Дурса Арха
Дурса Арха | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1535 |
Умер | 1655 |
Занятие | Поэт-воин-советник |
Заметная работа |
|
Дети | 4 |
Отец | Мехаджи Арха |
Дурса Арха (1535–1655 гг. н. э.) был воином 16-го века и раджастханским ( дингалским ) поэтом из Индии . [ 1 ] Он заслужил прозвище «Первый националистический поэт Индии» или Раштракави из-за своей националистической позиции в своих смелых стихах Дингала, восхваляющих Махарану Пратапа из Мевара в его борьбе против Империи Великих Моголов . [ 2 ] Он один из самых уважаемых поэтов того времени, а также ценный и уважаемый член двора Великих Моголов. Он был известным писателем, историком, военным генералом, консультантом, администратором, феодалом и мировым судьей. У него были тесные отношения с правителями многих бывших королевств. На основании богатства, славы и почестей, приобретенных Дурса Арха при жизни, а также его вклада в средневековую индийскую историю и литературу, историки и литераторы считают его одним из величайших поэтов. [ 3 ] Дурса Арха достиг высот богатства и величия, которых не достиг ни один другой поэт в истории.
Дели Сахитья Академи включает его в список «Создателей индийской литературы» наряду с выдающимися деятелями индийской литературы всех времен.
Он писал стихи, восхваляющие Махарану Пратапа , а когда известие о кончине Пратапа дошло до двора Великих Моголов, бесстрашно прочитал стих, восхваляющий Пратапа, в присутствии Акбара . [ 4 ]
Примерно через 4 поколения после Дурса Архи родная деревня правителей Сисодии под названием Сисауда (Сисода) была передана потомкам Дурса Архи, которые проживают там до сих пор.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дурса Арха родился в 1535 году нашей эры (VS 1592 Магха Суди Чавдас) в деревне Дхундла недалеко от Соджата Парганы ( пали ) штата Марвар . Его отец Мехаджи Арха был великим преданным Хингладж Мата и трижды совершал паломничество в Хингладж Шактипит в Белуджистане . [ 5 ] Его предки происходили из деревни Асадха, расположенной в округе Джалор недалеко от Санчора , и от этой связи произошла фамилия Дурсы. [ 6 ] Дурса Арха по отцовской линии родился в линии Гаутамы, а его мать Дхани Бай (из линии Богса Чаранов ) была сестрой Говинда Богсы. Когда Дурсе было шесть лет, его набожный отец Мехаджи Арха снова отправился в паломничество в Хингладж и на этот раз принял санньясу . Поэтому, чтобы вести дом в отсутствие отца, ему пришлось работать ребёнком на фермерской ферме . [ 5 ]
трудности
[ редактировать ]В деревне Дхундла штата Марвар мальчик, работавший на ферме, поливал педиатрический урожай, но из-за того, что у этого мальчика сломался дренажный канал необработанного песка, который использовался для орошения , вода с обеих сторон начала стекать. Разгневанный фермер , перейдя все границы жестокости, загнал мальчика в сломанную канализацию и засыпал его землей, чтобы остановить распространение воды для орошения его урожая . [ 5 ]
В то время феодал Тхакур Пратап Сингх из поместья Багди пришел к колодцу, расположенному на ферме фермера, чтобы накормить своих лошадей , и когда его взгляд упал на мальчика, похороненного в земле поля, он был потрясен. Узнав, что мальчик был Чараном , он взял мальчика с собой в Соджат и организовал для него надлежащее образование и посвящение. С годами ребенок стал способным администратором, воином , блестящим поэтом и ученым . Тот же ребенок стал известен как Маха Кави Дурсаджи Арха. [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]После того, как Дурса Джи завершил свое образование и обучение, он не только стал великим поэтом, его меч был таким же храбрым, как и его перо. Учитывая его интеллект, Тхакур Пратап Сингх из Багди назначил его своим главным советником и военным генералом. Дурса Джи был удостоен в качестве награды вотчины двух деревень, Дхундла и Наталкуди. [ 7 ]
