Jump to content

Пряники (архитектура)

Имбирная отделка дома викторианской эпохи в Кейп-Мэй, штат Нью-Джерси.

Имбирные пряники — это архитектурный стиль , состоящий из тщательно продуманных и детализированных украшений, известных как пряничная отделка . [1] Более конкретно он используется для описания детальных декоративных работ американских дизайнеров конца 1860-х и 1870-х годов. [2] который был связан в основном со стилем плотницкой готики . [3] Он был во многом основан на живописном периоде английской архитектуры 1830-х годов. [2]

В 1830-х и 1840-х годах американские строители домов начали интерпретировать европейскую архитектуру готического возрождения , которая имела сложные детали каменной кладки, в дереве для украшения американских домов с деревянным каркасом. Это также было известно как Плотницкая готика . Ранние проекты начинались с простых работ из палочек, таких как вертикальный пилообразный сайдинг. К середине XIX века, с изобретением паровой циркулярной пилы , массовое производство тонких досок, из которых можно было нарезать различные декоративные детали, помогло строителям превратить простые коттеджи в уникальные дома. В то время пряничные элементы стандартного размера производились по низкой цене на Восточном побережье Америки . [1] [4]

Не все согласились с этим архитектурным стилем. Эндрю Джексон Даунинг , известный сторонник готического возрождения, раскритиковал этот стиль в своей книге «Архитектура загородных домов» в 1852 году. Он разделил дома в Соединенных Штатах на три типа: виллы для богатых, коттеджи для рабочих и фермерские дома для фермеров. Он утверждал, что недорогие коттеджи небольшого размера и упрощенного стиля не должны украшаться сложными украшениями виллы. Он также отметил, что доску фронтона в деревенской готике следовало тщательно вырезать из толстой и прочной доски, чтобы оценить ее красоту, а не из декоративной части, которая «выпиливалась из тонкой доски, чтобы иметь безделушку и «пряник». посмотрите, какая (ухудшенная), а не (возвышенная) красота коттеджа». [5]

Этот стиль жил и процветал в жилых районах Чикаго в 1860-х годах. Это длилось недолго, поскольку Великий Чикагский пожар 1871 года уничтожил многие из этих зданий. [6] Некоторые объясняли причину пожара дешевыми строительными материалами и пряничными украшениями, надеясь, что другие города прислушаются к предупреждению. [7] Тем не менее, стиль продолжал распространяться на Запад. К концу 1870-х годов в Сан-Франциско было много пряничных домиков такого же уровня, как в Чикаго пятью или десятью годами ранее. [8]

В Онтарио, Канада , стиль дома в районе под названием Ontario Cottage развивался с 1830-х годов. В третьей четверти XIX века строители включили в большие дома пряничные элементы. Ярким моментом было использование декоративных барж и наверший для украшения фронтонов . [9] По мере того как железные дороги были расширены до таких городов, как Стратфорд , в Онтарио было построено больше коттеджей и домов. Обычно это были кирпичные дома высотой от полутора до полутора этажей с отделкой из пряничного дерева на фронтонах и переднем фасаде. Этот тип домов стал известен с 1870-х по 1890-е годы. [10]

В 1878 году пожар в Кейп-Мэй, штат Нью-Джерси , уничтожил 30 кварталов недвижимости приморского города. Город быстро восстанавливался. Многие из них были перестроены с большим количеством пряничной отделки и множеством фронтонов и башен . Это привело к высокой концентрации в городе построек конца 19 века. [11] [12] По данным Национального реестра исторических мест , «Кейп-Мэй имеет одну из крупнейших коллекций каркасных зданий конца 19-го века, сохранившихся в Соединенных Штатах. Он содержит более 600 дачных домиков, старых отелей и коммерческих построек, которые придают ему однородный архитектурный характер. , своего рода учебник народного американского строительства». [13]

