Этическая дилемма
В философии этическая дилемма , также называемая этическим парадоксом или моральной дилеммой , — это ситуация, в которой противостоят два или более противоречивых моральных императива , ни один из которых не имеет приоритета над другим агенту . Тесно связанное определение характеризует этическую дилемму как ситуацию, в которой любой доступный выбор неправильный. Этот термин также используется в более широком смысле в повседневной речи для обозначения этических конфликтов, которые могут быть разрешимы, психологически трудного выбора или других типов сложных этических проблем.
Эта статья касается этических дилемм в строгом философском смысле , которые часто называют подлинными этическими дилеммами . Были предложены различные примеры, но существуют разногласия относительно того, представляют ли они собой подлинные или просто кажущиеся этические дилеммы. Центральные дебаты вокруг этических дилемм касаются вопроса о том, существуют ли они. Защитники часто указывают на очевидные примеры, в то время как их оппоненты обычно стремятся показать, что их существование противоречит весьма фундаментальным этическим принципам. Этические дилеммы бывают разных типов. Важное различие касается разницы между эпистемическими дилеммами , которые создают, возможно, ложное впечатление у агента неразрешимого конфликта, и реальными или онтологическими дилеммами . Существует широкое согласие в том, что существуют эпистемические дилеммы, но основной интерес к этическим дилеммам проявляется на онтологическом уровне. Традиционно философы считали, что хорошие моральные теории должны быть свободны от этических дилемм. Но это предположение было подвергнуто сомнению в современной философии.
Определение
[ редактировать ]Человек оказывается перед этической дилеммой, если он несет несколько противоречивых моральных обязательств и ни одно обязательство не имеет приоритета над другими. Два этических требования противоречат друг другу , если агент может выполнить одно или другое, но не оба: агент должен предпочесть одно другому. Два противоречивых этических требования не преобладают друг над другом, если они имеют одинаковую силу или если нет достаточной этической причины предпочесть одно другому. [1] [2] [3] Только такого рода ситуации представляют собой этическую дилемму в строгом философском смысле, которую часто называют настоящей этической дилеммой . [4] [5] Другие случаи этических конфликтов разрешимы и поэтому, строго говоря, не являются этическими дилеммами. относится ко многим случаям конфликта интересов . Это также [2] Например, бизнесмен, спешащий по берегу озера на встречу, находится в этическом конфликте, когда замечает тонущего ребенка недалеко от берега. Но этот конфликт не является настоящей этической дилеммой, поскольку у него есть четкое решение: прыгнуть в воду, чтобы спасти ребенка, значительно перевешивает важность прийти на встречу вовремя. Из этого определения также исключены случаи, в которых агенту просто психологически трудно сделать выбор, например, из-за личных привязанностей или из-за отсутствия знаний о последствиях различных альтернатив. [4] [1]
Этические дилеммы иногда определяются не с точки зрения противоречивых обязательств, а с точки зрения отсутствия правильного образа действий, когда все альтернативы неверны. [1] Эти два определения эквивалентны для многих, но не для всех целей. Например, можно утверждать, что в случае этических дилемм агент свободен выбирать любой образ действий, и что любая альтернатива является правильной. Такая ситуация по-прежнему представляет собой этическую дилемму согласно первому определению, поскольку противоречивые требования не разрешены, но не согласно второму определению, поскольку существует правильный образ действий. [1]
Примеры
[ редактировать ]Были предложены различные примеры этических дилемм, но существуют разногласия относительно того, представляют ли они собой подлинные или просто кажущиеся этические дилеммы. Один из самых старых примеров принадлежит Платону , который описывает ситуацию, в которой агент пообещал вернуть оружие другу, который, вероятно, воспользуется им, чтобы причинить кому-то вред, поскольку он не в своем уме. [6] В этом примере обязанность сдержать обещание находится в противоречии с обязанностью предотвращать причинение вреда другим. Сомнительно, представляет ли этот случай настоящую этическую дилемму, поскольку обязанность предотвращать вред явно перевешивает обещания. [4] [1] Другой известный пример принадлежит Жану-Полю Сартру , который описывает ситуацию одного из своих учеников во время немецкой оккупации Франции. Этот студент оказался перед выбором: либо бороться за освобождение своей страны от немцев, либо остаться со своей матерью и заботиться о ней, для которой он был единственным утешением, оставшимся после смерти ее второго сына. В данном случае конфликт возникает между личным долгом перед матерью и долгом перед страной. [7] [4] Роман Выбор Софи» « Уильяма Стайрона представляет собой еще один широко обсуждаемый пример. [8] В нем нацистский охранник заставляет Софи выбрать для казни одного из своих детей, добавляя, что оба будут казнены, если она откажется сделать выбор. Этот случай отличается от других примеров, в которых конфликтующие обязанности относятся к разным типам. Этот тип случая был назван симметричным , поскольку обе обязанности имеют один и тот же тип. [4] [1]
Типы
[ редактировать ]Этические дилеммы бывают разных типов. Различия между этими типами часто важны для разногласий по поводу того, существуют ли этические дилеммы или нет. Определенные аргументы за или против их существования могут быть применимы только к некоторым типам, но не к другим типам. И только некоторые типы, если таковые имеются, могут представлять собой подлинные этические дилеммы.
