Специальная автомобильная сеть
Автомобильные одноранговые сети ( VANET ) создаются путем применения принципов мобильных одноранговых сетей (MANET) – спонтанного создания беспроводной сети мобильных устройств – к сфере транспортных средств. [1] VANET были впервые упомянуты и представлены [2] в 2001 году в рамках приложений « специальной мобильной связи и сетей между автомобилями », где можно формировать сети и передавать информацию между автомобилями. Было показано, что в сетях VANET будут сосуществовать архитектуры связи между транспортными средствами и между транспортными средствами и между транспортными средствами для обеспечения безопасности дорожного движения , навигации и других придорожных услуг. Сети VANET являются ключевой частью структуры интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Иногда сети VANET называют интеллектуальными транспортными сетями. [3] Считается, что они превратились в более широкий « Интернет транспортных средств ». [4] который, как ожидается, в конечном итоге превратится в «Интернет автономных транспортных средств». [5]
Хотя в начале 2000-х годов VANET рассматривались как простое индивидуальное применение принципов MANET, с тех пор они превратились в отдельную область исследований. К 2015 году [6] : 3 термин VANET стал в основном синонимом более общего термина « связь между транспортными средствами» ( IVC ), хотя основное внимание по-прежнему уделяется аспекту спонтанного создания сетей, а гораздо меньше — использованию инфраструктуры, такой как придорожные устройства (RSU) или сотовые сети.
VANET находятся в разработке и не используются в коммерческих автомобилях. [7]
Приложения
[ редактировать ]Сети VANET поддерживают широкий спектр приложений – от простого однопереходного распространения информации, например, совместных информационных сообщений (CAM), до многопереходного распространения сообщений на огромные расстояния. Большинство проблем, представляющих интерес для мобильных одноранговых сетей (MANET), представляют интерес и для VANET, но детали различаются. [8] Вместо беспорядочного движения транспортные средства имеют тенденцию двигаться организованно. Взаимодействие с придорожной техникой также можно достаточно точно охарактеризовать. И, наконец, большинство транспортных средств ограничены в диапазоне движения, например, вынуждены двигаться по шоссе с твердым покрытием.
Примеры применения VANET: [6] : 56
- Электронные стоп-сигналы , которые позволяют водителю (или автономному легковому или грузовому автомобилю) реагировать на торможение транспортных средств, даже если они могут быть затенены (например, другими транспортными средствами).
- Взвод , который позволяет транспортным средствам следовать за ведущим транспортным средством вплотную (до нескольких дюймов), получая по беспроводной сети информацию об ускорении и рулевом управлении, образуя таким образом электронно связанные «автопоезда».
- информации о дорожном движении Системы , которые используют связь VANET для предоставления оперативных отчетов о препятствиях в спутниковую навигационную систему автомобиля. [9]
- Аварийные службы на автомобильном транспорте [10] – где связь VANET, сети VANET, а также предупреждения о безопасности дорожного движения и распространение информации о состоянии используются для сокращения задержек и ускорения аварийно-спасательных операций для спасения жизней пострадавших.
- Дорожные услуги [11] – также предполагается, что будущая транспортная магистраль будет «информационно-ориентированной» или «беспроводной». VANET могут помочь водителю рекламировать услуги (магазины, заправки, рестораны и т. д.) и даже отправлять уведомления о любых распродажах, происходящих в данный момент.
- Электронный сбор платы за проезд [12] – Толлинговая заявка выполняется с использованием оборудования C-ITS. Последние используют технологию ITS-G5, придорожное устройство (RSU) и бортовое устройство (OBU) с характеристиками, указанными Институтом стандартизации ETSI. Для выполнения этой услуги мы выделяем два основных требования: как обеспечить надежную геолокацию транспортного средства, когда оно пересекает пункт взимания платы, и как защитить связь во время процесса транзакции.
Технология
[ редактировать ]Сети VANET могут использовать в качестве основы любую беспроводную сетевую технологию. Наиболее известными технологиями радиосвязи ближнего действия являются WLAN и DSRC . Кроме того, сотовые технологии или LTE и 5G для сетей VANET могут использоваться .
