Зигмунт Войцеховский
Зигмунт Войцеховский | |
---|---|
Рожденный | Дядя, Австро-Венгерская Галиция . | 27 марта 1900 г.
Умер | 14 октября 1955 г. | (55 лет)
Национальность | Польский |
Род занятий | Политик, историк |
Известный | Со-инициатор польской «Западной мысли». |
Зигмунт Войцеховский (27 апреля 1900 — 14 октября 1955) — польский историк и политик-националист. Он родился в 1900 году в тогдашней Австрии , получил докторскую степень по истории средневековья во Львовском университете . В 1925 году он переехал в Познань , где в 1929 году стал профессором. В 1934–1939 годах он стал политическим участником националистической партии Endecja. [1] Во время оккупации Польши нацистской Германией он работал в польском подполье, выступая против немецкого геноцида поляков, проводя подпольное обучение, которое было запрещено немецким государством, и работал над будущей концепцией польских границ, которая обеспечила бы Польше безопасность от любой дальнейшей немецкой агрессии. Он поддерживал союз с Советским Союзом и после войны продолжал работать историком в Польской Народной Республике и возглавлял Западный институт , изучавший бывшие польские территории, отвоеванные у Германии, и историю польско-германских отношений. Он был награжден Командорским крестом и Офицерским крестом ордена Polonia Restituta .
Биография
[ редактировать ]Войцеховский родился в Стрые под Львовом ( Стрый , Украина ), тогдашней Австро-Венгерской Галиции . Во время Первой мировой войны он добровольно вступил в Легион Пилсудского , но больше не был задействован. [2]
В 1921 году Войцеховский начал обучение в Университете Яна Казимежа во Львове , который тогда только что был вновь включен в состав воссозданного Польского государства (ныне Львов на Украине ). В 1924 году он получил степень доктора средневековой истории, социальных наук и экономики и стал доцентом Института вспомогательных исторических наук . В 1924 году он опубликовал свою первую концепцию «родины» Польши. Его определением «польской родины» были территории, приобретенные Пястовской Польшей X века в эпоху Мешко I и Болеслава Кшивоустого ( Великая Польша , Силезия , Померания , Ноймарк , Западная Пруссия ). [3] В 1925 году он переехал в Познань, где сначала был заместителем заведующего кафедрой истории политического строя и древнепольского права в Университете Адама Мицкевича (УАМ). В том же году он защитил диссертацию по территориальному управлению средневековыми поселениями. Он стал экстраординарным (внештатным) профессором в 1929 году и полным профессором в январе 1937 года. С 1939 года он был деканом юридического и экономического факультета университета.
Политическая деятельность
[ редактировать ]С 1934 года Войцеховский, друг Романа Дмовского (лидера Национал-демократической партии ), [4] был одним из главных идеологов Лагеря Великой Польши (ЛВП). Он был активным членом правой Всепольской молодежи и Лиги Народовой . [5] В 1934 году он основал «Лигу молодых националистов» (Związek Młodych Narodowców), целью которой было создание авторитарного, однородного польского государства. [6] и был его председателем до 1937 года. С 1937 по 1939 год он был председателем «Движения национального государства» (Ruch Narodowo-Panstwowy). [7] В 1937 году он призвал к созданию сильного национального государства, которое было бы демократическим. [8] В течение своей политической карьеры он выступал против Дмовского и движения, к которому он принадлежал, стремясь к интеграции с фракцией Юзефа Пилсудского , санационной надеясь, что обе основные политические фракции в Польше объединятся, руководствуясь интересом к благополучию польской нации. [9] Однако он считал Дмовского одним из самых влиятельных людей своей жизни. [10]
«следы современной национальной мысли» Войцеховский первоначально увидел в национал-социализме . Первоначально он восхищался . антиеврейской политикой Гитлера как хорошим примером для Польши Он принял аншлюс Австрии и Мюнхенское соглашение , но с течением времени стал более критично относиться к политике Гитлера. [11] По словам Томаша Кенара, он был встревожен экспансионизмом Гитлера, но принял «аншлюс» Австрии, надеясь, что это поставит Италию против нацистской Германии и попадет в сферу польского союза. Что касается Мюнхенского соглашения, он считал Чехословакию слишком близким союзником Советского Союза; хотя чехи, по его мнению, были естественными союзниками поляков, их тесные контакты с Советами делали такой союз невозможным. Он по-прежнему выступал против аннексии Чехословакии Германией, опасаясь, что