Чарльз Мур (архитектор)
Чарльз Уиллард Мур | |
---|---|
Рожденный | 31 октября 1925 г. Бентон-Харбор, Мичиган , США |
Умер | 16 декабря 1993 г. Остин, Техас , США | (68 лет)
Альма-матер | Мичиганский университет, бакалавр Арч Принстонский университет, магистр Арч , доктор философии |
Занятие | Архитектор |
Награды | Золотая медаль AIA (1991). |
Упражняться | Мур, Линдон, Тернбулл и Уиттакер, Сан-Франциско |
Здания | Пьяцца Д'Италия Школа Хаас |
Проекты | Си-Ранч, Калифорния Йельский строительный проект |
Чарльз Уиллард Мур (31 октября 1925 – 16 декабря 1993) был американским архитектором, педагогом, писателем, членом Американского института архитекторов и обладателем золотой медали AIA в 1991 году. [ нужна ссылка ] назван отцом постмодернизма . Его педагогическая работа была важна для поколения американских архитекторов, которые читали его книги или учились вместе с ним в одном из нескольких университетов, где он преподавал.
Образование [ править ]
Мур окончил Мичиганский университет в 1947 году, где был одним из лучших студентов в своем классе. После окончания университета он несколько лет работал архитектором, служил в армии и учился у профессора Жана Лабатю в Принстонском университете , где получил степень магистра и доктора философии (1957). Он остался еще на год в качестве научного сотрудника и ассистента архитектора Луи Кана , который преподавал в студии дизайна. Во время учебы в Принстоне он познакомился и подружился с архитектором Робертом Вентури . [1]
Во время учебы в Принстоне Мур наладил отношения с сокурсниками Донлином Линдоном , Уильямом Тернбуллом-младшим , Ричардом Питерсом и Хью Харди . Все они на всю жизнь остались друзьями и приверженцами взгляда на архитектуру как на радостное, гуманистическое занятие, которое обещало сделать людей счастливее и здоровее. Во время учебы в Принстоне Мур спроектировал и построил дом для своей матери в Пеббл-Бич, Калифорния , а летом работал у архитектора Уоллеса Холма из соседнего Монтерея . В магистерской диссертации Мура изучались способы сохранения и интеграции исторических глинобитных жилищ Монтерея в структуру города. Его докторская диссертация «Вода и архитектура» представляла собой исследование важности воды в формировании впечатления от места. [2] Диссертация важна тем, что является одним из первых произведений архитектурной науки, основанных на работах Гастона Башляра . [3] Мур использовал часть материала в своей более поздней книге «Поэтика садов». [4]
Карьера [ править ]
В 1959 году Мур покинул Принстон , чтобы занять должность преподавателя в Калифорнийском университете в Беркли . Там он объединился с Донлином Линдоном, Уильямом Тернбуллом-младшим и Ричардом Уиттакером, чтобы сформировать новую и влиятельную фирму: MLTW. Они были одними из первых американских архитекторов, которые отдали предпочтение контекстуальным проектам, хорошо вписывающимся в городскую ткань Сан-Франциско, а не суровым модернистским зданиям, чуждым текстуре города. Когда их наняли для проектирования инновационного, экологически чувствительного комплекса кондоминиумов на северном побережье, они применили некоторую свою чувствительность к «месту» проекта. [5] Морское ранчо стало одним из самых почитаемых, влиятельных и любимых произведений конца двадцатого века. [6] За пять лет Мур стал председателем совета директоров и профессором архитектуры в Беркли. Его работы были представлены на основополагающей выставке «Сорок под сорок» в Архитектурной лиге Нью-Йорка, которая установила «Белых и Серых» как конкурирующие лагеря дизайнеров-авангардистов. Шоу, курируемое Робертом А. М. Стерном , в 1969 году в конечном итоге превратилось в книгу. [7]
Когда Пол Рудольф ушел с поста декана Йельской школы архитектуры , в 1965 году общенациональные поиски наконец остановились на Муре в качестве его преемника. Как заметил Стерн в своей истории школы, Мур был энергичным, хотя часто противоречивым лидером, которому удавалось руководить программой. через некоторые из его самых бурных, но и творческих лет. Он прослужил в этом качестве пять лет и ушел в 1970 году. [8]
Вместе с Кентом Блумером Мур основал Йельский строительный проект в 1967 году как способ продемонстрировать социальную ответственность -первокурсников и демистифицировать процесс строительства для студентов . [9] Он также подтолкнул президента Йельского университета Кингмана Брюстера провести конкурс на строительство нового математического корпуса в историческом кампусе. Результаты конкурса вызвали разногласия, поскольку Мур считался сторонником победившего архитектора Роберта Вентури . [10] Многие из учеников Мура стали ведущими архитекторами следующего поколения, в том числе Марк Саймон, Базз Юделл, Джеральд Аллен, Элизабет Плятер-Зиберк , Андрес Дуани , Дэвид Селлерс и Тернер Брукс. [11] Будучи новатором на практике, который часто проводил дизайнерские «чаретты», чтобы получить информацию от клиентов, Мур вместе со своими бывшими учениками также стал пионером создания многопартнерских «чемоданных» фирм: Centerbrook Architects (Коннектикут), Moore Ruble Yudell (Лос-Анджелес) и Moore/Andersson. (Остин, Техас). Частично постоянные изменения были результатом обширных путешествий Мура по всему миру и его переездов в Калифорнию , а затем в Остин, штат Техас .