Симуляторы
[ редактировать ]До внедрения VANET на дорогах реалистичное компьютерное моделирование VANET с использованием комбинации моделирования городской мобильности. [13] и моделирование сети необходимы. Обычно симулятор с открытым исходным кодом, такой как SUMO. [14] (который занимается моделированием дорожного движения) сочетается с сетевым симулятором, таким как TETCOS NetSim , [15] или NS-2 для изучения производительности VANET. Дальнейшее моделирование также проводится для моделирования каналов связи, которое отражает сложности беспроводной сети для сетей VANET. [16]
Стандарты
[ редактировать ]Основная стандартизация стеков протоколов VANET происходит в США, Европе и Японии, что соответствует их доминированию в автомобильной промышленности . [6] : 5
В США стек протоколов беспроводного доступа IEEE 1609 WAVE в транспортных средствах основан на WLAN IEEE 802.11p, работающем на семи зарезервированных каналах в диапазоне частот 5,9 ГГц. Стек протоколов WAVE предназначен для обеспечения многоканальной работы (даже для транспортных средств, оснащенных только одним радиомодемом), безопасности и облегченных протоколов прикладного уровня . В рамках Общества связи IEEE существует Технический подкомитет по автомобильным сетям и телематическим приложениям (VNTA). Устав этого комитета заключается в активном продвижении технической деятельности в области автомобильных сетей, связи V2V, V2R и V2I, стандартов, безопасности дорожного движения и транспортных средств с помощью связи, мониторинга дорожного движения в реальном времени , технологий управления перекрестками, будущих телематических приложений и Услуги на базе ИТС .
Радиочастоты
[ редактировать ]В США системы будут использовать область диапазона 5,9 ГГц, выделенную Конгрессом США. Эта нелицензированная частота также используется Wi-Fi . Американский стандарт V2V, широко известный как WAVE («Беспроводной доступ для транспортных средств»), основан на стандарте IEEE 802.11p более низкого уровня , принятом еще в 2004 году.
Решение Европейской комиссии 2008/671/EC гармонизирует использование полосы частот 5875–5905 МГц для приложений ИТС, обеспечивающих безопасность на транспорте. [17] В Европе V2V стандартизирован как ETSI ITS. [18] стандарт также основан на IEEE 802.11p . C-ITS, кооперативный ITS, также является термином, используемым при разработке политики ЕС, тесно связанным с ITS-G5 и V2V.
V2V также известен как VANET (автомобильная одноранговая сеть). Это разновидность MANET ( мобильная одноранговая сеть ), в которой акцент делается на то, что теперь узел является транспортным средством. В 2001 году об этом упоминалось в публикации [19] что специальные сети могут быть сформированы автомобилями, и такие сети могут помочь преодолеть слепые зоны, избежать аварий и т. д. В таких системах также участвует инфраструктура, называемая тогда V2X (транспортное средство для всего). За прошедшие годы в этой области были проведены значительные исследования и проекты, в которых VANET применялись для различных приложений, от безопасности до судоходство и правоохранительная деятельность.
В 1999 году Федеральная комиссия по связи США (FCC) выделила 75 МГц в диапазоне 5,850–5,925 ГГц для интеллектуальных транспортных систем.
