Питер Стивенс (офицер Королевских ВВС)
Питер Стивенс | |
---|---|
![]() Стивенс в 1961 году | |
Имя при рождении | Георг Франц Хейн |
Рожденный | Ганновер , Германия | 15 февраля 1919 г.
Умер | 16 июля 1979 г. Торонто , Онтарио , Канада | (60 лет)
Верность | ![]() ![]() |
Услуга/ | ![]() ![]() |
Лет службы | 1939–1952 (РАФ) 1952–1958 (ККАФ) |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Сервисный номер | 88219 |
Единица | № 144-й эскадрильи RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Военный крест |
Другая работа | МИ-6 |
Питер Стивенс MC (урожденный Георг Франц Хейн ; 15 февраля 1919 — 16 июля 1979) был немецким евреем , летавшим на бомбардировщиках британских Королевских ВВС во время Второй мировой войны . Будучи враждебным инопланетянином, жившим в Лондоне в конце 1930-х годов, Хейн принял личность мертвого школьного друга, чтобы вступить в ряды Королевских ВВС в начале военных действий.
Сбитый во время бомбардировки, он попал в плен к немцам и находился в плену. Понимая, что, если его истинная личность будет раскрыта, его будут считать предателем, он неоднократно предпринимал попытки побега, но всегда его ловили. Освобожденный из лагеря для военнопленных в конце войны, он наконец получил британское гражданство. В 1947 году он перешел в МИ-6 восточногерманский отдел , сохранив за собой комиссию Королевских ВВС. Покинув МИ-6, он эмигрировал в Канаду в 1952 году, начав деловую карьеру.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Стивенс родился Георг Франц Хейн 15 февраля 1919 года в Ганновере , Германия. [ 1 ] член богатой немецко-еврейской семьи. В 1934 году овдовевшая мать отправила его учиться в школу в Англии. После окончания школы он остался в Англии, но у него накопились долги по азартным играм, и его посадили в тюрьму за мошенничество. Он был освобожден всего за несколько дней до того, как Великобритания объявила войну Германии, и ему следовало явиться в полицейский участок для интернирования как вражеский иностранец . Вместо этого он принял личность мертвого школьного друга Питера Стивенса и присоединился к Королевским ВВС. [ 2 ]
Он обучался на пилота бомбардировщика в течение 18 месяцев, и все это время его разыскивала британская полиция. [ 3 ] Достигнув звания ведущего авиатора он был назначен офицером-пилотом на испытательный срок в добровольческий резерв Королевских ВВС . , 2 ноября 1940 года [ 4 ]
Активный сервис
[ редактировать ]Присоединившись к бомбардировочного командования Королевских ВВС в 144-й эскадрилье апреле 1941 года, Стивенс совершил 22 боевых вылета на самолете Хэндли Пейдж-Хэмпден, а затем на своем самолете Hampden AD936. [ 5 ] был поврежден над Берлином , и 8 сентября 1941 года ему пришлось совершить аварийную посадку без топлива недалеко от Амстердама. Взятый в плен , он провел три года и восемь месяцев в качестве пленника своей собственной страны (без защиты от Женевская конвенция ). Если бы нацисты узнали его настоящую личность, он был бы подвергнут немедленной казни как предатель. [ 2 ] ему было присвоено звание летного офицера . Несмотря на то, что он находился в плену, 2 ноября 1941 года [ 6 ] и военный лейтенант летного состава год спустя. [ 7 ]
Стивенс девять раз пытался сбежать во время своего заключения. [ 8 ] дважды провел несколько дней на свободе. Во время одного из таких побегов он и канадский пилот посетили дом его матери, чтобы получить гражданскую одежду, еду и деньги, но узнали, что она покончила жизнь самоубийством незадолго до начала войны. [ 9 ] Оба раза его поймали и несколько раз приговаривали к тюремному заключению в лагерной тюрьме («кулер»). Его вторая попытка побега (из Офлага VI-B в Варбурге) была охарактеризована после войны как « Самая крутая попытка побега на войне » в лондонской газете News Chronicle от 18 мая 1946 года.