Во время учебы в Йельском университете Мур написал полезную книгу о дизайне жилых домов: «Место домов» . [12] Клиентам и дизайнерам понравился его непринужденный стиль и красивые рисунки, но особенно его приверженность «организации пространства». Вместе с Донлин Линдон Мур также основал журнал « Места в Беркли», чтобы излагать идеи о гении места . Он продолжал писать эссе и книги до конца своей карьеры, в том числе влиятельную книгу «Вы должны платить за общественную жизнь» в «Перспекте», одном из первых предсказателей разрастания пригородов и появления тематических парков в Америке. [13] В 1975 году Мур переехал в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, где продолжил преподавание. Наконец, в 1985 году он стал профессором архитектуры Техасского университета в Остине, присужденным к столетнему юбилею О'Нила Форда . Он умер дома от сердечного приступа 16 декабря 1993 года.
Одна из его последних книг, « Тело, память и архитектура», не только ввела новые психологические и антропологические идеи в теорию дизайна, но и предвосхитила современную революцию в нейробиологии и теорию «воплощенного познания». [14]
Здания наследие и
Мур предпочитал смелые, красочные элементы дизайна, включая яркие цветовые сочетания, суперграфику, стилистическую эклектику и использование нетрадиционных материалов, таких как пластик , (алюминизированная) ПЭТ-пленка , платиновая плитка и неоновые вывески . Его работы часто вызывают возбуждение, бросают вызов нормам и могут склоняться к китчу . Его резиденция в Нью-Хейвене середины 1960-х годов, опубликованная в Playboy , представляла собой несколько фанерных башен, каждая из которых прорезала один или несколько этажей и имела большие графические вырезы. [15] Его дом в Оринде, Калифорния, также был нетрадиционным; Вместо внутренних стен две внутренние эдикулы фокусируют пространство: одна над зоной отдыха, а другая над ванной, вмонтированной в землю. Он не скрывал своей любви к придорожным народным зданиям в таких местах, как Сан-Мигель-Альенде , Сансет-Стрип и Мейн-стрит в Диснейленде .
Его ранняя работа с MLTW была отмечена изобретением регионального жаргона западного побережья в жилой архитектуре, который отличался крутыми скатными крышами, черепичным фасадом и яркими участками стекла, включая мансардные окна. Мур и его партнеры всегда ссылались на влияние своих предшественников в Калифорнии, особенно пионеров области залива, таких как Бернард Мэйбек , Уильям Вурстер и Джозеф Эшерик . Целая школа дизайнеров западного побережья последовала их примеру и спроектировала деревянные резиденции, похожие на сараи, для своих новых богатых клиентов. [16]
Мур также чутко относился к потребностям клиентов, построив инновационный дом для слепого и его жены и спроектировав несколько церквей. Его схемы городского дизайна были адаптированы к контексту и истории, а его книги полны сложных исследований о таких вещах, как сады эпохи Возрождения, английские георгианские дома и итальянские площади. Его путешествия всегда документировались цветными слайдами, зарисовками и сувенирами, которые он выставлял на видном месте в своих резиденциях. Мура Пьяцца д'Италия (1978), городская общественная площадь в Новом Орлеане , широко использовала его богатый дизайнерский словарь и часто упоминается как архетипический постмодернистский проект. Его университетская работа включает Художественный музей Худа в Дартмуте, Художественный музей колледжа Уильямс в Уильямстауне, штат Массачусетс, Школу бизнеса Хааса при Калифорнийском университете в Беркли и Факультетский клуб Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Колледж Кресдж в Калифорнийском университете в Санта-Крус (снесен в 2020 году) был одним из самых инновационных зданий общежитий в Америке на момент его строительства. Главный кампус Национальный университет Донгхва — его последняя университетская работа, завершенная в 1992 году.
Такие особенности дизайна (исторические детали, орнамент, художественная трактовка, иронические значения) сделали Мура одним из главных сторонников постмодернистской архитектуры , наряду с Робертом Вентури , Майклом Грейвсом , Стэнли Тайгерманом и Чарльзом Дженксом . [17]
Фонд Чарльза В. Мура был основан в 1997 году в Остине, штат Техас, для сохранения последнего дома и студии Мура. Его некоммерческие программы включают резидентуры, конференции, лекции и публикацию путеводителя PLACENOTES.