Дурса Арха и Королевство Сирохи
[ редактировать ]В 1583 году нашей эры император Великих Моголов Акбар послал армию в пользу Джагмала Сисодиа ( Мевара ) против Рао Суртана Сингха Деора из штата Сирохи , армия штата Марвар также выступила против Суртана Сингха в пользу Джагмаля. В этой армии из Марвара в войне также приняли участие Багди Тхакур Пратап Сингх и Дурса Арха. Две армии сражались в месте под названием Датани недалеко от Абу , в котором Пратап Сингх погиб, а Дурса Арха был тяжело ранен. Вечером Махарао Суртан Сингх заботился о своих раненых солдатах, включая своих феодалов, когда он нашел Дурсу Арху и собирался дать ему маковое молоко (чтобы безболезненно покончить с собой). Раненый Дурса, успевший представиться, сказал, что он чаран , и в доказательство тут же сочинил куплет во славу воина Самра Деора, героически погибшего в той войне. [ 7 ]
Махарао был чрезвычайно рад услышать этот стих и узнать личность Чарана ; привез его с собой в своей доли ( паланкине) и обработал его раны. Рао Суртан Сингх, довольный талантом Дурсы, попросил его остаться с ним и предложил должность Пролпата (хранителя форта) его форта. Дурса Джи согласился и был награжден джагиром четырех деревень: Пешуа, Джанкар, Уунд и Сал. После этого Дурса Джи остался в Сирохи . [ 7 ]
Махакави Дурса понимал политические мотивы тогдашних правителей Великих Моголов и никогда не упускал возможности передать свои мысли через свои стихи. В Раджастане , когда он достиг Мевара , Махарана Амар Сингх сам оказал Дурсе торжественный прием и принял его в Бади Поле. [ 2 ]
Дурса Арха участвовал в в Дхарне Аувы протесте Чаранса в 1586 году нашей эры против Мота Раджи Удай Сингха из Марвара. [ 8 ]
Вотчины под властью Дурсы Архи
[ редактировать ]Унд (унд), Дхундла, Натал Куди, Панчетия, Джасвантпура, Годавы, Хингола Хурд, Лунгия, Пешуа, Джанкхар, Сал, Дагла, Варал, Шерува, Перува, Райпурия, Дутария, Канди, Тасол. Помимо этого, Раджа Рай Сингх из Биканера наградил четыре деревни феодальными владениями, что подтверждается историей Биканера. [ 5 ]
Здания и памятники
[ редактировать ]Постройки, сданные в эксплуатацию в соответствующих феодальных владениях: [ 5 ]
масса
[ редактировать ]1. Дурсалав Пешуа (Пруд)
2. Балешвари Мата Мандир (Храм)
3. Мемориал Канако Де Сати
4. Правление Пешуа
Джанхар
[ редактировать ]- Пруд Футела
- Джанкар Ка Тада
1. Кисналав Пачетия (Пруд)
2. Шива Мандир (Храм)
3. Храм Дурсашьям (Храм)
4. Калия Махал (Дворец)
5. Дхолия Махал (Дворец)
Хингола Хурд
[ редактировать ]
- Хигонла Махал (Дворец)
- Хигола Ка Талав (Пруд)
Райпурия
[ редактировать ]1. Строительство Бауди (Степвелл)
Этот ступенчатый колодец был построен в деревне Райпура в княжеском государстве Мевар, откуда вода достигла Панчетии (Марвара), потому что после Аува Дхарны Чаранса Дурса-джи отказался от воды Марвара. [ 5 ]
Награды Kings в честь первого присутствия
