Jump to content

Альберт Гейзер

Альберт Стефанус Гейзер
Рожденный ( 1918-02-10 ) 10 февраля 1918 г.
Набумспрут , Южная Африка
Умер 13 июня 1985 г. (13 июня 1985 г.) (67 лет)
Йоханнесбург , Южная Африка
Национальность Южноафриканский
Занятие Богослов / академик
Супруг Селия Гейзер (урожденная ван дер Вестхейзен)
Родители) Петрус и Нина Гейзер

Альбертус (Альберт) Стефанус Гейзер (10 февраля 1918 — 13 июня 1985) — южноафриканский священнослужитель , учёный и теолог, выступающий против апартеида . Гейзер стал изгоем среди африканеров белых [1] из-за его теологической оппозиции апартеиду и Брудербонду , тайной мужской кальвинистской организации, которая тайно руководила политикой Южной Африки в эпоху апартеида. [2] Он получил степени магистра и доктора с отличием по специальности греческий и латынь . В возрасте 27 лет он был назначен лектором, а через год — профессором теологического факультета Nederduitsch Hervormde Kerk в Университете Претории . Гейзер внес вклад в первое аннотированное издание (1953–1958) Библии на языке африкаанс , основал Христианский институт и был первым южноафриканцем, избранным членом Studiorum Novi Testi Societas . [2]

Семейное происхождение и молодость

[ редактировать ]

Альберт Гейзер родился в семье Марии Джоанны Альбертины («Нина») Лампрехт и Петруса Гейзера 10 февраля 1918 года на ферме недалеко от Набумспрута , провинция Трансвааль (ныне город Мукгофонг в провинции Лимпопо ). У Петруса и Марии было трое детей, в том числе брат Альберта, Хендрик Йоханнес Гейзер. [3] [1] гейзера Прародитель иммигрировал в Южную Африку в 1725 году, а прадед и дед Альберта были среди основателей Nederduitsch Hervormde Kerk (NHK). [4]

Альберт Гейзер, 1930-е годы.

Альберт Гейзер посещал начальную школу в Эрмело . [5] и поступил в Hoërskool (Среднюю школу) Эрмело. [6] в 1935 году. Вместе со своим братом Хендриком он поступил в Университет Претории, и оба намеревались стать министрами в NHK. Альберт получил степень бакалавра греческого и латинского языков с отличием в 1938 году, а затем степень бакалавра в 1940 году. [1] [7] Поскольку конфессиональные правила требовали минимального возраста 23 лет для назначения на должность служителя, [8] Гейзер работал в Кейптауне, пока не получил право на это в 1941 году. Затем его пригласили служить общинам в Хайльброне и Парисе в Свободном государстве , где он был рукоположен и служил с 1941 по 1943 год. [3]

В начале 1940-х годов Гейзер женился на Селии ван дер Вестхейзен в Рюстенбурге , и у пары родилось три сына и две дочери.

Гейзер продолжил обучение в Претории и в 1943 году получил степень магистра греческого и латыни. [9] С 1944 по 1945 год он служил служителем северо-западной общины NHK в Претории. [10] [5] В 1945 году он прошел дополнительные курсы арамейского и сирийского языков , добавив их к своему хорошему знанию африкаанс, иврита, греческого, латыни, французского, немецкого, голландского и английского языков; это означает, что он мог «читать на 10 языках». [1] [11]

В 1946 году он получил степень доктора богословия с отличием по теме генеалогии Иисуса . [5] также в Университете Претории. [1] [11] Гейзер был первой докторской степенью, присужденной теологическим факультетом. [12]

Академическая карьера

[ редактировать ]

Академическая карьера Гейзера включала должности профессора в Университете Претории (1946–1961), а затем в Университете Витватерсранда (1962–1983). [5] [2]

Здание старого искусства Университета Претории, где читал лекции Гейзер. До 1980 года в этом здании располагался теологический факультет.

В августе 1944 года Гейзер был назначен теологическим факультетом профессором экзегезы Нового Завета и преемником профессора JHJA Грейвенштейна в секции NHK в Университете Претории. Грейвенштейн достиг пенсионного возраста в 1943 году. [7] но факультет разрешил ему продолжать преподавать до тех пор, пока Гейзер не получит докторскую степень. Гейзер зарегистрировался в 1943 году для получения докторской степени по истории церкви, но в сентябре 1944 года переключился на исследования Нового Завета под руководством профессора Беренда Гемсера в качестве руководителя докторантуры . [1]

Назначение Гейзера профессором с самого начала вызвало разногласия, касающиеся других преподавателей, отсутствия у него докторской степени, выбора ректора университета, а затем и его богословских интерпретаций и политических взглядов. Его назначение зависело от получения докторской степени.

