Елена Андреянова
Елена Андреянова | |
---|---|
![]() Цветная литография Елены Андреяновой 1840-х годов. Из Государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург. | |
Рожденный | Елена Ивановна Андреянова 13 июля 1819 г. |
Умер | 28 октября 1857 г. | ( 38 лет
Национальность | Русский |
Занятие | Балерина |
Годы активности | 1837–1857 |
Елена Ивановна Андреянова , иногда пишется Елена Андреянова (русская Елена Ивановна Андреянова), 13 июля 1819 года. Петербург — 28 октября 1857 Париж , русская балерина . Ее считают выдающейся русской балериной романтического жанра , но ее жизнь была полна трагедий. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]О ее детстве мало что известно. В десять лет она поступила в Санкт-Петербургское драматическое училище. [ 2 ] Среди ее учителей были Филипп Тальони и его дочь Мари Тальони . Она закончила обучение в 1837 году и присоединилась к балетной труппе Мариинского театра, где была первой русской танцовщицей, исполнившей заглавные партии в «Жизели» (1842), «Пери» (1844) и «Пахите» (1847). [ 3 ]
Она стала любовницей директора Императорского театра Александра Гедеонова . Между Геденовым и Андреяновой возник антагонизм, когда приглашенные французские балерины Мари Тальони и Фанни Эльсслер получили некоторые из ее партий и вместо нее получили признание публики. Чтобы задобрить свою любовницу, Геденов отправил ее на главную роль в московский Большой балет . Но здесь возникла новая волна соперничества. Поклонники балерин Большого театра были расстроены тем, что их любимых танцоров вытеснили петербургские танцовщицы, особенно их прима-балерина Екатерина Санковски . Они освистали Андреянову и во время одного выступления вместо цветов бросили на сцену дохлую кошку. Потрясенная Андреянова потеряла сознание. Публика смягчилась и аплодировала стоя. Она проработала в Большом театре 15 лет. [ 4 ] [ 5 ]
В 1846 году она гастролировала по Европе с труппой Большого театра, выступая в Париже , Гамбурге , Брюсселе и Милане . Она поразила публику сочетанием изящества и огня. Возник спор с руководством Парижской оперы , которое не только не заплатило ей за выступления, но и потребовало плату за предоставление труппе возможности показать свое искусство. Однако это отразилось на Парижской опере, когда Андреянова убедила ведущего парижского артиста балета Мариуса Петипа покинуть Париж и присоединиться к ее труппе. [ 5 ] В Италии она танцевала в « Ла Скала » и была принята с восторгом, в ее честь были отлиты медали, которые раньше вручались только таким величайшим артистам, как Мари Тальони и Фанни Эльсслер . [ 5 ]
Французский хореограф Жюль Перро специально для нее написал в своих балетах две партии: Черную фею в «Адане» (1850) и графиню Берту в «Своенравной жене» (1851).
В 1852 году Андреянова посетила Лондон , но это турне оказалось неудачным. [ 5 ] Вернувшись домой, ее отношения с Гедеоновым закончились, когда он завел нового любовника, и в 1854 году ее уволили из Императорских театров .
Она решила организовать собственное турне по российской провинции, взяв с собой артистов Большого театра и воспитанников Московского хореографического училища в труппу, которой руководила и руководила она сама. Тур посетил Харьков , Полтаву , Киев , Воронеж , Тамбов и Одессу . У Андреяновой возникла идея большого двухактного балета для гастролей под названием « Бахчисарайский фонтан » по одноименной поэме Александра Пушкина . Его премьера состоялась в Воронеже в 1854 году. Гастроли в том же году неожиданно прервались в Одессе, когда Крымская война грозила городу бомбардировками. Труппа была расформирована, а гастроли не имели финансового успеха, что стало большим бременем для Андреяновой. [ 5 ]
Изнурительные требования тура подорвали здоровье многих танцоров, но особенно Андреяновой, которая несла финансовые заботы. Она вернулась в Петербург нездоровая, а через некоторое время, хотя и еще тяжело больная, поехала лечиться в Париж. [ 5 ]
Она так и не поправилась и умерла в Париже в 1857 году от нервного истощения в молодом возрасте 38 лет. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в 20-м округе . [ 6 ] Надгробие для нее было выбрано ею самой незадолго до смерти и представляет собой Жизель, прислонившуюся к кресту.
венерианский кратер Андреянова . В ее честь назван [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Андреянова Елена Ивановна - это... Что такое Андреянова Елена Ивановна?" . Словари и энциклопедии на Академике . Retrieved 2016-02-24 .
- ^ «Первая русская Жизель: кто она?» . rusarticlesjournal.com . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ "Знаменитые женщины » Архив блога » Елена Ивановна Андреянова" . Retrieved 2016-02-24 .
- ^ «Андрос о балете: влияние Большого театра на американский балет» . michaelminn.net . Проверено 24 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж "Елена Ивановна Андреянова (Elena Andreyanova) | Belcanto.ru" . www.belcanto.ru . Retrieved 2016-02-24 .
- ^ «Елена Ивановна Андреянова (1819 – 1857) – Найди могилу-памятник» . www.findagrave.com . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «База данных кратеров Венеры, $name» . www.lpi.usra.edu . Проверено 24 февраля 2016 г.
- Елена Андреянова — Запись в Большой советской энциклопедии , 3-е издание (1970—1979), переизданное на английском языке издательством The Free Dictionary. По состоянию на февраль 2016 г.
- Елена Андреянова Известные женщины, май 2008 г. По состоянию на февраль 2016 г.
- Андреянова, Елена // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. - М., 1896-1918.
- Красовская В., "Русский балет с начала до середины XIX века", Л.-М., 1958, с. 245-54.
- Скальковский К., Танец, балет, их история и место в ряду изобразительных искусств , 1886, глава VIII, с. 206-221 [1]