Jump to content

ТМС34010

Продолжение TMS34010, TMS34020.

TMS34010 и , разработанная Texas Instruments выпущенная в 1986 году, была первой программируемого графического процессора интегральной схемой . Хотя раньше существовало специализированное графическое оборудование, такое как блиттеры , чип TMS34010 представляет собой микропроцессор , который включает в себя графические инструкции, что делает его комбинацией ЦП и того, что позже будет называться графическим процессором . Он нашел применение в аркадных видеоиграх с конца 1980-х до середины 1990-х годов, включая Mortal Kombat и NBA Jam , а также в платах видеоускорителей для компьютерных рабочих станций. Позже TI выпустила TMS34020 с упором на 3D-рендеринг.

История [ править ]

Разработкой TMS34010 руководил Карл Гуттаг, ранее работавший над TMS9918 . видеочипом [1] Разработка проходила на предприятиях TI в Бедфорде (Великобритания) и Хьюстоне (США). Первый кремний работал в Хьюстоне в декабре 1985 года, а в январе 1986 года платы для разработки были отправлены на IBM завод рабочих станций в Кингстоне, штат Нью-Йорк .

Игры Мидуэй [а] был активным пользователем чипа в аркадных видеоиграх, начиная с Run and Gun Narc в 1988 году. Последующие выпуски включают Smash TV (1990), Mortal Kombat (1992) и NBA Jam (1993). 3D-симулятор вождения Hard Drivin' (1989) от Atari Games содержит два процессора. [2] Atari Games использовала этот чип в других 3D-играх с плоскими затенениями: STUN Runner (1989), Race Drivin' (1990) и Steel Talons (1991).

Компания TI разработала спецификацию графической архитектуры Texas Instruments (TIGA) для карт видеоускорителей профессионального уровня для IBM PC-совместимых устройств , центральным элементом которых является TMS34010. [3] [4]

Следующий процессор TMS34020 может использоваться с сопроцессором с плавающей запятой для рендеринга трехмерной графики. Он используется в игре Midway Revolution X 1994 года , хотя игра не полностью 3D. [5]

Технические подробности [ править ]

TMS34010 — это 32-битный процессор с побитовой адресацией и двумя файлами регистров , каждый из которых имеет пятнадцать регистров и имеет общий шестнадцатый указатель стека . [6] Набор команд поддерживает рисование в двумерные растровые изображения, произвольные данные переменной ширины, преобразование пиксельных данных в различную разрядность и арифметические операции с пикселями . Позиции в растровых изображениях можно указывать либо в виде координат X, Y, либо в виде адресов. PIXBLT Инструкция обрабатывает рисование пикселей, включая логические и другие операции по объединению данных пикселей, и большая часть микрокода для графических функций предназначена для ее поддержки. [7]

TMS34010 может выполнять программы общего назначения и поддерживается компилятором C. ANSI Большинство аркадных видеоигр, использующих процессор, были написаны на родном языке ассемблера , а не на C.

Использует [ править ]

Аркадные видеоигры [ править ]

с монетоприемником, TMS34010 используется во многих аркадных видеоиграх выпущенных в 1988–1997 годах. [8] В нескольких играх используется TMS34020.

Атари игры

Уильямс / Мидуэй

МикроПроза Игры

Другой

Видеоускорители [ править ]

Чипы TMS соответствуют стандарту графической архитектуры Texas Instruments (TIGA) 1989 года и в начале 1990-х годов использовались в платах видеосопроцессоров профессионального уровня для MS-DOS , Microsoft Windows и SCO Unix . [3] В статье 1991 года о графических адаптерах журнал PC Magazine сообщил, что самые быстрые платы для восстановления тестовых изображений AutoCAD основаны на TMS34010. [4]

Аура Сказзиграф , [12] [13] Радиус PowerView , [13] и Радиус СуперВью [13] внешние SCSI видеокарты для компьютеров Apple Macintosh основаны на TMS34010.