С 1944 года Грейвенштейн хотел, чтобы его преемником стал либо его студент SPJJ ван Ренсбург, либо голландский врач Адрианус ван Зельмс, преподаватель семитских языков и исследований Ветхого Завета на факультете с 1938 года. Но к 1945 году у Ван Ренсбурга не было докторской степени, и хотя Ван Ренсбургу были предоставлены такие же условия, как и Гейзеру, но он выпал из борьбы, поскольку ему потребовалось гораздо больше времени. [13] чем Гейзеру, чтобы сдать докторские экзамены. [14] Ван Селмс был военнопленным в удерживаемой японцами Индонезии и вернулся только в 1946 году. [15]

На генеральной ассамблее NHK в мае 1945 года Грейвенштейн попросил продолжить преподавание после 1947 года и мобилизовал в поддержку некоторых из своих бывших студентов. Грейвенштейн особенно не хотел отдавать Гейзеру два из трех своих курсов, один из которых он передал К. Х. Раутенбаху в 1939 году. [7] [14] Другая группа объединилась вокруг профессора С. П. Энгельбрехта и поддержала Гейзера, которому остался бы преподавать только один курс, если бы Грейвенштейну разрешили продолжить. Генеральная ассамблея NHK отклонила позицию Грейвенштейна 70 голосами против 55, показав, что восхождение Гейзера было далеко не единогласным. [14] Споры по поводу назначения Гейзера продолжались на различных официальных встречах до сентября 1946 года, когда Грейвенштейн внезапно ушел в отставку, что сделало это спорным. [8]

Что касается академической квалификации Гейзера, профессор Х. П. Вольмаранс был обеспокоен тем, что в исследованиях Гейзера пренебрегалось богословием в пользу классических языков. Хотя Гейзер хорошо сдал устные и письменные экзамены в августе 1945 года, его экзаменаторы разделились во мнениях относительно качества его докторской диссертации. Только один из трех его экзаменаторов, профессор Дж. Де Цваан из Лейденского университета, рекомендовал присвоить степень с отличием , но этот вариант был одобрен советом теологического факультета в марте 1946 года. [5] [1]

После первоначального назначения в 1946 году Гейзер был назначен на постоянную должность в сентябре 1947 года. [16] в качестве профессора и заведующего кафедрой науки Нового Завета. [7] [1] Гейзер настоял на изучении всех предметов Грейвенштейна, включая практическое богословие , христианскую этику и догматику , запретив студентам посещать занятия по этике Раутенбаха. Раутенбах выразил свое недовольство действиями Гейзера на различных встречах. По словам Адриана Понта, бывшего студента Гейзера, а затем его самого яростного противника, Раутенбах выступал против назначения Гейзера. [14]

К 1948 году Гейзер вместе с Гемсером участвовал в управлении и поддержании официального научного журнала факультета Hervormde Teologiese Studies/Reformed Theological Studies. [7] Тем временем в марте 1948 года Раутенбах был утвержден на посту ректора университета. [7]

Должность Гейзера в Университете Претории дала ему возможность учиться в Европе и расширить свои перспективы. Рейксуниверситет Утрехта пригласил Гейзера

Дом Сената в Университете Витватерсранда, где в северо-восточном углу располагались офис Гейзера и факультет религиоведения.

читал лекции по изучению Нового Завета в течение шести месяцев в 1951 году. [2] [5] [8] Признание его академического статуса подтверждается его избранием в 1951 году одним из пяти международных членов комитета Утрехтского теологического общества. Он входил в редакционную коллегию журналов Novum Testum и Приложений к Novum Testum . [1] В 1959 году он шесть месяцев работал на Свободном факультете протестантизма в Сорбонне над концепцией «Церковь в Новом Завете». В 1959 году его пригласили в Папский институт в Риме для посещения раскопок под базиликой Святого Петра . [5]

В результате споров, поднятых такими коллегами, как Понт, и некоторыми студентами Гейзера по поводу его политических взглядов и богословских интерпретаций, Гейзер был вынужден уйти из Университета Претории в 1961 году. [5] Раутенбах сыграл важную роль в увольнении Гейзера. [3]

В 1964 году Гейзер стал первым профессором и главой кафедры богословия (позже переименованной в кафедру религиоведения) в Университете Витватерсранда Йоханнесбурге в . [2]

Теологическое неприятие апартеида

[ редактировать ]

В первые годы Гейзера в Университете Претории (то есть 1946–1952) он продолжал поддерживать расовую политику правительства Южной Африки и своей деноминации, что было очевидно во время его служения. Рассказывая об эволюции мышления Гейзера, Питер де Вильерс комментирует, что «поддержка Гейзером апартеида [в это время] неудивительна, поскольку расистский образ жизни прочно укоренился в общественной жизни Южной Африки и воспринимался как самоочевидный». [2] Миссионерская политика NHK исходила из того, что, поскольку членами деноминации могут быть только белые , миссионерская работа должна быть направлена ​​на создание отдельных церквей для каждой народной группы («нации»). NHK будет таким volkskerk , предоставляющим эксклюзивный церковный дом для белых африканеров, придерживаясь при этом «консервативных христианско-национальных ценностей», как отметила Комиссия Генеральной церковной ассамблеи NHK в июне 1967 года. [7]

Личная политическая принадлежность Гейзера в этот период неясна. Его давний противник Понт обвинил Гейзера в том, что он тогда был на стороне Объединенной партии . [5] Объединенная партия, возглавляемая бывшим фельдмаршалом Яном Смэтсом , выступала за сотрудничество с Великобританией, в то время как дома она выступала за неформальную сегрегацию, выступала против географического разделения и к 1960-м годам хотела единого гражданства для всех южноафриканцев. Напротив, Национальная партия пришла к власти в 1948 году на основе отказа от сотрудничества с Великобританией и предложений формального введения апартеида. Дж. П. Оберхольцер утверждает, что к 1956 году Гейзер был членом Suid-Afrikaanse Bond. [17] [18] и Южноафриканское первое движение, не предоставив дальнейших объяснений. [8] Сам Понт помог сформировать партию Herstigte Nasionale в 1969 году и безуспешно баллотировался от HNP на выборах в городской совет 1970 года в Ватерклуфе, Претория. [3] [14]

