Иностранный агент
— Иностранный агент это любое физическое или юридическое лицо, активно осуществляющее интересы иностранного принципала, находясь в другой принимающей стране, как правило, за пределами защиты, предлагаемой тем, кто работает в своем официальном качестве в дипломатической миссии .
Иностранные агенты могут быть гражданами принимающей страны. В современном английском языке этот термин имеет в целом уничижительный оттенок. В некоторых странах можно предположить, что тайный иностранный агент, также известный как секретный агент иностранного правительства, занимается шпионажем .
Законность
[ редактировать ]В некоторых странах существуют формальные процедуры легализации деятельности иностранных агентов, действующих открыто. Законы, касающиеся иностранных агентов, сильно различаются в разных странах, и внутри стран может преобладать избирательное правоприменение , исходя из предполагаемых национальных интересов .
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В Соединенных Штатах Закон о регистрации иностранных агентов (FARA) 1938 года дал широкое и подробное определение «иностранного агента». [1] Есть три необходимых компонента, которые можно считать иностранным агентом в соответствии с FARA. Во-первых, чтобы считаться иностранным агентом, юридическое или физическое лицо должно действовать в качестве агента, представителя, сотрудника, служащего или в любом другом качестве по приказу, просьбе или под руководством или контролем. Понятие «просьба» является широким и находится между приказом и просьбой. Во-вторых, деятельность должна осуществляться по приказу, просьбе или под руководством или контролем иностранного принципала или лица, деятельность которого «прямо или косвенно контролируется, направляется, контролируется, финансируется или субсидируется полностью или в значительной части иностранный принципал». В-третьих, деятельность агента в Соединенных Штатах должна включать: участие в политической деятельности (подразумевается любая деятельность, которая, как полагают, или направлена на влияние на правительство или общественность США в отношении политики США или других иностранных интересов), действия в качестве рекламного агента или политического консультанта в интересах иностранного принципала, вымогательство, сбор или выплата денег или других ценных вещей в интересах иностранного принципала или представление интересов иностранного принципала перед любым агентством или должностным лицом правительства США. Закон также содержит несколько исключений из того, какие действия могут привести к квалификации иностранного агента. [2] [3]
В тексте FARA прямо не указывается, достаточно ли финансирования для создания агентства. Позиции по этому вопросу менялись, что также отражено в прецедентном праве. В первом докладе Конгрессу о FARA Генеральный прокурор заявил, что агентом является лицо, финансируемое иностранным принципалом. В двух судебных решениях 1943 года подчеркивалось, что регистрация издателя в качестве агента может быть оправдана, если иностранный принципал заплатил за конкретные публикации. [4]
Однако в 1980 году суд постановил, что получение « добросовестной субсидии» из иностранного источника не делает получателя иностранным агентом, если только не установлено иностранное управление или контроль. В 1981 году по другому делу апелляционный суд установил, что даже идентичное руководство и финансовые связи были недостаточны для вынесения решения в упрощенном порядке, и требовалось полное судебное разбирательство, поскольку простого предоставления средств было недостаточно и что «[никаких] запросов, приказов, команда или директива когда-либо были показаны». В 2020 году Национальной федерации дикой природы было приказано зарегистрироваться в качестве иностранного агента, поскольку полученные ею гранты были связаны с конкретными программами, которые она должна была осуществить, поэтому она подпадала под «запрос». Таким образом, простое финансирование не является необходимым, а требуется дополнительный «просьба, приказ, команда или директива». Для его установления необходимо доказать, что реципиент действует не полностью независимо от дарителя, поэтому необходимо доказывание дополнительных согласований. [5] Тем не менее, иностранное финансирование все же может создать необходимое агентство, если зависимость НПО от конкретного иностранного донора настолько высока, что донор может поручить большую часть работы. Это может означать требования доноров о финансировании и постоянном контроле за использованием средств, что будет подпадать под «запрос». Требуемое действие должно быть понятно обеим сторонам. Помимо общей зависимости от доноров, необходимо установить особый уровень контроля. Кроме того, даже если доноры поддерживают конкретные программы, возникает вопрос, были ли запрошены конкретные действия, и, в случае, если эти конкретные мероприятия финансируются, необходимо выяснить, когда внутренние действия завершаются и когда деятельность можно охарактеризовать как проводимую от имени иностранный принципал. [6]
