Эстеван Лопес Мораго
Эстеван Лопес Мораго ( испанский : Esteban Lopez Morago ) (ок. 1575 в Вальекасе , Испания — 1630 в Визеу , Португалия ) был композитором испанского происхождения, который учился, жил, работал и умер в Португалии. Он один из самых выдающихся полифонистов в истории музыки Португалии . Еще одним свидетельством высокого уровня культурного обмена между двумя странами является то, что некоторые из высших деятелей истории культуры полуострова свободно перемещались между двумя странами и в основном таким образом, который не был связан с политическими событиями того времени ( Диего Веласкес был португальского происхождения и Алонсо Санчес Коэльо — вот некоторые из примеров).
Жизнь
[ редактировать ]Лопес Мораго родился в Вальекасе, недалеко от Мадрида , но большую часть своей жизни провел в Португалии. Он был студентом Филипе де Магальяйнса в соборе Эворы , где получил степень лиценциата . После этого, в августе 1599 года, он отправился в собор Визеу , где был назначен каноником и местре де капела .
В 1626 году капитул собора разрешил ему поехать в Лиссабон для публикации своих произведений. К ним относятся Livro Comum и Vesperal , которые сохранились.
Место и год его смерти неизвестны. Есть указания на то, что Мораго переехал в Испанию и умер там около 1628 года. Однако в более позднем документе (1630 года) говорится, что Мораго удалился во францисканский монастырь в Визеу ( Convento de Orgens ) и умер там.
Работает
[ редактировать ]Мораго сочинял мотеты , респонсории , псалмы , магнификаты , реквиемы . Его работа считается весьма инновационной на Пиренейском полуострове .
Музыковед Мануэль Хоаким считал его мотет Oculi mei «гениальным и достойным славы Палестрины O vos omnes , или Hoc die ».
Британский композитор Иван Муди писал:
...что оказывает особое влияние в музыке Мораго, так это использование диссонанса и (...) интерес к антифонарным эффектам. Такие мотеты, как Oculi mei , с неоднозначной тональностью и вкраплениями бесчисленных уменьшенных четвертей, прекрасно демонстрируют выразительность этой гармонической смелости. Чередования такого рода интенсивной имитационной композиции, тщательно разработанной с внезапными подергиваниями ритмической гомофонии, типичны также для произведений Versa est in luctum и Commissa mea ; на самом деле работа Мораго над покаянными и погребальными текстами чрезвычайно деликатна.
Работы Мораго хранятся в архивах Визеу. Фонд Калуста Гюльбенкяна опубликовал большинство из них в книге Obras de Música Religiosa (Portugaliae Musica IV, 1961).
Записи
[ редактировать ]- 1993, Музыка португальского Возрождения , Voces Angelicae, Teldec Classics International 4509-93690-2
- включает 5 работ Мораго.
- 1994, Музыка португальского Возрождения , Pro Cantione Antiqua, Hyperion CDA66715
- включает 10 работ Мораго.
Ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия португальско-бразильской культуры Verbo , том. 20, «Мораго (Эстеван Лопес)», изд. Вербо, Лиссабон/Сан-Паулу, 1998 г.
- https://web.archive.org/web/20070810034821/http://musicantiga.com.sapo.pt/Musicantiga-Estevao_Lopes_Morago.htm