Работа [ править ]


- Влиятельное морское ранчо (1963) спланировало поселок в округе Сонома, Калифорния (с ландшафтным архитектором Лоуренсом Халприном ).
- Здание взаимного сберегательного банка , Сан-Франциско, Калифорния (1964 г.) [18]
- Здание Seaside Professional Building (1959–60) в Сисайде, Калифорния, было его первым коммерческим зданием (1959–60), которое с 1991 года занимало издание Monterey County Weekly .
- Клуб преподавателей Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (1968) с Уильямом Тернбуллом
- Кресдж-колледж (1971) Калифорнийского университета в Санта-Крус
- Дом Лиланда Бернса, Pacific Palisades, (1973) (Дом известен тем, что в гостиной есть орган)
- Постмодернистский Пьяцца архетип д'Италия (1978), городская общественная площадь в Новом Орлеане , штат Луизиана.
- Дом Дэвида Роудса, Брентвуд, Калифорния (1980) (опубликовано в журнале Life Magazine, декабрь 1980 г.)
- Расширение университета в Калифорнийском университете в Ирвине
- Художественный музей Сидар-Рапидс (1989) в Сидар-Рапидс, Айова
- Мэрия Плезант-Хилла (1991) в Плезант-Хилле, Калифорния
- Общественный центр Беверли-Хиллз (1992) в Беверли-Хиллз , Калифорния
- Национальный университет Донг Хва , Хуалянь , Тайвань (1992 г.)
- Гефсиманский епископальный собор , Фарго, Северная Дакота (1992 г.)
- Калифорнийский центр искусств, Эскондидо в Эскондидо, Калифорния (1993)
- Школа бизнеса Хааса (1995) Калифорнийского университета в Беркли.
- Башня Лурье в Мичиганском университете (1995) [19]
- Центр предварительного просмотра (стал филиалом Bank of America) в Селебрейшн, Флорида (1996 г.)
- в Пристройка Художественного музея колледжа Уильямс Уильямстауне , Массачусетс.
- Центр Кришнамурти , Охай, Калифорния.
- Его последняя работа - Исторический музей штата Вашингтон в Такоме, штат Вашингтон.
Ссылки [ править ]
- ^ Джеральд Аллен, Чарльз Мур (Нью-Йорк, Библиотека дизайна Уитни: 1980).
- ^ Чарльз В. Мур, Вода в архитектуре, доктор философии. Диссертация, Принстонский университет: 1958.
- ^ Отеро-Пайлос, Хорхе (2010). Исторический поворот архитектуры: феноменология и возникновение постмодерна . Университет Миннесоты Пресс. стр. 100–145. ISBN 9780816666041 . Ч. 3, LSDesign: Чарльз В. Мур и безумный интерьер
- ^ Чарльз Мур, Уильям Митчелл, Уильям Тернбулл младший, Поэтика садов (Cambridte MIT Press: 1988).
- ^ Иовенко, Крис (19 октября 2020 г.). «Откройте для себя утопические перспективы Си-Ранч, уникального сообщества на северном побережье Калифорнии» . Фодорс Путеводитель . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Донлин Линдон и Джим Алиндер, Морское ранчо (Нью-Йорк, Princeton Architectural Press: 2004).
- ^ Роберт А.М. Стерн, Новые направления в американской архитектуре (Нью-Йорк, Джордж Бразиллер: 1969).
- ^ Роберт А.М. Стерн и Джимми Стэмпс, Педагогика и место: 100 лет архитектурного образования в Йельском университете (Нью-Хейвен, Йельский университет, Пресса: 2016)
- ^ Ричард В. Хейс, Строительный проект Йельского университета: первые 40 лет (Нью-Хейвен: Йельская школа архитектуры и издательство Йельского университета, 2007)
- ^ Чарльз В. Мур, Эд. Конкурс Йельского математического строительства: архитектура во время вопросов (Нью-Хейвен, издательство Йельского университета: 1974)
- ^ Чарльз Мур и Джеральд Аллен, Размеры: форма, пространство и масштаб в архитектуре (Нью-Йорк, Книги рекордов Архивы: 1976)
- ^ Чарльз Мур, Донлин Линдон и Джеральд Аллен, Место дома (Нью-Йорк, Холт Райнхарт Уинстон: 1974).
- ^ Чарльз В. Мур, Вы должны платить за общественную жизнь: избранные эссе Чарльза В. Мура (Кембридж, MIT Press: 2001)
- ^ Чарльз Мур, Кент Блумер, Тело, память и архитектура (Нью-Хейвен, Йельский университет Press: 1977); Марк Алан Хьюитт, Рисуйте, чтобы увидеть: познавательная история архитектурного дизайна (Сан-Франциско, ORO Editions: 2020)
- ^ "Площадка Playboy: Нью-Хейвен-Хейвен" Playboy, октябрь 1969 г.