Согласно FARA, иностранный принципал должен определять повестку дня (а не НПО, свободно выбирающие область своей работы), а доноры должны иметь основной интерес в деятельности. Однако, с другой стороны, принятие определенного требования можно охарактеризовать как не что иное, как согласие с точкой зрения донора и недостаточное для создания агентства. Тем не менее, можно считать, что доноры оказывают значительное влияние на реципиента, когда иностранное финансирование НПО является для него экономической необходимостью и на самом деле у него нет особой свободы выбора. Таким образом, политика финансирования донора может служить основанием для регистрации агентства. [7]
Таким образом, иностранное финансирование может служить основанием для регистрации НПО в качестве агентов в соответствии с FARA. Однако точный порог необходимого контроля со стороны иностранных доноров трудно точно определить. Одной лишь зависимости от доноров будет недостаточно, и необходимо установить особые отношения между НПО и донорами. [8]
FARA также требует регистрации посредников, а НПО могут выступать в качестве «посредников», когда они получают иностранное финансирование и нанимают сотрудников. Второй округ постановил, что для того, чтобы считаться посредником, требуется гораздо больший контроль, чем для того, чтобы считаться просто агентом, а это означает, что необходимо доказать значительные объемы финансирования. Посреднику необходимо зарегистрироваться только в том случае, если он достаточно связан с принципалом. Таким образом, НПО могут стать посредниками, когда у них особенно прочная связь с донором. Одно только финансирование может гарантировать это, когда иностранный принципал может «сделать или разрушить» организацию из-за того, насколько большая часть доходов НПО состоит из иностранного финансирования. Четкого порога не существует, но предложенная в 1990-х годах поправка предлагала 50%. Хотя он и не был принят, формулировка FARA предполагает большую часть финансов, то есть 50%. [9]
Закон FARA был принят в 1938 году для противодействия нацистской пропаганде . [10] Иногда утверждается, что этот закон используется для того, чтобы нацелить страны, находящиеся в немилости у администрации. [11] В 2021 году Американская ассоциация юристов (ABA) призвала к реформе FARA, включая «переименование FARA и иную замену термина «агент иностранного принципала» термином, который вызывает меньше стигмы и вызывает меньше путаницы. ". [12]
Россия
[ редактировать ]В соответствии с российским законом об иностранных агентах, принятым в 2012 году, неправительственные организации , средства массовой информации и частные лица должны обозначать себя «иностранными агентами» во всех внешних коммуникациях, если они занимаются «политической деятельностью» (термин в широком смысле слова) и получают любые иностранные агенты. финансирование. В частности, он требует от всех, кто получает «поддержку» или «влияние» из-за пределов России, зарегистрироваться и объявить себя «иностранными агентами». [13] Фраза «иностранный агент» (по-русски: иностранный агент) на русском языке прочно ассоциируется со шпионажем времен холодной войны. [ нужна ссылка ]
Первоначально закон сравнивали с FARA. [14] хотя с тех пор его сфера действия была значительно расширена и теперь включает всех, кто получил иностранную поддержку любого рода или когда-либо был «связан» с иностранными субъектами; [15] зарегистрированным лицам также запрещено получать государственное финансирование, преподавать в государственных университетах или работать с детьми. [16] Несоблюдение влечет за собой юридические последствия. Тем не менее, многие правозащитные организации сопротивлялись этому требованию, и в 2014 году в закон были внесены поправки, разрешающие Министерству юстиции регистрировать организации в качестве иностранных агентов без их согласия. [17]
Грузия
[ редактировать ]В 2023 году «Народная власть» и «Грузинская мечта» проект нового закона об иностранных агентах представили в парламент Грузии . Это вызвало грузинские протесты 2023–2024 годов . Законопроект предлагает всем неправительственным организациям и средствам массовой информации раскрыть источники своего финансирования и зарегистрироваться в качестве "агентов иностранного влияния", если они получают более 20% своего финансирования из-за границы. Президент Грузии Саломе Зурабишвили поддержала протестующих и заявила, что наложит вето на законопроект. [18] [19] [20] Парламент отозвал законопроект после протестов. [21] [10] Законопроект был вновь внесен на рассмотрение в апреле 2024 года, и глава правящей партии Мамука Мдинарадзе назвал причиной «продолжающееся обращение фондов для подкупа» и необходимость прозрачности. [22] Законопроект был принят парламентом 14 мая и стал законом. [23] [24]
Венгрия
[ редактировать ]13 июня 2017 года Национальное собрание Венгрии приняло Закон № LXXVI от 2017 года о прозрачности организаций, получающих поддержку из-за границы. Закон требовал, чтобы «ассоциации и фонды», которые ежегодно получают из-за границы не менее 7,2 миллиона форинтов , раскрывали источники своего финансирования, регистрировались в суде как «организация, получающая иностранное финансирование» и указывали этот ярлык на своем веб-сайте и в публикациях. Нарушения привели к штрафам и, в конечном итоге, к лишению юридического статуса организации.
