Панама
Древнегреческий : Панамара. | |
Расположение | Багьяка, провинция Мугла , Турция |
---|---|
Область | Карьера |
Координаты | 37 ° 16'04 "N 28 ° 05'56" E / 37,267700 ° N 28,098900 ° E |
Тип | Святилище |
Спутник | Стратоника |
Панамара ( древнегреческий : Πανάμαρα ) была видным религиозным центром в древней Карии . Это был центр поклонения местному богу Зевсу Панамаросу . Им управлял койнон («федерация» или «коллектив») под названием Панамарейс входил в состав полиса («города-государства») Стратоникии (Παναμαρεῖς), который в эллинистический период . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Панамара была историческим сельским заповедником на юге Карии. Он был расположен к востоку от сатрапии Гекатомнидов и в свое время не проявлял никаких признаков покровительства или политической деятельности, хотя активная религиозная община, вероятно, уже существовала в IV веке до нашей эры. Первые надписи из Панамары датируются 270-ми годами до нашей эры и отражают правление Птолемея II , как и следовало ожидать от других общин в птолемеевской южной Карии, таких как Галикарнас и Кавн . [ 1 ]
Большой город Стратоникеа был основан в 260-х годах до нашей эры к северо-западу от Панамары. Этот город был греко-македонским поселением, основанным Селевком II в качестве опорной базы Империи Селевкидов в Карии, уравновешивая старый город Миласу на западе. Со времени основания Стратоникии Панамара была втянута в его территорию. Как и в Лагине , где находился храм Гекаты , религиозная деятельность в Панамаре оказалась запутанной в гражданском календаре Стратоникии. [ 2 ] [ 1 ]
Как и собственно Стратоникея, Панамара, возможно, перешла под контроль Родоса в конце III века до нашей эры. [ 3 ] [ 4 ] [ 1 ] В 201 году до нашей эры его занял Филипп V , царь Македонии . Монументальное строительство в Панамаре, возможно, началось в это время, возможно, под руководством Стратоникеи. Панамарская надпись отмечает, что Филипп V спонсировал реконструкцию стен святилища после землетрясения. [ 1 ] Антиох III изгнал Филиппа V из Карии в 197 г. до н.э., вернув Панамару под контроль Родоса, что позже было подтверждено Апамейским миром . [ 3 ] [ 1 ] Контроль над Карией со стороны Родоса был поддержан Римом , который отказался от своей поддержки позже, во 2 веке до нашей эры, после чего Панамара стала частью римской провинции Малая Азия вместе со Стратоникеей. Наряду с Миласой и Афродисией Стратоникея была одним из важнейших городов Римской Карии. [ 5 ]
Зевс Панамарос чудесным образом появился в Панамаре в 39 г. до н.э. Квинт Лабиен был римским полководцем и союзником Брута после убийства им Юлия Цезаря . После смерти Брута Лабиен отвел свою армию от границы с Партией и занял Малую Азию. Стратоникея и Миласа сопротивлялись его вторжению, в ходе которого были разграблены сельские горные святилища Синури и Лагина . Его попытки сделать то же самое с Панарой были отражены божественным прозрением , подробно зафиксированным надписью на этом месте. [ 6 ] Предположительно, солдатские лестницы, по которым они взбирались по горным склонам, сломались под ними, и они не смогли продвинуться сквозь густой туман, грозу и даже огонь. Тем временем сквозь бури и галлюцинации можно было услышать «велик Зевс Панамарос». [ 1 ]
В результате прозрения не только нападение Лабиена было отражено, но Панамара также получила иммунитет от вмешательства римского государства ( asylia ) на консультативном сенате 39 г. до н.э. [ 7 ] С этого времени Панамара стала равным Лагине как неотъемлемый религиозный центр Стратоникеи. Город успешно отстаивал право Панамары на убежище перед императором Тиберием , когда он посетил Малую Азию в 23 году нашей эры. [ 8 ] [ 1 ]
Как и Лабраунда или Синури, археологические данные показывают, что Панамара оставалась важным религиозным центром даже после обращения в христианство в поздней античности и прекращения поклонения местному языческому богу. [ 2 ] Последние надписи Панамары датируются IV веком нашей эры, что позволяет предположить, что община пришла в упадок в византийский период . [ 1 ]
Религиозная жизнь
[ редактировать ]Фестивали
[ редактировать ]Были фестивали как Зевса Панамароса ( Панамария и Комирия ), так и Геры ( Герея ). Эти фестивали чередовались ежегодно и были в значительной степени гендерными. Во время Герайи женщины Стратоникии входили в священное место в Панамаре, а мужчины ждали снаружи. Во время Панамареи мужчины заходили в религиозный центр, а женщины ждали снаружи. Хотя Комирия также была мужским праздником Зевса, похоже, это был обряд посвящения подростков в молодые годы. Группа, вошедшая в святилище в тот год, прошла таинственный обряд , во время которого пили вино и посвящали пряди своих волос богу . Группе, ожидавшей снаружи, священники или жрицы давали вино и оливковое масло. [ 7 ]
