с царем, Вангеман устраивал дневные демонстрации для художников, ученых и государственных служащих; вечером он проводил демонстрации в частных клубах для приглашенных членов, часто собирая толпы людей. [11] Незадолго до отъезда из Берлина он организовал благотворительный концерт, на который взимал плату за вход (возможно, это его единственное выступление в Европе). Несмотря на входную плату в 20 марок , которая в то время равнялась недельной зарплате среднего рабочего, зал был полон, что свидетельствует о том, с каким нетерпением люди хотели услышать голоса Бисмарка и немецких наследных принцев. [11]
Вангеман, его жена и его помощники покинули Берлин 20 октября и, не сумев увидеть фон Мольтке с первой попытки, провели с ним два дня по пути в Вену. Из четырех цилиндров, записанных фон Мольтке, сегодня известно, что существуют только два. [11] Записи фон Мольтке, сделанные Вангеманном, - единственные известные записи, которые все еще слышны человеком, родившимся в 18 веке. [8] Вангеманн и его группа прибыли в Вену 25 октября, где Вангеманн провел больше демонстраций и сделал больше записей, в том числе записи Альфреда Грюнфельда и Иоганнеса Брамса . Однако основной мотивацией его поездки было приглашение Франца Иосифа I показать ему граммофон. Однако Вангеманну снова пришлось ждать встречи несколько дней, в течение которых он давал интервью журналистам, по одному в день, скорее всего, записывая их, демонстрируя свою полезность. Журналист согласился, что интервью нужно будет расшифровать и поделиться им с другими газетами. [11] Вангеманн дважды встречался с Францем Иосифом I, но не записал его голос. 2 декабря 1889 года, в ночь перед отъездом из Вены, [11] Вангеманн записал игру Брамса. [7] сокращенная версия одного из его произведений.
В какой-то момент Вангеманн вернулся в Берлин, взяв деньги в долг у Siemens & Halske . Вскоре после этого Эдисон приказал ему вернуться в Штаты, узнав о суммах, которые Вангеман взял в долг. Перед отъездом Вангеманн сделал еще несколько записей в Кельне , в том числе одну запись Отто Нейтцеля , свою единственную запись. [11] Прежде чем Вангеманн вернулся из Европы, Эдисон прекратил запись и эксперименты в своей лаборатории. Вангеман проработал в лаборатории до июня 1890 года, затем уехал на очередную экспозицию, после чего начал работать в Нью-Йоркской фонографической компании, оставаясь до 1893 года. Затем он перестал профессионально записывать, хотя продолжал собственные эксперименты дома, изредка делясь ими с Эдисон. [5] Информация о его работе в течение следующих нескольких лет отрывочна, пока он не вернулся в лабораторию Эдисона в 1902 году, в конечном итоге возобновив свои эксперименты в комнате, где он ранее работал. [5] как показывают фотографии. [15]
Вангеманн погиб в железнодорожной катастрофе в Бруклине в начале июня 1906 года. [5] [16] Многие его записи, в частности запись Бисмарка, считались утерянными более 100 лет. США. Восковые цилиндры были найдены в 1957 году, когда дом и лаборатория Эдисона были переданы в дар Службе национальных парков [9] но они не были маркированы и оставались неопознанными до 2011 года, когда два авторитетных историка смогли установить их личность. [7] 30 января 2012 года Национальный исторический парк Томаса Эдисона объявил, что у него есть оригинальные записи Бисмарка, фон Мольтке и других на восковых цилиндрах. [7]
Персональный
[ редактировать ]Вангеманн женился на Анне Л. Блейк в Бостоне 21 февраля 1884 года. [1] Его дядей был Герман Теодор Вангеманн , который стал директором Берлинского миссионерского общества в 1865 году. Во время посещения родственницы в Альтенкирхене , Оттилии Клаубе (урожденной Вангеманн и прозванной «Одо»), Вангеманн записал послание, предположительно адресованное его брату. Юлиус и Оттилия Клаубе также выступили на записи, сделанной 14 января 1890 года. [11]