Эпистемический против онтологического
[ редактировать ]В эпистемических этических дилеммах агенту неясно, что следует делать, поскольку агент не может определить, какое моральное требование имеет приоритет. [4] [9] [10] Многие решения в повседневной жизни, от тривиального выбора между банками фасоли в разной упаковке в супермаркете до выбора профессии, меняющей жизнь, связаны с этой формой неопределенности. Но неразрешимые конфликты на эпистемическом уровне могут существовать и без реальных неразрешимых конфликтов, и наоборот. [11]
Основной интерес к этическим дилеммам связан на онтологическом уровне : существуют ли на самом деле подлинные дилеммы в форме неразрешимых конфликтов между моральными требованиями, а не только то, верит ли в это агент. [11] На онтологическом уровне также возникает большая часть теоретических разногласий, поскольку как сторонники, так и противники этических дилемм обычно согласны с тем, что существуют эпистемические этические дилеммы. [4] Это различие иногда используется для аргументации против существования этических дилемм, утверждая, что все очевидные примеры на самом деле носят эпистемический характер. В некоторых случаях это можно продемонстрировать по тому, как разрешается конфликт после получения соответствующей информации. Но могут быть и другие случаи, когда агент не может получить информацию, которая могла бы решить проблему, что иногда называют устойчивыми эпистемическими этическими дилеммами. [9] [4]
Самонавязанные против навязанных миром
[ редактировать ]Разница между добровольными и мировыми этическими дилеммами касается источника противоречивых требований. В добровольном случае агент несет ответственность за конфликт. [4] [2] Типичным примером в этой категории являются два несовместимых обещания: [12] например, чтобы одновременно посетить два мероприятия, происходящие в отдаленных местах. С другой стороны, в случае, навязанном миром, агент оказывается перед дилеммой, не неся ответственности за ее возникновение. [4] Разница между этими двумя типами актуальна для моральных теорий. Традиционно большинство философов считали, что этические теории должны быть свободны от этических дилемм, что моральные теории, которые допускают или влекут за собой существование этических дилемм, ошибочны. [4] В слабом смысле этот запрет направлен только на дилеммы, навязанные миром. Это означает, что всех дилемм избегают агенты, строго следующие рассматриваемой моральной теории. Только агенты, отклоняющиеся от рекомендаций теории, могут оказаться перед этическими дилеммами. Но некоторые философы утверждали, что это требование слишком слабое, что моральная теория должна быть в состоянии обеспечить руководство в любой ситуации. [12] Этот ход мыслей следует интуиции, согласно которой не важно, как возникла ситуация, и как на нее реагировать. [4] Так, например, если агент оказывается перед добровольной этической дилеммой, заключающейся в том, что ему приходится выбирать, какое обещание нарушить, необходимо учитывать некоторые соображения, почему правильнее нарушить одно обещание, а не другое. [12] Утилитаристы, например, могли бы утверждать, что это зависит от того, какое из невыполненных обещаний принесет наименьший вред всем заинтересованным сторонам.
