Хункпапа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |

Хункпапа группа, один из ( лакота : Húŋkpapa ) — индейская семи советов племени лакота . Имя Хукпапа — слово лакота , означающее «Глава круга» (одно время название племени было представлено в европейско-американских записях как Хонкпапа ). По традиции, Хукпапа располагали свои ложи у входа в круг Великого Совета, когда сиу собирались на созыв. [ 1 ] Они говорят на языке лакшота , одном из трех диалектов языка сиу .
История в 19 веке
[ редактировать ]Семьсот пятьдесят всадников Янктон , Янктонай и Лакота присоединились к шести ротам Шестого пехотного полка и 80 звероловам в нападении на индейскую деревню арикара в Гранд-Ривер (ныне Южная Дакота) в августе 1823 года, названном Войной Арикара . Члены племени лакота, часть из которых называлась «Анкпапат», были первыми коренными американцами, сражавшимися в войнах с американскими индейцами вместе с войсками США к западу от Миссури. [ 2 ]
Возможно, они сформировались как племя внутри лакота сравнительно недавно, поскольку первое упоминание о хункпапа в европейско-американских исторических записях относится к договору 1825 года.
Подписав договор 1825 года, хункпапа и Соединенные Штаты обязались поддерживать «дружбу, существовавшую до сих пор». Своим знаком «х» вожди также признали превосходство Соединенных Штатов. [ 3 ] Неизвестно, действительно ли они поняли текст документа. Представители США вручили медаль Маленькому Белому Медведю, который, как они поняли, был главным вождем хункпапа; они не осознавали, насколько децентрализованной была власть коренных американцев. [ 4 ]
Законом о вакцинации индейцев 1832 года Соединенные Штаты взяли на себя ответственность за прививку индейцев от оспы . Некоторые посетители Хункпапы, возможно, получили пользу от вакцинации доктором М. Мартином около 900 южных лакота (подразделения не названы) в истоках Медисин-Крик той осенью. [ 5 ] Когда в 1837 году разразилась оспа, она поразила Хункпапа как самую северную дивизию Лакота. Потери, однако, могли составить менее ста человек. [ 6 ] В целом, хункпапа, похоже, меньше пострадали от новых болезней, чем многие другие племена. [ 7 ]
Границы территории индейцев Лакота были определены в общем мирном договоре, заключенном возле форта Ларами летом 1851 года. Договор подписали лидеры восьми различных племен, часто враждующих друг с другом и каждое из которых претендует на большие территории. Соединенные Штаты были девятым участником этого соглашения. Территория индейцев кроу включала участок земли к северу от Йеллоустона, а река Литл-Бигхорн протекала через центр страны кроу (ныне Монтана). Договор определяет земли Арикара, Хидатса и Мандан как общую территорию к северу от реки Харт, частично окруженную рекой Миссури (ныне Северная Дакота). [ 8 ]
Вскоре хункпапа и другие сиу напали на арикара и два других так называемых деревенских племени, как они это делали в прошлом. К 1854 году эти три опустошенных оспой племени обратились за защитой к армии США, и они неоднократно делали это почти до конца межплеменной войны. [ 9 ] В конце концов хункпапа и другие лакота взяли под свой контроль территорию трех племен к северу от реки Харт, вынудив жителей деревни жить в деревне, подобной рыбацкому крючку, за пределами их договорных земель. Лакота в основном контролировали оккупированную территорию до 1876–1877 годов. [ 10 ]
Генерал армии Соединенных Штатов Уоррен оценил численность населения хункпапа лакота в 1855 году примерно в 2920 человек. Он описал их территорию как простирающуюся «от Большого Шайенна до Йеллоустона и на запад до Блэк-Хиллз . Он утверждает, что раньше они часто вступали в брак с Шайенны » . Он отметил, что они совершали набеги на поселенцев вдоль реки Платт . [ 1 ] Помимо ведения войны, они понесли значительные потери из-за контактов с европейцами и заражения евразийскими инфекционными болезнями , к которым у них не было иммунитета .