такое событие осложнит военную ситуацию в Польше. [12] Войцеховский представлял себе блок в Центральной Европе под руководством Польши, состоящий из Венгрии, Румынии, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы и находящийся в тесных отношениях с Италией, который будет противостоять как немецкому экспансионизму, так и советскому давлению на эти государства; он писал, что такой союз «спасет христианство» от угрозы «большевистского коммунизма» и «гитлеровского язычества». [13] Позже он сосредоточил свое внимание на фашистской Италии из-за своего интереса к «сильному государству», «в зависимости от правовых норм, в традициях римского права». [11] Хотя нация была для Войцеховского в то время «величайшим благом», он не проявлял расистских идей или чего-либо, что было бы похоже на немецкие « volkisch » элементы. в своих произведениях [14] Во время оккупации Польши нацистской Германией он вместе со своей семьей приютил еврейскую женщину и в публикации 1945 года осудил массовое убийство евреев нацистской Германией во время войны как «чудовищное». [15] [16]
Войцеховский описывается как один из инициаторов польской «западной мысли» ( myśl zachodnia ), [11] «зеркальное отражение немецкого Ostforschung с добавлением щепотки панславянских настроений». [17] В отличие от Ostforschung это движение было маргинальным в Польше и ограничивалось только Познаньским университетом, в то время как Ostforschung имело влияние и оставалось (в отличие от познаньских мыслителей, которые находились в конфликте с государственными властями как до, так и после Второй мировой войны) в дружественных отношениях с правительством Берлина.Польские исследователи отвергли модель государства, найденную в Германии, и отдали предпочтение франкистской Испании Салазара или Португалии , оставаясь недоверчивыми к Гитлеру. Они отвергли такие идеи, как биологический расизм, евгеника, милитаризм и неоязыческое движение. [18]
Немецкая оккупация Польши
[ редактировать ]Судьба во время немецкой оккупации
[ редактировать ]Первоначально ему удалось сбежать от немцев, но он был схвачен ими в октябре 1939 года и удерживался в качестве заложника вместе с другими польскими интеллектуалами, ремесленниками, политиками и студентами. Группа была задержана в рамках усилий Германии по подавлению польского сопротивления, и им угрожали убийством в случае вооруженного сопротивления. Каждые несколько дней Войцеховскому разрешали навещать дом. Если он не вернется, остальных расстреляют. В конце концов, через два месяца его освободили по просьбе его беременной жены. Несмотря на его освобождение, семья столкнулась с дальнейшими репрессиями, поскольку ей пришлось бежать из Познани, поскольку первоначальная этническая чистка поляков в этом регионе была инициирована властями нацистской Германии. В конце концов Войцеховский нашел убежище в доме друга в Кракове. [19]
Подпольная деятельность
[ редактировать ]Во время оккупации Польши во время Второй мировой войны он был связан с польскими подпольными властями , преподавал в Uniwersytet Ziem Zachodnich («Университет Западных территорий», часть необходимой подпольной системы образования ), что было необходимо, поскольку всем полякам было запрещено базовое образование как часть немецкого геноцида в отношении польской нации. [20] Он продолжал свои исследования и руководил своими учениками ( Здислав Качмарчик , Казимеж Коланчик ), защитившими две диссертации . [21] В 1944 году он также возглавлял правительственную делегацию Польши в научном отделе Департамента информации и некоторое время, после падения Варшавского восстания , был заместителем директора этого департамента. [21] [22] [23] В рамках заговора во время нацистской немецкой оккупации он был одним из основателей Ojczyzna-Omega , заговорщического движения, которое объединило выживших (поскольку немцы проводили систематическое истребление польских образованных классов) польских интеллектуалов, священников, журналистов, юристов и учителей, которые организовывал благотворительную деятельность, тайное образование и работал над концепциями послевоенной Польши; большинство членов были христианскими демократами и национал-демократами . [24] Ойчизна-Омега представляла себе послевоенную Польшу, которая будет демократическим, эффективно управляемым государством, населенным в основном польским большинством наряду с еврейским населением и славянскими группами. Организация считала, что нацистская Германия (которая предприняла попытку геноцида поляков) была гораздо более опасной, чем Советский Союз, и настаивала на компромиссе с Советами. [25]
