Дана Клэкстон
Дана Клэкстон | |
---|---|
Рожденный | 1959 (64–65 лет) Йорктон, Саскачеван , Канада |
Национальность | Хункпапа Лакота |
Известный | Кино, перформанс и фотография |
Веб-сайт | данаклакстон |
Дана Клэкстон (1959 г.р.) [1] — хункпапа лакота режиссер, фотограф и перформансист . Ее работа рассматривает стереотипы, исторический контекст и гендерные исследования коренных народов Америки , особенно коренных народов . В 2007 году она была награждена стипендией Эйтельйорга в области изобразительного искусства коренных американцев .
Фон
[ редактировать ]Наследие и молодость
[ редактировать ]Семья Клэкстона — потомки последователей Сидящего Быка , которые избежали преследований со стороны армии США в 1876 году после битвы при Литтл-Бигхорне и направились в Канаду. [2] Выросшая в Мус-Джо, Саскачеван , она младшая из четырех братьев и сестер. ее семьи Заповедник , коренная нация лакота Вуд Маунтин , [3] расположен на юго-западе Саскачевана. [2] [3] [4]
Обучение и видеопроизводство
[ редактировать ]Клэкстон стала соучредителем группы коренных медиа-искусств и преподавала в Университете искусств и дизайна Эмили Карр в Ванкувере. В 2003 году она работала заведующим кафедрой глобального телевидения в Университете Реджайны , где преподавала в школе журналистики. [5] В 2010 году она работала в Университете Саймона Фрейзера имени Рут Винн Вудворд заведующим кафедрой женских исследований . [6]
Она тесно сотрудничала с многочисленными канадскими организациями и организациями коренных народов, такими как Национальный совет по кинематографии Канады , Канадская радиовещательная корпорация и другими. Она была режиссером и продюсером 52 эпизодов канадской программы Wakanheja , детской программы, ориентированной на коренные народы, и 26 эпизодов ArtZone , художественного шоу для подростков. Она также работала продюсером и рассказчиком в программе First Stories-VTV об аборигенах Ванкувера. [7]
Текущая жизнь
[ редактировать ]Когда Клэкстон не занимается искусством, он участвует в панельных дискуссиях в качестве члена художественного жюри, куратора, а также наставника для молодых и начинающих художников. Клэкстон живет в Ванкувере, Британская Колумбия , и является преподавателем Университета Британской Колумбии . [3] [4] [8] Ранее она училась актерскому мастерству в HB Studio. [9] в Нью-Йорке. В 2007 году она получила степень магистра гуманитарных исследований в Университете Саймона Фрейзера. [10] где она была назначена председателем фонда Рут Винн Вудворд в 2009–2010 годах. [11]
Художественная карьера
[ редактировать ]На меня влияет мой собственный опыт женщины лакота, канадки, канадки смешанной крови, а также мое собственное отношение к естественному и сверхъестественному миру. Итак, если взять весь этот набор опыта, все это переходит в художественное оформление, я думаю, именно здесь возникает многослойность, потому что у меня была очень многослойная жизнь. И весь этот опыт используется в работе. – Дана Клэкстон, 2007 г. [12]
Клэкстон сочетает свое собственное мировоззрение с проблемами коренных народов прошлого и настоящего. Она исследует проблемы колонизации , изображения тела, красоты, политики, духовности и иконографии коренных народов, а также то, как это помещается в массовую культуру. С помощью видео, фотографии и концептуальных проектов Клакстон стремится объединить традиционный опыт и среду с современными пространствами. [4] [12]
Видео
[ редактировать ]Создание видео Клэкстона началось в начале 1990-х годов. Экспериментирует с видео в таких работах, как «Предоставьте ей реституцию» (1991) и «Я хочу знать, почему» (1994), где она исследует влияние колониализма на канадских женщин. Продолжая развивать свои художественные цели, начиная с «Красной бумаги» 1996 года , Клэкстон приступила к попыткам «привнести дух в пространство галереи». Путем смешения священного и светского она объединяет традиционные предметы и символы духовности Лакота в современные пространства и окрестности. [13]
Ее многочисленные видеопроекты были показаны более чем в 15 странах мира. [7]
Фотография
[ редактировать ]В серии «На красную дорогу » (2006) Клэкстон объединяет пять фотографий, посвященных женственности и одежде. В сериале Клэкстон показывает модель в традиционных регалиях, медленно снимающую предметы одежды, обнажая сексуальный наряд, выявляя вопросы сексуальности и гендерных предубеждений. [13]
В фильме «Раскраска» (2009) представлены портреты Джозефа Пола, церемониального танцора Салиш Блэкфейс и танцора пау-вау, живущего в индейском заповеднике Маскуам . Вблизи крупномасштабные цветные портреты Павла с нарисованным лицом эти работы были описаны как «внушительные образы, яркие и крутые, бросающие вызов бесплодному, бездуховному, материалистическому взгляду на современную жизнь». [13]
