Нью-Йоркская пятерка
« Нью-йоркская пятерка» — группа архитекторов, базирующаяся в Нью-Йорке, чьи работы были представлены в книге « Пять архитекторов» 1972 года . [ 1 ] Архитекторов Питера Эйзенмана , Майкла Грейвса , Чарльза Гватми , Джона Хейдука и Ричарда Мейера также часто называют «Белыми». [ 2 ] С группой были связаны и другие архитекторы и теоретики, в том числе Вернер Селигманн , Кеннет Фрэмптон , Колин Роу и партнер Гватми Роберт Сигел. [ 3 ]
Пять архитекторов
[ редактировать ]Работа, представленная в «Пяти архитекторах», изначально была разработана в ходе серии встреч, проведенных Комитетом архитекторов по изучению окружающей среды (CASE) в Музее современного искусства . Директор департамента архитектуры и дизайна МоМА Артур Дрекслер пригласил группу архитекторов представить фотографии недавних построенных проектов группе критиков. [ 4 ] Еще одна встреча последовала в 1971 году. [ 5 ] Дрекслер отредактировал том работ пяти из этих архитекторов, опубликованный в 1972 году издательством Wittenborn & Company и переизданный издательством Oxford University Press в 1975 году. [ 6 ] Книга «Пять архитекторов» содержала предисловие Дрекслера и критические эссе Колина Роу и Кеннета Фрэмптона . Более поздние издания включали приписку Филипа Джонсона . [ 7 ]
К 1973 году название «Белые» использовалось для обозначения группы в архитектурной прессе. [ 8 ] Позже Майкл Грейвс заявил, что он не знал, кто изначально придумал «Белых», но Филип Джонсон был первым, кто назвал группу «Нью-Йоркской пятеркой». [ 9 ] «Белые» описывает частое использование белой краски в постройках «Нью-йоркской пятерки», а также модели из белого картона, которые они часто представляли. [ 10 ] Это также намекает на близость группы к работам Ле Корбюзье , таким как белые внешние поверхности виллы Савойя . Эта близость позже будет использована некоторыми критиками, чтобы предположить, что работа «Нью-йоркской пятерки» не критиковала модернизм или что их работа была лишенной воображения копией Ле Корбюзье. [ 11 ] [ 12 ]
Ответ и наследие
[ редактировать ]В ответ на «Пять архитекторов » Роберт А.М. Стерн организовал форум ответов под названием «Пять на пять», который был опубликован в майском выпуске журнала « Архитектурный форум» за 1973 год . Пятью ответившими архитекторами были Ромальдо Джургола , Аллан Гринберг , Чарльз Мур , Жаклин Т. Робертсон и сам Стерн. [ 13 ]
Эта группа стала известна как «Серые» и была тесно связана с Винсентом Скалли и из Филадельфии архитектором Робертом Вентури , а также с растущим интересом к народной архитектуре , новой классической архитектуре и раннему постмодернизму , с тремя «Серыми». и один из «Белых», в конечном итоге получивший престижную архитектурную премию Дрихауса . [ 14 ] [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Голдбергер, Пол (11 февраля 1996 г.), «Взгляд на архитектуру: маленькая книга, которая привела пятерых мужчин к славе» , The New York Times
- ^ Хейс, К. Майкл (1988). Теория архитектуры с 1968 года . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 239–240.
- ^ «Новостной репортаж: Белый, Серый, Серебристый, Багровый». Прогрессивная архитектура : 26–32. Июль 1974 года.
- ^ Дрекслер, Артур (1975). "Предисловие". Пять архитекторов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 1.
- ^ Андерсон, Стэнфорд О. (2013). «Взаимодействие CASE и MIT». В Датте, Ариндам (ред.). Второй модернизм: Массачусетский технологический институт, архитектура и «техносоциальный» момент . МТИ Пресс. стр. 642–643.
- ^ Блеттер, Розмари Хааг (май 1979 г.). «Обзор: Пять архитекторов. Эйзенман, Грейвс, Гватми, Хейдук, Мейер; Пять на пять». Журнал Общества историков архитектуры . 38 (2): 205–207. дои : 10.2307/989447 . JSTOR 989447 .
- ^ Пять архитекторов: Эйзенман, Грейвс, Гватми, Хейдук, Мейер . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1975.
- ^ Гольдбергер, Пол (26 ноября 1973 г.). «5 архитекторов» воплощают свои идеи в реальность». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Квун, Эйлин; Смит, Брин (2016). Двадцать за восемьдесят: беседы о жизни в архитектуре и дизайне . Нью-Йорк: Princeton Architectural Press. стр. 52–63.
- ^ Мартин, Рейнхольд (2010). Призрак утопии: снова архитектура и постмодернизм . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Университета Миннесоты. п. 40.
- ^ Стерн, Роберт AM (май 1973 г.). «Топаем по Савойе». Архитектурный форум : 46–48.
- ^ Пападеметриу, Питер (январь 1971 г.). «Ле Корбюзье в моде, революция на продажу». Архитектурное проектирование : 24.
- ^ «Пять на пять». Архитектурный форум : 46–57. Май 1973 года.
- ^ Кук, Секу (2021). Хип-хоп архитектура . Лондон, Нью-Йорк: Визуальное искусство Блумсбери. ISBN 978-1-350-11617-7 .
- ^ Мэлгрейв, Гарри Фрэнсис; Гудман, Дэвид (2011). Введение в теорию архитектуры: с 1968 года по настоящее время . Молден (Массачусетс): Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-8063-4 .