Конфликт по поводу спектра
[ редактировать ]По состоянию на 2016 год V2V находится под угрозой со стороны кабельного телевидения и других технологических компаний, которые хотят отобрать большую часть радиоспектра, в настоящее время зарезервированного для него, и использовать эти частоты для высокоскоростного доступа в Интернет. Текущая доля спектра V2V была выделена правительством в 1999 году. Автомобильная промышленность пытается сохранить все, что может, заявляя, что ей отчаянно нужен спектр для V2V. Федеральная комиссия по связи встала на сторону технологических компаний, а Национальный совет по безопасности дорожного движения поддержал позицию автомобильной промышленности. Интернет-провайдеры, которым нужен спектр, утверждают, что беспилотные автомобили сделают ненужным широкое использование V2V. Автомобильная промышленность заявила, что готова поделиться спектром, если услуга V2V не будет замедлена или нарушена; FCC планирует протестировать несколько схем совместного использования. [20]
Исследовать
[ редактировать ]Исследования VANET начались еще в 2000 году в университетах и исследовательских лабораториях и развивались у исследователей, работающих над беспроводными одноранговыми сетями. Многие работали над протоколами доступа к среде передачи, маршрутизацией, распространением предупреждающих сообщений и сценариями приложений VANET. V2V в настоящее время находится в активной разработке компанией General Motors , которая продемонстрировала систему в 2006 году на автомобилях Cadillac. Другие автопроизводители, работающие над V2V, включают Toyota , [21] BMW , Daimler , Honda , Audi , Volvo и консорциум межавтомобильной связи. [22]
Регулирование
[ редактировать ]С тех пор Министерство транспорта США (USDOT) работает над V2X с рядом заинтересованных сторон . В 2012 году проект предварительного развертывания был реализован в Анн-Арборе , штат Мичиган. В нем приняли участие 2800 автомобилей, мотоциклов, автобусов и грузовых автомобилей разных марок на оборудовании разных производителей. [23] Национальное управление безопасности дорожного движения США (NHTSA) рассматривало внедрение этой модели как доказательство того, что безопасность дорожного движения можно повысить и что стандартная технология WAVE совместима. В августе 2014 года НАБДД опубликовало отчет, в котором утверждалось, что технология связи между транспортными средствами технически доказана и готова к развертыванию. [24] В апреле 2014 года сообщалось, что регулирующие органы США близки к утверждению стандартов V2V для рынка США. [25] 20 августа 2014 года НАБДД опубликовало в Федеральном реестре предварительное уведомление о предлагаемых нормотворческих нормах (ANPRM). [26] утверждая, что преимущества безопасности связи V2X могут быть достигнуты только в том случае, если будет оборудована значительная часть парка транспортных средств. Из-за отсутствия немедленной выгоды для первых пользователей НАБДД предложило обязательное внедрение. 25 июня 2015 года Палата представителей США провела слушания по этому вопросу, на которых НАБДД, а также другие заинтересованные стороны снова представили аргументы в пользу V2X . [27]
В ЕС Директива ITS 2010/40/EU [28] был принят в 2010 году. Он направлен на обеспечение совместимости приложений ИТС и возможности их работы через национальные границы. Он определяет приоритетные области для вторичного законодательства, которое охватывает V2X, и требует зрелости технологий. В 2014 году отраслевая заинтересованная сторона Европейской комиссии «C-ITS Deployment Platform» начала работу над нормативной базой для V2X в ЕС. [29] Он определил ключевые подходы к общеевропейской инфраструктуре открытых ключей (PKI) безопасности V2X и защите данных, а также способствовал разработке стандарта по смягчению последствий. [30] для предотвращения радиопомех между системами дорожной зарядки V2X на базе ITS-G5 и системами дорожной зарядки на базе CEN DSRC. Европейская комиссия признала ITS-G5 в качестве исходной коммуникационной технологии в своем Плане действий 5G. [31] и сопровождающий пояснительный документ, [32] сформировать коммуникационную среду, состоящую из ITS-G5 и сотовой связи, как это предусмотрено государствами-членами ЕС. [33] На уровне ЕС или государств-членов ЕС существуют различные проекты предварительного развертывания, такие как SCOOP@F, Testfeld Telematik, цифровой испытательный автобан, коридор ITS Роттердам-Вена, Nordic Way, COMPASS4D или C-ROADS. [34] Дальнейшие проекты находятся в стадии подготовки.
VANET в городских условиях
[ редактировать ]При использовании VANET в городских условиях важно учитывать некоторые аспекты. Первый — анализ времени простоя [35] и выбор протокола маршрутизации, соответствующего спецификациям нашей сети. [36] Другой — попытаться минимизировать время загрузки данных, выбрав правильную сетевую архитектуру после анализа городского сценария, в котором мы хотим ее реализовать. [37]
См. также
[ редактировать ]- Подключенный автомобиль
- Интеллектуальная автомобильная специализированная сеть
- Мобильная одноранговая сеть
- Сетевой симулятор
- Автомобиль для всего
- Автомобильные системы связи
- Беспроводная одноранговая сеть
- Устройство к устройству
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мортеза Мохаммади Занджире; Хади Лариджани (май 2015 г.). Обзор алгоритмов централизованной и распределенной кластеризации для WSN . 81-я конференция IEEE по автомобильным технологиям. Глазго, Шотландия. дои : 10.1109/VTCSpring.2015.7145650 .
