Целлах Арма
Сотовая связь | |
---|---|
Архиепископ Армы | |
Рожденный | 1080 Ирландия |
Умер | 1129 Мюнстер , Ирландия |
Почитается в | Римский католицизм |
Праздник | 1 апреля |
Селлах Арма , или Цельс , или Целестин (1080–1129) был архиепископом Армы и внес важный вклад в реформу ирландской церкви в двенадцатом веке. он почитается В Римско-католической церкви как Святой Целлах . Хотя он был членом светской церковной династии клана Синайг, он принял священный постриг и получил сан священника. Это положило конец аномальному положению дел, действовавшему с 966 года, когда верховным главой Ирландской церкви был мирянин. [ 1 ] После Синода Раита Брессаила , на котором была учреждена епархиальная структура для Ирландии, он стал первым митрополитом всей Ирландии .
Ранняя жизнь и предыстория
[ редактировать ]Селлах был сыном Аеда мак Маэле Ису мейка Амальгады из клана Синнаиг. Аед был настоятелем Армы и Коарба Патраика («наследник» или «преемник» Святого Патрика ; глава церкви Армы) с 1074 по 1091 год. Клан Синайг из септа Уи Эхдах Аиртира в Аиргиалле монополизировал должность аббата Армы с 966 года. Позднее историография Клан Синайг был связан с типом секуляризации, которая сделала необходимой церковную реформу, описанную Марией Терезой Фланаган как «наследственно укоренившуюся светскую церковную династию» и еще менее лестно осужденную Бернаром Клервоским как «поколение мала и адульдера». [ 2 ] [ 3 ]
Коарб Патрик
[ редактировать ]После смерти своего двоюродного дедушки Домнала мак Амальгады в августе 1105 года Селлах стал аббатом Армы и Коарба Патраика. В «Анналах Ольстера» отмечается, что это было сделано «по выбору жителей Ирландии». [ 4 ] В отличие от своих предшественников/предков-мирян, он стремился к рукоположению в священники, что Фланаган назвал «решительным шагом реформы». [ 3 ] Это было в соответствии с первым Синодом Кашела (1101 г.), который издал закон, запрещающий мирянам занимать церковные должности. [ 5 ] Он получил приказы в субботу, 23 сентября 1105 года, в «праздник Адомнана ». [ 4 ] От смерти Домнала до рукоположения Селлаха прошло шесть недель. Мартин Холланд предположил, что эта отсрочка была необходима для того, чтобы рукоположение состоялось в субботу- январь сентября. Холланд предполагает, что это может означать, что рассмотрение каноничности в Арме было в «лучшей форме», чем могли бы заставить нас поверить другие источники. [ 6 ]
Действующий епископ Армы Канхомрак О Байгилл умер в 1106 году. Это дало Селлаху возможность объединить аббатскую и епископскую должности, и когда он в том же году посетил Мюнстер , он «принял на себя сан благородного епископа по приказу мужчины Ирландии». [ 7 ] То, что это было сделано в Мюнстере, может свидетельствовать о влиянии Мюрхертаха Уа Бриайна (Мерроу О'Брайан). [ 8 ] по церковным делам. Дублина и Уотерфорда были рукоположены в Кентербери архиепископами Ланфранком Недавние епископы и Ансельмом ; Гилла Патрайк в 1074 году, Доннгус Уа хаинглиу в 1085 году, Самуэль Уа хаинглю и Маэль Ису Уа хаинмайр в 1096 году. Нет никаких указаний на то, что Кентербери участвовал в посвящении Целлаха, и когда Гилле Эспаик был рукоположен в сан первого епископа Лимерика , это было вероятно, сделал Целлах. [ 5 ] Гилла получила письмо от Ансельма, в котором он поздравлял его с возведением на кафедру Лимерика, и не было никаких предположений, что Ансельм считал, что Кентербери пренебрегали или должен был быть в этом замешан. [ 5 ]