18 июня 2020 года Европейский суд постановил, что закон нарушает законодательство Европейского Союза , «вводя дискриминационные и неоправданные ограничения», нарушая свободное движение капитала и другие гарантированные права. [25] [26] Закон отменили в 2021 году.
Австралия
[ редактировать ]Австралии Закон о схеме прозрачности иностранного влияния (FITSA), принятый в декабре 2018 года, основан непосредственно на FARA и был разработан в сотрудничестве с Министерством юстиции США. [27] Как и его американский аналог, FITSA устанавливает обязательства по регистрации для физических и юридических лиц, которые осуществляют определенную деятельность, направленную на «политическое или правительственное влияние» от имени иностранных принципов. Закон налагает на бывших членов кабинета министров пожизненное обязательство регистрировать любую деятельность, которую они предпринимают от имени иностранного принципала, если не применяется исключение. [28]
Канада
[ редактировать ]С 2021 года Канада рассматривает возможность создания реестра иностранных агентов по образцу законов США и Австралии о раскрытии информации. [29] По состоянию на август 2022 года Сенат рассматривал законопроект S-237 « Закон о создании реестра иностранного влияния», который будет публично называть всех федеральных лоббистов, действующих от имени «иностранного правительства, физических или юридических лиц, связанных с иностранным правительством», и требовать раскрытия информации. платежей и личности иностранных клиентов, с наказанием в виде штрафа на сумму до 200 000 долларов и двухлетнего тюремного заключения. [30] В отличие от FARA, предлагаемый закон подчеркивает деятельность от имени правительств, а спонсор Лео Хусакос из Квебека заявляет, что он «[разоблачит] тех, кто стремится оказывать влияние от имени иностранных режимов» и «таких стран, как» Китай, Иран и Россия. [30]
Евросоюз
[ редактировать ]В марте 2023 года сообщалось, что Европейская комиссия работает над законом об иностранных агентах, который потребует от коммерческих и некоммерческих организаций Европейского Союза раскрывать информацию о финансировании за пределами ЕС в отношении таких транзакций, как оплата академического обучения. Этот закон был направлен на сдерживание влияния России и Китая и ограничение коррупционных скандалов, таких как Катаргейт . Предварительный вопросник, который должен был использоваться для оценки воздействия, был разослан НПО от имени Европейской комиссии. Предполагается, что это законодательство будет создано по образцу законов США и Австралии о раскрытии информации. [31]
Украина
[ редактировать ]16 января 2014 года на фоне Евромайдана протестов в Украине был принят пакет законов , которые определили иностранного агента как общественное объединение, получающее финансирование от иностранных государств, иностранных и международных неправительственных организаций, а также лиц, не являющихся граждан Украины и участвует в политической деятельности на территории Украины. Согласно закону, иностранные агенты должны были быть зарегистрированы, подвергнуты строгому контролю и дополнительным налоговым мерам. 2 февраля 2014 года соответствующий закон был отменен.
Босния и Герцеговина
[ редактировать ]Республика Сербская
[ редактировать ]Законодательство, аналогичное Закону США о регистрации иностранных агентов, было принято в Республике Сербской . [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кодекс США, заголовок 22, глава 11, подраздел II § 611: Определения
- ^ «Закон о регистрации иностранных агентов (FARA): правовой обзор» . Исследовательская служба Конгресса . 9 марта 2023 г. Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ «Индекс и закон FARA» . Министерство юстиции США . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Нэгеле 2023 , стр. 52–53.
- ^ Нэгеле 2023 , с. 54.
