игра с арахисом
Juego de maní («игра в арахис»), часто называемая просто maní или mani , иногда называемая baile de maní («танец арахиса») или bambosa , [ 1 ] — боя на палках боевое искусство и танец , который был разработан на Кубе африканскими рабами . Фольклорные группы до сих пор сохраняют его на Кубе. Практикующих называют манисеро . [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Говорят, что слово мани (или по-испански с акцентом maní, обозначающим ударение на последнем слоге) означает «война». [ 1 ] [ 3 ] на неопределенном африканском языке и не является отсылкой к «арахису», к которому слово maní также может относиться в кубинском испанском языке . [ 3 ] Его длинные испанские названия, арахисовая игра , [ 3 ] (« игра мани ») и танец мани [ 1 ] (« танец мани »), таким образом, будет означать «военную игру» или «военный танец» соответственно.
Еще более длинное записанное название - juego de maní con grasa (проще говоря, « смазанная маслом игра») из-за ее гладких и скользких качеств. [ 1 ]
По-английски некоторые современные практики называют это просто мани , без акцента. [ 3 ] описательный термин «мани-бой на палках» . Также можно встретить [ 4 ]
История
[ редактировать ]
Игра Мани, вероятно, имеет западноафриканское происхождение. [ 5 ] В нее играли среди африканских рабов на Кубе, в их скудное свободное время. Некоторые из их хозяев сочли бы это борьбой за конкуренцию и сделали бы ставку на результат. [ 3 ] [ 4 ] Считается, что иногда рабов заставляли сражаться насмерть ради развлечения своих хозяев. [ 4 ]
Особая кубинская форма хуэго де мани отчетливо проявилась к 19 веку на кубинских плантациях сахарного тростника. [ 4 ] к тому времени в нем работали свободные люди смешанного афро-кубинского происхождения.
Первоначально кубинские женщины также танцевали хуэго де мани , и это было запрещено в 1930-х годах, но все еще исполнялось. [ 1 ] [ 6 ]
Сегодня мани очень фольклорна, и те, кто ее практикует, делают это в основном как времяпрепровождение или общение, поскольку оно включает в себя очень многое: музыку, пение, спарринги, дружбу и т. д.
Карикао [ нужны разъяснения ] есть версия, а в Пуэрто-Рико есть свой собственный арахис под названием кокобале , который не следует путать с кубинской с арахисом . игрой [ 7 ] [ нужна проверка ]
Форма, техника и музыка
[ редактировать ]В поединках участвуют пара противников, которые следуют заданным правилам танцев и боя, сидя по кругу. [ 4 ] На ранней колониальной Кубе в мани участвовал один танцор, который танцевал в кругу противников, который пытался наносить удары, выполняя различные прыжки и уклончивые шаги. [ нужна ссылка ] Позже это стало формой один на один.
В некоторых аспектах оно похоже на капоэйру и на лягья (также известное как данмье ) из Мартиники и Гваделупы . [ 8 ] Работа ног теоретически похожа на бразильскую гингу , но имеет более топающий характер.
Боевая система мани включает в себя такие приемы, как лоу-кики, [ нужна ссылка ] подсечки ногами , [ 4 ] удары , [ 4 ] удары головой , [ 4 ] удары локтями , [ 4 ] и удары предплечьями, коленями и ладонями, [ нужна ссылка ] а также колесо телеги . [ нужна ссылка ] Каждый бой заканчивается захватом, броском или захватом. [ нужна ссылка ]
Мани также может использовать такое оружие, как трость. [ 4 ] (используется аналогично калинда в стиле бою на палках в Тринидаде и других странах Карибского бассейна), а также ножи , [ 4 ] включая мачете и двойное мачете. [ нужна ссылка ] Используемая палка имеет толщину сахарного тростника. [ 4 ] (независимо от того, сделан ли он из этого традиционного материала или нет) и длиной около 16 дюймов (40 см). [ 4 ] Первоначальная форма боевого искусства дзюэго де мани представляла особую опасность, потому что танцор/боец иногда носил кожаные наручные чехлы, мунекерас , украшенные гвоздями и другими видами металлов. [ нужна ссылка ]
Ритм танца/боя основан на ритме, который играют музыканты, и ожидается, что аккомпанирующие музыканты будут синхронизировать акценты игры на барабанах с акцентами движений во время выступления. Эта форма была популярна в Матансас и Лас-Вильяс провинциях и включала в себя кружащиеся соревновательные мужские танцы, которые повлияли на небоевые, социальные танцы, созданные на Кубе, такие как румба Колумбия . [ нужна ссылка ]