По заказу Союза вооруженной борьбы , предшественника Армии Крайовой , Войцеховский в 1941 году создал концепцию послевоенной польско-германской границы, которая включала обзор польской и полонизируемой части населения на территориях между довоенной и полонизируемой частью населения. военная граница и линия Одер-Нейсе . В согласии с Войцеховским и, вероятно, под его руководством директор библиотеки Курника в то время готовил захват архивов, музеев и библиотек на будущих западных территориях. В своих замыслах Войцеховский хотел избежать того, что он назвал ошибками Версальского договора. Граница у Одера и Лужицкой Нейсе была для него важна, поскольку он считал ее, исторический аргумент здесь не был решающим, самым безопасным и защищенным. [26]
17 декабря 1944 года Томаш Арчишевский , премьер-министр Польши в изгнании в Лондоне, заявил в интервью Sunday Times , что послевоенная Польша не имела территориальных претензий к Штеттину (Щецин) и Бреслау (Вроцлав), но считает Львов и Вильно неотъемлемой частью Польского государства. Это привело к вотуму недоверия группы Ойчизны Арцишевскому за «отказ от польских военных целей» и, наконец, к разрыву с польским правительством в изгнании в Лондоне. [27] [28] Также в декабре 1944 года он возобновил последствия неудавшегося Варшавского восстания , которое, по его мнению, показало, что не Армия Крайова , а только Красная Армия способна освободить Варшаву. [29]
13 февраля 1945 года Войцеховский встретился с премьер-министром Временного правительства Республики Польша Эдвардом Особкой-Моравским и вручил меморандум об основании и деятельности Западного института, в котором просил поддержки института. Меморандум был адресован «польскому правительству», признавая, таким образом, Временное правительство, в отличие от лондонского правительства в изгнании, легитимным. [30] И наоборот, концепция Войцеховского способствовала требованию правительства узаконить польские приобретения на Западе. [31]
Послевоенный
[ редактировать ]В 1945 г. его книга «Польша-Германия. Десять веков борьбы» была переиздана (первое издание 1933 г.). Для Войцеховского история польско-германских отношений была создана вечной борьбой против немецкой агрессии, которая была основана на неспособности немцев мирно сосуществовать со славянами и их «биологической» ненависти ко всему славянскому. Войцеховский описал свой взгляд на послевоенную ситуацию: [1]
«Наступает новая эпоха славянского похода на запад, пришедшая на смену немецкому Drang nach Osten . Кто этого не понимает, тот не поймет новую эпоху и не увидит должным образом место Польши в новой международной реальности. »
всю Одерскую лагуну до реки Пене . Войцеховский поддерживал новую немецко-польскую границу, которая отвела бы Польше [32]
Он возобновил преподавание в УАМ. Он стал членом Польской академии образования (PAU) в 1945 году и Польской академии наук (PAN) в 1952 году. В 1944 году он основал Западный институт (Instytut Zachodni), учреждение, занимающееся изучением польской истории Польши. что станет Возвращенными территориями . Первоначально в Варшаве штаб-квартира института переехала в Познань в 1945 году. Войцеховский оставался его директором до своей смерти в 1955 году. В 1945 году Войцеховский основал дочерний журнал Przegląd Zachodni («Западное обозрение») и оставался его главным редактором до самой смерти. в 1955 г. (Англоязычная версия журнала под названием « Польские западные дела» выходила с 1960 по 1994 г.). В 1948–52 он также был основателем и главным редактором «Журнала права и истории» ( Czasopismo Prawno-Historyczne ), который продолжает существовать и по сей день. В прологе к книжной серии «Старопольские земли» (1948–1957) он разъяснял читателю назначение томов:
«Наша публикация... предвзята; на самом деле, она сознательно предвзята... Мы не старались изо всех сил писать так называемую объективную историю. Нашей задачей было представить польскую историю этих территорий и разместить современная польская реальность этих территорий в этом историческом контексте». [33]
В 1950 году, когда Польша подвергалась сталинизации , Войцеховский был осужден за свой «антинемецкий шовинизм» на конференции польских историков. Таким образом, открытый синтез националистической и коммунистической историографии стал менее влиятельным, хотя польские марксистские публикации сохраняли антигерманский подтекст. [34]
Зигмунт Войцеховский умер в Познани , Польша . Он был отцом историка Мариана Войцеховского (1927–2006).