Хункпапа оказали вооруженную поддержку некоторым своим дальним родственникам среди санти-сиу во время крупномасштабного сражения у горы Киллдир в 1864 году с войсками США под командованием генерала А. Салли. [ 11 ]
Резервация Великая Сиу была создана в соответствии с новым договором в 1868 году. [ 12 ] Лакота согласились на строительство «любой железной дороги» за пределами своей резервации. Соединенные Штаты признали, что «страна к северу от реки Норт-Платт и к востоку от вершин гор Биг-Хорн» является непроданной или уступленной территорией Индии. [ 13 ] Эти охотничьи угодья на юге и западе нового владения Лакота использовались в основном сикангу (брюле-сиу) и оглала , жившими неподалеку.
«Свободные банды» Хункпапы предпочитали разбивать палаточные лагеря за пределами непроданных территорий. Они сыграли ведущую роль в расширении на запад ареала, используемого лакота в конце 1860-х - начале 1870-х годов, за счет других племен. В поисках буйволов Лакота регулярно оккупировали восточную часть резервации индейцев Кроу вплоть до реки Бигхорн, иногда даже совершая набеги на Агентство Кроу , как они это сделали в 1873 году. [ 14 ] Лакота оказали давление на индейцев кроу до такой степени, что они отреагировали так же, как и другие небольшие племена: они призвали армию США вмешаться и принять меры против захватчиков. [ 15 ]
В конце лета 1873 года хункпапа смело атаковали Седьмую кавалерию на территории Соединенных Штатов к северу от Йеллоустона. Войска Кастера сопровождали сюда группу геодезистов железной дороги из-за аналогичных атак годом ранее. [ 16 ] Такие сражения, как Хонсингер-Блафф и Пиз-Боттом, происходили на земле, купленной Соединенными Штатами у племени Кроу 7 мая 1868 года. [ 17 ] Эти постоянные нападения и жалобы американских коренных жителей побудили комиссара по делам индейцев оценить полную ситуацию на северных равнинах. Он сказал, что недружелюбные лакота, бродящие по землям других людей, должны быть «вынуждены военными войти в резервацию Великих сиу». [ 18 ] Это было в 1873 году, то есть за год до открытия золота в Блэк-Хиллз, но правительство США предприняло действия по этой концепции только три года спустя.
Хункпапа были среди победителей в битве при Литтл-Бигхорне в резервации индейцев кроу в июле 1876 года. [ 19 ]
С 1880-х годов большинство хункпапа жили в индейской резервации Стэндинг-Рок (в Северной и Южной Дакоте). Он включает в себя земли вдоль реки Гранд, которые использовались индейцами арикара в 1823 году; Хункпапа «завоевали Запад» на полвека раньше белых. [ 20 ]
В 1870-х годах, когда коренные американцы Великих равнин воевали с Соединенными Штатами , хункпапа возглавлял Сидящий Бык в боях вместе с оглала лакота . Они были одними из последних племен, ушедших в резервации. К 1891 году большая часть хункпапа лакота, около 571 человека, проживала в индейской резервации Стэндинг-Рок в Северной и Южной Дакоте . С тех пор их не считали отдельно от остальных лакота.
Население в 19 веке
[ редактировать ]По оценкам, в 1805 году население Хункпапа составляло около 1600 мужчин, женщин и детей, что соответствовало 160 типи. Миграция Шихасапа и Санс-Арк в лагеря Хункпапа в 1840-х годах удвоила количество типи в 1849 году. С высоты 1855 года, когда было 360 домиков, следующие десятилетия были отмечены небольшим спадом. Снижение было выше в процентном отношении к общей численности населения Лакота. В 1855 году общее количество лож составляло около 2000. Пятнадцать лет спустя в лагерях Хункпапа было создано только 315 типи из 2400. [ 21 ]
Известные люди Хункпапа Лакота
[ редактировать ]- Уильям «Ястреб» Бердсхед , основатель Движения за жизнь коренных народов, филантроп
- Мария Желтая Лошадь Храброе Сердце , социальный работник Хункпапа, ответственная за разработку моделей исторических травм и вмешательств для коренных американцев.