- ^ Тох, Чай К. (3 декабря 2001 г.). Специальные мобильные беспроводные сети: протоколы и системы, Прентис Холл, 2001 г. Пирсон Образование. ISBN 9780132442046 .
- ^ «Проблемы исследований в интеллектуальных транспортных сетях, доклад ИФИП, 2008 г.» .
- ^ Сакиз, Фатих; Сен, Севиль (июнь 2017 г.). «Обзор атак и механизмов обнаружения интеллектуальных транспортных систем: VANET и IoV». Специальные сети . 61 : 33–50. дои : 10.1016/j.adhoc.2017.03.006 .
- ^ Герла, М.; Ли, Э.; Пау, Г.; Ли, У. (март 2014 г.). «Интернет транспортных средств: от интеллектуальной сети к автономным автомобилям и автомобильным облакам» (PDF) . Всемирный форум IEEE по Интернету вещей (WF-IoT) 2014 г. (PDF) . стр. 241–246. дои : 10.1109/WF-IoT.2014.6803166 . ISBN 978-1-4799-3459-1 . S2CID 206866025 .
- ^ Перейти обратно: а б с Саммер, Кристофер; Дресслер, Фалько (декабрь 2014 г.). Автомобильная сеть . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107046719 .
- ^ «Приложения VANET: прошлое, настоящее и будущее» . Автомобильная связь . апрель 2021 г.
- ^ «Сравнительное исследование среды MANET и VANET» . Журнал вычислительной техники . 2 (7). Июль 2010 года . Проверено 28 октября 2013 г.
- ^ «Управление препятствиями в VANET с использованием теории игр и управления нечеткой логикой» . Международный журнал ACEEE по вычислительной технике . 4 (1). Июнь 2013 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Мартинес, Ф.Дж.; Чай-Кеонг Тох; Кано, Хуан-Карлос; Калафате, Коннектикут; Манцони, П. (2010). «Аварийные службы в будущих интеллектуальных транспортных системах на базе автомобильных сетей связи». Журнал IEEE «Интеллектуальные транспортные системы» . 2 (2): 6–20. дои : 10.1109/MITS.2010.938166 . S2CID 206470694 .
- ^ То, Чай-Кеонг (2007). «Сценарии будущего применения интеллектуальных транспортных систем на базе MANET». Коммуникации и сети будущего поколения (FGCN 2007) . стр. 414–417. дои : 10.1109/FGCN.2007.131 . ISBN 978-0-7695-3048-2 . S2CID 15369285 .
- ^ Рандриамаси, М.; Кабани, А.; Чафук, А.; Фремонт, Г. (2019). «Процесс геолокации для электронного сбора платы за проезд с использованием технологии ITS-G5». Транзакции IEEE по автомобильным технологиям . 68 (9): 8570–8582. дои : 10.1109/TVT.2019.2931883 . S2CID 201140467 .
- ^ Набиль Ахтар; Ознур Озкасап; Синем Колери (2013). Характеристики топологии VANET в реалистичных моделях мобильности и каналов . Конференция IEEE по беспроводной связи и сетям (WCNC). Шанхай, Китай. дои : 10.1109/WCNC.2013.6554832 .
- ^ «Загрузки — Моделирование городской мобильности» . СУМО . 20 августа 2018 г. Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Теткос. «НетСим Академик» . NetSim-Сетевой симулятор и эмулятор . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Ахтар, Набиль; Колери, Синем; Озкасап, Ознур (январь 2015 г.). «Модели мобильности транспортных средств и каналов связи для реалистичного и эффективного моделирования VANET на шоссе». Транзакции IEEE по автомобильным технологиям . 64 : 248–262. дои : 10.1109/TVT.2014.2319107 . S2CID 10548384 .
- ^ 2008/671/EC: Решение Комиссии от 5 августа 2008 г. о согласованном использовании радиоспектра в полосе частот 5875–5905 МГц для связанных с безопасностью приложений интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
- ^ EN 302 663 Интеллектуальные транспортные системы (ИТС); Спецификация уровня доступа для интеллектуальных транспортных систем, работающих в диапазоне частот 5 ГГц ( http://www.etsi.org/deliver/etsi_en/302600_302699/302663/01.02.00_20/en_302663v010200a.pdf )
- ^ Чай К То (2001). Специальные мобильные беспроводные сети: протоколы и системы . Пирсон Образование. ISBN 9780132442046 .
