Вольфганг Вагнер (социальный психолог)
Вольфганг Вагнер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1949 (74–75 лет) |
Национальность | австрийский |
Альма-матер | Венский университет |
Научная карьера | |
Поля | Психология |
Учреждения | Университет Иоганна Кеплера в Линце |
Вольфганг Вагнер (родился в 1949 году в Вене , Австрия ) — австрийский социальный психолог, в настоящее время профессор кафедры психологии Тартуского университета , Эстония. Ранее он работал в Университете Иоганна Кеплера в Линце , Австрия , и работал на кафедре социальной психологии и методологии Университета Сан-Себастьяна , Испания . Он известен своим вкладом в теорию социальных представлений .
Биография
[ редактировать ]Вольфганг Вагнер изучал психологию , философию и культурную антропологию в Венском университете , Австрия , где он получил докторскую степень. Он обучался социологии в Венском институте перспективных исследований и в 1979 году занял должность доцента в Университете Иоганна Кеплера в Линце , где он также получил докторскую степень . У него двое детей: Джой Памела , политик в Австрии, и Йоша Дэвид, инженер. Его брат Гюнтер Пауль — биолог-эволюционист. С 2018 года является профессором психологии Тартуского университета, Эстония. [ 1 ] Он является редактором-основателем журнала Papers on Social Representations и членом правления нескольких научных журналов. Как социолог он был экспертом-консультантом Генерального директората XII Европейского Союза и членом комиссии Европейского исследовательского совета . Он известен своим вкладом в теорию социальных представлений . [ 2 ] Социальная психология , Общественное понимание науки и психологический эссенциализм .
Работа
[ редактировать ]В своих профессиональных публикациях Вольфганг Вагнер освещает широкий круг социально-психологических тем, касающихся взаимодействия индивидуальных и коллективных процессов. На протяжении всей своей карьеры Вагнер исследовал механизмы взаимодействия человека, культуры и общества в современных и более традиционных обществах. При этом он попытался объединить социальное познание , социальный конструкционизм , теорию дискурса и социальных репрезентаций теорию .
Теория социального представительства
[ редактировать ]Теория социальной репрезентации – это подход, который устраняет традиционный разрыв между личностью и коллективом в психологии и социальных науках . Теория была впервые представлена Сержем Московичи в 1961 году. [ 3 ] Вагнер подхватил эту нить идей и проиллюстрировал краеугольные камни теории в эмпирических исследованиях. Теория и ее развитие обобщены в монографии Вагнера и Хейса 2005 года. [ 4 ]
Что касается систем знаний, Вагнер предполагает, что люди имеют доступ к репрезентативным системам других, чтобы обеспечить согласованное взаимодействие даже и особенно в случаях конфликта. Следовательно, он предположил существование системы голоморфных или мета-представлений, которые охватывают не только индивидуальное или групповое представление проблемы, но также фрагменты взгляда противника на мир. [ 5 ] [ 6 ]
Что касается репрезентативной структуры, Вольфганг Вагнер и его коллеги показали, что существование хорошо структурированной репрезентации решающим образом зависит от продолжающихся дебатов или дискурса. Несмотря на то, что у людей действительно есть множество идей по поводу широкого круга объектов, их идеи не будут представлять собой хорошо организованное представление в отсутствие острой ситуации, которая запускает расширенный дискурс по конкретной проблеме. [ 7 ] Другой центральный принцип мышления Вагнера — конструктивистское единство социального представления и социального объекта, который оно конструирует. Он также популяризирует социальные научные исследования среди широкой публики, например, в интервью эстонскому еженедельнику SIRP и научно-новостному порталу Novaator. [ 8 ]
Общественное понимание науки и теория коллективного символического преодоления трудностей