В 1880-х годах многие дома в Калифорнии переняли стиль Истлейк , названный в честь Чарльза Истлейка, британского архитектора и дизайнера мебели. Истлейк опубликовал книгу, содержащую иллюстрации дизайна интерьеров с резными деревянными панелями и ручками, дополняющими его дизайн мебели. Американские строители домов распространили это на внешний вид дома, заменив плоские пряничные декоративные элементы токарными изделиями для балясин и украшения поверхности стен. Однако Истлейк раскритиковал американскую адаптацию как «экстравагантную и причудливую». Позже этот стиль был объединен с элементами Италии и Второй Империи, чтобы создать «Стиль Сан-Франциско». [14]

На Гаити

[ редактировать ]

Жилые дома богатых людей на Гаити в эпоху пряников, между 1880-ми и 1920-ми годами, имели уникальную архитектуру, сочетающую в себе местные традиции и адаптацию иностранных влияний. На адаптацию повлияло множество факторов, включая руководства по стилям, которые были распространены из Европы и Северной Америки, гаитянских архитекторов, обучавшихся за границей, и французских ремесленников, которые открыли деревообрабатывающие мастерские для обучения гаитянских ремесленников. [15] Эти пряничные домики были очень декоративны украшены резьбой , и решетчатыми узорами, уникальными для Гаити. Постройки этого стиля обычно имеют большие окна и двери, высокие потолки, большие чердаки и глубокие веранды. [16] [17]

Движение стиля началось в 1881 году со второго Гаитянского национального дворца во время президентства Лисиуса Саломона . За этим последовало строительство частной виллы, ныне известной как Отель Олоффсон , по заказу президента Тиресиаса Симона Сэма сына в 1887 году. В 1895 году трое молодых гаитянцев — Жорж Боссан , Леон Матон и Жозеф-Эжен Максимилиан — отправились в Париж изучал архитектуру, был вдохновлен на развитие зарождающегося архитектурного движения и изменил стиль в соответствии с климатом Гаити, проектируя дома с яркими узорами и яркими цветами французской курортной архитектуры. Многие большие дома в престижных районах Пако, Тюржо и Буа-Верна в Порт-о-Пренсе были построены в этом стиле. Ярким примером этого является Вилла Мирамар (также известная как Вилла Кордаско) в Пако, построенная в 1914 году. Затем этот стиль распространился на остальную часть страны, включая Сен-Марк , Жереми , Ле-Ке , Пти-Гоав и Леоган до 1925 года. . [17] [18]

После 1925 года стали доступны новые строительные материалы, в том числе бетон, и появились новые правила, предписывающие каменную, железобетонную или железную конструкцию для предотвращения пожара. Это привело к тому, что архитектурные стили на Гаити отошли от пряничного стиля. [19] [17] Однако после 1946 года семьи среднего класса в окрестностях Порт-о-Пренса включили части этого стиля в свои дома скромных размеров. [18]

Имбирные пряники были придуманы американскими туристами в 1950-х годах, которые оценили стиль, похожий на стиль зданий викторианской эпохи с пряничной отделкой в ​​Соединенных Штатах . [17] [20]

До 2010 года этот стиль имел плохой оттенок из-за ассоциаций с колониализмом и элитарностью . После землетрясения 2010 года жители Гаити решили перестроить свои дома в стиле имбирных пряников из-за его устойчивости к землетрясениям. Это изменило тон стиля, сделав его более позитивным в местных сообществах. [19]

Высокие двери с жалюзи на вилле Мирамар в Порт-о-Пренсе, Гаити.

Характеристики

[ редактировать ]

Пряничный домик по своему дизайну сочетает в себе архитектурные знания, полученные за границей, с пониманием карибского климата и условий жизни в нем. Они были построены с высокими дверями, высокими потолками, крутыми башенчатыми крышами для перенаправления горячего воздуха над жилыми помещениями, а также с поперечным бризом через окна с жалюзи со всех сторон вместо стекла, чтобы компенсировать самые палящие дни, гибкие деревянные рамы. с врожденной способностью выдерживать самые сильные штормы и толчки по периметру и построен с верандами . [21] [22] Дома обычно строятся из дерева, каменной кладки или камня и глины. [17] [23]