Новые работы, такие как « Мустанг-сюита», ярко рассматривают смыслы и стереотипы, лежащие в основе индийскости , в частности, видение Черного Лося о танце лошадей. Группа крупных C-образных принтов . Мустанг олицетворяет свободу и мобильность и не обязательно изображается как лошадь. В фильме «Папочке нужна новая поездка» изображен коренной мужчина в черном костюме с разрисованным лицом и заплетенными волосами, стоящий рядом с красным Ford Mustang . В фильме «Baby Girls Gotta Mustang» представлены девочки-близнецы в красных платьях и муклюках на велосипедах. В другом сериале, « У мамы есть девочка-пони… Названная история и освобождает ее» , изображена знахарка с вытянутыми руками, а женщина европеоидной расы танцует, как в стиле бурлеск девочка-пони . Изображение предназначено для поддержки женщин-аборигенов, которые хотят освободиться от пут истории, особенно наполненной сексуализированными стереотипами. Другие изображения этой серии представляют собой масштабные размышления о коренном сообществе в современном мире. [14]
Клэкстон также сосредоточился на Движении американских индейцев , в котором представлены увеличенные черно-белые фотографии рассекреченных правительственных документов о порой вызывающей споры организации по защите гражданских прав. Документы были собраны когда Клэкстон жил в Нью-Йорке в конце 1980-х — начале 1990-х годов в Нью-Йоркской публичной библиотеке, . В отчетных документах много зачеркнутых слов, известных среди других правительственных документов ФБР и связанных с ним организаций. [14]
Фотография Клэкстона была представлена в книге #NotYourPrincess Voices of Native American Women (2017), которую редактировали Лиза Чарлибой и Мэри Бет Лезердейл. В своем произведении « На Красную дорогу » Клэкстон заявляет, что «[это] о трансформации, духовности и объективации [женщин] из числа коренного населения». На вопрос, «что значит быть женщиной NDN», Клэкстон отвечает, что «заботьтесь о своей семье и обществе с щедростью, смелостью, мудростью и силой духа».
Основные работы
[ редактировать ]Фарфор из костей буйвола
[ редактировать ]
В фильме «Костяной фарфор Буффало» Клэкстон сочетает перформанс, найденные предметы и видео, чтобы проанализировать влияние на коренные народы политики колониальной Великобритании в отношении американских бизонов . Бизонов забивали, а их кости измельчали и экспортировали в Англию для изготовления костяного фарфора .
В представлении Клэкстон разбивает куски фарфора и делает четыре связки, помещая связки в священный круг, а на заднем плане играет видео с буйволом. «Ощущая потерю буйвола, основы духовности и существования Равнин, художник использует резиновый молоток, чтобы разбивать тарелки и миски. Разрушение фарфора относится к использованию костей буйвола при изготовлении костяного фарфора в период эксплуатация и истребление буйволов». [15] Клэкстон лишь разбил британский костяной Китай. [16]
Фарфор из костей буйвола был выставлен в Художественной галерее Маккензи. [17] в Канаде с 23 мая 2009 г. по 13 сентября 2009 г., а также в Художественной галерее Ванкувера. [18] с 27 октября 2018 г. по 3 февраля 2019 г.
Сидящий бык и лосиная челюсть сиу
[ редактировать ]Созданный в 2003 году и представленный на 17-й биеннале в Сиднее , «Сидящий бык и лосиная челюсть сиу» объединяет пейзажные пейзажи, интервью и изображения, чтобы исследовать основание лагеря Мус-Джо, лагеря, основанного Сидящим Быком после исхода из Соединенных Штатов. после битвы при Литтл-Бигхорне. Работа, первоначально заказанная Художественной галереей Moose Jaw, включает в себя четыре видеоэкрана, архивные изображения и интервью с коренными жителями лагеря, а также кадры с места событий. [13]
Награды
[ редактировать ]В 2019 году Фонд Гнатишина наградил Клэкстона премией за выдающиеся достижения канадского художника среднего возраста. [19] В 2019 году Клэкстон получила премию YWCA «Выдающиеся женщины» в категории «Искусство, культура и дизайн». Клэкстон выиграл Премию генерал-губернатора 2020 года за художественные достижения в категории изобразительного искусства. [20]
Известные коллекции
[ редактировать ]- Арт-банк Совета Канады
- Художественный музей колледжа Колби
- Художественная галерея Ванкувера
- Виннипегская художественная галерея [3]
Выставки
[ редактировать ]- Широкий поток времени и приливов , 2023, Художественный музей колледжа Колби
- Fringing the Cube , 2018–19, Художественная галерея Ванкувера.