- ^ См. Салли Вудбридж, редактор, Дома в районе залива (Нью-Йорк, Oxford Univ. Press: 1976).
- ^ См., например, Дэвид Литтлджон, Архитектор: жизнь и творчество Чарльза В. Мура (Нью-Йорк: Холт Ринхарт и Уинстон: 1984); Юджин Дж. Джонстон, редактор, Чарльз Мур: здания и проекты, 1949–1986 (Нью-Йорк, Rizzoli International: 1986); и Чарльз Дженкс, Язык постмодернистской архитектуры (Нью-Йорк, Rizzoli International: 1991).
- ^ Продолжение Национального реестра исторических мест: Здание взаимной сберегательной кассы , Служба национальных парков, 22 января 2014 г.
- ^ «Башня Анны и Роберта Х. Лурье» . Мичиган Инжиниринг . Мичиганский университет. 27 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2006 г. Проверено 26 октября 2020 г.
Библиография [ править ]
- Архитекторы Чарльз Мур. Издание: 1-е издание. Штутгарт
- Издательство ИРБ, 1986.
- Аллен, Джеральд. Чарльз Мур . Нью-Йорк: Библиотека дизайна Уитни, 1980.
- Аллен, Джеральд и Чарльз В. Мур. Размеры: форма, пространство и масштаб в архитектуре. Нью-Йорк: Книги архитектурных рекордов, 1976.
- Блумер, Кент К. и Чарльз В. Мур; при участии Роберта Юделла. Тело, память и архитектура. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1920 г.
- Джонсон, Юджин Дж. Чарльз Мур: Здания и проекты, 1949–1986 гг . Нью-Йорк: Риццоли, 1986.
- Кейм, Кевин П. и Чарльз В. Мур. Архитектурная жизнь: Мемуары и воспоминания Чарльза В. Мура . Бостон, Литтл, Браун и компания, 1996.
- Литтлджон, Дэвид. Архитектор: Жизнь и творчество Чарльза В. Мура . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1984.
- Линдон, Донлин. Палаты для дворца памяти. Донлин Линдон и Чарльз В. Мур; с иллюстрациями авторов. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1994.
- Мур, Чарльз В. Вода и архитектура. Принстонский университет, диссертация, 1958 г.
- Мур, Чарльз В. Обзор города, Лос-Анджелес: путеводитель по его архитектуре и пейзажам Чарльза Мура, Питера Беккера, Регулы Кэмпбелл; фотография Регулы Кэмпбелл. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1984.
- Мур, Чарльз В. Поэтика садов / Чарльз В. Мур, Уильям Дж. Митчелл, Уильям Тернбулл младший. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1988.
- Мур, Чарльз В. Конкурс Йельского математического здания: архитектура для времени вопросов. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1974.
- Мур, Чарльз В. и Салли Вудбридж. Хижина, храм, трейлер ; рисунки Дайаны Вудбридж [США]: [издатель не указан], 1985 г.
- Мур, Чарльз В., Джеральд Аллен и Донлин Линдон. С аксонометрическими рисунками Уильяма Тернбулла. Место домов. Нью-Йорк, Холт, Райнхарт и Уинстон, 1974 год.
- Мур, Чарльз В. За общественную жизнь приходится платить: избранные эссе Чарльза В. Мура под редакцией Кевина Кейма. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2001.
- Накамура, Тосио (ред.). Работа Чарльза В. Мура . Токио: Издательство A + U, 1978.
Внешние ссылки [ править ]

- Фонд Чарльза В. Мура , Остин, Техас
- Архив Чарльза В. Мура, Архитектурный архив Александра, Библиотеки Техасского университета, Техасский университет в Остине
- Мур Рубль Юделл
- Школа бизнеса Хааса . Калифорнийского университета в Беркли
- Проект строительства Йельского университета
- Описание легендарного дома и студии Мура в Остине, штат Техас.
- Об успешной реставрации площади Пьяцца д'Италия Мура в Новом Орлеане
- 1925 рождений
- 1993 смертей
- Постмодернистские архитекторы
- Факультет Колледжа экологического дизайна Калифорнийского университета в Беркли
- Факультет Йельской школы архитектуры
- Факультет Школы искусств и архитектуры Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
- Техасский университет на факультете Остина
- Члены Американского института архитекторов
- Выпускники Таубмановского колледжа архитектуры и городского планирования
- Выпускники Школы архитектуры Принстонского университета
- ЛГБТ-архитекторы
- Американские архитекторы 20-го века
- Американские ЛГБТ 20-го века
- Обладатели золотой медали AIA