Ряд посещений Целлаха в качестве епископа (а позже и архиепископа) записаны в ирландских анналах : он посетил Сенел-неогейн в 1106 году, Мюнстер в 1106 и 1120 годах, Коннахт в 1108 и 1116 годах и Миде в 1110 году. [ 9 ] Записи о посещениях сопровождаются такими формулами, как «и он получил полную дань» или «полностью забрал свои повинности», что указывает на официальный характер церковного подчинения, заложенного в такое посещение. [ примечание 1 ] Селлах также вел переговоры между конкурирующими светскими правителями, в частности между Мюрхертахом Уа Брианом и претендентом на верховный королевский сан Северного Уи-Нейла Домналом Уа Лохлайнном из Сенел-неогайн. Есть записи о том, что Селлах заключил «годовой мир» между этими двумя в записях «Анналов Ольстера» за 1107, 1109 и 1113 годы. [ 10 ]
Во время его правления монастырь св. Церковь Петра и Павла в Арме была вновь основана Имаром, ученым наставником церкви Св. Малахии. Это было первое учреждение в Ирландии, в которое были введены Регулярные каноники Святого Августина. [ 8 ]
Синод Райта Брессаля и Дублина
[ редактировать ]Целлах присутствовал и сыграл заметную роль в Синоде Ратбрисаила в 1111 году. Этот синод под председательством Гиллы Эспаик. [ 11 ] В качестве папского легата , которого посещали пятьдесят епископов, триста священников и более трех тысяч мирян, ознаменовал переход ирландской церкви из монашеской в епархиальную и приходскую церковь. Он основал две метрополии с архиепископствами в Арме и Кашеле. Выдающееся положение было отдано Арме, что сделало Селлаха предстоятелем церкви в Ирландии. Каждая губерния состояла из двенадцати территориальных епархий.
Дублинская кафедра не была включена, поскольку до сих пор Дублин находился под первенством Кентербери. [ примечание 2 ] но, по словам Мартина Холланда, место для этого было оставлено открытым в том смысле, что при Кашеле было объявлено только одиннадцать епархий. [ 12 ] Фланаган, однако, утверждает, что «постановления Синода Райта Брессайля... ...предусматривали включение Дублина в состав недавно созданной соседней епархии Глендалох». [ 3 ]
Когда епископ Дублина Самуил умер в 1121 году нашей эры, Селлах заявил о превосходстве Армы над Дублином. В «Анналах Ольстера» говорится, что он «принял на себя епископство Ат Клиата [Дублин]», и добавляется, что это было «по выбору иностранцев и ирландцев». [ 13 ] т.е. при поддержке как норвежского, так и ирландского населения. В Дублине, очевидно, было какое-то значительное сопротивление этому, однако иподиакон по имени Грен был быстро назначен епископом группой в городе и отправлен в Кентербери, где он был рукоположен архиепископом Ральфом д'Эскюром 2 октября 1121 года. По словам Голландии, он взял Грена. за несколько лет до того, как он получил во владение престол после своего возвращения, но когда он это сделал, Дублин «стоял в стороне от недавно организованной ирландской церкви». [ 12 ] Фланаган дает другую интерпретацию: Грен был принят епископом Дублина в рамках какого-то последующего соглашения, «вероятно, в обмен на признание главенства Целлаха». [ 3 ]
Смерть
[ редактировать ]В 1129 году во время посещения Мюнстера он умер и был похоронен в Лисморе по собственному желанию. Селлаха сменил Маэль Маедок Уа Моргаир . [ 8 ]
Видение Тнугдала
[ редактировать ]В «Визио Тнугдали», написанном около 1149 года, о Целлахе говорится следующее: «Когда святой Руадан замолчал, Тундейл радостно посмотрел вокруг него и увидел святого Патрика Ирландского, одетого в блестящие одежды, рядом со многими епископами, украшенными своими лучшими регалиями. Все они были радостный и не было слышно ни единого вздоха! Среди этой благословенной компании Тундале увидел четырех епископов, которых он узнал. Все они были хорошими людьми, один из них был святой Целлах . бывший архиепископ Армы, сделавший много добра ради Господа нашего. Другим был Малахиас О'Мур, который стал после него архиепископом Армы и раздал все, что имел, бедным. Он основал большое количество церквей и церквей. колледжи, всего сорок четыре, наделили их землей и арендной платой и, таким образом, позволили многим религиозным людям преданно служить Богу, хотя он едва сохранял достаточно для себя, чтобы жить».