Музыка, используемая в Хуэго де Мани, принадлежит Пало Монте , или просто Пало, афро-кубинской религии. Одна из самых популярных мани песен — « Vamos a la guerra si maní » («Мы идем на войну, если [есть] мани »). [ нужна ссылка ]
Манисерос
[ редактировать ]Опытных практиков называют манисеро . [ 2 ] [ 3 ] Великий магистр искусства [ 9 ] на Кубе до сих пор преподает Хуан де Диос Рамос Морехон, основатель и руководитель кубинской фольклорной танцевальной труппы Raices Profundas («Глубокие корни»). [ 3 ] [ 9 ] Де Диос вырос, сражаясь на улицах Кубы, и его называли «живой энциклопедией» искусства, когда он решал преподавать ему. [ 9 ] Он был послом афро-кубинской музыки и боевых искусств на протяжении многих лет, путешествуя, чтобы преподавать в таких разных местах, как Германия , Япония , США и Мексика . [ 9 ] Его протеже из Пуэрто-Рико, житель Нью-Йорка Мигель Кихано (нынешний учитель маникюра и автор учебных пособий) отмечает, что Де Диос также сантеро и церемониальный певец, «знающий традиции йоруба, пало, абакуа и арара, известные по всей Кубе». [ 3 ]
Де Диос, в свою очередь, вместе с семью другими учениками великого манисеро Аржельерса Леона. [ 3 ] Кихано пишет о восьми выпускниках Леона, что они «знали это искусство… во всей его полноте», как танцевальную форму, так и боевое искусство. [ 3 ] и были членами-основателями Conjunto Folklorico Nacional (танцевальная организация Кубы «Национальная фольклорная связь»), [ 3 ] [ 9 ] где преподавали «фольклорный вариант», т.е. ориентированный на танцевальное исполнение. [ 3 ]
Именно благодаря этим фольклорным группам Пало и Мани поддерживаются. Хотя на Кубе все еще существуют несколько мастеров, не многие по-настоящему понимают аспекты борьбы этого искусства с версией фольклорного танца. [ 9 ] По словам Кихано, который учился у нескольких из них, единственными ныне живущими мастерами манисеро являются Хуан де Диос, Карлос Альдама и Рохелио Мартинес Фуре (он также считает кубинского журналиста Альберто Педро, но уже практикующим на пенсии). [ 3 ]
Сходство с капоэйрой
[ редактировать ]Ассунсао отмечает, что мани имеет много важных сходств с капоэйрой , как по форме (игра в кругу с похожими инструментами и ударами, включенными в ритмичные движения), так и по значению (множественные социальные функции, роль «колдовства» и акцент на обмане). . [ 5 ] Эти сходства подтверждают мнение о том, что боевые игры африканского происхождения в Америке имеют общие черты, независимо от их конкретного западного или центральноафриканского происхождения. [ 5 ]
Литература
[ редактировать ]- Ассунсао, Матиас Рериг (2002). Капоэйра: история афро-бразильского боевого искусства . Рутледж. ISBN 978-0-7146-8086-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ортис, Фернандо (1951). Танцы и театр негров в фольклоре Кубы [ Танцы и театр негров в фольклоре Кубы ] (на испанском языке). Ediciones Cardenas и Cia ISBN . 978-8489750210 .
- ^ Jump up to: а б Лопес, Ней (2004). Бразильская энциклопедия африканской диаспоры . Черная печать. п. 62. ИСБН 85-87478-21-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Обама, Генри Орельен (29 сентября 2010 г.). «Мигель Кихано» . Журнал Сиай . Архивировано из оригинала 6 июня 2012 года . Проверено 25 декабря 2011 г. Подробное интервью с современным инструктором.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Круделли, Крис; Росс, Крис (2008). Путь воина: боевые искусства и боевые стили со всего мира . Издательство ДК. ISBN 9780756651855 . Проверено 25 декабря 2011 г. Обратите внимание, что в этом источнике на одной и той же странице написано и «бой на палках», и «бой на палках».
- ^ Jump up to: а б с Ассунсао 2002 , стр. 61.
- ^ Дэниел, Ивонн (2005). Танцующая мудрость: воплощенные знания в гаитянском воде, кубинском йоруба и баианском кандомбле . Издательство Университета Иллинойса. п. 62. ИСБН 0-252-07207-3 .
- ^ Монтехо, Эстебан ; Барнет, Мигель ; Хилл, В. Ник (1994). Биография беглого раба . Издательство Техасского университета. ISBN 1-880684-18-7 .
- ^ Льюис, Джон Лоуэлл (1992). Кольцо освобождения: обманчивый дискурс в бразильской капоэйре . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-47682-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дэниел, Ивонн (1995). Румба: танец и социальные изменения на современной Кубе . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-20948-1 .