Хорасан Роуд
( Великая ) Хорасанская дорога была великой магистральной дорогой, соединявшей Месопотамию с Иранским нагорьем , а оттуда со Средней Азией , Китаем и долиной Инда .
Это очень хорошо задокументировано в период Аббасидов , когда оно соединяло центр столицы Багдада с северо-восточной провинцией Хорасан .
История
[ редактировать ]Археологические находки позволяют предположить, что дорога регулярно использовалась в III тысячелетии до нашей эры и соединяла Среднюю Азию с Месопотамией. [ 1 ] В период Ахеменидов дорога составляла восточный сегмент системы Королевской дороги . [ 2 ]
Курс
[ редактировать ]Ахеменидская дорога начиналась от мидийской столицы Экбатаны и заканчивалась у среднеазиатского города Бактра ( Балх ), проходя через Раги ( Рей ), Каспийские ворота (современный Тан-е Сар-е Дарра), [ 3 ] Гиркания и Парфия . [ 2 ] Великая магистральная дорога соединяла Бактру с долиной Инда.
Дорога Хорасан, возможно, является наиболее документированной из дорог царства Аббасидов; [ 4 ] он не только подробно описан Ибн Рустой , но и большинство других средневековых мусульманских географов, таких как Кудама ибн Джафар и Ибн Хордадбе, ссылаются на него и указывают расстояния на различных его участках в своих работах. [ 5 ] Дорога начиналась у ворот Хорасан на восточной стороне Круглого города аль -Мансур и выходила из города у вторых ворот Хорасан в Восточном Багдаде. [ 6 ]
Первым поселением после Багдада был Нахраван или Джиср Нахраван («Мост Нахраван»), названный в честь великого канала Нахраван , который проходил через него. В период Аббасидов он процветал, но был заброшен и пришел в упадок, когда дорога двинулась на север, в Бакубу . Окружающий район был известен как Тарик-и-Хурасан в честь Хорасанской дороги. [ 7 ] Следующий город был известен на арабском языке как Даскара аль-Малик («Даскара короля » ) и отождествляется с сасанидской эпохи Дастагирдом . Затем следовали Джалула , возле которого большой мост сасанидской эпохи пересекал реку Дияла , и Ханикин , также место расположения крупного моста, и Каср Сджирин , «Замок Ширин », названный в честь жены сасанидского шаха Хосрова II . [ 8 ] В Хулване дорога покинула Месопотамскую равнину и вела в горы Загрос и провинцию Джибал . [ 9 ] Дорога продолжилась в Мадхарустане и, наконец, вышла из перевала Хулван в городе Киринд и деревне Хушан. Затем следовали Тазар или Каср-Язид и аль-Зубайдия, где дорога поворачивала на восток в сторону Кирманшаха через равнину Майидашт или Махидашт . На большинстве этих мест мусульманские географы отмечают наличие остатков сасанидских дворцов. [ 10 ] От Кирманшаха дорога продолжалась до Хамадана и Сивы , поворачивала на север к Раю , а оттуда проходила на восток в провинцию Кумис . [ 11 ] Дорога была главной линией жизни Кумиса, и вдоль нее располагалось большинство городов провинции: Хувар , Каср или Карият аль-Милх («Соляной замок»), Рас аль-Калб («Собачья голова», отождествляемый с Ласгирдом). ), Самнан , Дамган , аль-Хаддада («Кузница») или Михман-Пыль , и Бистам . Около Бистама, у селения Бадхаш, дорога входила в Хорасан. [ 12 ]
После въезда в Хорасан дорога разделилась на две части: северную ветвь, также называемую « караванной дорогой», ведущую в Джаджарм , а оттуда через Азадвар в Нишапур , и более короткую южную ветвь или «почтовую дорогу» вдоль края Дашт- Пустыня Кавир , через Асадабад , Бахманабад или Мазинан и Сабзивар , снова в Нишапур. [ 13 ] Вскоре после Нишапура, в Каср ар-Рихе («Замке Ветра»), дорога снова разделилась на два ответвления, ведущих на юго-запад и северо-восток. Юго-западная ветвь вела к Герату , откуда она разветвлялась дальше, с дорогами, ведущими на восток к Гуру или через Асфузар и Фарах на юг к Заранджу в Сиджистане . [ 14 ] Северо-восточная ветвь главной дороги вела от Каср ар-Риха через Мешхед , Тус , Маздаран и Сарахс к Марву Великому и Марву ар-Руду . От Марва Великого дорога продолжалась до переправы через реку Окс у Амуля и далее в Бухару и Самарканд . От Марв-эль-Руда одна ветвь вела на юг к Герату, а другая шла на северо-восток к Балху и, аналогично пересекая Оксус, к Тирмизу , откуда она разветвлялась на различные дороги в районы Саганиян и Хутталь , а другая ветвь вела на запад в Бухару. и Самарканд. [ 15 ] От Амуля другая ветка также вела по южному берегу Окса к Хорезму и Аральскому морю . [ 16 ] Из Самарканда дорога пересекала реку Согд и вела к городу Замин в Усрушане , к востоку от местной столицы Бунджиката . Там дорога снова разделилась: одна ветвь вела на север к Шашу и нижнему течению Яксарта , а другая на восток — к верхнему течению Яксарта, Ферганской долине и Китаю. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франкфор, Анри-Поль (19 марта 2020 г.). «Иран и Центральная Азия: Великий Хорасанский путь (Великая Хорасанская дорога) в третьем тысячелетии до нашей эры и артефакты из «темного камня»» . Иранское нагорье в эпоху бронзы: развитие урбанизации, производства и торговли . Археология (и). Выпуски MOM: 247–266. ISBN 978-2-35668-177-5 .
- ^ Jump up to: а б Брайант 2002 , с. 358.
- ^ Хансман, Джон Х. (1990). «КАСПИЙСКИЕ ВОРОТА» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том V/1: Ковры XV – Чехель Сотун, Исфахан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 61–62. ISBN 978-0-939214-66-2 .
- ^ Странный 1905 , с. 9.
- ^ Странный 1905 , стр. 12, 85.
- ^ Странный 1905 , с. 31.
- ^ Странный 1905 , стр. 59–61.
- ^ Странный 1905 , стр. 62–63.
- ^ Странный 1905 , стр. 63, 191.
- ^ Странный 1905 , стр. 191–192.
- ^ Странный 1905 , с. 228.
- ^ Странный 1905 , стр. 364, 367–368.
- ^ Странный 1905 , с. 430.
- ^ Странный 1905 , стр. 430–431.
- ^ Странный 1905 , стр. 430–431, 472.
- ^ Странный 1905 , с. 472.
- ^ Странный 1905 , стр. 475, 488.
Источники
[ редактировать ]- Брайант, Пьер (2002). От Кира до Александра: История Персидской империи . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-120-7 .
- Ле Стрэндж, Гай (1905). Земли Восточного Халифата: Месопотамия, Персия и Средняя Азия, от мусульманского завоевания до времен Тимура . Нью-Йорк: Barnes & Noble, Inc. OCLC 1044046 .