Струнный квинтет ми мажор, соч. 11, № 5 (Боккерини)
Струнный квинтет ми мажор, соч. 11, № 5 | |
---|---|
Луиджи Боккерини | |
![]() Обложка фортепианной транскрипции знаменитой части менуэта. | |
Ключ | Ми мажор |
Каталог | Г 275 |
Жанр | Камерная музыка |
Стиль | Классический |
Составленный | 1771 |
Опубликовано | 1775 |
Движения | 4 |
Подсчет очков | Струнный квинтет (2 скрипки, 1 альт и 2 виолончели) |
Струнный квинтет ми мажор, соч. 11, № 5 (G 275) Луиджи Боккерини было написано в 1771 году и опубликовано в 1775 году. Квинтет известен своей третьей частью менуэта, которая часто исполняется как отдельное произведение вне контекста всего квинтета. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Этот струнный квинтет является «квинтетом виолончели», поскольку он рассчитан на струнный квартет (две скрипки , альт , виолончель ) со второй виолончелью в качестве пятого инструмента. На момент написания этой композиции Боккерини около десяти лет писал струнные квартеты. В 1771 году покровитель Боккерини Дон Луис , брат короля Испании Карла III , начал использовать струнный квартет «Фонт», состоящий из альтиста Франсиско Фонта и трех его сыновей. Квартет Font String Quartet исполнил многие произведения Боккерини, и какое-то время Боккерини писал почти исключительно для них. [ 2 ] Он также время от времени сам присоединялся к квартету в качестве исполнителя, что побудило его добавить в свою музыку дополнительную партию виолончели. [ 3 ]
Первый набор струнных квинтетов Боккерини, его соч. 10, также были написаны в 1771 году. [ 4 ] Его второй набор, соч. 11, состоял из шести квинтетов, в первую очередь № 5 ми мажор. Это стало самым известным произведением Боккерини, хотя после публикации оно не получило особого признания. [ 5 ]
Структура
[ редактировать ]Квинтет состоит из четырех частей:
Менуэт
[ редактировать ]Третья часть квинтета особенно известна и чаще всего исполняется из всех частей. Это в размере 3/4, в тональности ля мажор, плавно переходящей в ре мажор .
В начале части первая скрипка играет простую, изящную мелодию, а альт и виолончель — восьмой ноты пиццикато . Вторая скрипка, с другой стороны, имеет быстрые шестнадцатые ноты , которые содержат много пересечений струн. Как выразилась Элизабет Ле Гуин в книге «Тело Боккерини: эссе по плотскому музыкознанию» : «У второго скрипача нет времени на галантность ; он должен сосредоточиться на том, чтобы постоянные перекрещивания струн были разумными даже на всей длине смычка». [ 1 ]
Первые восемь мер показаны ниже.
Распоряжения
[ редактировать ]Аранжировки этого квинтета, особенно менуэта, чрезвычайно многочисленны. Вся пьеса была переложена для двойного квинтета альтов XVIII века.
Другое использование
[ редактировать ]Менуэт широко использовался в популярных средствах массовой информации, включая фильмы, телевидение и видеоигры, часто в качестве фона или лейтмотива, чтобы подчеркнуть или обозначить случаи собраний или мероприятий, происходящих в высшем обществе . Например, он использовался в фильмах «Великолепные Эмберсоны» (1942), «Время их жизни» (1946), британской черной комедии «Убийцы леди» (1955), в из музыкальной шкатулки музыке в фильме «Двое ехали вместе» (1961), и в советском мультфильме «Алиса в стране чудес» (1981) . Его процитировал вымышленный рок-гитарист Найджел Тафнел (изображаемый Кристофером Гестом ) в заключительных тактах песни «Heavy Duty» в фильме « This is Spinal Tap » (1984), имитируя классические претензии хэви-метал групп.
Британская детская телепрограмма ZZZap! использовал это движение в эскизах персонажа Нила Бьюкенена «Smart Arty».
В конце 1960-х годов новаторский предшественник Общественного радио Миннесоты использовал вступительную часть своей вечерней классической программы.
Его использует Брайан Бишоп в качестве «капли» в подкасте Адама Кароллы .
Аранжировки менуэта также используются в методе Судзуки .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б де Гуин, Элизабет, «Тело Боккерини: очерк плотского музыкознания», с. 157, 2006, Калифорнийский университет Press, Беркли, ISBN 0-520-24017-0
- ^ Ротшильд, Жермен де, «Луиджи Боккерини: его жизнь и работа», стр. 37, 1965, Оксфорд, Лондон
- ^ Харц, Дэниел, «Музыка в европейских столицах: стиль Галанта, 1720–1780», стр. 984, 2003, Нортон, Нью-Йорк, ISBN 0-393-05080-7
- ^ Харц, Дэниел, «Музыка в европейских столицах: стиль Галанта, 1720–1780», стр. 980, 2003, Нортон, Нью-Йорк, ISBN 0-393-05080-7
- ^ Жерар, Ив, «Тематический, библиографический и критический каталог произведений Луиджи Боккерини», стр. 306, 1969, Оксфорд, Лондон
Внешние ссылки
[ редактировать ]