Обязательство против запрета
[ редактировать ]Обязательство – это этическое требование действовать определенным образом, а запрет – это этическое требование не действовать определенным образом. Большинство обсуждений этических дилемм сосредоточено на дилеммах обязательств: они включают в себя два противоречивых действия, которые агент обязан выполнить с этической точки зрения. С другой стороны, дилеммы запрета — это ситуации, в которых не допускается какой-либо образ действий. Утверждалось, что многие аргументы против этических дилемм успешны только в отношении дилемм обязательств, но не против дилемм запрета. [4] [13] [14]
Один агент против мультиагента
[ редактировать ]Этические дилеммы включают в себя два образа действий, которые оба обязательны, но противоречат друг другу: невозможно выполнить оба действия. В обычных делах с одним агентом один агент имеет оба конфликтующих обязательства. [15] В мультиагентных случаях действия по-прежнему несовместимы, но обязательства касаются разных людей. [4] Например, два участника, участвующие в соревновании, могут иметь обязанность победить, если они пообещали это своим семьям. Эти два обязательства, принадлежащие разным людям, противоречат друг другу, поскольку победитель может быть только один.
Другие типы
[ редактировать ]Этические дилеммы можно разделить по видам обязательств, конфликтующих друг с другом. Например, Рашворт Киддер предполагает, что можно выделить четыре модели конфликта: «правда против лояльности, человек против сообщества, краткосрочный против долгосрочного и справедливость против добродетели». [2] [16] Этим случаям конфликтов между разными видами обязанностей можно противопоставить конфликты, при которых один вид обязанностей конфликтует сам с собой, например, при наличии конфликта между двумя долгосрочными обязательствами. Такие случаи часто называют симметричными случаями . [1] Термин « проблема грязных рук » относится к другой форме этических дилемм, которая конкретно касается политических лидеров, оказавшихся перед выбором: нарушить общепринятую мораль ради достижения большего общего блага. [4] [17]
Существование этических дилемм
[ редактировать ]Проблема существования этических дилемм касается вопроса о том, существуют ли какие-либо подлинные этические дилеммы в отличие, например, от просто очевидных эпистемических дилемм или разрешимых конфликтов. [1] [5] Традиционная позиция отрицает их существование, но в современной философии есть различные защитники их существования. Существуют различные аргументы за и против обеих сторон. Защитники этических дилемм часто указывают на очевидные примеры дилемм, в то время как их оппоненты обычно стремятся показать, что их существование противоречит весьма фундаментальным этическим принципам. Обе стороны сталкиваются с проблемой примирения этих противоречивых представлений. [4]
Аргументы в пользу
[ редактировать ]Распространенный способ аргументировать этические дилеммы — это привести конкретные примеры. Такие примеры довольно распространены и могут включать случаи из повседневной жизни, истории или мысленные эксперименты, такие как «Ученик Сартра» или «Выбор Софи», обсуждаемые в разделе примеров . [10] Сила аргументов, основанных на примерах, основана на интуитивном понимании того, что эти случаи на самом деле являются примерами подлинных этических дилемм. Противники этических дилемм часто отвергают этот аргумент, утверждая, что первоначальная интуиция в таких случаях вводит в заблуждение. Например, может оказаться, что предложенная ситуация невозможна, что один выбор объективно лучше другого или что существует дополнительный выбор, не упомянутый в описании примера. Но чтобы доводы защитников увенчались успехом, достаточно иметь хотя бы один подлинный аргумент. [4] Это представляет собой значительную трудность для оппонентов, поскольку им придется показать, что наша интуиция ошибается не только в отношении некоторых из этих случаев, но и во всех из них. Некоторые оппоненты ответили на эту трудность, утверждая, что все эти случаи представляют собой просто эпистемические , а не подлинные дилеммы, т.е. что конфликт просто кажется неразрешимым из-за недостатка знаний агента. [9] [10] Эту позицию часто защищают утилитаристы . [18] Поддержка этого подхода обусловлена тем фактом, что последствия даже простых действий часто слишком велики, чтобы мы могли их должным образом предвидеть. Согласно этой интерпретации, мы ошибочно принимаем нашу неуверенность в том, какой образ действий перевешивает другой, за идею о том, что этот конфликт неразрешим на онтологическом уровне. [4] Защитники этических дилемм обычно соглашаются, что существует множество случаев эпистемических дилемм, которые разрешимы, но кажутся неразрешимыми. Однако они отвергают возможность обобщения этого утверждения на все примеры. [4]