Действия и письма Гейзера после 1952 года предполагают, что два фактора в Европе после Второй мировой войны, возможно, способствовали его отказу от расового национализма и его пожизненной приверженности экуменизму. Немецким церквям пришлось иметь дело с поддержкой этнического национализма и последовавшим за этим геноцидом евреев. А в ответ на растущую потребность в экуменизме Всемирный совет церквей в 1948 году в Амстердаме был создан (ВСЦ). Во время своего пребывания в Европе Гейзер находился под все большим влиянием прогрессивных экуменистов, появившихся в Нидерландах и других странах. [2]

После своего возвращения из Европы Гейзер стал все более критически относиться к использованию теологии в качестве основы апартеида. В ответ на предложение правительства, которое фактически запретило бы чернокожим посещать церкви в белых районах, Гейзер в письме в июле 1957 года в газету Die Vaderland предупредил : «Церковь должна серьезно пересмотреть вопрос о том, позволит ли она заново возводить барьеры, которые были сокрушён Христом». Части письма Гейзера были переизданы в газете The Star от 24 июля 1957 года. Коллега Гейзера из Претории Бен Марэ сделал аналогичные заявления во время ежегодной лекции в честь Питера Эйнсли в Университете Родса 10 сентября 1957 года. [19]

В 1955 году Гейзер присоединился к 13 ученым-африкаансцам, подписавшим петицию, в которой осуждалось предложение правительства Национальной партии убрать цветных из парламента и наполнить Сенат собственными политиками для лучшего достижения своих целей. [20] Поскольку публикация петиции совпала с началом публичных протестов официальной оппозиционной партии, Гейзера обвинили в нарушении запрета NHK, запрещающего духовенству воздерживаться от партийных действий или заявлений.

Подписание Гейзером петиции стало поворотным моментом в его отношениях с теми, кто находится внутри и за пределами NHK, которые ухудшились, когда он намеревался опровергнуть любые библейские оправдания апартеида. NHK поначалу терпела его взгляды, позволив ему выслушать обширные слушания в богословском журнале Hervormde Teologiese Studies в 1960 году. Здесь он начал резкую атаку на теологическое оправдание апартеида, пропагандируемое в книге «Eiesoortige Ontwikkeling tot Volksdiens», написанной профессором А.Б. дю Пре, тогдашний профессор догматики на богословском факультете (секция B) Университета Претории. [21] [22]

Хотя к 1960 году Гейзер все еще идентифицировал себя с теми, кто называл себя африканерскими «националистами», он явно имел в виду стремление к политическому самоопределению, а не более узко определенную расистскую идеологию, направленную на развитие одной группы за счет других. [23] [2] [24] Это различие ясно проявляется в эссе 1969 года в журнале Pro Veritate , в котором он отметил, что протестантский реформатор Кальвин не был националистом. [24] Гейзер отвечал на заявления консервативных политиков Андриса Треурнихта и Альберта Герцога о том, что африканерский национализм, отвергающий «английский» либерализм, вытекает из учения Кальвина. [25]

В контексте резни в Шарпевиле в 1960 году Гейзер более интенсивно использовал средства массовой информации для критики правительства за его несправедливые драконовские законы. Он присоединился к группе из 350 священнослужителей-африкаанс, которые тайно встречались в Йоханнесбурге и Претории в течение шести месяцев, чтобы обсудить природу и влияние политики апартеида на церкви. Непосредственным результатом этих консультаций была выпущена книга под названием Vertraagde Reaksie («Отложенное действие »), в которую вошли материалы 11 авторов. [26] под редакцией Гейзера и теолога Стелленбоша Б.Б. Кита . Книга представляет собой «первый официальный протест богословов африкаанс против апартеида». Целью книги было помочь церквям выразить свое публичное свидетельство и христианское призвание в контексте растущих страданий, вызванных законодательством об апартеиде. [27] Гейзер и Марэ пояснили в интервью газете Die Transvaler 21 ноября 1960 года, что «книга не была написана для политиков и не для пропаганды восстания в церкви и государстве. Она задумывалась не как политическая брошюра, а скорее как теологический документ с политическим содержанием». последствия." [28]

Бродербонд провел клеветническую кампанию против Гейзера и других авторов. Журналисты, церковные лидеры и представители общественности изображали Гейзера как врага африканеров, и ему угрожали смертью. На публичном собрании в Великобритании в январе 1961 года, на котором присутствовало около 3000 человек, авторы Vertraagde Reaksie были обвинены в сговоре с экуменическим движением с целью уничтожения африканеров. Коллега Гейзера с теологического факультета Понт сообщил участникам, что авторы «требуют самоубийства белых людей в Южной Африке». Результатом таких атак со стороны коллег и средств массовой информации была полная изоляция Гейзера. [28] Приглашения проповедовать или участвовать в церковных мероприятиях резко сократились, лишив Гейзера возможности излагать свои взгляды другим. [2]

