Маниши Дей
Маниши Дей | |
---|---|
![]() Маниши Дей, Бомбей, 1952 год. | |
Рожденный | Биджой Чандра Дей 22 сентября 1909 г. |
Умер | |
Национальность | Индийский |
Известный | Живопись, Рисунок |
Маниши Дей (22 сентября 1909 — 31 января 1966) — индийский художник Бенгальской школы искусств . Маниши Дей был младшим братом Мукула Дея , индийского художника-новатора и гравёра сухой иглой. [ 1 ] Две их сестры, Аннапура и Рани , также преуспели в декоративно-прикладном искусстве. [ 2 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Он родился в Дакке , президентство Бенгалии . Первоначально его звали Биджой Чандра, Маниши был пятым ребенком и третьим сыном Пурнашаши Деви и Кулы Чандры Дея. В 1917 году в возрасте восьми лет умер отец Маниши Дея, и его отдали в Шантиникетанскую школу Патха Бхавана , которую основал лауреат Нобелевской премии поэт Рабиндранат Тагор . Похоже, ему не понравились подготовительные соглашения Шантиникетана, и он взбунтовался. Его образование изменилось в лучшую сторону, когда он познакомился с Бенгальской школой искусств Абаниндраната Тагора , племянника Рабиндраната Тагора. Он стал одним из самых разносторонних учеников Абаниндраната, среди других близких учеников которого также были Нандалал Бос , Асит Кумар Халдар , Сарада Укил , Мукул Дей , К. Венкатаппа и Джамини Рой . Это были ведущие художники, которые распространили форму и дух нео-бенгальской школы по всей Индии.
Политические и религиозные события на Индийском субконтиненте оказали большое влияние на жизнь Маниши Дея. Незадолго до его рождения Бенгалия была разделена на Восточную и Западную части, известную как Раздел Бенгалии (1905 г.) . Территория была разделена во второй раз в 1947 году, известном как Раздел Бенгалии (1947) . Только после смерти Маниши Дея Бенгалия стала независимой страной в 1971 году после Освободительной войны Бангладеш . Эти политические изменения во время колонизации и деколонизации Индии оказали большое влияние на образование Дея. Абаниндранат Тагор в своем учении пропагандировал традиционную индийскую культуру, что заложило основу художественных произведений Маниши Дея на протяжении всей его жизни.
1928–1947: монохромный период.
[ редактировать ]Одним из основных источников вдохновения Маниши Дея были его путешествия, когда он неустанно путешествовал по Индийскому субконтиненту в поисках разнообразных и новых визуальных идиом. Его путешествия помогли ему стать законченным художником в области «индийской живописи» и техники акварели «Wash», художественного стиля, который он мастерски использовал в своих работах.
В 1928 году брат Маниши Дея Мукул решил поселиться в Шантиникетане и стать первым индийским директором государственной школы искусств в Калькутте и занимал эту должность до 1943 года. [ 1 ] Почти в отличие от его постоянного брата Мукула, 1928 год ознаменовал начало серии выставок по всей Индии. В 1928 году Маниши Дей провел свою первую персональную выставку в Калькутте, где обосновался его брат. Затем последовало множество выставок, в том числе в Нагпуре (1928 г.), Мадрасе (1929 г.), Бангалоре (1930 г.), Цейлоне (1930 г.), Бомбее (1932 г.), Шринагаре (1932 г.), Арахе (1934 г.), Бенаресе (1934 г.), Найнитале (1936 г.). , Бомбей (1937 г.), Пуна (1939 г.), Колхапур (1940 г.), Барода (1942), Гвалиор (1944), Дели (1947). [ 2 ] В 1946 году его работы были выставлены Всеиндийским обществом изящных искусств и ремесел (AIFACS) в Нью-Дели совместно с другими ведущими индийскими художниками, такими как Амрита Шер-Гил и Сайлоз Мукерджиа . [ 3 ]
Маниши Дей тесно взаимодействовал с такими художниками, как М.Ф. Хусейн , Ф.Н. Соуза , С.Х. Раза , Сайлоз Мукерджиа и Шантану Укил в Нью-Дели в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Позже он стал членом Группы прогрессивных художников Бомбея (PAG), которая была основана в 1947 году. PAG была одной из самых влиятельных сил в современной индийской живописи, хотя она была расформирована в течение десятилетия в 1956 году. Ассоциация с Группа помогла Дею освоить кубистическое искусство и множество других средств массовой информации. [ 4 ] Таким образом, Дей стал одним из главных авторов и преобразователей современной индийской живописи . [ 5 ]
Его широкие интересы также можно увидеть в сотрудничестве с Куруппумуллаге Джинараджадасой , шри-ланкийским теософом и философом. В 1930 году Маниши Дей проиллюстрировал название буклета конспектами лекций Джинараджадасы. [ 6 ]
1948–1966: красный и оранжевый период.
[ редактировать ]В конце Второй мировой войны, благодаря недавно провозглашенной независимости Индии , работы Маниши Дея радикально изменились и приобрели новую свежесть и жизненную силу, которых не хватало в его ранние годы. Основное влияние оказала Бомбейская группа прогрессивных художников, которая позволила ему обмениваться опытом со многими ведущими художниками своего времени. В 1949 году он нарисовал серию из двадцати двух движущихся изображений немусульманских беженцев из Пакистана, которые запечатлели агонию и боль их бегства. В последующие годы он продолжал выставки, в том числе в Бомбее (1950 г.), Аллахабаде (1953 г.), Бангалоре (1957 г.), Отакамунде (1959 г.), Мадрасе (1960 г.) и Тривандраме (1961 г.). [ 2 ] Благодаря своей широкой известности он стал одним из ведущих художников, продвигающих традиционное индийское культурное наследие.
