ТМС34010

TMS34010 и , разработанная Texas Instruments выпущенная в 1986 году, была первой программируемого графического процессора интегральной схемой . Хотя раньше существовало специализированное графическое оборудование, такое как блиттеры , чип TMS34010 представляет собой микропроцессор , который включает в себя графические инструкции, что делает его комбинацией ЦП и того, что позже будет называться графическим процессором . Он нашел применение в аркадных видеоиграх с конца 1980-х до середины 1990-х годов, включая Mortal Kombat и NBA Jam , а также в платах видеоускорителей для компьютерных рабочих станций. Позже TI выпустила TMS34020 с упором на 3D-рендеринг.
История [ править ]
Разработкой TMS34010 руководил Карл Гуттаг, ранее работавший над TMS9918 . видеочипом [1] Разработка проходила на предприятиях TI в Бедфорде (Великобритания) и Хьюстоне (США). Первый кремний работал в Хьюстоне в декабре 1985 года, а в январе 1986 года платы для разработки были отправлены на IBM завод рабочих станций в Кингстоне, штат Нью-Йорк .
Игры Мидуэй [а] был активным пользователем чипа в аркадных видеоиграх, начиная с Run and Gun Narc в 1988 году. Последующие выпуски включают Smash TV (1990), Mortal Kombat (1992) и NBA Jam (1993). 3D-симулятор вождения Hard Drivin' (1989) от Atari Games содержит два процессора. [2] Atari Games использовала этот чип в других 3D-играх с плоскими затенениями: STUN Runner (1989), Race Drivin' (1990) и Steel Talons (1991).
Компания TI разработала спецификацию графической архитектуры Texas Instruments (TIGA) для карт видеоускорителей профессионального уровня для IBM PC-совместимых устройств , центральным элементом которых является TMS34010. [3] [4]
Следующий процессор TMS34020 может использоваться с сопроцессором с плавающей запятой для рендеринга трехмерной графики. Он используется в игре Midway Revolution X 1994 года , хотя игра не полностью 3D. [5]
Технические подробности [ править ]
TMS34010 — это 32-битный процессор с побитовой адресацией и двумя файлами регистров , каждый из которых имеет пятнадцать регистров и имеет общий шестнадцатый указатель стека . [6] Набор команд поддерживает рисование в двумерные растровые изображения, произвольные данные переменной ширины, преобразование пиксельных данных в различную разрядность и арифметические операции с пикселями . Позиции в растровых изображениях можно указывать либо в виде координат X, Y, либо в виде адресов. PIXBLT
Инструкция обрабатывает рисование пикселей, включая логические и другие операции по объединению данных пикселей, и большая часть микрокода для графических функций предназначена для ее поддержки. [7]
TMS34010 может выполнять программы общего назначения и поддерживается компилятором C. ANSI Большинство аркадных видеоигр, использующих процессор, были написаны на родном языке ассемблера , а не на C.
Использует [ править ]
Аркадные видеоигры [ править ]
с монетоприемником, TMS34010 используется во многих аркадных видеоиграх выпущенных в 1988–1997 годах. [8] В нескольких играх используется TMS34020.
Атари игры
- Hard Drivin' (1989) Использует два чипа TMS34010: один для рендеринга и один для моделирования. [2]
- Ошеломляющий бегун (1989)
- Гоночное вождение (1990)
- Стальные когти (1991)
Уильямс / Мидуэй
- НАРК (1988)
- Разгром ТВ (1990)
- Трог (1990)
- Ударный футбол (1990) [9]
- Ударный отряд (1991)
- Сверхвысокое воздействие (1991)
- Терминатор 2: Судный день (1991)
- Тотальная резня (1992)
- Смертельная битва (1992)
- Смертельная битва II (1993)
- Джем НБА (1993)
- Революция X (1994) [5] Использует TMS34020.
- Смертельная битва 3 (1995)
- Окончательная Смертельная битва 3 (1995)
- WWF Рестлмания (1995)
- НХЛ: вызов 2 на 2 на открытом льду (1995)
- НБА Hangtime (1996)
- Максимальное время зависания НБА (1996)
- Мировое турне Rampage (1997)
МикроПроза Игры
- F-15 Страйк Игл (1991)
- БОТСС - Битва за Солнечную систему (1992) [10]
Другой
- Америдартс (1989) [11]
- Battletoads (1994) Использует TMS34020.
