Елеазар Мелетинский
Елеазар Моисеевич Мелетинский (также Мелетинский или Мелетинский ; русский : бозвианский перуанский ; 22 октября 1918, Харьков — 17 декабря 2005, Москва ) — русский. учёный, известный своими плодотворными исследованиями фольклора , литературы , филологии , истории и теории повествования ; он был одной из крупнейших фигур российской академической науки в этих областях. [ 1 ]
он был директором Института повышения квалификации гуманитарных наук РГГУ . Несколько лет до своей смерти [ 1 ]
Его анализ комических дублетов
[ редактировать ]Традиции мифологического повествования касались фигур предков-героев-цивилизаторов и их комически-демонических дублетов. [ 2 ] Бахтин резюмировал анализ Мелетинского в своей работе о Рабле:
Эта двойственность мира и человеческой жизни (существование второго мира и жизни вне чиновничества) существовала даже на самых ранних этапах культурного развития, в фольклоре первобытных народов . К культам , серьезным по тону и организации, были и другие, комические культы , которые смеялись и издевались над божеством (« ритуальный смех »); в сочетании с серьезными мифами были комические и ругательные; наряду с героями шли их пародии и дублеты. Эти комические ритуалы и мифы привлекли внимание фольклористов.
Мелетинский цитирует также сделанный Фрейденбергом . анализ комических альтер эго героев, [ 3 ]
В классовом обществе ритуальный смех в массовой культуре создает антиклерикальный мир пиров, игривых пародий и карнавалов . [ 4 ]
Гермес — обожествленный обманщик , а Улисс , главный герой «Одиссеи » , имеет матрилинейное происхождение от Гермеса. [ 5 ] В «Легендарной Трое» мифологический элемент включает и комические моменты. [ 6 ]
Истоки героического эпоса
[ редактировать ]В работе 1963 года «Истоки героического эпоса: ранние формы и архаические памятники» Мелетинский изучил и сопоставил элементы четырех древних цивилизаций: карело - финской (с. 95–155), кавказской (156–246), тюрко - монгольской (247). -374) и шумеро - аккадский (375-422). [ 7 ] Здесь автор рассматривает древнейшие мифы и их роль в формировании архаического эпоса . [ 8 ] Среди обсуждаемых — Алпамыш» древнетюркский эпос « . [ 9 ]
Мелетинский также делает интересный анализ комических дублетов (особенно в «Первоисточниках эпоса», стр. 55–58, с библиографией). [ 10 ]
В книге также содержится библиография (стр. 449–459), Первоисточники эпоса (21–94).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б письмо от Сета Грэма с объявлением о смерти, получено из кеша Google 2 июня 2007 г. [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ 1993, Введение , с. 28
- ^ 1993, Введение , с. 26
- ^ Мелетинский, Элеазар Моисеевич Поэтика мифа (перевод Гая Лануэ и Александра Садецкого) 2000 Routledge ISBN 0-415-92898-2 стр.110
- ^ Мелетинский 1993, Введение , с. 131
- ^ Мелетинский 1993, Введение , с. 132-3
- ^ ПАНОРАМА РОССИИ стр.130
- ^ « Поэтика мифа », стр. 239-242, 257.
- ^ E докторантуры, вариант E Зиятдиновой. Сравнительные исследования «Песни о Нибелунгах» и среднеазиатского эпоса «Алпамыс» стр.51 (на немецком языке)
- ↑ Примечание , найденное в Элен Исвольски переводе « Михаил Бахтин Рабле и его мир» [1941], Bloomington: Indiana University Press.
Список работ
[ редактировать ]- 1963, Proiskhozhdenie geroicheskogo éposa. Rannie formy i arkhaicheskie pamiatniki (meaning "The origins of the heroic epic: early forms and archaic monuments"). Moscow. (462 pages) ISBN 5-02-018476-4 [2] [3] [4] (на русском языке)
- 1964 Первобытное наследие в архаическом эпосе , Доклады Международного конгресса антропологических и этнологических наук, Москва: Наука.
- 1976, Poetika Mifa
- 1977 Миф и историческая поэтика фольклора. Миф и историческая поэтика фольклора. М.: Наука.
- 1986, Введение в историческую поэтику эпоса и романа . Москва, Наука. (на русском языке)
- Введение в историческую поэтику эпоса и романа (1993) (на итальянском языке)
- Dostoevskii v Svete Istoricheskoi Poetiki;
- 1996, МЕЛЕТИНСКИЙ Э.М. (1); БЕЛЬМОНТ Н. Историческая поэзия фольклорных повествований ; журнал: Французская этнология ISSN 0046-2616 ; 1996, вып. 26, № 4, стр. 573–747 (диссем.), стр. 611–618 (на французском языке)
- Kak Sdelany “Brat’ia Karamazovy (1996)
- 1998, E.M. Meletinskii. Izbrannye Stat’i. Vospominaniia
- 2000, Поэтика мифа в переводе Ги Лану и Александра Садецкого.
- 2001, Zametki o Tvorchestve Dostoevskogo
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Марк Липовецкий (2003) Новые русские как культурный миф Russian Review 62 (1), 54–71.
- Сет Бенедикт Грэм. КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ РУССКО-СОВЕТСКОГО АНЕКДОТА 2003
- Лаура Бераха Зафиксированный дурак: повышение плутовской мобильности и сопротивление ей в романах Владимира Войновича о Конкине Славянский и восточноевропейский журнал, Vol. 40, № 3 (осень 1996 г.), стр. 475–493.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткий некролог и фото (на русском языке)
- Архаический эпос и его связь с ритуалом