[ редактировать ]Лах Пасав или Крор Пасав были государственными наградами, удостоенными выдающихся чаранцев в средневековый период. Когда великие чараны посещали двор раджпутского правителя, короли удостоили их государственной чести, включая слонов, паланкинов и лошадей. [ 5 ]
Награды Crore Pasav:
- 1 крор пассава Рай Сингх Джи Биканер
- 1 крор пасав Рао Суратан Сингх Сирохи
- 1 крор пасав Ман Сингх Амер
- 1 крор пасав Махарана Амар Сингх Мевар
- 1 крор пасав Махараджа Гадж Сингх Марвар
- Проход 1 крор мимо Джам Сатти
- 3 крора пасава императора Великих Моголов Акбара (не использовались для личных вещей, а были потрачены на благо народа, т.е. потрачены на строительство Талааба (Пруды), Бауди ( Степвеллы ), Кувы (Колодцы) и т. д.) [ 5 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Дурса провел детство в крайней бедности, но продемонстрировал талант к поэзии и администрированию, который принес ему большое богатство и уважение. Он принимал участие во многих королевских дворах, в том числе в Биканере , Джодхпуре и Сирохи. У него также были хорошие отношения с Акбаром , императором Великих Моголов . [ 6 ]
У Дурсы Архи было две жены и четыре сына от них: Бхармал, Джагмал, Садул, Камджи и Киснаджи. У него также была проблема с пасваном ( наложницей ), которого он держал. [ 5 ]
Свои последние дни он провел в доме своего сына Киснаджи в деревне Панчетия , где и умер в 1655 году. [ 6 ]
После его смерти вместе с двумя его женами один пасван и две наложницы совершили сати . [ 5 ]
Работает
[ редактировать ]Стихи, написанные Дурсой Арха, в основном повествуют о героизме и мужестве правителей того времени, но также описывают многие мирские вещи. Он относился к достижениям своих подданных как к личностям, даже когда они постоянно противоречили друг другу, как в случае с его сочинениями об Акбаре и Махаране Пратапе . Он выразил свою глубокую веру в индуистскую религию, высоко оценил храбрость индуистских героев и написал о несправедливости Великих Моголов. Однако литературный анализ связанного с ним стихотворения Вируда Чихаттари , включая чрезвычайно резкие слова, использованные для описания Акбара, позволяет предположить, что произведение, а также меньшая Гаджагата, по крайней мере, не все были его собственными произведениями. [ 6 ]
Его основные работы: [ 6 ]
- Вируд Чихаттари (в честь Махараны Пратапа)
- Доха Соланки Вирамдевджи ра
- Джулана Рав Суртан Ра
- Марсия Рав Суртан
- Джулана Раджа Мансингх Мачваха ра
- Джулана Рават Мегха Ра
- Гит Раджи Шри Рохитасджи Ра
- Джулана Рав Амарсингх Гаджсингхота (героическая поэзия Рао Амарсингха из Нагаура )
- Кирта Бхавани
- Матаджи Ра Чанд
- Шри Кумар Аджаджи на Бхучар Мори ни Гаджагат
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сегал, К.К. (1960). Справочники округа Раджастан Пали .
- ^ Jump up to: а б Самскрити (на хинди). Шикша Мантралайя. 1978 год
- ^ «История Раджастана – Поиск в Google» . www.google.com . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Н.А. (1959). СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА АНТОЛОГИЯ ТОМ. 4 . САХИТЯ АКАДЕМИЯ, НЬЮ-ДЕЛИ.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Рават, Сасват (1983). Дурса Арха .
- ^ Jump up to: а б с д и Датта, Амареш, изд. (1987). Энциклопедия индийской литературы, том первый (от А до Дево) . Сахитья Академия. стр. 73–74. ISBN 9788126018031 .
- ^ Jump up to: а б с Лала Сита Рам (1920). История Сирохи Раджа .
- ^ Ратхаура, Викрамасимха (1996). Маравара как санскритика итихаса (на хинди). В Раджастане, Грантхагарх.