Признание
[ редактировать ]Он был награжден Командорским крестом и Офицерским крестом ордена Polonia Restituta .
В 1984 году Западный институт был назван в его честь. В Польше Зигмунт Войцеховский сегодня признан выдающимся историком и одним из людей, сформировавших польскую интеллектуальную элиту. [35]
Публикации
[ редактировать ]- Политический строй польских земель в допястовское время Львов 1927 г.
- Начало иммунитета в Польше, 1930 г.
- Польша на Висле и Одере в X веке. Исследование происхождения государства Пястов и его цивилизации [Польша на Висле и Одере в X веке: Исследование происхождения государства Пястов и его цивилизации], Варшава: Nasza Księgarnia, 1939.
- Польское государство в средние века. История политической системы в 1945 году.
- Польша-Германия. Десять веков борьбы [Польша-Германия. Это многовековая борьба. Познань: Издательство Западного института, 1945 г.
- Польша-Чехия. Десять веков польско-чешского соседства. Десять веков соседства . 1947 (с Тадеушем Лером-Сплавиньским, Казимежем Пивярским)
- Польское государство в средние века. История системы [Польское государство в средние века: История его политического строя], Познань: Poznań Księgarnia Akademicka, 1948.
- Сигизмунд Старый (1506–1548) Сигизмунд Старый (1506–1548)], 1946, переиздание Варшава: Национальный издательский институт, 1979.
- (как редактор) Место Польши в Европе . Познань: Издательство Западного института, 1947 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шнайдер, Аксель; Вульф, Дэниел (2011). Оксфордская история исторического письма; 1945 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. п. 245. ИСБН 978-0-19-922599-6 .
- ^ Брайер, Роберт (2003). Польская «западная мысль» после Второй мировой войны (1944-1950) (PDF) (на немецком языке). Мюнхенский университет. п. 15.
- ^ Хакманн, Йорг (1996). Восточная Пруссия и Западная Пруссия с точки зрения Германии и Польши (на немецком языке). Немецкий исторический институт Варшавы/Niemiecki Instytut Historyczny w Warszawie. п. 224. ИСБН 3-447-03766-0 .
- ^ Коннелли, Джон (2000). Пленный университет; Советизация восточногерманского, чешского и польского высшего образования 1945-1956 гг . Университет Северной Каролины. п. 158. ИСБН 0-8078-4865-4 .
- ^ Брайер, Роберт: Польская «западная мысль»; п. 15
- ^ Брайер, Роберт: Польская «западная мысль»; п. 16
- ^ Бородзей, Влодзимеж (2005). Вариант Европа (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт. п. 507. ИСБН 3-525-36287-0 .
- ↑ Тревога для своих, предупреждение для врагов — портрет Зигмунта Войцеховского.(часть 2) Магдалена Гроховска, Gazeta Wyborcza, 01.07.2005
- ^ Томаш Кенар. «Мы подумали, и у Пилсудского есть силы». Политическая мысль Союза молодых националистов и Национально-государственного движения. 1932-1939. Щецин 2008, стр. 24-27, 80
- ^ Брайер, Роберт: Польская «западная мысль»; п. 86
- ^ Jump up to: а б с Фальбуш, Майкл; Хаар, Инго (2005). Немецкие учёные и этнические чистки, 1919-1945 гг . Книги Бергана. стр. 267, 268. ISBN. 1-57181-435-3 .
