Jump to content

Коррозионное растрескивание под напряжением

Коррозионное растрескивание под напряжением, вызванное напряжением, возникшим в неправильно приваренной арматурной манжете.
Крупный план поверхности стального трубопровода, показывающий коррозионное растрескивание под напряжением (два кластера маленьких черных линий), обнаруженное при магнитопорошковом контроле . Трещины, которые обычно были бы невидимы, обнаруживаются благодаря скоплению магнитных частиц в отверстиях трещин. Шкала внизу указана в сантиметрах (каждое деление соответствует миллиметру).

Коррозионное растрескивание под напряжением ( SCC ) — это рост образования трещин в агрессивной среде. Это может привести к неожиданному и внезапному разрушению обычно пластичных металлических сплавов , подвергнутых растягивающему напряжению , особенно при повышенной температуре. SCC обладает высокой химической специфичностью: некоторые сплавы могут подвергаться SCC только при воздействии небольшого количества химических сред. Химическая среда, вызывающая SCC для данного сплава, часто является лишь умеренно коррозионной по отношению к металлу. Следовательно, металлические детали с сильным SCC могут выглядеть яркими и блестящими, хотя при этом они заполнены микроскопическими трещинами. Из-за этого фактора SCC обычно остается незамеченным до сбоя. SCC часто быстро прогрессирует и чаще встречается среди сплавов, чем среди чистых металлов. Конкретная окружающая среда имеет решающее значение, и для возникновения катастрофического растрескивания, часто приводящего к разрушительным и неожиданным отказам, необходимы лишь очень небольшие концентрации некоторых высокоактивных химикатов. [ 1 ]

Напряжения могут быть результатом щелевых нагрузок из-за концентрации напряжений или могут быть вызваны типом сборки или остаточными напряжениями при изготовлении (например, холодная обработка); остаточные напряжения можно снять путем отжига или другой обработки поверхности. Неожиданный и преждевременный выход из строя химического технологического оборудования, например, из-за коррозионного растрескивания под напряжением, представляет собой серьезную угрозу с точки зрения безопасности персонала, производственных объектов и окружающей среды. Ослабляя надежность оборудования этих типов, такие неисправности также отрицательно влияют на производительность и рентабельность.

Механизмы

[ редактировать ]

Коррозионному растрескиванию под напряжением в основном подвержены металлы и металлические сплавы . Аналогичный эффект, также известный как растрескивание под воздействием окружающей среды, также затрагивает и другие материалы, такие как полимеры , керамика и стекло .

Более низкий pH и более низкий приложенный окислительно-восстановительный потенциал способствуют выделению и обогащению водорода во время процесса SCC, тем самым увеличивая интенсивность SCC. [ 2 ]

Сплав К Ик

МН/м 3/2

Среда SCC К Искк

МН/м 3/2

сталь 13Cr 60 3% NaCl 12
18Cr-8Ni 200 42% MgCl2 10
Cu-30Zn 200 NH 4 OH (pH 7) 1
Ал-3Мг-7Зн 25 Водные галогениды 5
Ти-6Ал-1В 60 0,6 М КСl 20

За возможным исключением последнего, который является частным примером водородного растрескивания , все остальные демонстрируют явление докритического роста трещин , т.е. небольшие поверхностные дефекты распространяются (обычно плавно) в условиях, когда механика разрушения предсказывает, что разрушение не должно произойти. То есть в присутствии корроданта трещины развиваются и распространяются значительно ниже критического коэффициента интенсивности напряжений ( ). Докритическое значение интенсивности напряжения, обозначаемое как , может составлять менее 1% от .

Полимеры

[ редактировать ]

Похожий процесс ( растрескивание под воздействием окружающей среды ) происходит в полимерах , когда продукты подвергаются воздействию определенных растворителей или агрессивных химикатов, таких как кислоты и щелочи . Как и в случае с металлами, воздействие ограничивается конкретными полимерами и конкретными химическими веществами. Таким образом, поликарбонат чувствителен к воздействию щелочей, но не кислот. С другой стороны, полиэфиры легко разлагаются кислотами, и вероятным механизмом разрушения является SCC . Полимеры подвержены растрескиванию под воздействием окружающей среды , когда агрессивные агенты не обязательно приводят к химическому разрушению материалов. Нейлон чувствителен к разложению кислотами (процессу, известному как гидролиз) , а нейлоновые молдинги трескаются при воздействии сильных кислот.