Аргумент морального остатка — еще один аргумент в пользу этических дилемм. Моральный остаток в этом контексте относится к обратным эмоциям, таким как вина или раскаяние. [4] [11] Эти эмоции возникают из-за впечатления, что вы сделали что-то неправильно, не выполнили свои обязательства. [5] В некоторых случаях морального остатка агент несет ответственность сам, потому что он сделал плохой выбор, о котором впоследствии сожалеет. Но в случае этической дилеммы агенту приходится это делать независимо от того, какое решение он примет. Переживание морального остатка — это не просто то, что происходит с агентом, но даже кажется соответствующей эмоциональной реакцией. Аргумент, основанный на моральном остатке, использует эту линию мышления для аргументации в пользу этических дилемм, утверждая, что существование этических дилемм является лучшим объяснением того, почему моральный остаток в этих случаях является подходящим ответом. [5] [19] Оппоненты могут ответить, утверждая, что подходящей реакцией является не вина, а сожаление, с той разницей, что сожаление не зависит от предыдущего выбора агента. Если обрезать связь с возможным дилеммным выбором, первоначальный аргумент теряет свою силу. [4] [11] Другой контраргумент допускает, что вина является подходящей эмоциональной реакцией, но отрицает, что это указывает на существование основной этической дилеммы. Эту линию аргументации можно сделать правдоподобной, указав на другие примеры, например, на случаи, когда вина уместна, хотя никакого выбора не было. [4]
Аргументы против
[ редактировать ]Некоторые из самых сильных аргументов против этических дилемм исходят из очень общих этических принципов и пытаются показать, что эти принципы несовместимы с существованием этических дилемм и что их существование, следовательно, будет включать в себя противоречие. [5]
Один из таких аргументов исходит из принципа агломерации и принципа, который должен подразумевать возможность . [11] [1] [5] Согласно принципу агломерации , если агент должен делать одно и должен делать другое, то этот агент должен делать и то, и другое. Согласно «должно» подразумевается «можно» , если агент должен делать обе вещи, то агент может делать обе вещи. Но если агент может делать и то, и другое, между двумя образами действий нет конфликта и, следовательно, нет дилеммы. Защитникам, возможно, придется отрицать либо принцип агломерации , либо принцип, который предполагает возможность . Любой выбор проблематичен, поскольку эти принципы весьма фундаментальны. [4] [1]
Другая линия аргументации отрицает существование неразрешимых этических конфликтов. [5] С такой точки зрения можно признать, что у нас есть различные обязанности, которые иногда могут противоречить друг другу. Но это не проблема, пока всегда есть одна обязанность, которая перевешивает другие. Было предложено расположить различные типы обязанностей в иерархическом порядке. [4] Таким образом, в случае конфликта высший долг всегда будет превалировать над низшим, например, что говорить правду всегда важнее, чем сдержать обещание. Одна из проблем этого подхода заключается в том, что он не может решить симметричные случаи: когда две обязанности одного и того же типа конфликтуют друг с другом. [4] Другая проблема такой позиции заключается в том, что вес различных типов обязанностей, по-видимому, зависит от ситуации: в некоторых случаях конфликта мы должны говорить правду, а не сдерживать обещание, но в других случаях верно обратное. [4] Такова, например, позиция У. Д. Росса , согласно которой на нас лежит ряд различных обязанностей и мы должны определить их относительный вес исходя из конкретной ситуации. [20] Но без дальнейших аргументов эта линия мысли просто ставит вопрос перед защитником этических дилемм, который может просто отрицать утверждение, что все конфликты могут быть решены таким образом. [5]
Другой тип аргументации исходит из природы моральных теорий. По мнению различных авторов, для хороших моральных теорий требуется, чтобы они направляли действия, будучи способными рекомендовать, что следует делать в любой ситуации. [21] Но это невозможно, когда речь идет об этических дилеммах. Таким образом, эти интуитивные представления о природе хороших моральных теорий косвенно подтверждают утверждение об отсутствии этических дилемм. [4] [1]
См. также
[ редактировать ]- Дебаты об абортах
- Прелюбодеяние
- Эвтаназия
- Исполнение
- Градуированный абсолютизм
- Дилемма самаритянина
- Ситуационная этика
- Самоубийство
- Право и добро
- Проблема с тележкой
- Теория ценности
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Синнотт-Армстронг, Уолтер. «Моральные дилеммы» . www.энциклопедия.com . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Квалнес, Эйвинд (2019). «Моральные дилеммы». Моральные рассуждения на работе: переосмысление этики в организациях . Международное издательство Спрингер. стр. 11–19. дои : 10.1007/978-3-030-15191-1_2 . ISBN 978-3-030-15191-1 .
