Одиссей (оратория)


«Одиссей: Сцены из Одиссеи для хора, сольных голосов и оркестра» ( Odysseus: Scenes from the Odyssey for Choor, Solo Voices and Orchestra ) — светская оратория (соч. 41), сочиненная Максом Брухом и впервые исполненная в 1873 году. [ 1 ] Это была самая успешная работа Бруха при его жизни. [ 2 ] Объединение Германии вызвало волну патриотической эйфории по всей стране, а военные репарации Франции создали непредвиденную экономическую выгоду. [ 3 ] : 131 Настало время для нового произведения на тему любви к Родине. Он был популярен в Германии и за рубежом и привел Бруха в Ливерпуль. [ 4 ]
Состав
[ редактировать ]Адаптировать гомеровскую эпопею Бруху пришло в голову в сентябре 1871 года, когда он искал новое либретто. По его словам, «Великолепие этого первобытного поэтического произведения стало для меня настолько ясным, что я уже не мог отделаться от мысли превратить его в ряд лирических сцен... Музыкальный образ всего произведения, его форма предстали отчетливо» перед моим мысленным взором еще до того, как я написал хоть одну заметку». Работу по преобразованию этого подробного наброска в законченное произведение он поручил либреттисту Вильгельму Паулю Граффу. Работа Бруха над «Одиссеем» («невозможно описать удовольствие») продвигалась быстро, и он завершил ее к ноябрю 1872 года. Спектакль из шести законченных им к настоящему времени сцен был поставлен в Бремене 6 мая 1872 года. [ 5 ] [ 3 ] : 130 Когда работа была опубликована, она вышла с французским и английским переводами ( натальей Макфаррен ), а также с оригинальным немецким языком. [ 3 ] : 137
Обстановка и значение
[ редактировать ]В письме сестре в 1871 году Брух сказал, что он предпочел повествование Гомера религиозной теме, предлагающей «христианский плач и поэтические слезы кантат Баха». [ 3 ] : 131 В 1873 году в письме своему издателю Симроку Брух писал: «Библейские сюжеты оставались и остаются для меня чужими; старые Мастера создали в этой области столько мощных произведений (т. е. священных ораторий), что мы можем создавать независимые и оригинальные произведения только в сочетании с другими предметами. Не случайно все ораторические проекты со времен Мендельсона терпели неудачу». (Однако позже в своей карьере Брух все же сочинял оратории на религиозные темы). [ 6 ]
Классическая обстановка имела большое значение; он представлял собой альтернативную мифологическую вселенную скандинавским темам Рихарда Вагнера . [ 7 ] В отличие от националистического мистицизма Вагнера, классический мир воплощал надежды немецких либералов на то, что новый Рейх станет просвещенной, новой классической цивилизацией. [ 8 ]
Структура
[ редактировать ]Произведение разделено на двенадцать серий:
- 1. Оркестровое вступление
- 2. Одиссей на острове Калипсо
- 3. Одиссей в подземном мире
- 4. Одиссей и сирены
- 5. Буря на море
- 6. Плач Пенелопы
- 7. Навсикая
- 8. Банкет с файками
- 9. Пенелопа шьет одежду
- 10. Возвращение
- 11. Праздник в Итаке
- 12. Финальный припев
Брух старался, чтобы его творчество оставалось драматическим произведением хоровой музыки и не углублялось в область оперы. По этой причине женихи Пенелопы не изображены, а сцена их убийства Одиссеем опущена. [ 3 ] : 132 Традиционная религиозная оратория имела контрастирующие эпизоды речитатива и арий, но Брух создал единое плавное повествование, которое не придерживалось этого четкого различия. [ 3 ] : 132 Одной из причин его окончательного исчезновения в безвестности может быть то, что для такой героической и трогательной темы произведение кажется недраматичным, иногда утомленным в постановке текста и разрозненным в своих эпизодах; нет рассказчика, который связал бы 12 самостоятельных разделов. [ 9 ]
Ранний критический прием