Крупный план сломанного нейлонового соединителя топливной трубки, вызванного SCC.

Например, поверхность излома топливного соединителя показала прогрессивный рост трещины от воздействия кислоты (Ch) до конечного выступа (C) полимера. В данном случае причиной поломки стал гидролиз полимера при контакте с серной кислотой, вытекшей из автомобильного аккумулятора . Реакция разложения является обратной реакции синтеза полимера:

Озоновое растрескивание из натурального каучука трубок

Трещины могут образовываться во многих различных эластомерах в результате воздействия озона , еще одной формы SCC в полимерах. Крошечные следы газа в воздухе разрушают двойные связи в резиновых цепях, при этом натуральный каучук , бутадиен-стирольный каучук и бутадиен-нитриловый каучук наиболее чувствительны к разложению. Озоновые трещины образуются в изделиях под напряжением, но критическая деформация очень мала. Трещины всегда ориентированы под прямым углом к ​​оси деформации, поэтому образуются по окружности изогнутой резиновой трубки. Такие трещины опасны, когда они возникают в топливных трубках, поскольку трещины прорастают с внешних открытых поверхностей в отверстие трубы, что может привести к утечке топлива и возгоранию. Озоновое растрескивание можно предотвратить, добавив в резину антиозонанты перед вулканизацией . Озоновые трещины часто наблюдались на боковинах автомобильных шин , но сейчас их можно увидеть редко благодаря использованию этих присадок. С другой стороны, проблема повторяется в незащищенных продуктах, таких как резиновые трубки и уплотнения.

Керамика

[ редактировать ]

Этот эффект значительно реже встречается в керамике, которая обычно более устойчива к химическому воздействию. Хотя фазовые изменения являются обычным явлением в керамике под напряжением, они обычно приводят к упрочнению, а не разрушению (см. Диоксид циркония ). Недавние исследования показали, что та же самая движущая сила этого механизма упрочнения может также усиливать окисление восстановленного оксида церия, что приводит к медленному росту трещин и самопроизвольному разрушению плотных керамических изделий. [ 3 ]

Проиллюстрированы области различного распространения трещин при коррозионном растрескивании под напряжением. В области I в распространении трещины преобладает химическая атака напряженных связей в трещине. В области II распространение контролируется диффузией химического вещества в трещину. В области III интенсивность напряжения достигает критического значения и распространяется независимо от окружающей среды.

Докритическое распространение трещин в стеклах делится на три области. В области I скорость распространения трещин увеличивается с увеличением влажности окружающей среды из-за усиленной под напряжением химической реакции между стеклом и водой. В области II скорость распространения трещины контролируется диффузией и зависит от скорости, с которой химические реагенты могут транспортироваться к вершине трещины. В области III распространение трещины не зависит от ее окружения, достигнув критической интенсивности напряжений. Другие химические вещества, кроме воды, такие как аммиак, могут вызывать субкритическое распространение трещин в кварцевом стекле, но они должны иметь центр донора электронов и центр донора протонов . [ 4 ]