Сохранение

[ редактировать ]
Пряничный домик в Епископальном университете Гаити остался стоять, когда прилегающее к нему трехэтажное учебное здание рухнуло в результате землетрясения. [24]

Это особое архитектурное наследие Гаити сейчас находится под угрозой, поскольку естественное старение древесины, погода, высокая стоимость реставрации и ремонта наносят ущерб выживанию этого стиля. Этот стиль был включен в список World Monuments Watch 2010 года . [17] Включение в список произошло незадолго до землетрясения 2010 года , произошедшего на Гаити. Удивительно, но только пять процентов из примерно 200 пряничных домиков были частично или полностью разрушены, в отличие от примерно 300 000 разрушенных зданий, которые составляли 40% всех других построек. Это заставило американских экспертов по охране природы поверить в то, что эта архитектура может стать образцом сейсмостойких сооружений будущего. [25] [22] [21] Пряничный район Гаити вошел в число двадцати пяти объектов Всемирного обзора памятников 2020 года . [26]

В Таиланде

[ редактировать ]
Пряничные воздушные проходы под окнами особняка Виманмек в Бангкоке, Таиланд

Во время европейской колонизации Юго-Восточной Азии в 19 веке древесина пользовалась большим спросом. Британская лесная промышленность начала заготовку тика в Индии , тропической лиственной древесины, произрастающей в Южной и Юго-Восточной Азии . лесозаготовительная промышленность тика распространилась из Индии в Бирму После британского правления в Бирме . Хотя Таиланд не был колонией, Великобритания все же хотела распространить заготовку тика на Таиланд. В 1883 году Великобритания заключила концессионное соглашение с местным правителем северных провинций, в результате чего Пхра стал центром британских заготовок тика в Таиланде. [27] Британские компании и правители северного Таиланда строили свои пряничные домики из тикового дерева в британском стиле. [27] Западный архитектурный стиль с пряничной отделкой был смешан с азиатскими архитектурными элементами, такими как перфорированные деревянные панели, чтобы создать стиль, известный на местном уровне как Ланна колониальный . [28]

В этот период стали популярны пряничные домики в американском стиле с декоративной деревянной резьбой. Этот стиль прижился в некоторых британских колониях, включая Сингапур и Бирму, а затем распространился на Таиланд. Тайцы с высоким социальным положением в эпоху короля Рамы V строили пряничные домики из тикового дерева, чтобы продемонстрировать свое мастерство. [29]

Со временем популярность пряничных домиков в Таиланде сошла на нет из-за высоких затрат на строительство и обслуживание. [29] Сегодня оставшиеся в Таиланде пряничные домики можно увидеть в различных местах Бангкока, Накхонпатома , Пхрае, Лампанга и Чантхабури . [30]

Характеристики

[ редактировать ]
Мунг Нгве Зин, пример пряничных коммерческих зданий в Лампанге. [31]

Пряничные домики в северных провинциях Таиланда сочетают в себе декоративно-прикладное искусство Лан На и архитектуру викторианской эпохи. Кроме того, коммерческие здания, принадлежащие китайским поселенцам и бирманским лесозаготовителям, имели тщательно продуманное украшение из пряников как часть уникальной полудеревянной полубетонной конструкции под названием Саранаи (или Саланаи). Эти здания представляют собой таунхаусы со складными входными дверями на первом этаже, которые можно полностью открыть и использовать в качестве витрины. Карнизы . , воздушные проходы над дверями и богато украшенные балюстрады украшены деревянными панелями замысловатой резьбы в разных стилях, включая бирманский стиль Эти коммерческие здания можно увидеть в Чиангмае и Лампанге. [31]

