Мифология Океании
Эта статья является частью серии, посвященной |
Океанская культура |
---|
![]() |
Общество |
Искусство и литература |
Другой |
Символы |
![]() Портал Океании |
Мифология Океании и богов Тихоокеанского региона сложна и разнообразна. Они развивались на протяжении многих столетий на каждом из островов и атоллов, входящих в состав Океании . Некоторые боги являются общими для многих групп островов, тогда как другие присущи только одному набору островов или даже одному острову. Их точные роли часто совпадают, поскольку один бог может появляться в разных местах под разными именами. Бог также может появляться в самых разных формах.
Океания — это общее название, применяемое к очень обширному региону, включая Полинезию, Микронезию, Австралию, Тасманию и другие. Даже среди этих групп (например, Полинезии) все еще существует множество различных обществ и племен со своей собственной культурой. Этот список не является полным списком мифологий, а просто собранием наиболее известных верований в разных регионах.
Полинезия
[ редактировать ]Хорошо известный и, возможно, наиболее широко распространенный миф о сотворении мира в Полинезии начинается с По. По — это тьма, лишенная всякого света и жизни. В какой-то момент внутри По произошло движение, затем начал сиять свет, пока, наконец, не появился день, а затем пришли Небесный Отец и Мать-Земля, которых звали Ранги и Папа соответственно. Ранги взяла Папу и родились боги. В разных культурах Полинезии существуют разные вариации, но многие согласны с тем, что первые боги произошли от Ранги и Папы, и существуют разные вариации, которые предполагают, что Ранги взял еще несколько жен, чтобы создать больше богов, и эти боги затем создали все, что есть на Земле. [1]
Мауи
[ редактировать ]Мауи — один из самых известных и обсуждаемых полубогов полинезийской мифологии. Хотя Мауи не является создателем, ему приписывают то, что он дал человечеству многое из того, что было необходимо для выживания и процветания, например, огонь и новые острова, которые он выловил из моря. [1] [2]
Австралия
[ редактировать ]Очень мало известно о верованиях аборигенов Австралии относительно сотворения Земли. Хотя были смутные упоминания обо всем, что было создано божеством или каким-то сверхъестественным существом, мало информации о том, кем было это существо и насколько оно было важно для племен. [1] В мифологии аборигенов мы находим множество историй о местных животных, таких как пеликаны и кенгуру, и о том, как они появились. Одна история связана с внебрачной связью, когда женщина по имени Нарина связалась с Килпуруной, другом ее мужа Юрумы. Юрума обнаружил их роман и столкнул Килпуруну с высокого дерева. Падение Килпуруны настолько расплющило его, что он превратился в ящерицу, а Юрума стал Орлом, вечно охотящимся на ящериц. Нарина превратилась в какаду и летает с места на место, оплакивая потерянного возлюбленного.
Другой миф объясняет создание Луны и Солнца. Вначале не было света, и людям приходилось искать еду в темноте и есть ее сырой. Пурукупали, который был первым сотворенным человеком, и его друг Джапра однажды решили потереть две палки друг о друга, и начался пожар. Пурукупали знал, что этот огонь поможет людям, поэтому он дал один факел Джапре и один факел своей сестре Вуриупранале и велел им поддерживать факелы зажженными, несмотря ни на что. Джапра и Вуриупранала стали человеком-луной и женщиной-солнцем, вечно ходившими по небу, чтобы не дать аборигенам снова погрузиться во тьму. [3]
Микронезия
[ редактировать ]Микронезия похожа на Австралию тем, что ей не хватает особенностей творения, а скорее фокусируется на более мелких историях, таких как солнце и луна, а также определенных культурных практиках людей.
Одна из таких историй — о краже Луны. Вождь просит всех людей своего племени принести ему луну и говорит, что тот, кто принесет луну, может жениться на его дочери. Бедный мальчик, который узнает, как украсть луну, приносит ее шефу, но луна укутана чехлами. Мальчик говорит вождю никогда не снимать покрывала, а затем берет дочь вождя замуж. Вождь не слушает мальчика и снимает покрывала, но с каждым прикрытием луна становится ярче, пока, наконец, вождь не снимает последнее покрывало, и луна не становится слишком яркой и не устремляется обратно в небо. Вождь идет к мальчику, чтобы рассказать ему, что произошло, и просит мальчика снова вернуть луну, но мальчик говорит, что это невозможно, и предлагает оставить луну на небе на всеобщее обозрение.
Другая история объясняет обилие пресной воды на острове Восточная Фаю. Был призрак из Онари, который отправился на поиски воды, поскольку на многих островах Микронезии не хватает пресной воды из-за того, что они являются островами. Призрак нашел воду и решил отнести ее обратно Онари во рту, но по пути увидел праздник, происходящий на острове Восточная Фаю. Девушка пригласила призрака на праздник, но быстро поняла, что во рту призрака должно быть что-то важное, и отказался его открыть. Девушка подкралась к призраку сзади и стала щекотать его, заставив призрак рассмеяться и пролить воду. С тех пор на Восточном Фаю можно найти пресную воду, выкопав колодцы, причем вода в колодцах практически чистая и не требует кипячения, как большая часть воды на других островах. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Диксон, Роланд (1916). Мифология всех рас (изд. Часть 5). Маршалл Джонс. стр. 265–307.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Вестервельт, Уильям (1910). Легенды о Ма-уи, полубоге Полинезии . Гавайская газета. стр. 12–91.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Маунтфорд, Чарльз (22 июня 2020 г.). Время снов: мифы австралийских аборигенов . Выходные данные ЭТТ. ISBN 9781922384294 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Митчелл, Роджер (1973). «Сказки Микронезии» . Азиатское фольклористика . 32 : 16–30. дои : 10.2307/1177461 . JSTOR 1177461 – через JSTOR.
- Анита Далал, Мифы Океании , Стек-Вон, (2002); ISBN 9780739849781
- А. В. Рид, Элис Миллс, Мифология Нового Света: мифы и легенды Океании и Америки (2009) ISBN 1740480228
- Роланд Беррейдж Диксон, «Океаническая мифология» , «Забытые книги» (2008); ISBN 1605069523
- Гарри Тромпф, Религии Океании , Рутледж (1995); ISBN 0415060192
- Джордж Грей, Полинезийская мифология , издательство Kessinger Publishing, 2004; ISBN 1419242555
- Барбара А. Уэст, Энциклопедия народов Азии и Океании , Infobase Publishing, 2009; ISBN 1438119135
- Рослин Пойнан, Океанская мифология: мифы Полинезии, Микронезии, Меланезии, Австралии , Хэмлин, 1967; ISBN 0600023729
- Питер Нил Перегрин, Мелвин Эмбер, Энциклопедия предыстории: Восточная Азия и Океания, том 3 , 2001 г.; ISBN 0306462575