Во время побега из Варбурга Стивенс и Лэнс Поуп были одеты как охранники, охраняя санитаров в фальшивой рабочей группе. [ 10 ] Комитет по побегу включил Поупа и Стивенса в план побега в качестве немецких охранников, поскольку они прекрасно говорили по-немецки. Униформу Стивенса и Поупа изготовили его коллеги Пит Танстолл и Доминик Брюс . Стивенс и Поуп имели при себе макеты винтовок, а документация была подделана Джоном Мэнселом. [ 11 ] Побег пытались совершить трижды. Первые две попытки побега рабочей группы были задержаны у ворот из-за ошибок в документации. В январе 1942 года, при третьем покушении на фиктивную рабочую партию, они подделали подпись гвардии фельдфебеля Брауна. [ 12 ] Это открыло ворота. Однако этому побегу тут же помешал другой гвардеец, заметивший, что фельдфебель Браун не мог подписать бумаги, поскольку находился в отпуске по состраданию. [ 12 ] Затем охранники начали стрелять, и фиктивная рабочая партия разошлась. [ 12 ] Ни один из беглецов не был сразу пойман, а немецкая форма, макеты винтовок и поддельные документы, которые находились у Стивенса и Поупа, были быстро спрятаны в шкурах на чрезвычайной скорости. [ 13 ] Однако немецкая поисковая группа все же нашла на территории лагеря кусок зеленой ткани, из которой шили немецкую форму. Брюс и Танстолл были двумя заключенными, которых майор Радемахер обвинил в этом. [ 14 ]
Стивенс был одним из 35 мужчин, сбежавших из туннеля туалета в Офлаге XXI-B (Щубин, Польша) 5–6 марта 1943 года вместе с Гарри Дэем . [ 15 ] Уильям Эш , [ 16 ] и Джимми Бакли . Его схватили в 300 милях (480 км) от лагеря всего через 24 часа, и передали гестапо , которое было убеждено, что он шпион. После двух дней содержания под стражей Люфтваффе удалось вернуть Стивенса в свои руки, и он был возвращен в лагерь для военнопленных. [ 17 ]
Будучи коренным немцем, Стивенс оказал неоценимую помощь многим другим беглецам, включая закулисную разведку и сбор информации для побега «Деревянной лошади». [ 18 ] и «Великий побег», [ 19 ] оба в Stalag Luft 3 . В Шталаге Люфт 3 Стивенс был назначен руководителем контактов (т.е. поиска) побеговой организации «Х» в Восточном комплексе с апреля 1943 года до тех пор, пока этот лагерь не был эвакуирован на запад в январе 1945 года. [ 20 ] После освобождения в 1945 году Стивенс был одним из 69 членов Королевских ВВС, награжденных Британским Военным крестом за многочисленные побеги. [ 1 ] Он упоминается как минимум в двадцати книгах о побегах во время Второй мировой войны. О его MC было объявлено в London Gazette 17 мая 1946 года вместе с сообщениями о нескольких других беглецах Королевских ВВС. Цитата гласила: [ 21 ]
Лейтенант Питер Стивенс (88219), добровольческий резерв Королевских ВВС, 144-я эскадрилья. Лейтенант Стивенс был капитаном самолета Хэмпдена, которому было поручено бомбить Берлин 7 сентября 1941 года. После завершения миссии самолет был сбит вражеским зенитным огнем, и впоследствии ему пришлось совершить аварийную посадку на окраине Амстердама. Лейтенант полета Стивенс поджег самолет, уничтожил все документы и затем в компании со штурманом направился в сторону Амстердама. Они встретили фермера, который отвел их к себе домой и накормил, одновременно пообещав связать их с организацией. Оба около часа гуляли по стране, а затем спрятались в хижине на футбольном поле. Позже они были найдены немецкой фельджандармерией и доставлены в военную тюрьму, где оставались там два дня. Затем их отправили в Dulag Luft в Оберурзеле . Лейтенант Стивенс был переведен в Любек 20 сентября 1941 года. 6 октября 1941 года он был переведен в Варбурга , и во время поездки он сбежал в сопровождении другого офицера, пролез через аппарат искусственной вентиляции легких и упав на землю во время движения поезда. Раздались выстрелы, поезд остановился, но ему и его спутнику удалось добраться до леса, где они прятались до отправления поезда. Вскоре после этого они сели в товарный поезд и 8 октября прибыли в Ганновер. Здесь лейтенант Стивенс связался с некоторыми довоенными знакомыми, которые предоставили ему еду, деньги и гражданскую одежду. Затем он со своим спутником отправился поездом во Франкфурт. Здесь им бросила вызов железнодорожная полиция, арестовали и впоследствии отправили в Офлаг VI-B. в Варбурге. 