Jump to content

Клиническое значение

(Перенаправлено с Клинически значимого )

В медицине и психологии клиническое значение — это практическая значимость эффекта лечения — имеет ли он реальное, ощутимое, заметное влияние на повседневную жизнь. [1]

Виды значимости

[ редактировать ]

Статистическая значимость

[ редактировать ]

Статистическая значимость используется при проверке гипотез , при которой нулевая гипотеза (об отсутствии связи между переменными ). проверяется [2] α = Выбирается уровень значимости (чаще всего 0,05 или 0,01), который обозначает вероятность ошибочного отклонения истинной нулевой гипотезы. [2] Если существует значительная разница между двумя группами при α = 0,05, это означает, что существует только 5% вероятность получения наблюдаемых результатов при условии, что разница полностью обусловлена ​​​​случайностью (т. е. нулевая гипотеза верна); это не дает никаких указаний на величину или клиническую значимость разницы. [3] Когда достигаются статистически значимые результаты, они склоняются к отклонению нулевой гипотезы, но не доказывают, что нулевая гипотеза ложна. Аналогично, несущественные результаты не доказывают, что нулевая гипотеза верна; они также не дают никаких доказательств истинности или ложности гипотезы, выдвинутой исследователем. [2] Статистическая значимость относится только к совместимости наблюдаемых данных и того, что можно было бы ожидать при предположении, что нулевая гипотеза верна.

Практическая значимость

[ редактировать ]

В широком использовании термин «практическая клиническая значимость» отвечает на вопрос, насколько эффективным является вмешательство или лечение или насколько сильное изменение вызывает лечение. С точки зрения тестирования клинических методов лечения практическая значимость оптимально дает количественную информацию о важности открытия с использованием таких показателей, как размер эффекта , число, необходимое для лечения (ЧБЛН) и профилактическая доля . [4] Практическая значимость может также выражать полуколичественную, сравнительную или технико-экономическую оценку полезности.

Размер эффекта является одним из видов практического значения. [4] [5] Он количественно определяет степень отклонения выборки от ожиданий. [6] Размер эффекта может предоставить важную информацию о результатах исследования, и его рекомендуется включать в дополнение к статистической значимости. Величина эффекта имеет свои собственные источники систематической ошибки, может меняться в зависимости от популяционной изменчивости зависимой переменной и имеет тенденцию фокусироваться на групповых эффектах, а не на индивидуальных изменениях. [5] [7] [8]

Хотя клиническое значение и практическое значение часто используются как синонимы, более строгое использование этого термина означает, что это ошибочно. [5] Такое техническое использование в психологии и психотерапии не только является результатом тщательно продуманной точности и особенности языка, но и позволяет сместить взгляд с групповых эффектов на особенности изменений внутри человека. [ нужна ссылка ]

Конкретное использование

[ редактировать ]

Напротив, при использовании в качестве технического термина в психологии и психотерапии клиническая значимость дает информацию о том, было ли лечение достаточно эффективным, чтобы изменить диагностический ярлык пациента. С точки зрения клинических исследований лечения, клиническая значимость отвечает на вопрос: «Достаточно ли эффективно лечение, чтобы привести пациента в норму [в отношении рассматриваемых диагностических критериев]?» [ нужна ссылка ]

Например, лечение может значительно изменить симптомы депрессии (статистическая значимость), изменение может заключаться в значительном уменьшении симптомов депрессии (практическая значимость – величина эффекта), а 40% пациентов больше не соответствуют диагностическим критериям депрессии (клиническая значимость). ). Вполне возможно провести лечение, которое даст значительную разницу и средний или большой эффект, но не приведет пациента от дисфункционального состояния к функциональному. [ нужна ссылка ]

В психологии и психотерапии клиническое значение было впервые предложено Якобсоном, Фоллеттом и Ревенсторфом. [9] как способ ответить на вопрос: достаточно ли эффективна терапия или лечение, чтобы клиент не соответствовал критериям диагноза? Позже Джейкобсон и Труакс определили клиническую значимость как «степень, в которой терапия выводит человека за пределы дисфункциональной популяции или в пределы функциональной популяции». [10] Они предложили два компонента этого индекса изменений: состояние пациента или клиента после завершения терапии и «насколько изменения произошли в ходе терапии». [10]