[ редактировать ]Брух поставил его премьеру в Бармене , После того, как 8 февраля 1873 года [ 3 ] : 130 произведение было поставлено с большим успехом и вдохновило на создание многих других светских ораторий. Брух, воодушевленный этим успехом, сам писал других — «Ахиллея» , «Густава Адольфа» и «Das Lied vor der Glocke » , но ни один из них не повторил выдающийся успех «Одиссея» . [ 5 ]
При жизни Бруха «Одиссей» был одним из самых популярных и часто исполняемых его произведений. Брамс очень восхищался ею и решил дирижировать ею сам в 1875 году на последнем концерте, который он дирижировал в Венской филармонии . [ 10 ] Выступление в Ливерпуле в 1877 году привело к назначению Бруха главным дирижером Ливерпульского филармонического общества в 1880 году. [ 9 ] К концу 1875 года было по крайней мере сорок два исполнения, а в 1893 году, когда Бруха был удостоен звания почетного доктора Кембриджского университета , концерт в его честь открылся отрывком из него. [ 10 ]
Менее благоприятная рецензия была получена в 1883 году. «Работа была встречена таким хором неодобрения, что мы вряд ли услышим ее снова… в «Одиссее» господин Брух взял на себя задачу, превышающую его возможности, и выбрал тему, с которой он потерпел неудачу в привнося достаточную фантазию, графическую мощь, разнообразие и мелодическое очарование. Это очень сложно и технически очень умно; это говорит о чрезвычайной серьезности и трудолюбии, [и] оно вскоре утомляется из-за очевидных усилий, которые в нем прилагаются». [ 11 ]
Позже непопулярность
[ редактировать ]Популярность Одиссея резко упала после Первой мировой войны. В Британии публика больше не хотела слушать музыку немецких композиторов. На международном уровне рост модернизма в музыке сделал романтический стиль Бруха устаревшим, а в самой Германии вкусы Веймарской республики больше не включали произведения, связанные с империалистическими амбициями кайзеров. [ 10 ] [ 7 ]
Социальные изменения также подействовали против наследия Бруха. «Одиссей» был написан для любительских хоровых обществ, пользовавшихся огромной популярностью в конце девятнадцатого века. Хоровое пение было очень распространенным хобби среди образованных людей в Германии и других странах, но в начале двадцатого века оно быстро пришло в упадок, а музыка, от которой оно зависело, стала восприниматься как сентиментальная. [ 10 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Одиссей, Op.41 (Брух, Макс)» . imslp.org . Библиотека IMSLP Петруччи . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ «Макс Брюх (1838 – 1920)» . nottinghamphilharmonic.co.uk . Ноттингемский филармонический оркестр . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кристофер Файфилд (2005). Макс Брух: Его жизнь и творчество . Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-136-5 .
- ^ Файфилд, Кристофер. «Брух: Одиссей» . classic-music.com . Классическая музыка.com . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Кирхманн, Норберт. «Брух, Макс Одиссей, Оратория соч. 41 (партитура)» . repertoire-explorer.musikmph.de . Музыкальное производство Hoeflich . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ «IUMA: Гринвиллский хорал» . archive.org . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Эдит Холл (30 января 2008 г.). Возвращение Улисса: Культурная история Одиссеи Гомера . ИБТаурис. п. 65. ИСБН 978-0-85771-830-3 .
- ^ Джейн Ф. Фулчер (2013). Оксфордский справочник по новой культурной истории музыки . Издательство Оксфордского университета. п. 545. ИСБН 978-0-19-935409-2 .
- ^ Jump up to: а б Оливер, Майкл. «Брух Одиссей» . Gramophone.co.uk . Gramophone.co.uk . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ботштейн, Лео. «Музыкальная Одиссея Гомера» . Американский симфонический оркестр . Американский симфонический оркестр . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ «Хор Баха» . «Музыкальные времена» и циркуляр по классам пения . 24 (482): 194. 1 апреля 1883 г. JSTOR 3356471 . Проверено 25 декабря 2022 г.