Эдвард Зеллер
Эдуард Готтлоб Целлер (англ. Немецкий: [ˈtsɛlɐ] ; 22 января 1814, Кляйнботтвар — 19 марта 1908, Штутгарт ) — немецкий философ и протестантский теолог Тюбингенской богословской школы . Он был хорошо известен своими работами по древнегреческой философии , особенно по досократической философии . [1] [2] и прежде всего за его знаменитый многотомный исторический трактат «Философия греков в их историческом развитии » (1844–1852). [3] Целлер был также центральной фигурой в возрождении неокантианства . [4]
Жизнь
[ редактировать ]Эдуард Целлер родился в Кляйнботваре в Вюртемберге в семье государственного чиновника. Он получил образование сначала в евангелических семинариях Маульбронна и Блаубойрена, начиная с 1831 года, а затем в Тюбингенском университете ( Tübinger Stift ), тогда во многом под влиянием Гегеля . [5] [6] защитив диссертацию по Платона законам Докторскую степень он получил в 1836 году , . В 1840 году он был приват-доцентом богословия , а в 1849 году в Тюбингене, в 1847 году — профессором богословия в Берне — профессором богословия в Марбурге , где вскоре из-за споров с клерикальной партией перешёл на философский факультет. Он стал профессором философии Гейдельбергского университета в 1862 году, переехал в Берлин в 1872 году и вышел на пенсию примерно в 1895 году. Наибольшую известность он получил благодаря своей книге «Философия греков в их историческом развитии» (1844–52). Он продолжал расширять и совершенствовать эту работу, отражая новые исследования, и последнее издание вышло в 1902 году. Оно было переведено на большинство европейских языков и стало стандартным учебником по греческой философии. [5]
Целлер также опубликовал множество работ по теологии и три тома философских эссе. Он также был одним из основателей Theologische Jahrbücher (Богословских ежегодников), периодического издания, которое стало хорошо известно как представитель исторического метода Давида Штрауса и Кристиана Баура . Он много писал о спорах о том, является ли теология своего рода наукой ( Wissenschaft ). [7] Как и большинство его современников, в том числе Фридрих Теодор Фишер , он начал с гегельянства , но впоследствии разработал собственную систему. Он чувствовал необходимость вернуться к Канту и критически переосмыслить гносеологические проблемы, которые, по его мнению, Кант разрешил лишь частично. [4] [5]
Философская работа
[ редактировать ]Тем не менее, его достижения в истории философии были гораздо более влиятельными, чем его вклад как оригинального мыслителя. Концепция Целлера истории греческой мысли находилась под влиянием диалектической философии Гегеля. Некоторые критики утверждают, что Целлер недостаточно хорошо понимал культурный контекст и особенности отдельных мыслителей. [5] что он придавал слишком большое значение гегелевскому понятию « концепции » и слишком сильно полагался на гегелевскую антитезу субъекта Некоторые считают , и объекта , хотя его история греческой философии, тем не менее, пользовалась влиянием и высоко ценилась. Он получил высочайшее признание не только со стороны философов и ученых обществ всего мира, но также со стороны немецкого императора и немецкого народа. В 1894 году император Вильгельм II назначил его « Wirklicher Geheimrat » с титулом « Excellenz », а его бюст вместе с бюстом Гельмгольца был установлен у Бранденбургских ворот рядом со статуями, воздвигнутыми императору и императрице Фридрих. [5]
« Философия дер Грихена» была переведена на английский язык С. Ф. Аллейном (2 тома, 1881 г.) в разделах: С. Ф. Аллейн, «История греческой философии до времен Сократа» (1881 г.) , том 1 и том 2 ; О. Дж. Райхель, Сократ и сократические школы (1868; 2-е изд. 1877 г.; 3-е изд. 1885 г.); С. Ф. Аллейн и А. Гудвин, Платон и Старшая Академия (1876 г.); Бенджамин Фрэнсис Конн Костелло и Дж. Х. Мюрхед, Аристотель и ранние перипатетики (1897), том 1 и том 2 ; О. Дж. Райхель, стоики, эпикурейцы и скептики (1870 и 1880); С.Ф. Аллейн, История эклектизма в греческой философии (1883). [5]
Целлер был также в своей «Философии грихена » одним из первых, кто использовал слово «сверхчеловек» ( übermensch ), позднее занимавшее центральное место у Ницше и пропаганды нацистской партии , в прилагательной форме как технический термин в философии. Он сказал: «... таким образом, счастье в ней можно назвать сверхчеловеческим ( übermenschliche ), тогда как счастье, вытекающее из этических добродетелей, напротив, является просто характерным человеческим благом». [8]
Работает
[ редактировать ]« Философия » появилась в сокращенной форме как Grundriss der Geschichte der греческой философии (1883; 5-е изд. 1898); английский перевод. Аллейна и Эвелин Эбботт (1886) под названием « Очерки истории греческой философии» .
