S-образный воздуховод


образный S- воздуховод (или змеевидный воздухозаборник ) — это тип реактивного двигателя, впускного канала используемый в нескольких типах трёхреактивных самолётов . В этой конфигурации воздухозаборник находится в верхней задней части самолета, над или под стабилизатором , а выхлоп и двигатель - в задней части самолета. S-образный воздуховод расположен в хвостовой части или оперении самолета. Форма S-образного воздуховода характерна и легко узнаваема, и она использовалась в нескольких самолетах, начиная с 1962 года с Hawker Siddeley Trident . Бизнес-джеты Dassault Falcon 8X и Dassault Falcon 900 — единственные производимые самолеты, в которых используется конструкция S-образного воздуховода.
Преимущества и недостатки
[ редактировать ]S-образный воздуховод был изобретен как решение для размещения центрального двигателя на триреактивных двигателях. S-образный воздуховод проще обслуживать, чем альтернативные трехструйные конструкции. [ 1 ] Большинство конструкций Trijet выбрали S-образную компоновку воздуховода. Только конструкторы триджетов McDonnell Douglas DC-10 и MD-11 решили не использовать S-образный воздуховод и выбрали «прямоточную» компоновку. Прямоточная компоновка оставляет двигатель высоко над землей, что затрудняет доступ. Прямоточная компоновка также увеличивает общее аэродинамическое сопротивление на
2–4%. [ 1 ]
По сравнению с прямоточной конструкцией DC-10 и MD-11, S-образный воздуховод позволяет использовать более короткий киль и руль направления ближе к продольной оси.
На Lockheed L-1011 TriStar инженерам удалось сохранить характеристики двигателя, сравнимые с прямоточными конструкциями, ограничив кривизну S-образного воздуховода величиной менее четверти радиуса диаметра впускного отверстия двигателя. [ нужна ссылка ] Конструкция S-образного воздуховода также снизила общий вес пустого самолета. Исследования, проведенные при проектировании L-1011, показали, что потери от использования S-образного воздуховода более чем компенсируются экономией. [ 2 ]
S-образный воздуховод – сложная и дорогостоящая конструкция. [ нужна ссылка ] Поскольку современные реактивные двигатели обладают большей мощностью и надежностью, чем двигатели 1970-х годов, и могут безопасно приводить в движение самолет только с двумя двигателями, трехреактивная конструкция больше не используется для крупных коммерческих авиалайнеров, а используется на новейших Dassault Falcon 7X и Falcon 8X. бизнес-джетах чтобы обеспечить большую общую тягу, позволяя при этом продолжать использовать двигатели меньшего размера в классе 15–30 кН (3400–6700 фунтов силы ), с которыми исторически проектировались Falcons. В международных авиационных правилах трехмоторная компоновка также считается по своей сути более безопасной из-за повышенной избыточности, которая позволяет использовать определенные аэродромы на большой высоте только для самолетов с более чем двумя двигателями.
S-образный воздуховод также используется на боевых самолетах, где он блокирует переднюю часть реактивного двигателя от радаров. Вращающиеся лопатки компрессора будут обеспечивать более сильную радиолокационную отдачу по сравнению с гладкими сторонами воздуховода.
Список самолетов с S-образным воздуховодом
[ редактировать ]
К самолетам, построенным с S-образными воздуховодами, относятся:
- Дассо Фалькон 7X
- Дассо Фалькон 900
- Дассо Рафаль
- Еврофайтер Тайфун
- Локхид Мартин F-35 Лайтнинг II
- Роквелл Б-1 Лансер
К самолетам, ранее построенным с S-образными воздуховодами, но снятым с производства, относятся:
- Боинг 727 S-образный воздуховод Lockheed L-1011 TriStar, вид сзадиLockheed L-1011 TriStar S-образный воздуховод, вид сбоку
- Дассо Фалькон 50
- Эпическая победа
- Хокер Сиддели Трайдент
- IAI Lavi (обратный S-образный воздуховод, с воздухозаборником снизу и соплами в верхней части фюзеляжа)
- Локхид L-1011 ТриСтар
- Локхид Мартин F-22 Раптор
- Локхид YF-22
- Mikoyan Project 1.44
- Нортроп Грумман B-2 Спирит
- Northrop YF-23 (обратный S-образный воздуховод)
- Короткий SC.1
- Сухой Су-47
- Tupolev Tu-154
- Tupolev Tu-154M
- Yakovlev Yak-40
- Yakovlev Yak-42
Боинг 747-300 Trijet (не путать с более поздним 747-300) был спроектирован с S-образной компоновкой воздуховодов, но так и не был построен.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б Аэронавигационный журнал . Королевское аэронавтическое общество. 1974. С. 392, 398 . Проверено 11 декабря 2008 г.
- ^ Сделки SAE . Общество инженеров автомобильной промышленности. 1970. с. 1436 . Проверено 11 декабря 2008 г.