- ^ «Машины готовы общаться друг с другом, если только мы не воспользуемся их радиоволнами для Wi-Fi» . Лос-Анджелес Таймс . 25 августа 2016 г.
- ^ КОРПОРАЦИЯ., ТОЙОТА МОТОР. «Toyota внедрит системы взаимодействия транспортных средств и инфраструктуры в новые модели в 2015 году | Глобальный отдел новостей TOYOTA» . newsroom.toyota.co.jp . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Car 2 Car — Консорциум связи: технический подход» . www.car-to-car.org . Архивировано из оригинала 2 сентября 2013 г. Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Технический информационный бюллетень по развертыванию пилотной модели безопасности ( http://www.safercar.gov/staticfiles/safercar/connected/Technical_Fact_Sheet-Model_Deployment.pdf )
- ^ NHTSA: Связь между транспортными средствами: готовность технологии V2V к применению ( http://www.nhtsa.gov/staticfiles/rulemaking/pdf/V2V/Readiness-of-V2V-Technology-for-Application-812014.pdf Архивировано 15 ноября 2018 г. в Wayback Machine ).
- ^ «Транспортные средства вскоре могут разговаривать друг с другом» . VOA . 4 апреля 2014 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Федеральные стандарты безопасности транспортных средств: связь между транспортными средствами (V2V), номер журнала NHTSA–2014–0022 ( http://www.nhtsa.gov/staticfiles/rulemaking/pdf/V2V/V2V-ANPRM_081514.pdf . Архивировано. 28 апреля 2017 г. в Wayback Machine )
- ^ Слушания в Палате представителей (Протокол) ( https://energycommerce.house.gov/hearings-and-votes/hearings/vehicle-vehicle-communication-and-connected-roadways-future . Архивировано 19 мая 2017 г. в Вэйбэк-машина )
- ^ [1] Директива 2010/40/ЕС о рамках развертывания интеллектуальных транспортных систем в области автомобильного транспорта и взаимодействия с другими видами транспорта.
- ^ [2] Платформа развертывания C-ITS – итоговый отчет, январь 2016 г. ( http://ec.europa.eu/transport/themes/its/doc/c-its-platform-final-report-january-2016.pdf )
- ^ [3] Интеллектуальные транспортные системы (ИТС); Методы смягчения помех, позволяющие избежать помех между европейским оборудованием CEN Dedicated Short Range Communication (CEN DSRC) и интеллектуальными транспортными системами (ITS), работающими в диапазоне частот 5 ГГц ( http://www.etsi.org/deliver/etsi_ts/102700_102799/102792/ 01.02.01_60/ts_102792v010201p.pdf )
- ^ [4] 5G для Европы: План действий – COM (2016) 588, сноска 29 ( http://ec.europa.eu/newsroom/dae/document.cfm?doc_id=17131 )
- ^ Глобальные разработки 5G – SWD (2016) 306, стр. 9 ( http://ec.europa.eu/newsroom/dae/document.cfm?doc_id=17132 )
- ^ Амстердамская декларация – Сотрудничество в области подключенного и автоматизированного вождения ( https://english.eu2016.nl/binaries/eu2016-en/documents/publications/2016/04/14/declaration-of-amsterdam/2016-04- 08-declaration-of-amsterdam-final-format-3.pdf. Архивировано 1 марта 2017 г. в Wayback Machine )
- ^ Информацию о C-ROADS см.: Объект Connecting Europe – Конкурс заявок на транспорт 2015 г. – Предложение по отбору проектов, страницы 119–127 ( https://ec.europa.eu/inea/sites/inea/files/20160712_cef_tran_brochure_web.pdf ). )
- ^ Мартин, Изабель (2018). «Анализ переходных процессов времени простоя в сетях VANET с использованием моделей марковского вознаграждения» . Транзакции IEEE по автомобильным технологиям . 67 (4): 2833–2847. дои : 10.1109/TVT.2017.2766449 . hdl : 2117/116842 . S2CID 4932821 .
- ^ Лемус, Летисия (2019). «Протокол мультиметрической маршрутизации на основе вероятности для специальных транспортных сетей в городских сценариях» . Доступ IEEE . 7 : 178020–178032. дои : 10.1109/ACCESS.2019.2958743 . hdl : 2117/174180 . S2CID 209460107 .
