Регенерационизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2010 г. ) |
Регенерационизм ( испанский : Regeneracionismo ) — интеллектуальное и политическое движение в Испании конца 19-го и начала 20-го веков . Он стремился провести объективное и научное исследование причин упадка Испании как нации и предложить средства правовой защиты. Его во многом считают отличным от другого движения того же времени и места, « Поколения 98-го» . Хотя оба движения разделяли одинаковое негативное суждение о развитии Испании как нации в последнее время, регенеристы стремились быть объективными, документальными и научными, в то время как «Поколение 1998 года» больше склонялось к литературному, субъективному и художественному.
Самым видным представителем регенерационизма был арагонский политик Хоакин Коста с его максимой «Школа, кладовая и двойной замок на могиле Эль Сида » ( «Escuela, despensa y doble llave al sepulcro del Cid» ): то есть смотреть на будущее и отпустить великую триумфальную историю, которая начинается с Эль Сида.
Источник
[ редактировать ]Слово regeneración вошло в испанский язык в начале 19 века как медицинский термин, антоним corrupción (коррупция); со временем это стало метафорой противоположности политической коррупции . Оно стало новым выражением давней патриотической озабоченности упадком Испании, озабоченности, впервые выраженной арбитристами в 16 и 17 веках, затем мыслителями эпохи Просвещения и реформаторами Бурбонов в 18 веке, иногда высмеиваемой в форме так называемых «арбитрисов». под названием Proyectismo («Проектизм»), подвергшийся нападкам Хосе Кадальсо в его Cartas marruecas («Марокканские письма»). Но регенерационизм конца 19-го века был конкретно реакцией на политическую систему, основанную Кановасом во время реставрации Бурбонов . При системе Кановаса чередование консервативных и либеральных партий гарантировалось фальсифицированными выборами . Это сделало конец 19 века, после последней из Карлистских войн , периодом иллюзорной стабильности, поддерживаемой массовой политической коррупцией. Эта ложная стабильность на какое-то время скрывала нищету простых людей, плохое экономическое распределение запоздалой испанской экономики. Промышленная революция , касикизм и триумф экономической и политической олигархии . Только в Каталонии и Стране Басков наблюдался устойчивый подъем промышленной капиталистической буржуазии (ранняя индустриализация в Андалусии в значительной степени потерпела неудачу). С концом феодализма и, в частности, мошеннической экспроприацией церковной собственности ( см., например, «Церковные конфискации Мендисабаля ») и провалом земельной реформы, практически все потенциально продуктивные сельскохозяйственные угодья Испании оказались под непродуктивным использованием. латифундии (крупные поместья). Заработная плата была низкой, и многие испанцы работали поденщиками и жили на грани голода.
Регенерационизм находился под сильным влиянием краузизма — философии Карла Христиана Фридриха Краузе , провозгласившего свободу совести. Завезенный в Испанию Хулианом Сансом дель Рио , краузизм пользовался большим влиянием среди либеральных реформаторов в этой стране на протяжении всего XIX века (в сочетании с позитивизмом во второй половине века). Сегодня регенерационизм сохранился в основном как компонент арагонского национализма , для которого он долгое время служил идеологической основой.
Журналы
[ редактировать ]Интеллектуалы-регенераторы хотели сформировать новое, подлинное представление об Испании, для чего они пытались разоблачить обман официальной Испании, распространяя исследования в широко распространяемых журналах. Многие из них предшествовали публикациям, связанным с «Поколением 98-го». Первой была Revista Contemporánea (1875–1907), основанная Хосе дель Перохо . Среди его первых сотрудников были многочисленные ученые, связанные с Krausist Institución Libre de Enseñanza (Свободный институт обучения), независимым высшим учебным заведением, основанным в Мадриде в 1876 году. Среди них были Рафаэль Альтамира , Хулиан Санс дель Рио , Рафаэль Мария де Лабра , и Урбано Гонсалес Серрано , который импортировал современные европейские эстетические и философские течения и распространял их внутри страны. Испания разрывает связи с испанской культурной традицией. Еще одним престижным изданием была La España Moderna (1889–1914). Основанный Хосе Ласаро Галдиано , он стремился стать испанским Revue des deux mondes . Нравиться Revista Contemporánea стремилась быть космополитичной, европейской и современной. Среди его сотрудников были Рамиро де Маэсту и Мигель де Унамуно . Еще одним регенералистским журналом был Nuevo Teatro Crítico («Новый критический театр»), почти полностью написанный теоретиком литературы Эмилией Пардо Базан , которая была европеисткой, а также искренней феминисткой .