Клиническая значимость также учитывается при интерпретации результатов психологической оценки человека. Часто разница в баллах или подшкалах является статистически значимой и вряд ли возникает чисто случайно. Однако не все эти статистически значимые различия являются клинически значимыми, поскольку они не объясняют существующую информацию о клиенте и не дают полезного направления для вмешательства. Небольшие по величине различия обычно не имеют практического значения и вряд ли будут клинически значимыми. Различия, распространенные в популяции, также вряд ли будут клинически значимыми, поскольку они могут просто отражать уровень нормальных человеческих вариаций. Кроме того, врачи ищут в данных оценки и истории клиента информацию, подтверждающую значимость статистической разницы, чтобы установить связь между результатами конкретного теста и более общим функционированием человека. [11] [12]

Расчет клинической значимости

[ редактировать ]

Точно так же, как существует множество способов расчета статистической значимости и практической значимости, существует множество способов расчета клинической значимости. Пять распространенных методов — это метод Джейкобсона-Труакса, метод Гулликсена-Лорда-Новика, метод Эдвардса-Наннелли, метод Хагемана-Арринделла и иерархическое линейное моделирование. [5]

Джейкобсон-Труакс

[ редактировать ]

Якобсона-Труакса — распространенный метод расчета клинической значимости. Он включает в себя расчет индекса изменения надежности (RCI). [10] RCI равен разнице между баллами участника до и после теста, разделенной на стандартную ошибку разницы. Пороговые баллы устанавливаются для помещения участников в одну из четырех категорий: выздоровевшие, улучшенные, неизмененные или ухудшенные, в зависимости от направленности RCI и того, был ли достигнут пороговый балл. [ нужна ссылка ]

Гулликсен-Лорд-Новик

[ редактировать ]

Метод Гулликсена-Лорда-Новика. [13] аналогичен методу Джейкобсона-Труакса, за исключением того, что он учитывает регрессию к среднему значению . Это делается путем вычитания оценок до и после тестирования из среднего значения генеральной совокупности и деления на стандартное отклонение генеральной совокупности. [5]

Эдвардс-Наннелли

[ редактировать ]

Метод Эдвардса-Наннелли [14] расчета клинической значимости является более строгой альтернативой методу Джейкобсона-Труакса. [5] Оценки надежности используются для приближения оценок предварительного тестирования к среднему значению, а затем для этой скорректированной оценки предварительного тестирования разрабатывается доверительный интервал. Доверительные интервалы используются при расчете изменения от предварительного теста к послетесту, поэтому для демонстрации клинической значимости необходимо большее фактическое изменение баллов по сравнению с методом Джейкобсона-Труакса. [ нужна ссылка ]

Хагеман-Арринделл

[ редактировать ]

Хагеман-Арринделл [15] расчет клинической значимости включает индексы групповых и индивидуальных изменений. Надежность изменений показывает, улучшилось ли состояние пациента, осталось прежним или ухудшилось. Второй индекс, клиническая значимость изменений, указывает на четыре категории, аналогичные тем, которые использовал Джекобсон-Труакс: ухудшение, достоверное изменение, улучшение, но не восстановление, восстановление. [ нужна ссылка ]

Иерархическое линейное моделирование (HLM)

[ редактировать ]