Профилактика

[ редактировать ]
  • Остаточные напряжения сжатия, создаваемые лазерной наклейкой, точно контролируются как по местоположению, так и по интенсивности, и могут применяться для смягчения резких переходов в области растяжения. Лазерная упрочнение создает глубокие сжимающие остаточные напряжения, примерно в 10–20 раз более глубокие, чем обычная дробеструйная обработка, что делает их значительно более полезными для предотвращения SCC. [ 5 ] Лазерная наковка широко используется в аэрокосмической и энергетической промышленности в газотурбинных двигателях. [ 6 ]
  • Выбор материала. Выбор правильного материала для конкретной среды может помочь предотвратить SCC. В агрессивных средах следует использовать материалы с более высокой стойкостью к коррозии и коррозионному растрескиванию под напряжением. Например, использование нержавеющей стали вместо углеродистой стали в морской среде может снизить вероятность SCC. [ 7 ]
  • Защитные покрытия. Нанесение защитного покрытия или барьера может помочь предотвратить контакт коррозионных веществ с металлической поверхностью, тем самым снижая вероятность SCC. Например, использование эпоксидного покрытия на внутренней поверхности трубопровода может снизить вероятность SCC. [ 7 ]
  • Катодная защита: Катодная защита — это метод защиты металлов от коррозии путем подачи небольшого электрического тока на металлическую поверхность. Этот метод также может помочь предотвратить SCC за счет снижения потенциала коррозии металла. [ 7 ]
  • Контроль окружающей среды: контроль окружающей среды вокруг металла может помочь предотвратить SCC. Например, снижение температуры или кислотности окружающей среды может помочь предотвратить SCC. [ 7 ]
  • Осмотр и техническое обслуживание. Регулярные проверки и техническое обслуживание могут помочь обнаружить SCC до того, как он станет причиной неисправности. Сюда входят визуальные проверки, неразрушающий контроль и мониторинг факторов окружающей среды. [ 7 ]