Отношение к консультации в Коттесло

[ редактировать ]

Гейзер получил международную поддержку своих взглядов, когда после резни в Шарпевиле в 1960 году Всемирный совет церквей направил делегацию для встречи со священнослужителями в пригороде Йоханнесбурга Коттесло. По итогам консультации в Коттесло было выработано 17 рекомендаций, три из которых вызвали большой резонанс в средствах массовой информации африкаанс:

  • Церковь не должна проводить дискриминацию по признаку цвета кожи или расы.
  • Библейских оснований для запрета смешанных браков нет.
  • Владение землей и участие в управлении государством являются неотъемлемыми правами человека. [29]

Рекомендации были категорически отвергнуты Брудербондом, ведущей национальной партией и премьер-министром Фервурдом , которые заявили, что иностранные державы вмешиваются во внутреннюю политику Южной Африки. В результате этого конфликта NHK и Nederduits Gereformeerde Kerk (NGK) вышли из ВСЦ. Хотя Гейзер не был представителем в Коттесло, он решительно поддержал рекомендации и продолжал яростно нападать на NHK, особенно на его понимание концепции кафоличности и на его политику в отношении миссионерской работы. [27]

После консультаций в Коттесло Гейзер стал противником статьи III конституции NHK, которая прямо запрещает чернокожим быть членами. [11] Было неизбежно, что он столкнется с тем, что он считал «идеологической теологией» своей собственной и других африкаансских церквей. Это сделало его положение профессора богословского факультета Церкви несостоятельным как для Церкви, так и для него самого.

Обвинения в ереси

[ редактировать ]

В январе 1961 года два массовых протеста против авторов « Отложенного действия» , в которых приняли участие тысячи африканеров, были организованы Понтом, тогдашним профессором церковной истории на теологическом факультете Университета Претории. [29]

В сентябре 1961 года руководство NHK, контролируемое Бродербондом, отреагировало на жалобы трех студентов и обвинило Гейзера в ереси и неподчинении из-за его интерпретации Филиппийцам 2: 5–11. Письменные обвинения против него заняли 13 страниц, в которых его обвиняли в том, что Божья любовь (агапэ) не знает расовых границ; в нарушении правил, запрещающих критику решений NHK; отрицание того, что апартеид имеет какое-либо библейское основание; и пытается организовать встречу между его учениками и католическими семинаристами. [4]

Его попросили уйти с должности профессора исследований Нового Завета, поскольку кафедру спонсировала NHK. Хотя он был оправдан по обвинению в неповиновении, Синодальная комиссия НХК признала его виновным в ереси и исключила в мае 1962 года. Было широко признано, что НХК использовала обвинение в ереси в попытке сместить Гейзера из-за его оппозиция статье III конституции NHK и его «отклоняющиеся» взгляды на расовые вопросы. [27] Гейзер посчитал, что его обвинили ложно, и оспорил выводы Комиссии в Верховном суде. В ходе последующего судебного разбирательства NHK достигла внесудебного урегулирования, и он был восстановлен на работе. Однако эти конфликты продолжали оставаться источником напряженности, и Гейзер ушел с поста министра NHK в 1963 году. [1]

Гейзер покинул Университет Претории в 1962 году после того, как успешно подал заявку на должность первого профессора и заведующего кафедрой богословия (ныне кафедра религиоведения) в Университете Витватерсранда .

Основание Христианского института Южной Африки

[ редактировать ]

В начале 1960-х годов Гейзер подружился с Бейерсом Науде и поделился с ним своей идеей создания движения, которое объединило бы экуменически мыслящих христиан Южной Африки с целью единого свидетельства против идеологии апартеида и ее негативных последствий в церкви и обществе. [11] Христианский институт Южной Африки был основан в 1963 году, и Гейзеру, как председателю совета директоров, без труда удалось убедить Науде, тогдашнего министра НГК, стать его первым директором.

В течение нескольких лет дружба между Науде и Гейзером определяла направление, в котором Наде руководила Христианским институтом. Но, по словам одного биографа Гейзера, когда Науде присоединился к Десмонду Туту в агитационной кампании за международные действия против Южной Африки, это оттолкнуло Гейзера как от Науде, так и от Христианского института. [11] Впоследствии Наде и Христианский институт были запрещены правительством Национальной партии в 1977 году. Для Гейзера крах Христианского института стал одним из величайших разочарований в его жизни. [22]

Разоблачение членов Братства

[ редактировать ]

Науде обратился за советом к Гейзеру, поскольку позиция Христианского института против апартеида все больше расходилась с его членством в Бродербонде. Чтобы помочь Гейзеру понять противоречия между этими двумя лояльными сторонами, Науде предоставил Гейзеру ряд секретных документов Бродербонда, которые включали протоколы встреч и имена членов Бродербонда. [29] Неизвестный Наде, Гейзер (который был заядлым фотографом-любителем) сделал фотокопии документов, прежде чем вернуть их. Совет Гейзера сыграл решающую роль в последующем решении Науде уйти из Бродербонда.

