Хейносукэ Гошо
Хейносукэ Гошо | |
---|---|
![]() Хейносукэ Госё в 1951 году. | |
Рожденный | Хейемон Гошо [ 1 ] 24 января 1902 г. |
Умер | 1 мая 1981 г. | ( 79 лет
Национальность | японский |
Род занятий | Кинорежиссер , сценарист |
Годы активности | 1925–1968 |
Хейносуке Госё ( 五所平之助 , Госё Хейносукэ , 24 января 1902 — 1 мая 1981) — японский кинорежиссёр и сценарист , снявший в 1931 году первый успешный звуковой фильм в Японии «Жена соседа и моя» . Его фильмы в основном связаны с сёсимин-эйга (букв. «простонародная драма») Жанр . Среди его наиболее известных работ — « Там, где видны дымоходы» , «Трактир в Осаке» , «Такекурабе» и «Жёлтая ворона» . [ 2 ] [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Госё родился 24 января 1902 года в Канде , Токио , любовницы его отца , в семье купца Хейсуке Госё и гейши . В возрасте пяти лет, после смерти старшего сына Хейсуке, Гошо оставил свою мать, чтобы стать преемником оптового бизнеса своего отца. Он изучал бизнес в Университете Кейо , который окончил в 1923 году. [ 1 ]
Благодаря тесному родству своего отца с кинорежиссером Ясудзиро Симадзу , Гошо смог присоединиться к киностудии Сётику и работать помощником режиссёра Симадзу. [ 1 ] В 1925 году Госё дебютировал как режиссёр. [ 2 ] с фильмом Nantō no haru . [ 1 ] Его фильмы 1920-х годов сегодня считаются утерянными. [ 3 ]
Первым заметным успехом Госё и первым полнометражным звуковым фильмом в Японии стала комедия 1931 года «Жена и моя соседка» о писателе, отвлеченном шумным джаз-бэндом из соседнего дома. Назвав Эрнста Любича » «Брачный круг и Чарльза Чаплина » «Парижанку произведениями, оказавшими наибольшее зарубежное влияние, Гошо колебался между комедией и драмой, иногда смешивая их, что принесло его фильмам репутацию фильмов, заставляющих зрителя «смеяться и плакать». в то же время". [ 2 ] Другими отличительными чертами Госё были его быстрый стиль редактирования и его постоянное использование литературных источников, таких как работы Юзо Ямамото и Итиё Хигучи . [ 3 ] [ 4 ] Вместе с Широ Тойодой Госё был одним из первых режиссёров, адаптировавших для экрана произведения движения джунбунгаку («чистая литература»), которое противопоставляло «популярной» литературе предпочтение «серьёзной» литературе и более сложному обращению с ней. предметы. Ярким примером является «Танцующая девушка из Идзу» (1933), успешная экранизация Ясунари Кавабата о неудовлетворенной любви между студентом и молодой деревенской женщиной. одноименного рассказа [ 5 ] [ 6 ] Из 36 его фильмов 1930-х годов сохранилось лишь немногим более полдюжины. [ 5 ]
Твердо веря в гуманизм, Гошо пытался уменьшить содержание милитаризма в своих фильмах военного времени и проявил солидарность с уволенными коллегами во время забастовки студии Тохо в 1948 году. [ 2 ] В 1950 году он вместе с Широ Тойодой и другими бывшими сотрудниками студии основал независимую продюсерскую компанию Studio Eight. Первой постановкой Studio Eight стала драма Госё 1951 года «Рассеянные облака» о несчастной молодой женщине из Токио, которая нашла удовлетворение в качестве помощницы деревенского врача. [ 7 ] Его самые известные произведения этой эпохи — соцреалистическая брачная драма «Там, где видны дымоходы» (1953), показанная на конкурсе Берлинского международного кинофестиваля . [ 8 ] и «Желтая ворона» (1957), портрет непростых отношений отца и сына, получивший премию «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке . [ 9 ] Хотя к середине 1950-х годов его фильмы стали более мрачными по тону, о чем свидетельствуют такие работы, как «Гостиница в Осаке» о группе жителей Осаки , борющихся с безудержной материалистической средой, он остался верен своим идеалам «терпимости, компромисса и рациональности». [ 3 ]
Госё также был одним из первых крупных японских режиссеров, которые активно работали на телевидении в качестве сценариста. [ 2 ] Из-за быстрых изменений в киноиндустрии того времени работы Госё в 1960-е годы чередовались в основном между мелодрамой и сёмин-геки, иногда не выходя за рамки хорошо сделанного коммерческого развлечения. [ 5 ] Известные фильмы этой эпохи - «Охотничье ружье» (1961), основанное на новелле Ясуси Иноуэ о супружеской измене, «Невинная ведьма» (1965), история молодой проститутки, ставшей жертвой суеверий, и «Восстание Японии» (1967). история любви, действие которой происходит на фоне инцидента 26 февраля . [ 5 ] [ 2 ] [ 3 ] Его последней полнометражной режиссерской работой стал кукольный фильм «Мэйдзи Хару аки» (1968).