Он был членом нью-йоркского клуба «Плеяды» , где в некоторых случаях играл на фортепиано. [5]
По данным FamilySearch International Geneaological Index, который в 1950 году сделал микрофильм приходских документов, хранящихся в лютеранской церкви в Луизенштадте , [17] части Берлина, Адельберт Теодор Вангеманн родился 13 февраля 1855 года и был крещен 13 апреля 1855 года. [18]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Патрик Фистер, «Семейное происхождение и молодость Вангемана» Исторический парк Томаса Эдисона. Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ «Рождение и крещение в Висконсине, 1826–1926 Адальберта Теодора Бруно Вангемана» FamilySearch. Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Перепись населения США 1900 года для Альберта Вангемана» FamilySearch. Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Статьи об Отто Вангеманне от 1878 и 1881 годов (PDF) Демминера Вохенблатта и Демминера Тагеблатта (4 апреля 1878 г.; 15 ноября 1878 г.; 19 ноября 1881 г.). Проверено 4 февраля 2012 г. (на немецком языке).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Патрик Фистер, «Биография Тео Вангемана» Национальный исторический парк Томаса Эдисона. Проверено 3 февраля 2012 г.
- ^ Густав Коббе, «Немного богемы в клубе Плеяды», The New York Times (11 декабря 1904 г.), первый раздел журнала, стр. 8. Примечание. PDF-файл «Нью-Йорк Таймс» не имеет названия, но его можно увидеть на сайте газетыarchive.com. [ постоянная мертвая ссылка ] Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рон Коуэн, «Восстановленные пластинки Эдисона возрождают гигантов Германии XIX века», The New York Times (30 января 2012 г.). Проверено 1 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Ребекка Дж. Розен, «В файлах Эдисона обнаружена единственная известная запись голоса человека, родившегося в 18 веке», The Atlantic (31 января 2012 г.). Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Джефф Малвихилл, «Музей Нью-Джерси нашел запись Отто фон Бисмарка» ABC News (4 февраля 2012 г.). Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ "Очень ранний записанный звук" Исторический парк Томаса Эдисона. Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Стефан Пуйе, «Fürst Bismarck und Graf Moltke vor dem Aufnahmetrichter: Der Edison-Phonograph в Европе, 1889–1890» Цилиндрический архив Нормана Брудерхофера (1 февраля 2012 г.). Проверено 5 февраля 2012 г. (на немецком языке) . Английский перевод (без предисловия) «Принц Бисмарк и граф Мольтке перед записывающим рогом: фонограф Эдисона в Европе, 1889–1890». Проверено 5 февраля 2012 г.
- ↑ Эдо Реенц, «Это Фридрихсру, говорит Отто фон Бисмарк», Frankfurter Allgemeine Zeitung (2 февраля 2012 г.). Проверено 5 февраля 2012 г. (на немецком языке).
- ^ Дэвид Л. Мортон-младший, Звукозапись: история жизни технологии, Издательство Университета Джонса Хопкинса (2004), стр. 18. ISBN 0-8018-8398-9
- ↑ Оливер Дас Гупта, «Голос Бисмарка звучит спустя 123 года» Süddeutsche Zeitung (31 января 2012 г.). Проверено 1 февраля 2012 г. (на немецком языке).
- ^ Фотографии Национального исторического парка Тео Вангемана Томаса Эдисона. Проверено 2 февраля 2012 г.
- ↑ Стефан Пуйе, «Иоганнес Брамс в студии звукозаписи Линдстрема» Цилиндрический архив Нормана Брудерхофера (9 мая 2010 г.). Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Каталог библиотеки семейной истории FamilySearch Международный генеалогический указатель. Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Международный генеалогический указатель FamilySearch Адельберта Теодора Вангемана . Проверено 2 февраля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Отто фон Бисмарк снова имеет голос» Hamburger Abendblatt (1 февраля 2012 г.). Проверено 5 февраля 2011 г. (на немецком языке).