В ноябре 1963 года английская газета The Sunday Times опубликовала документы Бродербонда, и первоначально в утечке была обвинена Науде. На самом деле именно Гейзер передал документы журналисту газеты. [30] В своем заявлении от 20 ноября 1963 года Гейзер сказал, что он решил обнародовать документы, потому что хотел сорвать цели Бродербонда. По словам Гейзера, документы без сомнения показали, что Бродербонд использовал церковь в политических целях: «Моим непосредственным наблюдением было то, что эти люди превращали церковь, которая является невестой Христа, в служанку политики». [31] Broederbond сообщила, что документы были украдены, а офисы Naudé и Geyser подверглись обыскам со стороны полиции безопасности. Тот факт, что рейды проводились не в рамках обычных полицейских операций, а полицией безопасности, подразумевал, что действия лидеров Христианского института теперь рассматривались как вопрос национальной безопасности. Христианский институт продолжал оставаться объектом рейдов полиции безопасности и нападений на средства массовой информации африкаанс.

Судебные дела о клевете

[ редактировать ]

В 1964 и 1965 годах Понт написал серию статей в Die Hervormer , ежемесячном журнале NHK, в которых обвинил Наде и Гейзера в различных правонарушениях, в том числе:

  • Поддержка и продвижение коммунизма и его целей
  • Пропаганда саботажа и планирование революции
  • Притворяясь христианами, но на самом деле стремясь уничтожить христианство
  • Поддержка массовых убийств и убийств белых женщин и детей
  • Совершение ереси и противодействие африканерским церквям [29]

Понт также обвинил Христианский институт в том, что он является прикрытием коммунистической деятельности. Наде и Гейзер подали в суд на Понта и редактора Die Hervormer за клевету. Редактор сразу же признал, что оскорбительные статьи содержали «грубые, неправдивые и клеветнические заявления», и выразил свое «глубокое и искреннее сожаление», но Понт отказался отказаться от своих комментариев. В феврале 1967 года дело было решено в пользу Ноде и Гейзера, и Понту было приказано выплатить Ноде и Гейзеру компенсацию по 20 000 рандов каждому, а также оплатить их судебные издержки (150 000 рандов). На тот момент это была самая крупная сумма, когда-либо присужденная в Южной Африке в качестве компенсации за клевету. [29] [30]

Поскольку NHK никогда не подвергала Понта цензуре, но выпустила письмо в его поддержку своим общинам, Гейзер попросил о встрече с должностными лицами NHK, на которой призвал их покаяться, прежде чем сообщить им, что он и его жена покидают деноминацию. [1]

Последствия противостояния и смерть

[ редактировать ]

Гейзер ушел с профессорской должности в 1983 году после 20 лет академической работы в Университете Витватерсранда. Он продолжал публично осуждать апартеид в ряде статей и интервью, несмотря на высокую цену, которую заплатила его семья, подвергавшаяся остракизму и физическим угрозам. Сам Гейзер пережил покушение, когда, как сообщается, были взломаны тормоза его автомобиля. [29] В интервью Sunday Express в январе 1983 года он предупредил, что: «Церковь в изоляции обречена на тщетность. Она не имеет никакой функции и становится музейным экспонатом, потому что сама концепция Церкви заключается в том, что она должна быть универсальной». [11] Последние 20 лет своей жизни он формально не принадлежал ни к одной церкви, но посещал службы в англиканской, пресвитерианской и нидерландской церквях Хервормде (Голландской конгрегации).

Гейзер был госпитализирован в 1985 году после небольшого сердечного приступа. Выздоравливая в больнице, он написал письмо президенту П. У. Боте, призывая его искупить роль, которую он и Национальная партия сыграли в осуществлении апартеида после 1948 года. Письмо, написанное на языке африкаанс, было озаглавлено: «Консенсус, примирение, доверие, признание». и продемонстрировал, что, хотя Гейзер симпатизировал реформам президента Боты, у него по-прежнему оставались богословские сомнения. В письме Гейзер заявляет: «Мне очень жаль, господин президент, даже если вы сейчас гребете так сильно, как вам позволяет страх перед Консервативной партией (КП), вы один из старейших выживших ответственных людей. Не считайте это недостойным». вы должны принять и признать свою вину за свою долю в годы вашего кабинета и в годы Брёдербонда… Вы можете списать реформы в Южной Африке до тех пор, пока вы позволяете этой самопровозглашенной саморазмножающейся африканской аристократии обходить и подрывать демократические процессы в Южной Африке. ". Комментируя роль Бродербонда в разработке политики по апартеиду, он писал: «Этому темному «мозговому центру» было легко добиться успеха с его взаимной саморекламой на государственной службе, в правительственных кругах, образовании и церкви, потому что обошел сдерживающую, но здоровую экспериментальную станцию ​​публичных дебатов».

Прежде чем он смог закончить письмо, у Гейзера случился второй смертельный сердечный приступ, но его содержание было опубликовано в газете The Sunday Star 23 июля 1985 года. [20] Несмотря на его отчуждение от NHK, его последним желанием было, чтобы его похороны прошли в церкви Nederlands Hervormde (Голландская конгрегация) в Парктауне, Йоханнесбург. Церковь исполнила его последнее желание. У Гейзера остались жена, трое детей и восемь внуков.