HLM включает в себя анализ кривой роста вместо сравнения результатов до и после тестирования, поэтому от каждого пациента требуются три точки данных, а не только две точки данных (до и после тестирования). [5] Компьютерная программа, такая как иерархическое линейное и нелинейное моделирование. [16] используется для расчета оценок изменений для каждого участника. HLM также позволяет анализировать модели кривых роста диад и групп. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Каздин А.Е. (июнь 1999 г.). «Значения и измерение клинической значимости» (PDF) . Журнал консалтинговой и клинической психологии . 67 (3): 332–9. CiteSeerX   10.1.1.595.9231 . дои : 10.1037/0022-006x.67.3.332 . ПМИД   10369053 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2013 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Полит Д.Ф., Бек К.Т. (2012). Исследования в области сестринского дела: получение данных для сестринского дела (9-е изд.). Филадельфия: Уолтерс Клоуэр/Липпинкотт Уильямс и Уилкинс. ISBN  978-1-60547-782-4 .
  3. ^ Хаасе Р.Ф., Эллис М.В., Ладани Н. (1989). «Множественные критерии оценки величины экспериментальных эффектов». Журнал консультативной психологии . 36 (4): 511–516. дои : 10.1037/0022-0167.36.4.511 .
  4. ^ Jump up to: а б Шаббир С.Х., Сандерс А.Е. (сентябрь 2014 г.). «Клиническое значение в исследовании деменции: обзор литературы» . Американский журнал болезни Альцгеймера и других деменций . 29 (6): 492–7. дои : 10.1177/1533317514522539 . ПМЦ   10852744 . ПМИД   24526758 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Петерсон Л. (7 февраля 2008 г.). «Клиническое» значение: «Клиническое» значение и «практическое» значение — это НЕ одно и то же . Ежегодное собрание Юго-западной ассоциации исследований в области образования. Новый Орлеан, Луизиана.
  6. ^ Вача-Хаасе Т., Нильссон Дж. Э., Ритц Д. Р., Лэнс Т. С., Томпсон Б. (июнь 2000 г.). «Практика отчетности и редакционная политика APA в отношении статистической значимости и размера эффекта». Теория и психология . 10 (3): 413–425. дои : 10.1177/0959354300103006 .
  7. ^ Коэн Дж (1997). «Земля круглая (р < 0,05)». Американский психолог . 49 (12): 997–1003. дои : 10.1037/0003-066X.49.12.997 .
  8. ^ Уилкинсон Л. (1999). «Статистические методы в психологических журналах: рекомендации и пояснения». Американский психолог . 54 (8): 594–604. дои : 10.1037/0003-066x.54.8.594 .
  9. ^ Якобсон Н.С., Фоллетт В.К., Ревенсторф Д. (сентябрь 1984 г.). «Исследование результатов психотерапии: методы сообщения об изменчивости и оценки клинической значимости». Поведенческая терапия . 15 (4): 336–52. дои : 10.1016/S0005-7894(84)80002-7 .
  10. ^ Jump up to: а б с Джейкобсон Н.С., Труакс П. (февраль 1991 г.). «Клиническое значение: статистический подход к определению значимых изменений в психотерапевтических исследованиях». Журнал консалтинговой и клинической психологии . 59 (1): 12–9. дои : 10.1037/0022-006x.59.1.12 . ПМИД   2002127 . S2CID   28125243 .
  11. ^ Саттлер Дж. М. (2008). Оценка детей: Когнитивные основы (5-е изд.). Сан-Диего: Публикации Саттлера. ISBN  978-0-9702671-6-0 .
  12. ^ Кауфман А.С. , Лихтенбергер Э (2006). Оценка интеллекта подростков и взрослых (3-е изд.). Хобокен (Нью-Джерси): Уайли. ISBN  978-0-471-73553-3 .
  13. ^ Сюй Л.М. (декабрь 1999 г.). «Сравнение трех методов выявления надежных и клинически значимых изменений клиента: комментарий Хагемана и Арринделла». Поведенческие исследования и терапия . 37 (12): 1195–202, обсуждение 1219–33. дои : 10.1016/S0005-7967(99)00033-9 . ПМИД   10596465 .
  14. ^ Шпеер, округ Колумбия, Гринбаум, PE (декабрь 1995 г.). «Пять методов расчета значительных темпов изменения и улучшения индивидуальных клиентов: поддержка подхода с использованием кривой индивидуального роста». Журнал консалтинговой и клинической психологии . 63 (6): 1044–8. дои : 10.1037/0022-006x.63.6.1044 . ПМИД   8543708 .
  15. ^ Хагеман В.Дж., Арринделл В.А. (декабрь 1999 г.). «Установление клинически значимых изменений: повышение точности и различие между индивидуальным и групповым уровнем анализа». Поведенческие исследования и терапия . 37 (12): 1169–93. дои : 10.1016/s0005-7967(99)00032-7 . ПМИД   10596464 .
  16. ^ «SSI – Scientific Software International, Inc» . Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 19 июля 2009 г.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6a8f0c0c06aa7e219197fe79a6d587e__1720785780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/7e/d6a8f0c0c06aa7e219197fe79a6d587e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Clinical significance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)