На пряничной отделке домов Бангкока и северных провинций не было каких-либо определенных узоров. Основные элементы дизайна викторианской готики, такие как четырехлистник , крест и пламя, были использованы в качестве вдохновения, а несколько узоров пряников были разработаны на местном уровне. Популярные узоры включали тюльпаны, виноградные лозы, геометрические фигуры, личинки комаров , фрукты и овощи. Для изготовления резных изделий использовалась как перфорированная, так и резная древесина. Большинство ремесленников были местными и китайцами, которые делали резьбу на месте, но часть отделки пряников была изготовлена ​​в Бангкоке и отправлена ​​на строительные площадки. [30] [32]

Уникальной особенностью пряничных домиков в Таиланде, призванной адаптироваться к более теплому климату, было использование резных изделий в стиле пряников для создания воздушных проходов и установки их возле пола или под крышей, чтобы воздух мог свободно течь по всему дому. [30]

Пряничный домик, первоначально известный как Виндзорский дом, на берегу реки Чао Прайя находится в аварийном состоянии. [29]

Сохранение

[ редактировать ]

Многие пряничные домики, принадлежащие тайскому правительству или храмам, сохранились в хорошем состоянии. Однако многие частные дома подвергаются риску разрушения стихией из-за высоких затрат на обслуживание сложной резьбы. Другой подход к сохранению — перепрофилирование зданий. Некоторые частные дома были сохранены и получили новую жизнь в качестве музеев. [30] [29] Заброшенный пряничный домик, бывшая частная резиденция в Бангкоке, отреставрировали и превратили в кафе. [33]

Многие пряничные домики из тикового дерева в северных провинциях, особенно в Чианграй , Чиангмай и Пхаяо , были разрушены на протяжении многих лет, поскольку владельцы сносили их для продажи древесины из-за высокого спроса на бывшую в употреблении тиковую древесину с 1989 года. В этом выпуске Клуб архитектурного наследия Пхра привлек общины Пхра к сохранению пряничных домиков и превратил их в главную туристическую достопримечательность Пхра. [27]