Наследие

[ редактировать ]

Среди одновременных оценок, восхваляющих политическое участие Гейзера, была оценка Алана Пейтона , президента Либеральной партии (ЛП). Патон похвалил Гейзера (вместе с Бейерсом Науде) в своем вступительном слове на Национальной конференции ЛП в июле 1965 года как «смелого» за то, что он готов «пострадать за то, что они считают правильным, и кто сможет увидеть, что отдельное развитие является великим Белый миф». [32] В 1988 году 64-й выпуск Теологического журнала Южной Африки был посвящен памяти Гейзера при участии бывших коллег и студентов. [33]

Недавно были предприняты согласованные усилия по восстановлению практически забытого вклада Гейзера в сопротивление апартеиду. Индивидуальные и соавторские научные статьи А.Г. ван Аарде и др. (1992, [5] 2014 [2] ) и Ван Эк (1995) [34] ) положительно оценил его роль в богословии, церкви и обществе. [1] Аргументы Гейзера против теологического оправдания апартеида, как и аргументы его коллеги Адриануса ван Зельмса из Претории, заложили основу, которая в конечном итоге привела к его полному неприятию в 2010 году со стороны NHK. [35] Ван Селмс вместе с Берендом Гемсером был одним из несогласных с теологическим оправданием апартеида, предложенным NHK. [2]

Богословские интерпретации Гейзера, которые привели к его успешным судебным делам против NHK и Pont, повлияли на содержание и стиль богословов NHK на протяжении как минимум двух десятилетий. [36] Заявления деноминации, в противовес заявлениям Гейзера, стали еще более явно согласовываться с апартеидом.

На мемориальной лекции в Леувардене в 2011 году Каспер Лабушань подчеркнул, что именно Гейзер инициировал создание Христианского института и вместе с Беном Энгельбрехтом основал экуменическую газету Pro Veritate . [29] Лабусканн был уволен из Университета Претории в 1967 году за поддержку Гейзера, и впоследствии эмигрировал в Нидерланды. [2] В 2014 году на теологическом факультете Университета Претории была учреждена ежегодная мемориальная лекция в честь Гейзера. Первую такую ​​лекцию прочитал Джеймс Лоудер, которому факультет отказал в назначении из-за его несогласия с расовыми взглядами NHK. [1] [2]

Журналист Бенджамин Погрунд описал Гейзера как демонстратора «потрясающего интеллектуального мужества и эмоциональной силы» благодаря своей готовности пересмотреть и отвергнуть религиозную идеологию, лежащую в основе апартеида, независимо от последствий. [4] Обозреватель Соуэтана и политический обозреватель принц Машеле писал: «Настоящая добродетель — это не тогда, когда человек защищает свои собственные интересы, а когда он подвергает опасности свою жизнь, защищая других. Это именно то, что сделал Гейзер. Настало время для нас, черных людей, провести кампанию «Гейзер должен подняться», чтобы защитить наследие белого человека, который провозгласил, что черные были людьми, в то время, когда такая основная истина была ересью». " [28]