[ редактировать ]Исследование Сержа Московичи о том, как психоаналитическая теория была принята французской общественностью, было ранним подходом к общественному пониманию науки . Вместе с Джорджем Гаскеллом, Мартином Бауэром, Николь Кронбергер и другими Вагнер работал над тем, как европейская общественность отреагировала на внедрение генетически модифицированных организмов, что привело к ряду ключевых публикаций. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Межгрупповая психология
[ редактировать ]Вольфганг Вагнер вместе с Николь Кронбергер и Питером Хольцем расширили рамки теории социальной репрезентации, включив психологический эссенциализм как до сих пор упускаемый из виду репрезентативный инструмент в размышлениях о природных организмах и социальных группах. В результате своих исследований в области генной инженерии авторы показали, что мышление в терминах сущности, то есть приписывание живым существам видоспецифической сущности, имеет любопытное последствие: генетические гибриды воспринимаются как лишенные идентичности и явной принадлежности к определенному виду. естественный вид. Непринадлежность гибридов заставляет респондентов считать их близкими к монстрам; прямое продолжение культурной интерпретации монстров, сигнализирующей о путанице категорий. Их эссенциалистская теория гибридов дает простое объяснение часто наблюдаемого «фактора юк» в отношении генетически модифицированных организмов. [ 15 ] [ 16 ] Эта работа получила премию Мисуми.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Источник, Дж. (2021). История эстонской психологии, Эстонский. Тарту, EE: Издательство Тартуского университета.
- ^ Верхегген Т. и Баервельдт К. (2007). Мы не делимся! Подход социальной репрезентации, энактивизм и основа социальной психологии. Культура и психология, 13(1), 5-27.
- ^ Московичи, С. (1961). Психоанализ, его образ и его аудитория. Париж: Press Universitaires de France.
- ^ Вагнер, В. и Хейс, Н. (2005). Повседневный дискурс и здравый смысл — теория социальной репрезентации. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Вагнер, В. (2021). Группы в контакте: метапредставления, интеробъективность и культурная несовместимость. Журнал теории социального поведения, 51 (1), 2–24.
- ^ Вагнер, В. (1995). Социальные представления, групповая принадлежность и проекция: знание границ достоверности. Европейский журнал социальной психологии, 25, 125–140.
- ^ Вагнер В., Валенсия Дж. и Элехабарриета Ф. (1996). Релевантность, дискурс и «горячее» стабильное ядро социальных представлений. Структурный анализ словесных ассоциаций. Британский журнал социальной психологии, 35, 331–352.
- ^ Вагнер В., Келло К. и Раммер А. (2018). Создание социальных объектов: Теория социального представления. В А. Розе и Дж. Валсинере (ред.), Кембриджском справочнике по социокультурной психологии (2-е издание) (стр. 130–147). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Помидоры «без генов» для Европы? Die Presse, 6 мая 1997 г.
- ^ Вагнер В., Кронбергер Н., Аллум Н., Де Шевенье С., Диего К., Гаскелл Г. и др. (2002). Гены Пандоры – образы генов и природы. В книге М. Бауэра и Г. Гаскелла (ред.), «Биотехнология – возникновение глобальной полемики» (стр. 244–276). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Пределы клонирования». Медицинский журнал, № 5, 1998 г.
- ^ Вагнер В., Кронбергер Н. и Зайферт Ф. (2002). Коллективное символическое преодоление новых технологий: знания, образы и общественный дискурс. Британский журнал социальной психологии, 41 (3), 323–343.
- ^ Интервью: «Генетически запрограммированное общество». Der Standard, 28 февраля 2001 г. (стр. A7)
- ^ «Биотехнологии в Европе», круглый стол, передача Австрийского радио, январь 2002 г.
- ^ Вагнер В., Кронбергер Н., Нагата М., Сен Р. и др. (2010). Эссенциалистская теория «гибридов»: от видов животных к этническим категориям и расе. Азиатский журнал социальной психологии, 13 (4), 232–246.
- ^ Хольц П. и Вагнер В. (2009). Эссенциализм и атрибуция чудовищности в расистском дискурсе: правые интернет-сообщения об африканцах и евреях. Журнал общественной и прикладной социальной психологии, 19 (6), 411–425.