Яркие примеры

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Гейдж, Марджори Э. (2 февраля 2007 г.). «Орнамент для пряников: полюбуйтесь этими богато украшенными украшениями викторианской эпохи» . Это Old House Ventures . Проверено 4 января 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Пряники | архитектура» . Британская энциклопедия . Проверено 4 января 2020 г.
  3. ^ «Стиль палочки» . Британника . Проверено 1 марта 2021 г.
  4. ^ «Пряничная история» . Дом-музей Лунд-Хоэла. Архивировано из оригинала 4 января 2020 года . Проверено 12 января 2020 г.
  5. ^ Даунинг, Эндрю Джексон (1852). Архитектура загородных домов: включая проекты коттеджей, фермерских домов и вилл, с замечаниями по интерьерам, мебели и лучшим способам утепления и вентиляции . Д. Эпплтон и компания. стр. 41–43 . Проверено 12 января 2020 г.
  6. ^ «Переписка» . Американский архитектор и новости строительства . 1 . Джеймс Р. Осгуд и компания: 110, 1 апреля 1876 г. Проверено 12 января 2020 г.
  7. ^ «Дробная валюта» . Хроника . 9 :8. 1872 г. Проверено 12 января 2020 г.
  8. ^ Бэрд, Джозеф Армстронг (1962). Чудесные перемены времени: архитектура Сан-Франциско, 1776–1915 гг . Калифорнийское историческое общество. п. 29.
  9. ^ Микель, Роберт (2004). Стили домов Онтарио: своеобразная архитектура домов провинции 18 и 19 веков . Торонто: Дж. Лоример. стр. 51–55. ISBN  9781550288452 . Проверено 31 июля 2021 г.
  10. ^ Барт-Ридстра, Кэролайн (1999). Стратфорд: его наследие и фестиваль . Торонто, Онтарио: J. Lorimer & Company Limited. п. 34. ISBN  9781550286342 . Проверено 31 июля 2021 г.
  11. ^ «Викторианский Кейп-Мэй» . Кейп Мэй Таймс . Проверено 6 января 2020 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Учебник викторианской эпохи» . Old-House Journal (октябрь 2009 г.): 54. Октябрь 2009 г. Проверено 6 января 2020 г.
  13. ^ «Исторический район Кейп-Мей» . Служба национальных парков . Проверено 12 января 2020 г.
  14. ^ Наверсен, Кеннет (1998). Прекрасные американские калифорнийские викторианцы . Вудберн, Орегон: Издательская компания Beautiful America. п. 18. ISBN  9780898027013 . Проверено 30 июля 2021 г.
  15. ^ Пряничные домики Порт-о-Пренса, Гаити (PDF) . Попечители Колумбийского университета в Нью-Йорке. 2016. С. 12–13 . Проверено 6 января 2020 г.
  16. ^ «Пряничный квартал» . Всемирный фонд памятников . Проверено 6 января 2020 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Сохранение пряничных домиков Гаити» (PDF) . Всемирный фонд памятников (WMF). Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2013 года . Проверено 27 января 2015 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б «Пряничные домики Порт-о-Пренса» (PDF) . Бюллетень ISPAN (на французском языке) (32). Институт охраны национального наследия . 1 апреля 2013 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Миорелли, Камила. «Гаитянский пряник» . Колледж связи, архитектуры + искусств . Проверено 6 марта 2021 г.
  20. ^ Филлипс, Ангелен Аррингтон (1975). Пряничные домики: исчезающие виды Гаити . Порт-о-Пренс, Гаити: Imprimerie Henri Deschamps.
  21. ^ Перейти обратно: а б Кац, Мариса Мазрия, изд. (28 апреля 2011 г.). «Пряничное восстановление» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 1 июля 2015 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Роуз, Стивен, изд. (11 января 2011 г.). «Гаити: потрясено до основания» . Хранитель . 11 января 2011 года . Проверено 1 июля 2015 г.
  23. ^ Джексон, Лесли, изд. (1 июля 2010 г.). «Чему мы можем научиться у Гаити» . Домашняя энергия. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 1 июля 2015 г.
  24. ^ Наследие, образование и устойчивость городов: построение альтернативного будущего в Порт-о-Пренсе, Гаити (PDF) . Попечители Колумбийского университета. 31 августа 2018 г. с. 60. ИСБН  9781732489004 . Проверено 10 января 2022 г.
  25. ^ Сокол, Дэвид, изд. (1 июня 2011 г.). «Пряничные домики Гаити в центре внимания усилий по сохранению» . Архитектурный рекорд . Проверено 1 июля 2015 г.
  26. ^ «Всемирный обзор памятников 2020» . Всемирный фонд памятников . Проверено 31 июля 2021 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Янссен, Питер (14 мая 2012 г.). «Тост за тик» . Агент Deutsche Presse . Проверено 22 февраля 2021 г.
  28. ^ Эммонс, Рон. «Пряничная экскурсия» . Савасди . Проверено 29 января 2023 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д На Таланг, Джерават (17 января 2016 г.). «Разваливающийся пряничный домик» . Почта Бангкока . Архивировано из оригинала 18 июля 2022 года . Проверено 22 февраля 2021 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д Сириван, Патравади; Саттаханапат, Рунгпассорн (2017). «Исследование пряничных домиков в Таиланде. Пример: Бангкок, окрестности и Пхра» (PDF) . 6-й Международный симпозиум по синтезу науки и технологий . Архивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2021 года . Проверено 22 февраля 2021 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б Стапитанонда, Нити (2016). АРХИТЕКТУРА ЛАННЫ . Бангкок, Таиланд. стр. 212, 233 . Проверено 22 февраля 2021 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  32. ^ Сириван, Патравади (2 апреля 2020 г.). «Тайские ремесла в окрестностях Бангкока и провинции Пхрае» . Журнал Ассоциации исследователей . 24 (1) . Проверено 22 февраля 2021 г.
  33. ^ Пхолдхампалит, Хецирин (15 февраля 2019 г.). «Дом, который построил Хан» . Национальный уик-энд . Проверено 22 февраля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc67e075d6f0a2b36372fc0b2176babd__1717492500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/bd/dc67e075d6f0a2b36372fc0b2176babd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gingerbread (architecture) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)