Публикации

[ редактировать ]
  • (1943). Iphigeneia Aulidensis Еврипида: критический анализ . Магистерская диссертация, Университет Претории. OCLC №. 810135256.
  • (1945). « Самое раннее языческое сообщение о Христе и христианах . HTS Theological Studies / Теологические исследования . 2:1, стр. 5-16. DOI: 10.4102/hts.v2i1.3334.
  • (1946). « Образ Божий по Новому Завету . HTS Theological Studies / Теологические исследования . 3:3/4, стр. 202-209. DOI: 10.4102/hts.v3i3/4.3559.
  • (1946). Родословная Иисуса Христа по Матф. 1:1-17 и Лук. 3:23-38 . Диссертация DD, Университет Претории. Номер OCLC: 830564996.
  • (1946). « Улучшения текста Библии на языке африкаанс — Новый Завет» . HTS Theological Studies/Богословские исследования , 2:4, стр. 187-190. DOI: 10.4102/hts.v2i4.3526.
  • (1950). « Желательность пересмотра перевода Библии на африкаанс. III. Евангелие от Марка ». HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 6, 4. DOI: 10.4102/hts.v6i1/2.3607.
  • (1951). «Ответ проф. П.В. Писториусу». HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 8, 1.
  • (1951). «Отношения между Иисусом и Иоанном Крестителем». HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 7.
  • (1952). Подражание Христу . Переведено... разъяснено и представлено доктором. АС Гейзер. Кейптаун: ХАУМ
  • (1953). «Первая Генеральная церковная ассамблея». HTS Theological Studies/Богословские исследования . 9.
  • (1953). «Сегсман Люка по истории ходоков Эммауса». HTS Богословские исследования / Богословские исследования. 9:2.
  • (1953). «Покойный профессор Х.Г. Вильоен». HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 9:2.
  • (1954). «Условия проповеди». HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 11:1, 1-7.
  • (1957). « Юность Иоанна Крестителя: вывод из перерыва в параллельном описании истории детства Лукана ». Новый Завет . 1, 1:70-80. Соавтор с Х.Б. Коссеном. ДОИ: 10.1163/156853685X00553.
  • (1959). «Имена Петра и Я. Петр». HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 15.
  • (1960). Отложенное действие: экуменическое свидетельство церкви, говорящей на языке африкаанс . (А.С. Гейзер и Б.Б. Кит, ред.). Претория: ХАУМ.
  • (1960). «Первое Евангелие о единстве церкви как свидетельства о Христе», в «Отложенном действии» —: экуменическое свидетельство церкви, говорящей на языке африкаанс . (А.С. Гейзер и Б.Б. Кит, ред.). Претория: ХАУМ, 12–23.
  • (1960). « Un Essai d'Explication de Rom. XV. 19 ». Исследования Нового Завета , 6, 2: стр. 156–159. DOI: 10.1017/S0028688500000813.
  • (1961). «Варнава: от левита до апостола». HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 17.
  • (1961). «Писание предписывает видимое единство Церкви». Реформатор . 51:12.
  • (1961). «Логос и идеология: слово и притворство». HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 16:4.
  • (1962). Христианский национализм и академическая свобода : выступление в Кейптаунском университете 12 июня. Кейптаун: Национальный союз южноафриканских студентов.
  • (1964). Жить вместе . Выступления компаний TGV Inman и AS Geyser на ассамблее CUSA, Дурбан, октябрь. Йоханнесбург: Конгрегационалистский союз Южной Африки. Эд. К. Кемп. ОСЛК № 1017324513.
  • (1964). Жезл герольда в послании двенадцати . Вступительная лекция прочитана 2 октября. Йоханнесбург: Издательство Университета Витватерсранда. ОСЛК № 896744056.
  • (1965). Свобода и порядок. Выступление Альберта Гейзера в майский день утверждения академической и человеческой свободы UCT. Кейптаун: издатель не указан. 8 страниц. ОСЛК № 63496894.
  • (1969). « Кальвин не был националистом ». Pro Veritate , июнь. стр. 4–6.
  • (1970). « Семеон в Кане Галилейской». Исследования в Джоне. Подарено профессору доктору Дж. Н. Севенстеру по случаю его семидесятилетия. Эд. Туалет ван Унник. Novum Testum , Дополнения . 24:12-21. Лейден: Брилл. ISBN   978-90-04-26601-8 . DOI: 10.1163/9789004266018.
  • (1975). « Письмо Иакова и социальное положение его адресатов ». Неотестаментика . 9:25-33.
  • (1978). « Иисус, Двенадцать и Двенадцать колен у Матфея ». Неотестаментика . 12:1-19.
  • (1980). Аспекты еврейской жизни в Южной Африке: Три лекции . Б.М. Каспер, А.С. Гейзер, И. Норвич. Йоханнесбург: Друзья библиотеки, Университет Витватерсранда.
  • (1980). «Место Библии в религиозном образовании». Журнал богословия для Южной Африки. 33,4:16-23.
  • (1986). « Израиль в четвертом Евангелии». Неотестаментика . 20:13-20.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Драйер, Вим (2015). «В поисках справедливости: история Альберта Гейзера, рассказанная СМИ» (PDF) . Studia Historiae Ecclesiasticae . 41 (1/2): 184–197. дои : 10.25159/2412-4265/396 . Проверено 4 декабря 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Ван Аарде, Андрис Дж; Де Вильерс, Питер Г.Р.; Буйтендаг, Йохан (2014). «Забытая борьба Альберта Гейзера против расизма и апартеида» . HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 70 (1). дои : 10.4102/hts.v70i1.2820 . hdl : 2263/45417 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Оберхольцер, JP (2010). «Внутренняя напряженность и борьба 1941–1953 годов» . HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 66 (3): 20. дои : 10.4102/hts.v66i3.925 . ISSN   2072-8050 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Погрунд, Бенджамин (2000). Война слов: мемуары южноафриканского журналиста (1-е изд.). Нью-Йорк: Seven Stories Press. стр. 102–105. ISBN  1888363711 . Проверено 8 декабря 2018 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ван Аарде, AG (1992). «А.С. Гейзер, преподаватель богословия 1946-1961» . HTS Теологические исследования . 48 (1/2): 159–182. дои : 10.4102/hts.v48i1/2.2388 . Проверено 4 декабря 2018 г.
  6. ^ Напротив, Ван Аарде (1992:160) утверждает, что Гейзер «поступил в Преторию».