Один из вариантов графики для рабочей станции Sun386i 1988 года , видеокарта CG5, использует TMS34010. [ нужна ссылка ]

Видеокарта Amiga A2410 использует TMS34010 и продавалась на рабочих станциях Commodore Amiga UNIX, Amiga 2500UX и 3000UX. [14] Он был разработан совместно с Университетом Лоуэлла . При работе Amiga UNIX карта поддерживает систему X Window и обеспечивает 8-битный дисплей высокого разрешения. Карту также можно использовать при запуске Amiga OS с поддерживающими библиотеками и некоторыми реализациями переназначаемой графики .

Игровая консоль [ править ]

В 1987 году компания TI продемонстрировала 3D-игры в реальном времени со стереозвуковыми эффектами на персональном компьютере , используя небольшую карту-адаптер TMS34010 под названием «The Flippy» . [15] Flippy была разработана как основа системы разработки игр для консолей и как отдельная игровая карта, совместимая с IBM PC. Инженер Texas Instruments Майкл Денио написал «Приключения капитана Пикселя» в качестве демо-версии системы. [15] В 1988 году он выпустил аналогичную игру The Adventures of Captain Comic как условно-бесплатную для MS-DOS.

В 1987 и 1988 годах TI предприняла безуспешную попытку убедить производителей игр, таких как Nintendo и Sega, написать 3D-игры и создать новый рынок консолей . [ нужна ссылка ]

TMS34020 [ править ]

Матрица TMS34020
Сопроцессор с плавающей запятой TMS34082A

Преемник TMS34010, TMS34020. [16] (1988), содержит несколько усовершенствований, включая интерфейс для специального графического сопроцессора с плавающей запятой TMS34082 (1989). Основная функция TMS34082 — позволить архитектуре TMS340 генерировать высококачественную трехмерную графику. Уровень производительности в 60 миллионов вершин в секунду был на тот момент продвинутым.

TMS34020 используется в некоторых аркадных играх, таких как Revolution X (1994). [17]

Карта расширения Rambrandt Progressive Amiga от Peripherals & Software поддерживала до четырех TMS34020 для использования в виртуальной реальности . симуляциях [18]

Примечания [ править ]

  1. Первоначально было перезапущено подразделение Williams Electronics компании Midway.

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Разрушение, AR-дисплей Sony в жанре «Охотники за привидениями» (и немного истории спрайтов)» . Карл Гуттаг о технологии . 24 октября 2019 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марголин, Джед. «Схемы плат ADSP для жесткого/гоночного вождения, усилителя двигателя и DSK» .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б InfoWorld Media Group, Inc. (16 декабря 1991 г.). Инфомир . InfoWorld Media Group, Inc. с. 32.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бедный Альфред (25 июня 1991 г.). «Главная история: графические адаптеры» . Журнал ПК .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Революция Х» . История аркад .
  6. ^ «Технические характеристики продукта TMS34010» .
  7. ^ Киллебрю-младший, Каррелл Р. (декабрь 1986 г.). «Процессор графической системы TMS34010» . Байт . Том. 11, нет. 13. с. 193.
  8. ^ «Список MAME эмулируемых игр TMS34010» .
  9. ^ «Ударный футбол» . История аркад .
  10. ^ «БОТСС — Битва за Солнечную систему» . arcade-history.com .
  11. ^ «Аркадная видеоигра AmeriDarts» . История аркад .
  12. ^ «Требуются бета-тестеры GYPSI Debugger» . www.verycomputer.com . Проверено 15 декабря 2022 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «PowerView SuperView — PiSCSI/piscsi GitHub Wiki» . github-wiki-see.page . Проверено 15 декабря 2022 г.
  14. ^ «Commodore A2410 — База данных оборудования Amiga» . amiga.resource.cx . Проверено 1 сентября 2020 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Приключения капитана Пикселя , получено 15 декабря 2022 г.
  16. ^ «Технические характеристики продукта TMS34020» .
  17. ^ «Revolution X, аркадная видеоигра от Midway» . История аркад .
  18. ^ «ППС Рамбрандт» .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf76dac5d93ff1784a309a36af5f272a__1717859100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/2a/cf76dac5d93ff1784a309a36af5f272a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
TMS34010 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)