В статье 1953 года он призвал молодых художников следовать своим традиционным культурным корням. [ 7 ] Его картины были хорошо приняты и высоко оценены коллегами-художниками и критиками за десять лет до его безвременной кончины. Писатель и ученый из Бангалора Венкатарамия Ситарамиа высоко оценил его работы и назвал этот этап своим «красно-оранжевым» периодом. [ 8 ] Две выдающиеся картины Маниши Дея этого периода - «Дочь почвы» 1956 года и «Бенгальские женщины».
Одним из ведущих сторонников движения прогрессивного искусства был Ричард Бартоломью , писатель, искусствовед, поэт, художник, фотограф, который также был одно время секретарем Академии Лалит Кала. Варфоломей на протяжении более трех десятилетий публиковал критические статьи об индийском искусстве и был глубоко интегрирован в художественное движение во время перехода Индии к независимости. Сочинения Варфоломея помогли таким художникам, как Ф. Н. Соуза, С. Х. Раза , М. Ф. Хусейн и Маниши Дей, вырваться из Бенгальской школы искусств и основать новый индийский авангард. [ 9 ] В книгах «Взгляд критика» и «Художественный критик» публикуются избранные его произведения и фотографии с 1950-х по 80-е годы, дающие инсайдерский взгляд на нерассказанную историю современного индийского искусства. [ 10 ]
Ведущие деятели PAG уехали в изгнание за границу в 1950-х годах, часто вытесненные индуистским экстремизмом. Тем временем Маниши Дей оставался в Индии, особенно в Бомбее и Дели, до своей смерти в 1966 году.
Наследие
[ редактировать ]Он умер в Калькутте на пике своей карьеры в возрасте 56 лет. Работы Маниши Дея на протяжении многих лет выставлялись в различных индийских музеях и галереях, таких как Национальная галерея современного искусства NGMA в Мумбаи, Государственная академия Лалит Кала в Лукнове, штат Уттар-Прадеш, Художественная галерея Дели, Музей Аллахабада , Музей Саларджунг в Хайдарабаде, Кала Бхаван в Шантиникетане и Художественный фонд Самдани в Дакке, одна из крупнейших коллекций Бангладешское и индийское искусство во всем мире.
Его работы получили новый международный интерес с конца 20-го века и выставлялись в Лондоне и Нью-Йорке. [ 11 ]
С начала 21 века работы Маниши Дея также выставляются в крупнейших международных аукционных домах, таких как Bonhams и Christie's, а также в многочисленных известных индийских аукционных домах.
В 2015 году аукцион Christie's в Нью-Йорке назвал Группу прогрессивных художников «самой влиятельной группой индийского искусства, когда-либо созданной». [ 12 ] В результате объем продаж составил более 8 миллионов долларов США, что превысило высокую оценку. Это показало сильный интерес к современному индийскому искусству. Картина «Рождение» Ф. Н. Соузы, проданная с молотка более чем в 4 миллиона долларов США, была продана за самую высокую цену за произведение индийского художника. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сатьясри Укил: «Мукул Дей: индийский художник-новатор». Архив Мукул Дей, обновлено 16 марта 2013 г. [1]
- ^ Jump up to: а б с Сатьясри Укил: «Маниши Дей: Неуловимый богемец». новости и мнения об искусстве и т. д., февраль 2012 г. [2] [узурпировал]
- ^ Международная выставка современного искусства. Совет Всеиндийского общества изящных искусств и ремесел, Нью-Дели (1946)
- ^ Роджер Баше. «Азиатская живопись – ее история и чудеса». Париж, издания SNEP (1954)
- ^ Холланд Коттер. «Обзор искусства: индийский модернизм через эклектичного и неуловимого художника». Нью-Йорк Таймс (19 августа 2008 г.)
- ^ Куруппумуллаге Джинараджадаса. «Конспекты лекций с дизайном обложки Маниши Дея». Адьяр: Мадрас, Теософское издательство; 1-е издание, 1930 г. [3]
- ^ Маниши Дей. «Верьте в культурное наследие Индии». Аллахабадские новости, 4 сентября 1953 г.
- ^ Венкатарамия Ситарамия. «Новая работа Маниши Дея». Иллюстрированный еженедельник Индии, 8 июля 1962 г.
- ^ Панкадж Маллик. «Выбор критика: искусствовед Ричард Бартоломью». Hindustan Times , Дели, 23 сентября 2012 г. [4]
- ^ Ричард Бартоломью: «Художественный критик». БАРТ, Нойда - Индия, 640 страниц с 250 иллюстрациями, 2012 г. [5]
- ^ Джая Аппасами, доктор Марселла Сирханди и Эндрю Робинсон. «Редкие картины ранних мастеров Бенгальского Возрождения». Bose Pacia Modern, Нью-Йорк (1999) [6]
- ^ Арчана Кхаре-Гхош: «Рождение Соузы» стало заголовком сентябрьской распродажи Christie's в Нью-Йорке». Blouinartinfo, 15 августа 2015 г. [7]
- ^ Christie's, Нью-Йорк, 17 сентября 2015 г.