- ^ Портмор, Дуглас В. (2008). «Являются ли моральные причины морально важнее?» (PDF) . Этическая теория и моральная практика . 11 (4): 369–388. дои : 10.1007/s10677-008-9110-1 . ISSN 1386-2820 . S2CID 143910957 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа МакКоннелл, Терренс (2018). «Моральные дилеммы» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тессман, Лиза (2015). «1. Моральные дилеммы и невыполнимые моральные требования». Моральный провал: о невыполнимых требованиях морали . Упс, США.
- ^ Платон; Джоветт, Бенджамин (2016). «ВВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ». Республика . Проект Гутенберг.
- ^ Сартр, Жан-Поль. «Экзистенциализм – это гуманизм» . www.marxists.org . 1946 год . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Стайрон, Уильям (2010). Выбор Софи . Открытые дорожные медиа. ISBN 978-1-936317-17-2 .
- ^ Jump up to: а б с Блэкберн, Саймон. «Дилеммы: растерянность, уплотнение и горе». Моральные дилеммы и моральная теория . Издательство Оксфордского университета. п. 127.
- ^ Jump up to: а б с Мозерсилл, Мэри (1996). «Дебаты о моральных дилеммах». Моральные дилеммы и моральная теория . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и МакКоннелл, Терренс К. (1996). « Моральный остаток и дилеммы» Эн Мейсон, 1996. Ред. Моральные дилеммы и моральная теория . Издательство Оксфордского университета. стр. 36–47.
- ^ Jump up to: а б с Хилл, Томас Э. (2002). «Моральные дилеммы, пробелы и остатки». Человеческое благосостояние и моральная ценность: кантианские перспективы . дои : 10.1093/0199252637.001.0001 . ISBN 0199252637 .
- ^ Валлентайн, Питер (1989). «Два типа моральных дилемм» . Эркеннтнис . 30 (3): 301–318. дои : 10.1007/BF00168283 . S2CID 53137903 .
- ^ Валлентайн, Питер (1987). «Дилеммы запрета и деонтическая логика» . Логика и анализ . 30 (117/118): 113–122. ISSN 0024-5836 . JSTOR 44084189 .
- ^ МакКоннелл, Терренс (1988). «Межличностные моральные конфликты» . Американский философский ежеквартальный журнал . 25 (1): 25–35.
- ^ Киддер, Рашворт М. (2005). Моральное мужество . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-059154-0 .
- ^ Коуди, CAJ (2018). «Проблема грязных рук» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Слот, Майкл (1985). «Утилитаризм, моральные дилеммы и моральные издержки» . Американский философский ежеквартальный журнал . 22 (2): 161–168. ISSN 0003-0481 . JSTOR 20014092 .
- ^ Sandcooler, Ханс Йорг (2010). «Дилемма моральная». Энциклопедия философии . Мой. Архивировано из оригинала 11 марта 2021 г. Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ Росс, WD (2002) [1930]. Право и Добро . Кларендон Пресс. стр. 19–20.
- ^ Атанасулис, Нафсика. «Добродетельная этика: 4б. Руководство действиями» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 22 февраля 2021 г.