1 декабря 1941 года лейтенант Стивенс предпринял еще одну попытку побега, замаскировавшись под немецкого унтер-офицера. Он возглавил группу из 10 офицеров, переодетых санитарами, и двух офицеров, переодетых охранниками, с макетами винтовок, и все они прошли через ворота лагеря. Однако им пришлось вернуться, так как часовой не был удовлетворен правильностью пропуска через ворота. Лейтенант полета Стивенс повел свой отряд обратно на территорию, и часовой тогда совершенно не подозревал, что отряд не настоящий. Аналогичный план побега был принят неделю спустя, но на этот раз часовой сразу же заподозрил подозрение и потребовал у группы расчетные книжки. Затем партии пришлось поспешно разойтись, но двое ее членов были арестованы. В сентябре 1942 года лейтенант Стивенс был переведен в Офлаг XXI-B в Шубине. Здесь он предпринял четвертую попытку побега, и ему удалось уйти по туннелю, имея при себе поддельные документы, удостоверяющие личность, в гражданском костюме и переделанной шинели. Он сел на поезд до Берлина и прибыл туда вечером 5 марта 1943 года. Он купил железнодорожный билет до Кельна, и по дороге в этот город сотрудник гестапо попросил у него удостоверение личности. Последний обнаружил, что оно было подделано, а лейтенант Стивенс затем был арестован и возвращен в Офлаг XXI-B, получив в качестве наказания 14 суток в камерах. 21 апреля 1943 года лейтенант Стивенс предпринял еще одну попытку, но она оказалась неудачной, и он отбыл семь дней в камере. В конечном итоге он был освобожден российскими войсками во время Шталаг III-А 21 апреля
Пост-был
[ редактировать ]Стивенс остался в Германии в качестве адъютанта вице- маршала авиации Александра Дэвидсона и был назначен командиром эскадрильи . Дэвидсон поддержал Стивенса в его стремлении официально получить британское гражданство, и Стивенс был натурализован как британский подданный 18 октября 1946 года. [ 22 ] Он официально принял имя Питер Стивенс в результате опроса 20 марта 1947 года, к тому времени он жил в Ист-Шине , Лондон. [ 23 ] Он присоединился к МИ-6 в 1947 году и провел пять лет в качестве оперативника в Германии, шпионя против Советов в разгар Холодной войны . Он эмигрировал в Канаду в 1952 году, подал в отставку 26 сентября 1952 года и поступил на службу во вспомогательное подразделение Королевских ВВС Канады . [ 24 ] После успешной деловой карьеры в Канаде Стивенс умер в Торонто 16 июля 1979 года. [ 2 ]
Биография Стивенса « Побег, уклонение и месть » была названа одной из «10 лучших книг о мести» по версии газеты The Guardian 14 апреля 2021 года. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «TracesOfWar.com — Стивенс, Питер» . TracesOfWar.com . Проверено 25 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Бланделл, Найджел (6 декабря 2009 г.). «Храбрость немецкого еврея, который управлял бомбардировщиками Королевских ВВС над своей родиной» . Ежедневный экспресс . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Детали детали — HO 405/20069 — HEIN, GF aka STEVENS, P Дата(ы) рождения: 15.02.1919» . Каталог . Национальный архив . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
- ^ «№35019» . Лондонская газета . 20 декабря 1940 г. с. 7128.