С 1964 по 1980 год Госё занимал пост президента Гильдии режиссёров Японии . [ 10 ] [ 11 ] Несмотря на то, что он неоднократно работал со всемирно известными актрисами и актерами, такими как Кинуйо Танака , лишь немногие из его фильмов были показаны на Западе. В 1989–1990 годах ретроспектива его работ была проведена Японским обществом и Музеем современного искусства в Нью-Йорке. [ 5 ]
Госё также писал стихи хайку и был директором Японской ассоциации искусств хайку. [ 12 ]
Избранная фильмография
[ редактировать ]Год | Английское название | Японское название | Романизация | Альтернативные названия |
---|---|---|---|---|
1930 | Запись любви и желания | запись о любви | Айоку но ки | Желание ночи |
1931 | Жена соседа и моя | мадам и жена | Госпожа выйти замуж | |
1933 | Танцующая девушка из Идзу | Цветок любви расцветает, танцовщица Изу | Кои но хана саку Идзу но одорико | |
1934 | Все, что живет | живые существа | Икитоши Икеру моно | |
1935 | Бремя жизни | багаж жизни | Дзинсей-но онимоцу | |
Сомнилог Жениха | разговор жениха во сне | Ханамуко без переговоров | ||
Песня цветочной корзины | Песня о цветочной корзине | Ханакаго но ута | ||
1936 | Женщина Тумана | женщина туманной ночи | Обороё но онна | |
Новая дорога (Часть первая) | Часть 1 нового пути | Синдо дзенхен | ||
Новая дорога (Часть вторая) | Вторая часть нового пути | Синдо коэн | ||
1940 | Несовместимые отношения | дерево и камень | поддержки | |
1942 | Новый снег | свежий снег | Синсэцу | |
1947 | Еще раз | только один раз | Има хитотаби нет | |
1951 | Рассеянные облака | разорванные облака | Вакаре-гумо | |
1953 | Где видны дымоходы | Где можно увидеть дымоход | Энтоцу но миеру басё | Четыре Дымохода |
1954 | Инн Эт Осака | Проживание в Осаке | Осака но ядо | |
Долина между любовью и смертью | долина между любовью и смертью | Ай то ши но танима | ||
Петух пропоет дважды | Курица снова кукарекает | Ниватори ва футатаби наку | ||
1955 | Взросление | Сравнить | Такекурабе | Подростковый возраст , он же «Взросление дважды» , он же «Детские игры» |
1956 | Дважды в определенную ночь | Однажды ночью снова | Ару йо футатаби | |
1957 | Желтая ворона | желтая ворона | Киирои карасу | |
Элегия Севера | элегия | Банк | Северная Элегия, она же Панихида | |
1958 | Ангел старьевщика | Мария из Муравьиного города | Ари но мачи но Мария | |
1961 | Охотничье ружье | охотничье ружье | Рёдзю | |
Когда облака рассеиваются | Когда облака разойдутся | Кумо га чигиреру токи | ||
1962 | Мама, выходи замуж | Мама, давай поженимся | Каачан кеккон сиройо | |
1965 | Невинная ведьма | Осорезанская женщина | Осорезан но онна | |
1966 | Наши чудесные годы | Мама и 11 детей | Каачан Джуичинину но Кодомо | |
1967 | Восстание Японии | банкет | Использование | |
1968 | Женщина и творожный суп | женщина и суп мисо | Онна — Мисоширу | |
Четыре времени года периода Мэйдзи | Мэйдзи Весна и Осень | Мэйдзи Харуаки |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Хейносуке Госё» Kinenote ( на японском языке) . Проверено 16 августа 2021 года .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Андерсон, Джозеф Л.; Ричи, Дональд (1959). Японский фильм – искусство и индустрия . Ратленд, Вермонт и Токио: Компания Чарльза Э. Таттла.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джейкоби, Александр (2008). Критический справочник японских кинорежиссеров: от эпохи немого кино до наших дней . Беркли: Stone Bridge Press. ISBN 978-1-933330-53-2 .
- ^ Ричи, Дональд (2005). Сто лет японского кино (переработанная редакция). Токио, Нью-Йорк, Лондон: Kodansha International. ISBN 978-4-7700-2995-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ноллетти младший, Артур (2008). Кино Гошо Хейносукэ: Смех сквозь слезы . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 214–225. ISBN 978-0-253-34484-7 .
- ^ Каздин, Эрик (2002). Вспышка капитала: кино и геополитика в Японии . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-2939-8 .
- ^ Хирано, Кёко (1992). Мистер Смит едет в Токио: японское кино в условиях американской оккупации, 1945–1952 гг . Вашингтон и Лондон: Издательство Смитсоновского института. ISBN 1-56098-157-1 .
- ^ «Программа Берлинского международного кинофестиваля 1953 года» . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ «Заявка на участие в конкурсе «Желтая ворона» на официальном сайте премии «Золотой глобус»» . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ «Официальный сайт Гильдии режиссеров Японии» . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ «Нихон эйга кантоку кёкай нэнпё» (на японском языке). Нихон эйга кантоку кёкай. Архивировано из оригинала 26 июля. Получено 17 августа.
- ^ «Гошо, Хейносукэ» . Энциклопедия.com . Проверено 30 марта 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ноллетти, Артур (2005). Кино Гошо Хейносукэ: Смех сквозь слезы . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34484-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хейносукэ Госё в базе данных японских фильмов (на японском языке)
- Хейносукэ Гошо на IMDb