- Барбара Мэй Кэмерон , фотограф, поэтесса, писательница и правозащитница
- Чехуп Челюсть (Чехупа) (ок. 1853–1924), зимнего графа хранитель Хункпапа и художник Леджера Амидон Леджер, Макнидер Леджер
- Дана Клэкстон (1959 г.р.), кинорежиссер, фотограф и художник-перформанс
- Роберт «Три» Коди , флейтист; зарегистрированный член Марикопа племени
- Хэ Топа (Четыре рога), вождь XIX века.
- Военный вождь Иромагаджа (Бегущий на лице) сражается в битве при Литтл-Бигхорне
- Афина ЛаТоча , художник
- Энни Литтл Уорриор (1895–ок. 1966), художница из Стэндинг-Рока, Северная Дакота. [ 22 ]
- Одежда Махто ( Медвежье ребро ), вождь XIX века.
- Зан МакКларнон , актер, мать которого — Хункпапа Лакота; имел постоянную роль в сериале «Лонгмайр» . среди других работ
- Эмбер Мидтандер , актриса
- Они Сапа ( Черная Луна ), вождь 19 века.
- Томи Кей Филлипс , президент колледжа Сидящего Быка
- Физи или Пиджи ( Гал ), военачальник и один из командиров битвы при Литтл-Бигхорне.
- Тгатанка Иётаке ( Сидящий Бык ), вождь и лидер лакота, сражавшийся против армии США за то, чтобы держаться подальше от резерваций в 19 веке. [ 1 ]
- Тцашина Мани ( Женщина в движущемся халате ), участвовала в битве при Литл-Биг-Хорне.
- Тгатцока Оньяке ( Бегущая антилопа ), вождь хункпапа и советник Сидящего Быка
- Вабли Аютепивинь ( Женщина-Орел ) (1820–1888), дипломат двух чайников и хункпапа, торговец и борец за мир.
- Лорел Вермиллион , президент колледжа Сидящего Быка
- Эрни ЛаПойнт , солнечный танцовщик, писатель и одор. Он правнук Сидящего Быка.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «История индейского племени хункпапа сиу» , Справочник американских индейцев , 1906 г., содержится в Access Genealogy, по состоянию на 9 декабря 2009 г.
- ^ Робинсон, Доан: Официальная переписка, относящаяся к экспедиции Ливенворта в Южную Дакоту в 1823 году для завоевания индейцев Ри. Исторические коллекции Южной Дакоты , Том. 1 (1902), стр. 179–256. Мейер, Рой В.:;;Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары;;. Линкольн и Лондон, 1977, стр.54.
- ^ Капплер, Чарльз Дж.: Дела Индии. Законы и договоры . Вашингтон, 1904, Том 2, стр. 235. «ДЕЛА ИНДИИ: ЗАКОНЫ И ДОГОВОРЫ. Том 2, Договоры» . Архивировано из оригинала 3 июля 2016 г. Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ Дженсен, Ричард Э. и Джеймс С. Хатчинс: Колесные лодки на Миссури. Журналы и документы экспедиции Аткинсона-О'Фаллона, 1824-26 гг . Хелена и Линкольн, 2001, стр.128.
- ^ Тримбл, Майкл К.: «Программа прививки 1832 года на реке Миссури». В Верано, Джон В. и Д. Х. Убелакер (редакторы): Болезни и демография в Америке . Вашингтон и Лондон, 1992, стр. 257–264.
- ^ Брэй, Кингсли М.: «История населения Тетон-сиу, 1655-1881». История Небраски , лето 1994 г., Том. 75, № 2, с. 178, столбец II.
- ^ Брей (1994), «История населения тетон-сиу, 1655-1881», стр.184, столбец II.
- ^ Капплер, Чарльз Дж.: Дела Индии. Законы и договоры . Вашингтон, 1904. Том. 2, с. 594. http://digital.library.okstate.edu/kappler/Vol2/treaties/sio0594.htm. Архивировано 12 августа 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары . Линкольн и Лондон, 1977, с. 106.
- ^ Мейер (1977), Деревенские индейцы , стр. 110-133.
- ^ Ларсон, Роберт В.: «Последний бой Галла», Ежеквартальный журнал военной истории , осень 2009 г., 22, 2, стр. 46. Скотт, Ким Аллен и Кен Кемпке: «Путешествие в сердце тьмы. Джон В. Райт и война против сиу, 1863–1865», Монтана, Западный журнал , Vol. 50, № 4 (зима 2000 г.), стр. 2–17.