Видеоускорители [ править ]
Чипы TMS соответствуют стандарту графической архитектуры Texas Instruments (TIGA) 1989 года и в начале 1990-х годов использовались в платах видеосопроцессоров профессионального уровня для MS-DOS , Microsoft Windows и SCO Unix . [3] В статье 1991 года о графических адаптерах журнал PC Magazine сообщил, что самые быстрые платы для восстановления тестовых изображений AutoCAD основаны на TMS34010. [4]
Аура Сказзиграф , [12] [13] Радиус PowerView , [13] и Радиус СуперВью [13] внешние SCSI видеокарты для компьютеров Apple Macintosh основаны на TMS34010.
Один из вариантов графики для рабочей станции Sun386i 1988 года , видеокарта CG5, использует TMS34010. [ нужна ссылка ]
Видеокарта Amiga A2410 использует TMS34010 и продавалась на рабочих станциях Commodore Amiga UNIX, Amiga 2500UX и 3000UX. [14] Он был разработан совместно с Университетом Лоуэлла . При работе Amiga UNIX карта поддерживает систему X Window и обеспечивает 8-битный дисплей высокого разрешения. Карту также можно использовать при запуске Amiga OS с поддерживающими библиотеками и некоторыми реализациями переназначаемой графики .
Игровая консоль [ править ]
В 1987 году компания TI продемонстрировала 3D-игры в реальном времени со стереозвуковыми эффектами на персональном компьютере , используя небольшую карту-адаптер TMS34010 под названием «The Flippy» . [15] Flippy была разработана как основа системы разработки игр для консолей и как отдельная игровая карта, совместимая с IBM PC. Инженер Texas Instruments Майкл Денио написал «Приключения капитана Пикселя» в качестве демо-версии системы. [15] В 1988 году он выпустил аналогичную игру The Adventures of Captain Comic как условно-бесплатную для MS-DOS.
В 1987 и 1988 годах TI предприняла безуспешную попытку убедить производителей игр, таких как Nintendo и Sega, написать 3D-игры и создать новый рынок консолей . [ нужна ссылка ]
TMS34020 [ править ]

Преемник TMS34010, TMS34020. [16] (1988), содержит несколько усовершенствований, включая интерфейс для специального графического сопроцессора с плавающей запятой TMS34082 (1989). Основная функция TMS34082 — позволить архитектуре TMS340 генерировать высококачественную трехмерную графику. Уровень производительности в 60 миллионов вершин в секунду был на тот момент продвинутым.
TMS34020 используется в некоторых аркадных играх, таких как Revolution X (1994). [17]
Карта расширения Rambrandt Progressive Amiga от Peripherals & Software поддерживала до четырех TMS34020 для использования в виртуальной реальности . симуляциях [18]
Примечания [ править ]
- ↑ Первоначально было перезапущено подразделение Williams Electronics компании Midway.
Ссылки [ править ]
- ^ «Разрушение, AR-дисплей Sony в жанре «Охотники за привидениями» (и немного истории спрайтов)» . Карл Гуттаг о технологии . 24 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марголин, Джед. «Схемы плат ADSP для жесткого/гоночного вождения, усилителя двигателя и DSK» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б InfoWorld Media Group, Inc. (16 декабря 1991 г.). Инфомир . InfoWorld Media Group, Inc. с. 32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бедный Альфред (25 июня 1991 г.). «Главная история: графические адаптеры» . Журнал ПК .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Революция Х» . История аркад .
- ^ «Технические характеристики продукта TMS34010» .
- ^ Киллебрю-младший, Каррелл Р. (декабрь 1986 г.). «Процессор графической системы TMS34010» . Байт . Том. 11, нет. 13. с. 193.
- ^ «Список MAME эмулируемых игр TMS34010» .
- ^ «Ударный футбол» . История аркад .
- ^ «БОТСС — Битва за Солнечную систему» . arcade-history.com .
- ^ «Аркадная видеоигра AmeriDarts» . История аркад .
- ^ «Требуются бета-тестеры GYPSI Debugger» . www.verycomputer.com . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «PowerView SuperView — PiSCSI/piscsi GitHub Wiki» . github-wiki-see.page . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ «Commodore A2410 — База данных оборудования Amiga» . amiga.resource.cx . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Приключения капитана Пикселя , получено 15 декабря 2022 г.
- ^ «Технические характеристики продукта TMS34020» .
- ^ «Revolution X, аркадная видеоигра от Midway» . История аркад .
- ^ «ППС Рамбрандт» .
- «Процессор графической системы TMS34020 от TI». (31 октября 1990 г.). Отчет микропроцессора .