Мария Мартинес Сьерра
Мария де ла О Лехаррага Гарсия | |
---|---|
Мария Лехаррага | |
Рожденный | Сан-Мильян-де-ла-Коголья , Ла-Риоха, Испания | 28 декабря 1874 г.
Умер | 28 июня 1974 г. Буэнос-Айрес , Аргентина | ( 99 лет
Национальность | испанский |
Другие имена | Мария Мартинес Сьерра |
Род занятий | писатель, драматург, политик |
Политическая партия | Испанская социалистическая рабочая партия |
Супруг | Грегорио Мартинес Сьерра |
Мария де ла О Лехаррага Гарсия (28 декабря 1874 — 28 июня 1974) драматург — испанская писательница -феминистка , , переводчик и политик. Она сотрудничала со своим мужем Грегорио Мартинесом Сьерра.
Ранние годы
[ редактировать ]Мария де ла О Лехаррага родилась в богатой семье в Сан-Мильян-де-ла-Коголья , деревне в Ла-Риохе. В возрасте четырех лет Мария и ее семья переехали в мадридский район Карабанчель Бахо , потому что ее отец, Леандро Лехаррага, был хирургом и практиковал медицину в Мадриде. Мать Марии де ла О Лехаррага, Нативидад Гарсиа-Гарай, лично заботилась об образовании своих детей и следовала французским образовательным программам.
Мария училась в Asociación para la Enseñanza de la Mujer , где она впервые столкнулась с педагогическими идеями Institución Libre de Enseñanza . Она закончила учебу в области коммерции в 1891 году и стала профессором английского языка в Школе государственного управления и торговли. Мария закончила педагогическое образование в Escuela Normal в Мадриде. Будучи студенткой, Мария де ла О Лехаррага посещала Испано-американский педагогический конгресс, где поддерживала образовательные постулаты Эмилии Пардо Базан . С 1897 по 1907 год работала учителем.
В 1905 году Мария де ла О Лехаррага отправилась в Бельгию со стипендией, которая позволила ей изучить систему образования этой страны. Во время своего пребывания в Бельгии она также узнала о Casas del Pueblo и социалистических тезисах. Однако ее литературные интересы противоречили обществу, в котором она выросла, и она была закрыта для идеи, что женщины могут посвятить себя искусству и науке.
Брак и театральный успех
[ редактировать ]В 1899 году Мария де ла О Лехаррага опубликовала свою первую работу: Cuentos breves , которая была холодно встречена ее семьей. В 1900 году Мария вышла замуж за Грегорио Мартинеса Сьерру , с которым она сотрудничала в качестве соавтора всех пьес, которые публично приписывались только ему одному (она была главным автором пьес, но сюжет обычно согласовывался между обоими). Мария де ла О Лехаррага предпочла использовать имя мужа вместо своего собственного. Это было вызвано тем, что ее семья не соглашалась и не одобряла публикацию ее работ, а также ее карьерой учителя. В 1901 году Мария и ее муж опубликовали Vida Moderna , в которой публиковались как модернисты, так и реалисты.
Одновременно с этим Хуан Рамон Хименес , Грегорио и Мария основали Helios (1903–1904), журнал, посвященный поэтическому модернизму, где они публиковали, среди прочего, Эмилию Пардо Базан , Антонио Мачадо , Хасинто Бенавенте и братьев Кинтеро . В 1907 году они также основали журнал Renacimiento , небольшой, но качественный. Это сотрудничество укрепило (глубокую) дружбу между Лехаррагой и Хуаном Рамоном Хименесом. Оба издания были в курсе европейских литературных тенденций. Лехаррага был полиглотом и был тем, кто сделал большую часть английских переводов, а также несколько французских переводов, появившихся в Renacimiento .
Мария де ла О оставила преподавательскую работу и в 1908 году взяла отпуск, чтобы полностью посвятить себя литературе. Ее пьеса Canción de cuna , премьера которой состоялась в 1911 году, получила награду Real Academia Española как лучшее произведение театральной сессии 1910–1911 годов. Из всех пьес, поставленных в Мадриде, не менее 20 были пьесами, написанными Марией. де ла О Лехаррага. Кроме того, «Compañía comico-dramática Martínez Sierra» под руководством ее мужа не только выступала в Испании, но и совершила несколько турне по Франции , Великобритании , США и Латинской Америке . Имена Марии и Грегорио появлялись в программах выступлений. Мария также руководила театром своего мужа, Teatro Lara, когда Грегорио отсутствовал.
Мария де ла О Лехаррага также сотрудничала с известными писателями, такими как Эдуардо Маркина в его произведении «Павлин» и Карлос Арничеш в «Девочке-кошке» , которая позже была показана в кино. В 1914 году Мария де ла О Лехаррага поставила «Марго» на музыку Хоакина Турины — трёхактную лирическую драму .
И Мария, и ее муж познакомились с Мануэлем де Фальей в Париже в 1913 году по просьбе Хоакина Турины . Когда Фалья вернулся в Мадрид, они начали сотрудничать в различных проектах, включая «Эль амор брухо» , премьера которого состоялась в 1915 году в Мадридском театре Лара с Пасторой Империо в главной роли. «Эль амор брухо» объединил музыку и танец Мануэля де Фальи и сценарии Марии де ла О Лехаррага.