Среди других его работ:
- Платонические исследования (1839)
- Критическое исследование Деяний апостолов (1854 г.; английский перевод Дж. Дэйра, 1875–76: Том 1 и Том 2 )
- Развитие единобожия среди греков (1862 г.)
- Штраус и Ренан (1864 г.); ( английский перевод 1866 г.)
- История христианской церкви (1898 г.)
- История немецкой философии со времен Лейбница (1873, изд. 1875 г.)
- Государство и церковь (1873)
- Штраус в своей жизни и произведениях 1874 г.; ( английский перевод 1874 г.)
- О значении и задаче гносеологии (1862 г.)
- О телеологическом и механическом объяснении природы (1876 г.)
- Лекции и трактаты (1865–84)
- Религия и философия у римлян (1866, изд. 1871 г.)
- Философские очерки (1887).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саймон Голдхилл (28 сентября 2006 г.). Переосмысление революций в Древней Греции . Издательство Кембриджского университета. п. 221. ИСБН 978-0-521-86212-7 .
- ^ Джон Палмер (29 октября 2009 г.). Парменид и досократическая философия . ОУП Оксфорд. п. 23. ISBN 978-0-19-160999-2 .
- ^ Философия греков в ее историческом развитии.
- ^ Jump up to: а б Фредерик К. Бейзер (27 ноября 2014 г.). Генезис неокантианства, 1796–1880 гг . ОУП Оксфорд. п. 225. ИСБН 978-0-19-103099-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чисхолм 1911 года .
- ^ Патрисия Курд (27 октября 2008 г.). Оксфордский справочник по досократической философии . Издательство Оксфордского университета, США. п. 14. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- ^ Йоханнес Заххубер (2013). Богословие как наука в Германии девятнадцатого века: от Ф.К. Баура до Эрнста Трельча . Издательство Оксфордского университета. стр. 96–123. ISBN 978-0-19-964191-8 .
- ^ «... таким образом, заключающееся в нем счастье также можно охарактеризовать как сверхчеловеческое благо, тогда как счастье этической добродетели можно охарактеризовать как исключительно человеческое благо » .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Целлер, Эдуард ». Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 966. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Эдуардом Целлером, на Викискладе?
- Работы Целлера на Archive.org
- 1814 рождений
- 1908 смертей
- Немецкие эссеисты XIX века.
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие философы XIX века
- Немецкие протестантские богословы XIX века
- Немецкие историки XIX века
- Континентальные философы
- Немецкие эпистемологи
- Немецкие специалисты по этике
- Немецкие лютеранские богословы
- Немецкие эссеисты-мужчины
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Академический состав Гейдельбергского университета
- Историки философии
- Академический состав Берлинского университета имени Гумбольдта
- Преподаватели
- Члены Прусской академии наук
- Метафизики
- Онтологи
- Люди из Людвигсбурга (район)
- Люди из Королевства Вюртемберг
- Немецкие философы культуры
- Немецкие философы образования
- Немецкие философы разума
- Немецкие философы религии
- Философы социальных наук
- Немецкие ученые-философы
- Писатели-философы
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Академический состав Марбургского университета
- Выпускники Тюбингенского университета
- Академический состав Тюбингенского университета
- Лютеране XIX века