Номен (Древний Египет)
Номен в иероглифах | ||||
---|---|---|---|---|
sˁ-Rˁ Са-Ре Сын дороги | ||||
Картуш с именем царя Хафры с именем Нисвт-Бити и титулом Са-Ре внутри. |
Номен » древнеегипетских фараонов пятерку входил в « великих имен . Он был введен королем Джедефре , третьим фараоном 4-й династии , как поправка к традиционному гербу нсвт-бити . Позже номен был отделен от преномена и стал независимым королевским именем. [ 1 ]
Геральдический внешний вид
[ редактировать ]Титул Са-Ре , буквально означающий «Сын Ра », был написан знаками солнечного диска и гуся, расположенными внизу. Вначале знаки солнца и гуся помещались в конце картуша с именем короля. Это читалось как: «Царь Нижнего и Верхнего Египта, царь XXX, сын Ра». Позже он был помещен перед картушем, представляя имя короля, и теперь читается как: «Сын Ра, король XXX». Иероглифы, образующие сам номен, помещались внутри картуша. [ 2 ]
Символика
[ редактировать ]Во время правления короля Четвертой династии Джедефре культ бога солнца Ра достиг нового расцвета. Египетские фараоны теперь считали себя настоящими сыновьями Ра, поскольку сам Ра только что стал величайшим из всех богов. [ 3 ] [ 1 ] Позже ситуация изменилась, и Ра символически слился с богом Амоном . [ 4 ]
Введение и история
[ редактировать ]Самое раннее известное использование титула Са-Ре происходит во время правления короля Джедефре , третьего правителя 4-й династии и преемника Хуфу . [ 5 ] Самые ранние следы культа солнца в Древнем Египте, тогда концентрировавшегося на солнце как небесном объекте, появляются во времена 2-й династии (ок. 2890–2686 гг. до н.э.), возможно, при ее втором правителе, царе Ранебе . В частности, Ранеб был первым фараоном, который использовал символ солнца как часть своего имени Гора . Рост значения культа бога Солнца впервые проявился во время правления Перибсена в середине II династии, который поместил солнечный диск над фигурой бога Сета. Позже, при царе Джосере , основателе 3-й династии , мы находим первые личные имена князей и высших чиновников, связанных с Ра. [ 3 ]
Эта эволюция достигла нового максимума, когда король Джедефре поставил бога Ра выше всех других богов, считая себя сыном Ра в персоне. Однако в то время титул «Сына Ра», Са-Ре , был лишь простой поправкой к гербу nswt-bity (что означало одновременно «Он из осоки и пчелы» и «Царь Верхнего и Нижнего Египта»). ), традиционная форма представления имени правителя. Таким образом, в те ранние времена египетской истории номен и преномен, скорее всего, были одним и тем же именем. Только начиная с позднего периода Среднего царства помещалось (ок. 2055–1650 гг. До н. э.) упоминание «Са-Ре» вместе с титулом нисвт-бити перед картушем, содержащим имя короля. За это время царь Нефериркаре Какаи , третий правитель 5-й династии (ок. 2490–2345 до н. э.), был первым, кто разделил титулы нсвт-бити и Саре и превратил их в два разных, независимых имени, которые теперь называются преноменом и номеном соответственно. Титул Са-Ре использовался для представления нового имени короля и, таким образом, стал новым «Великим именем». [ 5 ]
После Среднего царства фараоны часто использовали и свои преномены, и номены в отдельных картушах, что иногда приводило к путанице среди египтологов. Причина путаницы кроется в различиях между царскими именами, представленными древним историком Манефоном , написавшим историю Египта в III веке до нашей эры, и более старыми египетскими списками царей, такими как Список царей Абидоса , Табличка Саккара и Турин. Канон , относящийся к периоду Рамессидов (ок. 1292–1189 до н.э.). В то время как Манефон дает эллинизированные версии имен царей, в списках Рамессида используется только преномен. Поэтому трудно различить, какой номен какому преномену принадлежит. Кроме того, многие правители более поздних периодов использовали в надписях картуши-версии своих номенов и преноменов отдельно. Таким образом, только в надписях, в которых оба имени указаны рядом, можно надежно связать их с каким-либо царем. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Стивен Квирк: Культ Ра: поклонение Солнцу в Древнем Египте . Темза и Гудзон, 2001 г., ISBN 0500051070 , с. 59-51.
- ^ Юрген фон Бекерат: Справочник египетских королевских имен (= Мюнхенские египтологические исследования , том 49). фон Заберн, Майнц, 1999 г., ISBN 3-8053-2591-6 , с. 25–27.
- ^ Перейти обратно: а б Йохем Каль : «Ра — мой Господь». В поисках восхода Бога Солнца на заре египетской истории (= Менес , т. 1). Харрасовиц, Висбаден, 2007 г., ISBN 978-3-447-05540-6 , с. 8, 30 и 43.
- ^ Джордж Харт: Словарь египетских богов и богинь. Рутледж и Кеган Пол, Лондон, 1986 г., ISBN 0-415-05909-7 , с. 179–182.
- ^ Перейти обратно: а б с Алан Хендерсон Гардинер: Египет фараонов: Введение (= Книги о Галактике , том 165). Clarendon Press, Оксфорд (Великобритания), 1961 г., ISBN 0195002679 , с. 50 - 51.