- Персональная выставка , 2010, Сиднейская биеннале.
- Родная визуальность , 2009, Музей К. Н. Гормана.
- Новая работа , 2009 г., Летбриджский университет.
- Усиление взгляда , 2009, Национальная галерея Канады.
- Персональная выставка , 2007, Монреальская биеннале.
- Стипендия Эйтельйорга в области изобразительного искусства коренных американцев , 2007, Музей Эйтельйорга.
- Персональная выставка , 2006, Биеннале современного искусства в Гавре.
- Персональная выставка , 2005, Биеннале Арт-Звезда.
- Собрания: искусство аборигенов из коллекции Художественной галереи Виннипега , 2004, музей Гуандуна. Художественный
- Топографии , 1996, Художественная галерея Ванкувера. [4] [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. 2019. с. 103. ИСБН 978-0714878775 .
- ^ Jump up to: а б Кристин Доуэлл (2005). «Исследование священного в исполнительском искусстве аборигенов» . Короткие статьи . Электронная Мисферика . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «О художнике» . Дэна Клэкстон . Арцаск. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Дана Клэкстон» . Факультет визуальных искусств . Университет Британской Колумбии. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ «Биография художника» . Ретроспектива . Дэна Клэкстон. Архивировано из оригинала 23 мая 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ «Образы коренных женщин» . Университет Саймона Фрейзера. 2010 . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «2003–2004 Дана Клэкстон» . Приглашенный председатель Глобальной сети . Университет Регины. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ «Художественные документы» . Лучшие артисты . Художники. 2011 . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ «HB Studio - известные выпускники | Одна из первых актерских студий в Нью-Йорке» .
- ^ «Получатели» . Contemporaryartfellowship.eiteljorg.org/ . Стипендия современного искусства Эйтельйорга . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ «Факультет» . www.sfu.ca/ . Саймон Фрейзер У. Проверено 21 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Моника Кин Ганьон. «(пере)память и сопротивление коренных народов: видеоработы Даны Клэкстон» . Бесплатная библиотека . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Дана Клэкстон» . Художник . Биеннале в Сиднее. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Робин Лоуренс (2010). «Новая междисциплинарная работа Даны Клэкстон представляет собой культурную смесь» . Обзор визуального искусства . Прямой . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Уиллард (2007). «Костяной фарфор буйвола» . Родины . Искусство Спросите. Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Гриффин, Кевин (26 ноября 2018 г.). «ART SEEN: Только британский костяной фарфор разрешен для фарфора из костей буйвола» . Ванкувер Сан . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ «Прошедшие выставки» . www.mackenzieartgallery.ca . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ «Художественная галерея Ванкувера» . www.vanartgallery.bc.ca . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ «Дана Клэкстон выиграла премию художника в размере 25 тысяч долларов, став ведущей наградой Фонда Гнатышина в этом году» . Канадское искусство . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ «Награды генерал-губернатора в области архивов визуального и медиаискусства» . ru.ggarts.ca . Генерал-губернатор Канады . Проверено 18 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дана Клэкстон, Buffalo Bone China на Tribe Inc.
- Дана Клэкстон: тревожная история. Архивировано 17 декабря 2014 года в Wayback Machine в канадском искусстве.
- Дана Клэкстон: От шепота к крику. Архивировано 30 марта 2012 года в Wayback Machine в канадском искусстве.
- Дана Клэкстон и сила взгляда от The Vancouver Sun
- «Опасность в раю», выставка, куратор Клэкстон.
- Красная бумага. Архивировано 1 мая 2015 года в Wayback Machine из Художественной галереи Ванкувера.
- Redskin Imaginary на YouTube, видео Лори Блондо и Даны Клэкстон
- The Mustang Suite. Архивировано 13 марта 2016 года в Wayback Machine Даной Клэкстон.
- «Медицинский проект», Дана Клэкстон
- Хункпапа люди
- Артисты перформансов коренных народов
- Кинематографисты коренных народов
- Художники-концептуалисты коренных народов
- Канадские художники-концептуалисты
- Канадские артисты перформанса
- Канадские артистки-женщины
- Фотографы коренных народов
- Канадские женщины-фотографы
- Люди из Йорктона
- Академический состав Университета Регины
- Академический состав Университета Саймона Фрейзера
- Художники из Саскачевана
- Художники из Ванкувера
- Режиссеры из Саскачевана
- Режиссеры из Ванкувера
- Академический состав Университета Британской Колумбии
- 1959 рождений
- Живые люди
- Канадские женщины-художницы
- Ученые первых наций
- Лауреаты Премии генерал-губернатора в области визуального и медиаискусства
- Женщины-художницы из числа коренных народов
- Женщины-художницы лакота
- Художники лакота