Фрагментарная надпись позднего эллинистического периода определяет жертвы, которые должны были быть принесены на этом празднике: во время Герайи Гера получила телицу , а Зевс — некастрированного козленка . [ 9 ] Надпись раннего римского периода дает представление о священном календаре Панамары, который включал пение и танцы, а также массовые жертвоприношения животных и пиршества. [ 10 ]
После божественного прозрения в 39 г. до н.э. Панамара также праздновала Панамарею . Во время этого фестиваля процессия спускалась из горного святилища в центр города, символически принося домой бога Зевса. [ 1 ] Таким образом, как и в Лагине, вся община Стратоникии участвовала в ежегодном шествии в Панамару, включавшем примерно полдня ходьбы в каждом направлении и два дня пиршества в святилище. [ 7 ]
Панамара включала в себя традиционное жертвоприношение быка, называемое бутизией , как и Синури и Коранзу неподалеку. [ 2 ]
Зевс Панамарос
[ редактировать ]Место Панамара было названо в честь местного почитателя: Зевса Панамарос . Считается, что этот эпитет первоначально был отдельным местным божеством, которое слилось с греческим богом Зевсом посредством синкретизма . Явление религиозных центров, названных в честь местных богов, распространено по всей Карии, и его можно увидеть в других местах в Лабраунде, Хиллариме и Синури. [ 2 ]
Зевса Панамарос в эллинистический период называли Зевсом Кариосом («Карийский Зевс»). [ 2 ] Его эпитет окончательно изменился на Панамарос после его чудесного появления в 39 г. до н. э., когда он отразил вторжение Квинта Лабиена. [ 7 ] Это изменение отражено на чеканке панамарских монет. [ 11 ]
Гера
[ редактировать ]В эллинистический период богу Зевсу Панамаросу поклонялись как части божественной пары наряду с Герой . Она получила отдельное здание храма в Панамаре. [ 7 ] Поклонение Гере не было такой неотъемлемой частью местной религии, как поклонение Зевсу, особенно после чуда последнего в 39 г. до н.э. Тацит сообщает, что главными богами Стратоникеи в его время были Юпитер (Зевс Панамарский) и Тривия ( Геката Лагинская). [ 8 ]
Раскопки
[ редактировать ]Панамара не подвергалась обширным раскопкам. Участок был поврежден в результате обширной бурого угля добычи в Салихпашаларе. Предварительное исследование, проведенное Альфредом Ломонье в 1930-х годах, зафиксировало это место таким, каким оно было раньше, с ныне утраченными храмами на вершине холма. Фрагменты поверхности на стоянке включают несколько надписей. Некоторые участки оригинальной стены сохранились нетронутыми. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уильямсон, Кристина (2021). «Глава 6. Строительство городского сообщества на окраинах: Стратоникея и святилище Зевса в Панамаре». Городские ритуалы в сакральных ландшафтах эллинистической Малой Азии . Лейден: Брилл. ISBN 9789004461260 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ломонье, Альфред (1958). Коренные культы Карии . Париж: Боккар.
- ^ Jump up to: а б Ма, Джон (1999). Антиох III и города Передней Малой Азии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198152194 .
- ^ ван Бремен, Риет (2008). «Сообщество Панамары между Родосом и Стратоникией Карии: примерно в день указа панамарцев о Фонде Луи Роберта» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 152–4: 1405–1420.
- ^ Плиний Старший. Естественная история . 5.29.
- ^ Шахин, Мехмет Четин (1981). Надписи из Стратоникеи . Бонн: Рудольф Хабельт. п. 11. ISBN 9783774923263 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уильямсон, Кристина (2009). «Панамара. (Несчастья) карийского святилища » Гроник. Историческая хроника 183 : 211–218.
- ^ Jump up to: а б Тацит. Анналы . 3.62.
- ^ Карбон, Ян-Матье; Пилс, Саския; Пиренн-Дельфорж, Винциан. «КГРН 192» . Сборник греческих ритуальных норм . дои : 10.54510/CGRN192 . S2CID 244696282 . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Карбон, Ян-Матье; Дешевес, Жюльен; Пиетт, Эли; Питц, Зоя; Ван Хов, Ребекка. «КГРН 228» . Сборник греческих ритуальных норм . дои : 10.54510/CGRN228 . hdl : 2268/295763 . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Медоуз, Эндрю (2002). «Стратоникея в Карии: эллинистический город и его чеканка» . Нумизматическая хроника . 162 : 79–134. JSTOR 42668204 .