- ^ Капплер, Чарльз Дж.: Дела Индии. Законы и договоры. Вашингтон, 1904. Том. 2, стр. 998-1003. «ДЕЛА ИНДИИ: ЗАКОНЫ И ДОГОВОРЫ. Том 2, Договоры» . Архивировано из оригинала 26 ноября 2011 г. Проверено 7 октября 2013 г.
- ^ Капплер, Чарльз Дж.: Дела Индии. Законы и договоры . Вашингтон, 1904. Том. 2, с. 1002.
- ^ Линдерман, Фрэнк Б.: Множество удачных ходов. Глава Ворон . Линкольн/Лондон, 1962, стр. 135–137. Алжир, Кейт: Ворона и орел. История племени от Льюиса и Кларка до Кастера . Колдуэлл, 1993, стр. 320–326. Макгиннис, Энтони: Подсчет переворота и резка лошадей. Межплеменная война на Северных равнинах, 1738-1889 гг . Эвергрин, 1990, с. 137. Хокси, Фредерик Э.: Парад через историю. Создание нации ворон в Америке, 1805-1935 гг . Кембридж, 1995, стр. 106–109. Серийный номер 1607. 43. Конгресс, 1-я сессия, Исполнительный документ Палаты представителей, № 89, стр. 22-23.
- ^ Хокси, Фредерик Э.: Парад через историю. Создание нации ворон в Америке, 1805-1935 гг . Кембридж, 1995, с. 106. Эверс, Джон К.: «Межплеменная война как предшественник индейско-белой войны на Великих северных равнинах», Western Historical Quarterly , Vol. 6, № 4 (октябрь 1975 г.), стр. 397–410. Серийный набор 1607, 43. Конгресс, 1-я сессия, Исполнительный документ Палаты представителей, вып. 89, стр. 23, 49.
- ^ Хоу, Джордж Фредерик: «Экспедиция к реке Йеллоустон в 1873 году: письма молодого кавалерийского офицера», Исторический обзор долины Миссисипи , Vol. 39, № 3 (декабрь 1952 г.), стр. 519–534.
- ^ Хокси, Фредерик Э.: Парад через историю. Создание нации ворон в Америке, 1805-1935 гг . Кембридж, 1995 г. См. карту, с. 63. Капплер, Чарльз, Дж.: Дела Индии. Законы и договоры . Вашингтон, 1904, Том. 2. стр. 1008–1011 (договор с Воронами 1868 г.). Американская память. Передача земель индейцам в Соединенных Штатах, 1784–1894 гг . Карта: Монтана 1. http://memory.loc.gov/cgi-bin/map. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Квасничка, Роберт М. и Герман Дж. Виола: Комиссары по делам индейцев, 1824–1977 . Линкольн и Лондон, 1979, стр.145.
- ^ Хокси, Фредерик Э.: Парад через историю. Создание нации ворон в Америке, 1805-1935 гг . Кембридж, 1995, стр. 106–109. Данли, Томас В.: Волки для синих солдат. Индийские разведчики и вспомогательные силы армии США, 1860-90 гг . Линкольн и Лондон, 1982, с. 113.
- ^ Уайт, Ричард: «Победа Запада: экспансия западных сиу в восемнадцатом и девятнадцатом веках». Журнал американской истории , Vol. 65, № 2 (сентябрь 1978 г.), стр. 319–343.
- ^ Брэй, Кингсли М.: История населения Тетон-Сиу, 1655-1881. История Небраски , лето 1994 г., Том. 75, № 2, стр. 165-188.
- ^ «Женщины и лошади» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 4 октября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Экологический профиль сообщества племени бутон розы сиу» . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 22 ноября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - «Индейские племена: сиу (вторая часть)» , 1997, резюмировано Уиллоу Бранч из «Глазами индейцев», Reader's Digest (первоначально размещалось на GeoCities; большинство ссылок неактивны)
- Семь огней Совета , путеводитель по онлайн-коллекции культурных объектов Исторического общества Миннесоты.