Писатели-регенераторы
[ редактировать ]Авторы-регенеристы публиковали исследования и эссе, осуждающие коррумпированную кановистскую систему. Особое свидетельство и стимул это получило поражение технически устаревших вооруженных сил Испании в испано-американской войне 1898 года, когда Испания потеряла практически все, что осталось от ее колониальной империи (потеряв Кубу , Пуэрто-Рико , Филиппины и несколько более мелких островных владений). .

Путь в некоторой степени был подготовлен книгами Лукаса Маллады « Болезни страны и будущая испанская революция» («Болезни страны и будущая испанская революция», 1890) и « » Рикардо Масиаса Пикавеа ( Национальной проблемой «Национальная проблема») . проблема»), а также нападки Краузиста на неграмотность и официальную государственную педагогику, особенно под руководством Свободного учебного заведения, направленного Франсиско Гинер из Rivers
Самым важным автором (и политическим деятелем) этого движения был Хоакин Коста . [ 1 ] Он вызвал переполох своими работами Colectivismo agrario en España («Аграрный коллективизм в Испании», 1898 г.) и « Олигархия и касикизм как нынешняя форма правления в Испании» («Олигархия и касикизм как нынешняя форма испанского правительства», 1901 г.). .
Позже по пути Косты пойдет племя авторов. Рафаэль Альтамира (1866–1951) из Аликанте написал «Психологию испанского народа» («Психология испанского народа», 1902), где он рассматривал патриотизм как духовную концепцию, врожденную у народов. Другими авторами прошлого, которые утверждали, что являются прото-регенератистами, были Хуан Хинес де Сепульведа , Франсиско де Кеведо , Бенито Херонимо Фейхоо и другие.
Лукас Маллада, арагонец, как и Коста, резко раскритиковал Idearium español, предложенный Анхелем Ганиве , и назвал французскую испанофобию серьёзным злом, которому в некоторой степени противостоит немецкая испанофилия . Он защищал деятельность Испании в Америке и считал, что ее репутация улучшилась, несмотря на недостаточное внимание к ее собственным делам. Он отверг пессимизм Рикардо Масиаса Пикавеа (1847–1899) в его книге « Национальная проблема» . Отвергнув призыв Масиаса Пикавеа к диктатуре, он вместо этого симпатизировал сатирику XVIII века Хуану Пабло Форнеру и Хоакину Косте, которые стремились реформировать демократию в Испании. Он отделил национальную жизнь от простого плохого примера, подаваемого ее лидерами, и резюмировал национальные недостатки следующим образом:
- отсутствие патриотизма
- презрение к себе
- отсутствие общего интереса
- отсутствие концепции независимости
- недооценка традиций
Похожие взгляды можно найти в творчестве кастильско-леонского писателя Хосе Марии Салаверриа (1873–1940), автора книги Vieja España («Старая Испания», 1907).
Идеалы и предложения регенеристов были подхвачены консервативными политиками, такими как Франсиско Сильвела , чья знаменитая статья «Sin pulso» («Без пульса») была опубликована в El Tiempo 16 августа 1898 года, и Антонио Маура , который рассматривал регенерационизм как достаточное средство для реализации его политических устремлений. В то же время регенерационизм в равной степени подхватили такие либеральные политики, как Сантьяго Альба , Хосе Каналехас и Мануэль Асанья . Бенито Перес Гальдос объединил регенерационизм со своим первоначальным краузизмом в заключительных работах своих «Национальных эпизодов» , и даже диктатор Мигель Примо де Ривера позаимствовал часть дискурса Косты, особенно его призыв к «железному хирургу» для проведения крайне необходимых национальных реформ. Он осуществил по крайней мере одну из мечтаний Косты: национальный гидрологический план. Но фигурами, которые наиболее заметно продлили течение регенерационизма до начала гражданской войны в Испании в 1936 году, были такие писатели, как Хуан Пио Мембрадо Эхерике. , Хулио сенатор Гомес , Констансио Бернальдо де Кирос , Луис Мороте , Рамиро де Маэсту , Педро Короминас , Адольфо Посада и Хосе Ортега-и-Гассет .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Регенерационизм» Хоакина Косты. Хауме Валлес Мунтадас. Эль-Паис, 17 января 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Политическое возрождение. ТЕМА 8 – Кризис Реставрации (1902–1923), youtube.com, (00:00–26:39), 26 минут (испанский)