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Оберхольцер, JP (2010). Сто лет церковного и богословского образования: хроника реформатской церкви . АОСИС. ISBN  9780620482042 . OCLC   1004187442 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Оберхольцер, JP (2010). «Глава 5 – Политическая напряженность и экуменическое давление 1954–1960 гг.» . HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 66 (3). дои : 10.4102/hts.v66i3.920 .
  9. ^ Согласно Ван Аарде (1992), Гейзер получил степень магистра в 1943 году, а Оберхольцер (2010) указывает как в 1942, так и в 1943 году.
  10. Согласно Дрейеру (2015), служение Гейзера в Претории-Северо-Запад продолжалось до 1946 года.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Марэ, Бен (1988). Альберт Стефанус Гейзер (1918–1985) Биография .
  12. ^ Грефф, Марисса (2017). «100 лет богословия в УП» . Тукки, 28 июня . п. 20 . Проверено 10 декабря 2018 г.
  13. Ван Ренсбург завершил свою диссертацию только в 1958 году под руководством Гейзера, получив окончательное подтверждение того, что он получил ее с отличием в январе 1959 года (Oberholzer 2010).
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Уорд, DJC (10 января 1992 г.). «Профессор доктор А. Д. Понт: признание его жизни и работы» . HTS Theological Studies/Богословские исследования (на языке африкаанс). 48 (3/4): 515–574. дои : 10.4102/hts.v48i3/4.2418 . ISSN   2072-8050 .
  15. Ван Селмс получил отпуск на факультете, чтобы служить лейтенантом в Королевской голландской армии во время Второй мировой войны. Интернированный японцами в бывшей голландской колонии Индонезия с марта 1942 по март 1945 года, он возобновил свои обязанности на факультете только в мае 1946 года.
  16. Дрейер отмечает 1946 год как дату назначения Гейзера профессором.
  17. ^ По данным Groenewald (2013), Suid-Afrikaanse Bond набрала лишь 0,1% от общего числа голосов в Южной Африке и Юго-Западной Африке на всеобщих выборах 1958 года.
  18. ^ Гроеневальд, П.Дж. (2013). Национальная избирательная система Южной Африки. Критический анализ и альтернативы (PDF) . п. 315.
  19. ^ Хоррелл, Мюриэл (1957). Обзор расовых отношений в Южной Африке, 1956-57 (PDF) . Йоханнесбург: Южноафриканский институт расовых отношений. стр. 9–10, 24–25.
  20. ^ Перейти обратно: а б Серфонтейн, Хенни (23 июля 1985 г.). «Смерть прерывает признание апартеида». Воскресная звезда .
  21. ^ Гейзер, А.С. (1960). «Христианская религия и самобытная народная религия» . HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 16 (1): 1–30. дои : 10.4102/hts.v16i1.3792 . ISSN   2072-8050 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Энгельбрехт, Бен (1988). «Профессор А.С. (Альберт) Гейзер». Журнал богословия для Южной Африки . 64 (сентябрь): 4–5.
  23. Белый африканерский национализм возник частично в ответ на политику англицизации под британским правлением и включал попытки создать африкаанс наряду с английским языком. Такие ученые, как Гейзер и Кит, могли бы присоединиться к попыткам повысить статус африкаанс, например, помогая переводить Библию, при этом отвергая расовые аспекты африканерской националистической идеологии (см. Dreyer 2017).
  24. ^ Перейти обратно: а б Вослу, Роберт (2009). Де Ньет, Йохан; Пол, Герман; Кошелек, Барт (ред.). Кальвин и память против апартеида в семье голландских реформатских церквей в Южной Африке . Лейден: Брилл. п. 231. ИСБН  9789004174245 . Проверено 8 декабря 2018 г.
  25. ^ Гейзер, Альберт (15 июня 1969 г.). «Кальвин не был националистом» (PDF) . Про Веритас . стр. 4–6 . Проверено 8 декабря 2018 г.
  26. ^ Среди авторов, связанных с NHK, были Geyser,Ван Селмс, М. Дж. Ределингхейс и Дж. Статерхейм; ДРК представлял Кит, Бен Марэ, Г. К. Остхейзен, Дж. А. ван Вик и Г. Дж. Сварт; из реформатской В состав церквей (ГКСА) входили Х. дю Плесси и К. Хаттинг (Дрейер, 2015).
  27. ^ Перейти обратно: а б с Уолш, Питер (1983). Церковь против государства в Южной Африке: случай Христианского института . Издательство C. Hurst & Co.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Драйер, Вим А. (2017). «Есть только одна Церковь! Экклезиология Альберта Гейзера в «Отложенном действии»» . HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 73 (1): 7. дои : 10.4102/hts.v73i1.4598 . hdl : 2263/63012 . ISSN   2072-8050 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лабушань, Каспер (2011). «Бейерс Науде и сопротивление апартеиду: Справочная информация от одного из первых борцов. Лекция Бейерса Науде, Гронингенский университет» (PDF) . Проверено 11 января 2012 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б Райан, Коллин (1990). Бейерс Науде: паломничество веры . Южная Африка: Издательство Дэвида Филипа.
  31. ^ Бантинг, Брайан (1969). Возвышение Южно-Африканского Рейха . Хармондсворт: Пингвин. ISBN  978-0904759747 . Архивировано из оригинала 15 июля 2007 года . Проверено 6 декабря 2018 г.
  32. ^ Патон, Алан (1965). «Это странное явление» (PDF) . Liberal Opinion — Издается Либеральной партией Южной Африки . 4 (3): 1–5 – через Digital Innovation South Africa.
  33. ^ ДеГручи, Джон (1988). «В честь Альберта Гейзера». Журнал богословия для Южной Африки . 64 (сентябрь): 3.
  34. ^ Ван Эк, Эрнест (1995). «Богословские размышления JHJA Грейвенштейна и А.С. Гейзера об идее народной церкви» . HTS Теологические исследования/Богословские исследования . 51 (3): 825–850. дои : 10.4102/hts.v51i3.1440 . hdl : 2263/17854 .
  35. ^ Драйер, Вим А. (12 июня 2013 г.). «Реформатская церковь и апартеид» . HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 69 (1): 7. doi : 10.4102/hts.v69i1.1944 . hdl : 2263/32104 . ISSN   2072-8050 .
  36. ^ Бёкес, Иоганн (2 ноября 2003 г.). «Культурная критика и реформатский подход к богословской практике: воплощение и вызов» . HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 59 (1): 36, сноска 10. doi : 10.4102/hts.v59i1.651 . hdl : 2263/13567 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7a7b5fe072a52df86a63bfca18b8524__1704329760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/24/e7a7b5fe072a52df86a63bfca18b8524.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Albert Geyser - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)