- ^ Перальта, Гоюри (2020). «Туман в облако и сетевая кодированная архитектура: минимизация времени загрузки данных для интеллектуальной мобильности» . Практика и теория имитационного моделирования . 101 : 102034. arXiv : 1912.00812 . дои : 10.1016/j.simpat.2019.102034 . hdl : 10902/20840 . S2CID 208527775 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хаммуди, К.; Бенхабилес, Х.; Касрауи, М.; Аджам, Н.; Дорнайка, Ф.; Радхакришнан, К.; Банди, К.; Кай, К.; Лю, С. (2015). «Разработка основанных на зрении и совместных транспортных встраиваемых систем для улучшения услуг по мониторингу дорог» . Procedia Информатика . 52 : 389–395. дои : 10.1016/j.procs.2015.05.003 .
- Ганди, Джениш; Джавери, Рутвидж (2015). «Подходы к энергоэффективной маршрутизации в одноранговых сетях: обзор». Проектирование информационных систем и интеллектуальные приложения . Достижения в области интеллектуальных систем и вычислений. Том. 339. стр. 751–760. дои : 10.1007/978-81-322-2250-7_75 . ISBN 978-81-322-2249-1 .
- Аркиан, HR; Атани, РЕ.; Пурхалили, А.; Камали, С. «Стабильная схема кластеризации, основанная на адаптивной множественной метрике в специальных автомобильных сетях» (PDF) . Журнал информатики и техники . 31 (2): 361–386.
- Р.Азими, Г. Бхатия, Р. Раджкумар, П. Мудалиге, «Автомобильные сети для предотвращения столкновений на перекрестках», Всемирный конгресс Общества инженеров автомобильной промышленности (SAE), апрель 2011 г., Детройт, Мичиган, США. - URL http://users.ece.cmu.edu/~sazimi/SAE2011.pdf .
- Кош, Тимо; Адлер, Кристиан; Эйхлер, Стефан; Шрот, Кристоф; Страссбергер, Маркус: Проблема масштабируемости автомобильных специальных сетей и способы ее решения. В: Журнал IEEE Wireless Communications Magazine 13 (2006), Nr. 5, С. 6.- URL http://www.alexandria.unisg.ch/Publikationen/30977 .
- Шрот, Кристоф; Страсбергер, Маркус; Эйгнер, Роберт; Эйхлер, Стефан: Структура максимизации сетевых ресурсов в сетях VANET. В: Материалы 3-го международного семинара ACM по автомобильным одноранговым сетям (VANET): ACM SIGMOBILE, 2006. – 3-й международный семинар ACM по автомобильным одноранговым сетям (VANET). – Лос-Анджелес, США, с. 2
- К. То - «Сценарии будущего применения интеллектуальных транспортных систем на базе MANET», Материалы конференции IEEE Future Generation Communication and Networking (FGCN), Vol.2, стр. 414–417, 2007.
- Рават, Д.Б.; Попеску, округ Колумбия; Ян, Г.; Олариу, С. (2011). «Повышение производительности VANET за счет совместной адаптации мощности передачи и размера окна конфликтов». Транзакции IEEE в параллельных и распределенных системах . 22 (9): 1528–1535. дои : 10.1109/tpds.2011.41 . S2CID 8887104 .
- Эйхлер, Стефан; Остермайер, Бенедикт; Шрот, Кристоф; Кош, Тимо: Моделирование обмена сообщениями между автомобилями: анализ влияния на дорожное движение. В: Материалы 13-го ежегодного собрания Международного симпозиума IEEE по моделированию, анализу и симуляции компьютерных и телекоммуникационных систем (MASCOTS): IEEE Computer Society, 2005. - 13-е ежегодное собрание Международного симпозиума IEEE по моделированию, анализу и Моделирование компьютерных и телекоммуникационных систем (MASCOTS).- Атланта, США, с. 4.- URL http://www.alexandria.unisg.ch/Publikationen/30961 .
- Гозалвес Дж.; Сепулькре, М.; Бауза, Р. (2012). «Коммуникации IEEE 802.11p для инфраструктуры в городских условиях» . Журнал коммуникаций IEEE . 50 (5): 176–183. дои : 10.1109/mcom.2012.6194400 . S2CID 5913154 .