- ^ Томаш Кенар «Мы подумали, а у Пилсудского есть силы». Политическая мысль Союза молодых националистов и Национально-государственного движения. 1932-1939. Щецин 2008, стр. 166-167.
- ^ Томаш Кенар. «Мы подумали, и у Пилсудского есть силы». Политическая мысль Союза молодых националистов и Национально-государственного движения. 1932-1939. Щецин 2008, стр. 164
- ^ Немецкие ученые и этнические чистки , 1919-1945 Михаэль Фальбуш, стр. 268.
- ^ «Польша-Германия, десять веков борьбы» Зигмунт Войцеховский, Instytut Zachodni, стр. 258, 1945 г.
- ^ Przegląd Zachodni, Том 50, выпуски 3–4, Instytut Zachodni, стр. 99, 1994 г.
- ^ Шнайдер, Вульф: Оксфордская история исторического письма; стр.246
- ^ Немецкие ученые и этнические чистки, 1919-1945, стр. 265, 267 Майкл Фальбуш, Berghahn Books, 2004 г.
- ↑ Тревога для своих, предупреждение для врагов - портрет Зигмунта Войцеховского (часть 2) Магдалена Гроховская, Gazeta Wyborcza, 01.07.2005
- ^ Ян Викарьяк (1972). Университет Западных Земель и секретные университетские курсы, 1939-1945: последствия воспоминаний . Издатель Научный университет Адам Мицкевич. стр. 74 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Зигмунт Войцеховский (1979). Сигизмунд Старый (1506-1548) . Штаты. Издательский институт. стр. 23. ISBN 978-83-06-00105-1 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ (на польском языке) Вальдемар Грабовский, Польское подпольное государство после падения Варшавского восстания. Архивировано 28 июля 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ Ежи Стржельчик (1989). Выдающиеся историки Великой Польши: коллективный труд . АМУ. стр. 273. ISBN 978-83-232-0253-0 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Przegląd Zachodni, Том 61, выпуски 3-4 Instytut Zachodni, стр. 255, 2005 г.
- ^ Przegląd Zachodni, Том 50, выпуски 3-4 Instytut Zachodni, страница 118,148, 1994 г.
- ^ Шлёгель, Карл; Халика, Беата (2007). Ор-Одра. Виды на европейский поток (на немецком языке). Международное издательство наук. стр. 233, 234 и далее ISBN . 978-3-631-56149-2 .
- ^ Шлёгель, Галичка: Одер – Одер; стр. 235
- ^ Брайер, Роберт (2003). Польская «западная мысль» после Второй мировой войны (1944-1950) (PDF) (на немецком языке). Мюнхенский университет. п. 23 и далее.
- ^ Брайер, Роберт: Польская «западная мысль»; п. 22
- ^ Брайер, Роберт: Польская «западная мысль»; п. 25-27
- ^ Польское обозрение . Польский институт искусств и наук в Америке. 2008. с. 543.
- ^ Шлёгель, Галичка: Одер – Одер; стр. 67
- ^ Тум, Грегор (2011). Вырвано с корнем: Как Бреслау стал Вроцлавом в век изгнания . Издательство Принстонского университета. п. 199. ИСБН 978-0-691-14024-7 .
- ^ Шнайдер, Вульф: Оксфордская история исторического письма; стр.247
- ^ (на польском языке) Томаш Волек, Были ли у национал-демократов выдающиеся писатели ?, Gazeta Wyborcza, 18 февраля 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маркус Кржошка, За Польшу на Одере и Балтийском море. Зигмунт Войцеховский (1900–1955) как историк и журналист , Оснабрюк: волокно, 2003. ISBN 3-929759-49-7