Феминизм и политика
[ редактировать ]В 1920-е и 1930-е годы Лехаррага принимала активное участие во многих группах феминистских активисток. Она стала секретарем испанского отделения Международного союза избирательного права женщин . Когда в 1930 году был сформирован Женский альянс за гражданское образование, она была первым президентом. На всеобщих выборах в Испании 1933 года Мария Лехаррага была избрана в Конгресс в качестве представителя Социалистической партии от Гранады . [ 1 ] В середине 1933 года Всемирный комитет против войны и фашизма направил делегацию в Испанию, чтобы связаться с женщинами, заинтересованными в создании местного отделения. Долорес Ибаррури , Энкарнасьон Фуйола , Лусия Барон и Ирен Фалькон сформировали Национальный комитет женщин против войны и фашизма. Мария Лехаррага помогла им связаться с женщинами-республиканками и социалистками по этому поводу. [ 2 ]
Мария Лехаррага подала в отставку из парламента после жестких действий правительства во время забастовки астурийских шахтеров в 1934 году . В начале гражданской войны в Испании отправило ее в Швейцарию (1936–39) республиканское правительство в качестве коммерческого атташе. В 1938 году она переехала во Францию , затем переехала в Нью-Йорк , Лос-Анджелес , Мексику и, наконец, в 1953 году в Буэнос-Айрес , Аргентина , где она умерла там в бедности в 1974 году. [ 1 ]
Изгнание и смерть
[ редактировать ]После смерти Мартинеса Сьерры она опубликовала мемуары под названием Gregorio y yo («Грегорио и я», 1953), в которых приводит доказательства авторства.
Мария работала переводчиком всю свою жизнь – от первых анонимно опубликованных переводов (Libreria extranjera de Leonardo Williams, Vida Moderna, Helios) и переводов, опубликованных под именем Мария Мартинес Сьерра для издательства Garnier в начале 1900-х годов, до многих театральных переводы, изданные под именем ее мужа с 1915 по 1930 год, [ 3 ] а также переводы прозы и театра, опубликованные во время ее изгнания в Аргентине (1950–1974), которые помогали ей зарабатывать на жизнь до самой смерти. Как она сказала в письме Марии Лакрампе в 1962 году: [ 4 ] «Перевод для писателя, знакомого с делом, — это изысканная форма лени. Другой — чтение».
Плагиат от Уолта Диснея
[ редактировать ]Лехаррага через своего переводчика Коллис Портнофф отправила в 1951 году Уолту Диснею рукописный рассказ «Мерлин и Вивиана» , в котором она рассказывает историю о Собаке, влюбившейся в тщеславную кошку, пытаясь выяснить, понравится ли ему это для фильма. Два месяца спустя Дисней отправил его обратно. В 1955 году состоялась премьера фильма «Женщина и бродяга» , в котором было некоторое сходство. В письме переводчик рассказывает об этом: «Мы отправили его Уолту Диснею, подержали пару месяцев и вернули, сказав, что незапрошенных сценариев не берут. Позже сняли фильм « Леди и бродяга» , который была та же история, только кошку поменяли на собаку. На этот раз я не хотел протестовать: «Зачем?». [ 5 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Рассказы (1899)
- Женщины до республики (1931)
- Женщина на дорогах Испании (1952)
- Грегорио и я (1953)
- Путешествия капли воды (1954)
- Вечеринка на Олимпе (1960)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мангини Гонсалес 1995 , с. 36.
- ^ Родриго 2014 , с. 206.
- ^ Агилера Састре, 2012 г.
- ^ Хранится в Fundación Ortega y Gasset, Мадрид.
- ^ Перес, Ева Диас (17 сентября 2018 г.). «Великая писательница, стершая свое имя» . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Проверено 9 января 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Манджини Гонсалес, Ширли (1995). Воспоминания о сопротивлении: женские голоса во время гражданской войны в Испании . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-05816-1 . Проверено 20 марта 2015 г.
- Мартинес Сьерра, Мария (1953). Грегорио и я: полвека сотрудничества . Мексика: Гандеса.
- О'Коннор, Патрисия Уокер (1977). Грегорио и Мария Мартинес Сьерра . Бостон, Массачусетс: Издательство Twayne. ISBN 9780805762525 .
- Родриго, Антонина (17 декабря 2014 г.). Женщины за историю (на испанском языке). Потому что. ISBN 978-84-96357-29-7 . Проверено 20 марта 2015 г.
- Агилера Састре, Хуан (2012). Мария Мартинес Сьерра, переводчик: прочтение современного театра . АЛЕК 37, нет. 2.
- 1874 рождений
- 1974 смертей
- Люди из Ла-Риохи
- Политики Испанской Социалистической рабочей партии
- Испанские драматурги и драматурги
- Испанские женщины-драматурги и драматурги
- Испанские феминистки
- Испанские социалистические феминистки
- Изгнанники гражданской войны в Испании в Швейцарии
- Похороны на кладбище Ла Чакарита
- Изгнанники гражданской войны в Испании в Мексике
- Изгнанники гражданской войны в Испании в Аргентине
- Изгнанники гражданской войны в Испании в Соединенных Штатах
- Изгнанники гражданской войны в Испании во Франции
- Члены Конгресса депутатов Второй Испанской республики