- ^ Запись о Hampden AD936 на сайте Lostaircraft.com.
- ^ «№35634» . Лондонская газета (Приложение). 14 июля 1942 г. с. 3147.
- ^ «№35809» . Лондонская газета (Приложение). 1 декабря 1942 г. с. 5272.
- ^ «Детали детали — AIR 2/9125 — Награды, медали, почести и награды (Код B, 30): Награды за доблесть» . Каталог . Национальный архив . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
- ^ Оливер Клаттон-Брок, Следы на песках времени - Военнопленные бомбардировочного командования Королевских ВВС в Германии 1939-45 гг . (Лондон: Grub Street Press, 2003). Страница 57.
- ^ Танстолл (2014) , местоположение 3554–3561.
- ^ Танстолл (2014) , местоположение 3535.
- ^ Jump up to: а б с Танстолл (2014) , локация 3595.
- ^ Танстолл (2014) , местоположение 3610.
- ^ Танстолл (2014) , местоположение 3616.
- ^ Сидней Смит, День крыльев: История человека, который возглавил эпическую битву Королевских ВВС в немецком плену . (Лондон: William Collins Sons & Co Ltd968). Страница 121.
- ↑ Уильям Эш с Бренданом Фоли, «Под проволокой»: мемуары военного времени пилота «Спитфайра», легендарного мастера побега и «крутого короля» . (Лондон: Bantam Press, 2005). Страница 169.
- ^ Национальный архив, часть WO 208/3296.
- ^ Оливер Филпот, Украденное путешествие . (Лондон: Hodder and Stoughton Ltd., 1950). Страницы 198-99.
- ^ Том Слэк, Happy Is The Day - История пилота Spitfire , (Пензанс, Англия: United Writers Publications Ltd, 1987), страницы 100 и 106.
- ^ Национальный архив, часть AIR 40/2645, стр. 31.
- ^ «№37568» . Лондонская газета (Приложение). 14 мая 1946 г. с. 2340.
- ^ «№37798» . Лондонская газета . 26 ноября 1946 г. с. 5788.
- ^ «№37982» . Лондонская газета . 10 июня 1947 г. с. 2642.
- ^ «№39826» . Лондонская газета (Приложение). 14 апреля 1953 г. с. 2116.
- ^ «10 лучших книг о мести | Йонас Йонассон» . TheGuardian.com . 14 апреля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Побег, уклонение и месть: правдивая история немецко-еврейского пилота Королевских ВВС, который бомбил Берлин и стал военнопленным, Марк Х. Стивенс (Барнсли, Англия: Pen and Sword Books, 2009)
- Веб-сайт «Побег, уклонение и месть»
- Танстолл, Питер (2014). Последний беглец . Лондон, Великобритания: Дакворт . ISBN 978-0-71564-923-7 .
- 1919 рождений
- 1979 смертей
- Руководители эскадрилий Королевских ВВС
- Персонал добровольческого резерва Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Британские пилоты бомбардировщиков времен Второй мировой войны.
- Пилоты Королевских ВВС Германии времен Второй мировой войны.
- Английские авиаторы
- Британские военнопленные времен Второй мировой войны
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Британские беглецы
- Кавалеры Военного креста
- Натурализованные граждане Соединенного Королевства
- Британские эмигранты в Канаде
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в Соединенное Королевство
- Военные из Ганновера
- Беглецы разыскиваются Великобританией
- Британцы осуждены за мошенничество
- Пережившие Холокост