Заметные неудачи

[ редактировать ]
Обрушившийся Серебряный мост , вид со Огайо. стороны
  • Газопровод диаметром 32 дюйма к северу от Натчиточеса, штат Луизиана , принадлежащий газопроводу Теннесси, взорвался и загорелся от SCC 4 марта 1965 года, в результате чего погибло 17 человек. По меньшей мере девять человек получили ранения, а семь домов в 450 футах от прорыва были разрушены. [ 8 ] [ 9 ]
  • SCC стал причиной катастрофического обрушения Серебряного моста в декабре 1967 года, когда внезапно вышел из строя подвесной мост через реку Огайо в Пойнт-Плезант , Западная Вирджиния . Соединение главной цепи вышло из строя, и вся конструкция упала в реку, в результате чего погибли 46 человек, ехавших на транспортных средствах по мосту. Ржавчина в шарнирном соединении вызвала коррозионную трещину под напряжением, которая стала критической из-за высокой нагрузки на мост и низкой температуры. Неудача усугублялась высоким уровнем остаточного напряжения в проушине. Катастрофа привела к общенациональной переоценке мостов. [ 10 ]
  • Перископ подводной лодки USS Hartford : в 2009 году перископ подводной лодки USS Hartford вышел из строя из-за SCC. Перископ используется для обзора поверхности, когда подводная лодка находится под водой. Неисправность произошла, когда перископ был выдвинут через корпус подводной лодки, в результате чего морская вода попала в уплотнение перископа. Морская вода вызвала возникновение SCC в стальной опорной конструкции перископа, что привело к падению перископа обратно в подводную лодку. К счастью, обошлось без пострадавших, но подлодку пришлось вывести из эксплуатации на ремонт. [ 11 ] [ 12 ]
  • Трансаляскинский трубопровод : В 2001 году из-за аварии на участке Трансаляскинского трубопровода произошел сбой. Трубопровод используется для транспортировки сырой нефти с Северного склона Аляски на морской терминал Вальдез. Авария произошла в результате разрыва 34-футового участка трубопровода, в результате чего разлилось более 285 000 галлонов сырой нефти. Расследование аварии установило, что образование трещин в трубопроводе произошло из-за присутствия воды и бактерий, создавших коррозионную среду. [ 13 ]
  • Рейс 243 авиакомпании Aloha Airlines : в 1988 году у рейса 243 компании Aloha Airlines произошел частичный отказ фюзеляжа из-за SCC. Боинг 737-200 летел из Хило в Гонолулу, Гавайи, когда часть фюзеляжа лопнула, что привело к декомпрессии. Расследование аварии показало, что SCC произошел в алюминиевой обшивке фюзеляжа из-за повторяющихся циклов наддува и разгерметизации самолета. Инцидент привел к изменению процедур технического обслуживания и проверок самолетов, чтобы предотвратить подобные сбои в будущем. [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ «Глава 32: Анализ отказов». Справочник по металлам (настольная ред.). Американское общество металлов.
  2. ^ Гу, Б.; Луо, Дж.; Мао, X. (январь 1999 г.). «Анодное коррозионное растрескивание под напряжением типа растворения под действием водорода трубопроводных сталей в растворе с pH, близким к нейтральному» . Коррозия . 55 (1): 96–106. дои : 10.5006/1.3283971 . ISSN   0010-9312 . Архивировано из оригинала 21 февраля 2023 г. Проверено 21 февраля 2023 г.
  3. ^ Маннингс, К.; Бадвал, СПС; Фини, Д. (20 февраля 2014 г.). «Спонтанное окисление ионов Ce в церии, легированном Gd, при комнатной температуре». Ионика . 20 (8): 1117–1126. дои : 10.1007/s11581-014-1079-2 . S2CID   95469920 .
  4. ^ Вахтман, Джон Б.; Кэннон, В. Роджер; Мэтьюсон, М. Джон (11 сентября 2009 г.). Механические свойства керамики (2-е изд.). Джон Уайли и сыновья. дои : 10.1002/9780470451519 . ISBN  9780471735816 .
  5. ^ «EPRI | Результаты поиска: Надежность компрессора: обработка поверхности лазерной ударной обработкой» . Архивировано из оригинала 06 декабря 2022 г. Проверено 21 февраля 2023 г.
  6. ^ Крукер, Пол; Симс, Уильям (9 июня 2011 г.). «Наковка для снижения PWSCC в сплаве 600» (PDF) . nrc.gov . Архивировано (PDF) из оригинала 6 октября 2022 г. Проверено 1 июня 2022 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и «Коррозионное растрескивание под действием облучения» , Коррозионное растрескивание под напряжением , ASM International, стр. 191–220, 01 января 2017 г., doi : 10.31399/asm.tb.sccmpe2.t55090191 , ISBN  978-1-62708-266-2 , OSTI   7010172 , получено 26 апреля 2023 г.
  8. ^ Приказ о корректирующих действиях по трубопроводу ТГП 100 (PDF) (Отчет). Управление по безопасности трубопроводов и опасных материалов Министерства транспорта США. 3 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 декабря 2016 г.
  9. ^ «17 человек погибли при взрыве газопровода» . Вашингтонский обозреватель . 5 марта 1965 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 г. Проверено 21 февраля 2023 г.
  10. ^ Льюис, Питер Рис; Рейнольдс, Кен; Гагг, Колин (29 сентября 2003 г.). Судебная материаловедение . ЦРК Пресс. дои : 10.1201/9780203484531 . ISBN  978-0-203-48453-1 .
  11. ^ Сюй, Джереми (23 марта 2009 г.). «Перископ военного корабля США Хартфорд сломался и упал в подводную лодку» . Живая наука . [ не удалось пройти проверку ]
  12. ^ Гроган, Дженнифер (17 ноября 2009 г.). «Отчет: Экипаж подводной лодки стал причиной столкновения в Хартфорде» . День .
  13. ^ Бусенберг, Джордж Дж. (сентябрь 2011 г.). «Динамика политики Трансаляскинской трубопроводной системы» . Обзор политических исследований . 28 (5): 401–422. дои : 10.1111/j.1541-1338.2011.00508.x . ISSN   1541-132X .
  14. ^ Хун-бин, Ду; Цин-цин, Чжан (июнь 2015 г.). «Моделирование влияния инвестиций в безопасность полетов на уровень безопасности полетов в авиакомпаниях» . Международная конференция по транспортной информации и безопасности (ICTIS) , 2015 г. IEEE. стр. 780–786. дои : 10.1109/ictis.2015.7232149 . ISBN  978-1-4799-8694-1 . S2CID   2908608 .
Источники
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d416404eca8d1b373cef634a68a974b5__1718679360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/b5/d416404eca8d1b373cef634a68a974b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stress corrosion cracking - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)