- ^ Нэгеле, 2023 , стр. 55–56.
- ^ Нэгеле 2023 , с. 56.
- ^ Нэгеле 2023 , с. 57.
- ^ Нэгеле, 2023 , стр. 58–60.
- ^ Jump up to: а б Мегрелидзе, Софико (10 марта 2023 г.). «Грузия отменила закон об иностранных агентах после массовых протестов» . Ассошиэйтед Пресс .
- ^ Джеймс Шанахан, Пропаганда без пропагандистов?: шесть тематических исследований в пропаганде США, Hampton Press, 2001, стр. 108: «Поиск Министерства юстиции тех, кто не может точно раскрыть свои отношения с иностранными группами и соблюдением FARA, носит избирательный характер».
- ^ Лауфман, Дэвид Х.; Сандерсон, Мэтью Т. (16 июля 2021 г.). «FARA: Проблемы и рекомендации по реформе» . Политик . п. 6.
- ^ «Путин подписывает расширенный закон об иностранных агентах» . «Москва Таймс» . 14 июля 2022 г. Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ «Россия планирует зарегистрировать НПО-иностранных агентов» . Хранитель . 2 июля 2012 г. Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ «Предлагаемый российский закон расширяет правила об «иностранных агентах»» . Комитет по защите журналистов . 28 июня 2022 г. Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ «Путин подписал расширенный закон об иностранных агентах» . «Москва Таймс» . АФП. 14 июля 2022 г. Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ Россия: Правительство против правозащитных групп Human Rights Watch 2015
- ^ «Грузинская полиция применила слезоточивый газ во время протестов против закона об «иностранных агентах» . Рейтер . 7 марта 2023 г. – через www.reuters.com.
- ^ «Грузины протестуют против законопроекта о СМИ и некоммерческих организациях» . Новости АВС .
- ^ «Тысячи людей протестуют против грузинского законопроекта об «иностранных агентах»» . Новости Би-би-си . 8 марта 2022 г. Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ Кирби, Пол (9 марта 2023 г.). «После протестов Грузия отменяет закон об иностранных агентах» . Новости Би-би-си .
- ^ «Депутат Мдинарадзе: Государство вынуждено решить проблему непрозрачного финансирования; законопроект нацелен на все иностранные источники финансирования, включая Россию» . Первый канал . 15 апреля 2024 года. Архивировано из оригинала 12 мая 2024 года . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ «Шалва Папуашвили: Сегодня я подписал Закон о прозрачности иностранного влияния, основная цель которого подразумевает повышение устойчивости политической, экономической и социальной систем Грузии без внешнего вмешательства» . Парламент Грузии . 3 июня 2024 г. Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ «Парламент принял в третьем чтении законопроект «О прозрачности иностранного влияния» . 1-й канал. 14 мая 2024 года. Архивировано из оригинала 14 мая 2024 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ «КУРИЯ - Документы» . curia.europa.eu . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ «Закон Венгрии об иностранном финансировании НПО признан нарушением правил ЕС» . АП НОВОСТИ . 18 июня 2020 г. Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Драффен, Крис; Нг, Йи-Фуи (2020). « Схемы регистрации иностранных агентов в Австралии и США: объем, риск и ограничения прозрачности » (PDF) . Юридический журнал Университета Нового Южного Уэльса. 43 (4): 1101–1136.
- ^ «ParlInfo — Законопроект о схеме прозрачности иностранного влияния, 2018 г.» . parlinfo.aph.gov.au . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ «Иностранное вмешательство – Реестр иностранных агентов» . www.publicsafety.gc.ca . Общественная безопасность Канады. 20 августа 2021 г. Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Бывший руководитель CSIS говорит, что канадские политики получают зарплату от иностранных агентов» . Эдмонтонсан . Проверено 13 сентября 2022 г.
- ^ «Закон ЕС об иностранных агентах пугает НПО» . Политик . Проверено 03 августа 2023 г.
- ^ «Венецианская комиссия и ОБСЕ критикуют законопроект боснийских сербов об «иностранных агентах»» . Балканский взгляд . Проверено 03 августа 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Нэгеле, Карл Александр (11 июля 2023 г.). Неправительственные организации как иностранные агенты – Иностранное финансирование НПО во внутреннем и международном праве (PDF) .