Ссылки и примечания
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Его «долги» как Коарба Патраика подробно описаны с помощью блестящих рук за его посещения в 1106 году: «... забрал полную сумму, то есть корову на каждые шесть человек или телку на каждые три или пол-унции за каждые каждые четыре, а также множество приношений». (AU 1106.4) и «унес его полное посещение, т. е. семь коров и семь овец и по пол-унции на каждого кантора в Муму, а также множество ценностей» (AU 1106.6)
- ↑ Однако кафедра Уотерфорда, где действующий епископ Маэль Ису Уа хАинмайр также был рукоположен и принял обет послушания, Кентербери, была перенесена в Лисмор, а Маэль Ису был выбран первым архиепископом Кашела.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ó Фиайч (1969) , стр. 94.
- ^ Ф. Дж. Бирн, «Ирландские короли и верховные короли» , стр. 118, 125.
- ^ Jump up to: а б с д Фланаган (2004), «Селлах (1080–1129)»
- ^ Jump up to: а б АТ 1105.3
- ^ Jump up to: а б с Фланаган, Высокие короли в оппозиции , стр. 914–916.
- ^ Голландия (2005), «Хиротония Целлаха»
- ^ АС 1106.6
- ^ Jump up to: а б с Коулман, Эмброуз. «Арма». Католическая энциклопедия. Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907 г., 8 марта 2014 г.
- ^ AU 1106.4, 1106.6, 1108.3, 1110.12, 1116.1, 1120.4 , AFM 1106.16 1106.17 1110.13 1116.13
- ^ AU 1107,8, 1109,5, 1113,7 и 1113,8.
- ^ Голландия, Гилле (Гилберт) из Лимерика
- ^ Jump up to: а б Голландия (2005), «Церковная реформа...»
- ^ АС 1121,7
Библиография
[ редактировать ]- Анналы Иннисфоллена , CELT: Корпус электронных текстов, 2000 г. , получено 19 марта 2010 г.
- Анналы четырех мастеров , CELT: Корпус электронных текстов, 2002 г. , получено 19 марта 2010 г.
- Анналы Ольстера, 431–1201 гг. Н.э. , CELT: Корпус электронных текстов, 2003 г. , получено 19 марта 2010 г.
- Chronicon Scotorum , CELT: Корпус электронных текстов, 2003 г. , получено 19 марта 2010 г.
- Бирн, Фрэнсис Джон (2001). Ирландские короли и верховные короли (2-е изд.). Дублин: Four Courts Press. ISBN 978-1-85182-196-9 .
- Католик онлайн. «Св. Целлах» . Католик.орг . Проверено 24 сентября 2009 г.
- Фланаган, Монтана (2004). «Целлах (1080–1129)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета, 2004 . Проверено 12 апреля 2010 г.
- Фланаган, Мария Тереза (2005), «Высокие короли с оппозицией, 1072–1166», в Ó Cróinín, Dáíbhí (ред.), Доисторическая и ранняя Ирландия , Новая история Ирландии, том. Я, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 899–933, ISBN 978-0-19-922665-8
- Холланд, Мартин (2005). «Посвящение Целлаха, «Комарбы» Патрика в 1105 году». Сеанчас Ардмхача: Журнал Епархиального исторического общества Армы . 20 (2). Епархиальное историческое общество Армы: 22. doi : 10.2307/29742750 . JSTOR 29742750 .
- Холланд, Мартин (2005). «Гилле (Гилберт) из Лимерика». В Шоне Даффи (ред.). Средневековая Ирландия. Энциклопедия . Абингдон и Нью-Йорк. стр. 198–199.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Холланд, Мартин (2005). «Церковная реформа, Двенадцатый век». В Шоне Даффи (ред.). Средневековая Ирландия. Энциклопедия . Абингдон и Нью-Йорк. стр. 83–86.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - О Фиайх, Томас (1969). «Церковь Армы под мирским контролем». Сеанчас Ардмхача: Журнал Епархиального исторического общества Армы . 5 (1). Епархиальное историческое общество Армы: 75–127. дои : 10.2307/29740756 . JSTOR 29740756 .